Дыхательные упражнения на физкультурных занятиях, утренней гимнастике и физкультминутках для детей младшего и среднего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая, средняя группа)

Косица Наталья Сергеевна

сборник примерных дыхательных упражнений для младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР

п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Дыхательные упражнения на физкультурных занятиях, утренней гимнастике и физкультминутках для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. В ДОУ возможно ее включение в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику и физкультминутки. Последние позволяют эффективно решать следующие задачи:

- повышать общий жизненнный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям;

- развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо- и кровообращение в легких.

В младшем и среднем дошкольном возрасте активно используются ору для рук, плечевого пояса и туловища в сочетании со звуковой гимнастикой; имитационные, образно – подражательные упражнения.

Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном  и среднем темпе с небольшими (4-5 раз) количеством повторений.

Во вводной и заключительной частях физкультурного занятия проводятся игровые упражнения дыхательной гимнастики по 25-30 с.

Большинство упражнений в этом возрасте начинается из исходного положения «стоя», некоторые упражнения для туловища из положений «сидя», «лежа на спине», «стоя на четвереньках».

Упражнения из положения «стоя»

«Лови комара». И.п. – стоя, ноги врозь, руки опустить. Хлопнуть в ладоши перед собой на уровне лица (груди, над головой), сказать: «Хлоп!». Вернуться в и.п.

«Помаши крыльями как петух». И.п. – стоя, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, затем, хлопая ими по бедрам, делать выдох и произносить: «Ку – ка – ре – ку!».

«Косарь». И.п. – стоя, ноги врозь, слегка согнуты; руки вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак. Поворачиваться направо и налево (подражая движениям косаря), выполняя размашистые движения руками и произносить с выдохом: «Жух! Жух!»

«Гуси шипят». И.п. – стоя, ноги врозь, руки за спиной. Наклониться вперед, голову не опускать (смотреть вперед), произнеси: «Ш – ш – ш – ш». Вернуться в и.п. – вдох.

«Часики». И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Наклон в сторону, сказать: «Тик». Вернуться в и.п. – вдох. Наклон в другую сторону, сказать: «Так». Вернуться в и.п. – вдох.

«Дудочка». И.п. – основная стойка, руки согнуты перед собой, как будто держат дудочку. Пальцами изображать игру на дудочке, и на выдохе говорить: «Ту! Ту! Ту!»

«Вертушка». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опустить. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками и произнося: «Х – р – р – р».

«Вырасти большим». И.п. – стоя, ноги вместе, руки опустить. Поднять руки, потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У – х – х – х».

«Спрятались». И.п. – стоя, ноги слегка расставлены, руки опустить. Полуприсед, приложить пле к губам и произнести с длительным выдохом: «Т – с – с – с». Вернуться в и.п. – вдох.

«Лягушка прыгает». И.п. – стоя, ноги немного расставлены, руки на поясе. Вдохнуть, после чего выполнить прыжок вперед с одновременным выдохом, произнося: «Ква – ак».

«Насос». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Выполнять наклоны в стороны, одной рукой скользя вниз по телу, другой вверх. Произносить: «С- с – с – с».

Упражнения из положения «сидя», лежа на спине», «стоя на четвереньках», «стоя на коленях»

«Гребцы». И.п. – сидя, ноги врозь, руки согнуты в локтях. Наклониться вперед, коснуться руками носков ног, выдохнуть, признося: «У – х – х – х». Выпрямится, слегка развести локти в стороны - вдох.

«Маятник». И.п. – сидя на полу, ноги скрещены, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо – влево, повторяя: «Так – так».

«Прижми колени». И.п. – сидя, ноги вперед, руки вверх. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками и произнести на выдохе: «Вот» – вернуться в и.п. – вдох.

«Кошечка». И.п. – стоя на четвереньках. Поднять голову, прогнуть спину – вдох. Опустить голову, выгнуть спину сказать: «Ш – ш – ш».

«Мотор». И.п. – стоя на коленях, руки согнуть перед грудью. Выполнять вращение согнутых рук , произнося : «Р – р – р».

«Мишка спит». И.п. – лежа на спине, ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Согнуть ноги, повернуться на бок, произнести на выдохе: «У – х – х – х». Вернуться в и.п.

Игровые упражнения

«Поезд». Дети  - «вагончики» встают в колонну за воспитателем – «паровозом». Поезд движется, дети двигают согнутыми руками и произносят: «Чух – чух».

Чух – чух, чух – чух,

Мчится поезд во весь дух,

Паровоз пыхтит,

«Тороплюсь!» - гудит.

«Тороплюсь! Тороплюсь,

Тороплю – у – у – сь!»

Повторять в течении 25 – 30с.

«Заблудился». Одна часть детей изображае деревья, другая детей, заблудившихся в лесу. Они ходят между деревьями, останавливаются, складывают руки рупором и на выдохе громко произносят: «А – у – у – у!»

«Гуси летят». Дети медленно ходят по залу, поднимая руки в стороны, на выдохе произносят: «Г – а – а –а! Г – а – а – а!»

«Собираем цветы». Дети ходят врассыпную по залу, ищут и собирают заранее разложенные цветы. Воспитатель предлагает понюхать ароматные цветочки. Слегка наклоняя голову, дети делают глубокий вдох через нос, длинный выдох через рот, произнося: «А – а – а – а».

«Подуй на одуванчик». Дети собирают одуванчики, выполняют длинный выдох, стараясь сдуть все парашютики с одуванчика.

«Сдуй снежинку». Дети ищут заранее разложенные, снежинки из бумаги. Кладут их на ладошку. Выдыхая, стараются сдуть снежинку.

«Пузырь». Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют круг, становясь близко друг к другу, произносят:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой.

Да не лопайся.

Одновременно с этим, расходятся назад, увеличивая круг, держась за руки. Воспитатель говорит: «Лопнул пузырь» - дети сходятся к центру, произнося : «Ш – ш – ш – ш».

Упражнения на нормализацию дыхания

На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, требующей усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких на занятиях необходимо вводить дыхательные упражнения, способствующие нормализации дыхания, особенно после бега и прыжков.

«Обними себя». И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны, ладони вперед, пальцы врозь. Руки скрестить на груди, кистями хлопнуть по лопаткам, одновременно сделать выдох. Вернуться в и.п. – вдох.

«Сдуем снег с обуви». И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх – в стороны. Наклониться вперед, руки через стороны скрестить перед грудью с громким выдохом. Оставаясь в наклоне, плавно скрещивая и разводя руки, закончить выдох. Плавно выпрямиться, выполняя спокойный вдох, принять и.п.

Инструктор по физкультуре: Косица Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг для детей младшего и среднего дошкольного возраста «КОЛОБОК – ЗДОРОВЯЧОК».

Сценарий для проведения физкультурного досуга с детьми младшего и среднего возраста по мотивам русской-народной сказки "Колобок"....

Физкультурное экологическое развлечение для детей младшего и среднего дошкольного возраста "Юные Экологи"

Спортивно-экологическое мероприятие  физкультурное развлечение "Юные Экологи"...

Физкультурный досуг для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

В материале представлены сценарии физкультурных досугов для детей дошкольного возраста (в соответствие с возрастными особенностями)....

Оздоровительная гимнастика после сна для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Забота о здоровье -Это важнейший труд воспитателя.Сухомлинский Василий АлександровичПравильно организованный подъем детей после дневного сна не только создает положительный эмоциональный фо...