Оздоровительная гимнастика после сна для детей младшего и среднего дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа)

Иванова Светлана Александровна
 
Забота о здоровье -
Это важнейший труд воспитателя.

Сухомлинский Василий Александрович
Правильно организованный подъем детей после дневного сна не только создает положительный эмоциональный фон, но  и  дает большой оздоровительный эффект. Приятная пробуждающая музыка, «потягушечки» в постели, ходьба по корригирующим дорожкам, воздушные ванны и элементы водного закаливания, дыхательной гимнастики, самомассажа  — все это будет способствовать оздоровлению и комфортному переходу детей от сна к активной деятельности. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста особенно интересна бодрящая гимнастика игрового характера. Такие комплексы имеют сюжет, в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Рекомендуется следующий порядок проведения: ‹ постепенное пробуждение под приятную музыку (1–3 минуты); ‹ «потягушечки» в постели; можно потягиваться, поднимать и опускать руки и ноги, выполнять элементы самомассажа и пальчиковой гимнастики (2–3 минуты); ‹ ходьба по массажным (корригирующим, рефлексогенным) дорожкам, (1–2 минуты); ‹ гимнастика после сна с  элементами дыхательной гимнастики (4–5 минут); закаливающие водные процедуры: обтирание холодной водой (руки до локтя, шея); ‹ одевание после сна. Важно, чтобы групповая комната была хорошо проветрена к пробуждению детей. Очень хорошо все процедуры проводить в игровой форме, сопровождать рифмовками, песенками.

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posle_sna_mladshaya.docx105.56 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 1  «Я НА СОЛНЫШКЕ ЛЕЖУ»

                          с 01 по 15 сентября

  I. В кроватках

  «Солнышко проснулось   И нам всем улыбнулось.

  (дети улыбаются)

  Вспомним солнечное лето,   Вспомним вольную пору.

 (потягивание)

 Вспомним речку голубую   И песок на берегу.

    («Повернитесь на живот, пусть ваши спинки погреются на солнышке»)

 Я на солнышке лежу,  Я на солнышко гляжу.

 Только я все лежу,   И на солнышко гляжу.

    (лежа на животе, движения ногами)

  II. Стоя на массажном коврике

А теперь поплыли дружно,   Делать так руками нужно.

(сгибать и разгибать руки, подражая движениям пловца)

Вышли на берег крутой,  И отправились домой.

(ходьба на месте)

  III. Дыхательное упражнение

    «Петух». И.п.: ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны,

    хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 2  «НА МОРЕ»

                                          с  16  по 30 сентября 

I. В кроватках 

Просыпайся глазок!

Просыпайся другой!

Поздороваться солнышко

Вышло с тобой!

Посмотри, как оно улыбается!

Снова день продолжается!

Просыпайся глазок!

Просыпайся другой!

Поздороваться солнышко

Вышло с тобой!

Посмотри, как оно улыбается!

Снова день продолжается!

Просыпайся глазок!

Просыпайся другой!

Поздороваться солнышко

Вышло с тобой!

Посмотри, как оно улыбается!

Снова день продолжается!

  Просыпайся глазок!  Просыпайся другой!   Поздороваться солнышко Вышло с тобой!

  Посмотри, как оно улыбается!  Снова день продолжается!

«Маяк». И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Крепко зажмурить глаза, открыть, руки вверх сжимая и

 разжимая пальцы.   Вернуться в и.п.

«Рыбки плывут». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднимание и опускание прямых рук.

«Морская звезда».  И.п : лежа на спине руки вдоль тела. Развести руки и ноги в стороны. Вернуться в и.п.

«Дельфин показался из воды». И.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях. Поднять верхнюю часть

 туловища, выпрямляя руки. Вернуться в и.п.

II. Стоя на массажном коврике

 Пловцы». И.п.: стоя, ноги врозь, руки опущены. Вдох - поднять левую руку. Выдох - мах левой рукой

 вперед. То же правой рукой.

«Какое море большое».  И.п.: то же. Вдох - руки через стороны, вверх, подняться на носки. Выдох, руки  

  вниз, опуститься на стопу.

«Чайки ловят рыбу в воде». И.п.: то же. Наклон туловища вперед, руки в стороны, вернуться ви.п.

«Волны» И.п.: то же. 1 - подняться на носки потянуться вверх за рукам. 2 – присесть, сгруппироваться.

    «Морской конек». И.п.: стоя, руки перед грудью, согнуты в локтях, держат «уздечку». Поскоки с ноги на

      ногу, высоко поднимая колени.

III. Дыхательное упражнение  

«Дует ветер».  И.п.: стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. Вдох - и.п.; на выдохе протяжно произнести:

  «У-у-у-у-у».

 

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 3  «МЕДВЕЖАТА»

                                      с 01 по 15 октября

  I.  В кроватках

Проснись дружок, и улыбнись. С боку на бок повернись И в медвежонка превратись.

(поворачиваются направо, налево)

Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили!  Вот так. Вот так. Головой своей крутили.

    (повороты головой направо, налево)

  II.  Стоя на массажном коврике

    Вот мишутка наш идет, Никогда не упадет.

Топ-топ, топ-топ, Топ-топ, топ-топ.

(ходьба на месте)

Мед медведь в лесу нашел – Мало меду, много пчел.

(махи руками).

Мишка по лесу гулял, Музыканта повстречал.

И теперь в лесу густом Он поет под кустом.

Были медвежатами, Станьте же ребятами.

  III.  Дыхательное упражнение

Вот стоит самолёт, (Дети стоят, руки вдоль тела)

Он готовится в полёт. (Круговые движения руками впереди.)

У него мотор ревёт р-р-р-р! (Дети произносят звук «р»)

Самолёт летит,(Руки в стороны, лёгкий бег.)

Самолёт гудит: у-у-у! (Дети произносят звук «у»)

         

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА №  4  «ПТИЦЫ»

                               с  16  по 31 октября 

  1. В кроватках

 Ребятки, просыпайтесь! Солнце глянуло в кроватки,   Надо делать нам зарядку.  

 Будем с вами мы играть,  Бегать, прыгать и скакать!

«Клювики». И.п.:  лежа на спине, руки вдоль тела. Повороты головы вправо-влево.

«Птички прятались от кошки». И.п.: то же. Подтянуть ноги к груди, обхватить колени руками,

 наклонить голову, сгруппироваться.

«Лебеди». И.п.: лежа на животе, руки и ноги прямые. Раскачиваться вперед и назад,  прогибаясь в спине.

 

  1. Стоя на массажном коврике

 «Птицы прилетели». И.п.: стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. Руки через стороны вверх, вернуться ви.п.

«Утки ныряют». И.п.: стоя, руки к плечам. Наклон вниз, руки отвести назад, вернуться ви.п.

«Ласточка летит». И.п.: присесть, руки согнуты в локтях перед собой. Встать, отвести руки

 назад, прогнуться,  вернуться ви.п.

«Цапля». И.п.:  стоя, ноги слегка расставить, руки на поясе. Поочерёдное поднимание ног.

 III. Дыхательное упражнение

 «Ворона».И.п.: стоя, ноги врозь, руки опущены. Вдох - руки развести в стороны, медленно опускать вниз.

 На выдохе произносить «кар», протяжно произнести звук [р].

 

 

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 5  «ЗАЙЧАТА»

                                       с 01 по 15 ноября

   I. В кроватках

Проснись дружок, и улыбнись. С боку на бок повернись И в зайчишку превратись.

   (поворачиваются направо, затем налево)

Чтобы прыгнуть дальше всех,  Зайка лапки поднял вверх.Потянулся и ….  прыжок.

   (тянутся, лежа на спине, опускают руки вниз)

На спине лежат зайчишки,  Все зайчишки шалунишки:

Ножки дружно все сгибают, По коленкам ударяют.

Вот увидел он лисичку, Испугался и затих.

   (прижать руки к груди, затаить дыхание)

         

  II. Стоя на массажном коврике

Мы лисичку обхитрим, На носочках побежим.

(бег на месте)

Были вы зайчишками, Станьте ребятишками.

  III. Дыхательное упражнение  

«В лесу». И.п.: стоя, руки вдоль тела. Вдох через нос в естественном темпе, выдох затягивается.

 Во время выдоха произносить с различными интонациями «Ау-ау-ау».        

 

 

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 6 «ЛЕСНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ»

                   с 16 по 30 ноября

 I.  В кроватках

   Медвежата, вы проснитесь –  На постели потянитесь. 

   Тяни лапку, не ленись -  Лапку вверх и лапку вниз.

 «Медведь в берлоге». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.

«Зайчишки – трусишки». И. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались».

  Вернуться в и. п., отвести руки назад – «показались».

«Любопытные вороны». И. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи,

сказать «кар-р».

«Волчек-серый бочок». И.п.: стоя на четвереньках. Поочередное вытягивание ног вверх.

 II. Стоя на массажном коврике

 «Елочки большие и маленькие». И. п.: стоя, руки на поясе. Присесть, обхватить руками колени,

 опустить голову; затем выпрямиться, встать на носки, потянуться, руки вверх. Вернуться в и. п.

«Белочки на веточках». И. п.: то же. Повороты с пружинкой.

«Лисичка». И.п.: стоя, руки вдоль туловища. Попеременно отставлять правую (левую) ногу в сторону,

  руки вверх. Вернуться в и.п.

«Благородные олени». И.п.: стоя, руки на поясе. Ходьба на месте высоко поднимая колени.

 III. Дыхательное упражнение

«Филин». И.п. стоя, одна рука лежит на животе, другая — на груди.

Втягивая живот — вдох, выпячивая живот  выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф».

 

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА №  7 «БУДЕМ СИЛЬНЫМИ»

                        с 01  по 15 декабря

  I. В кроватках

    Под сосной, где много шишек, Сладко спит малютка-мишка. Мишка, глазки открывай,

    День с зарядки начинай! Сначала мишка потянулся, Выгнул спинку и проснулся.

  1. «Медведь в берлоге» - и. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Перекаты с боку на бок.
  2. «Зайчики – побегайчики» - и. п.: то же. Поочередное поднимание ног в быстром темпе.
  3. «Зайчишки – трусишки» - и. п.: то же. Ноги согнуть в коленях, обхватить их руками – «спрятались»; вернуться в и. п.,                                                  отвести руки назад – «показались».
  4. «Любопытные вороны» - и. п.: сидя на коленях. Встать на колени, руки развести в стороны и делать взмахи, сказать «кар-р».
  5. «Белочки на веточках» - и. п.: стоя возле кровати, руки на поясе. Повороты с пружинкой.
  6. «Благородные олени» - и. п.: то же. Ходьба на месте высоко поднимая колени. 

  II. Стоя на массажном коврике

       А теперь все дружно вместе

        Встанем, прыгаем на месте.

  III. Дыхательное упражнение  

        Мы слегка побарабаним  И сильнее сразу станем.

        И.п.: ноги врозь, руки на поясе. Присесть, похлопать по коленям (выдох). Вернуться ви.п.,

        со звуком «бам-бам-бам» (вдох).

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 8   «ПУТЕШЕСТВИЕ СНЕЖИНКИ»

                   с 16 по 31 декабря

   I. В кроватках

        Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать.  Спешите на зарядку! Мы вас не будем ждать!

        Проснись дружок, и улыбнись. С боку на бок повернись, И в снежинку превратись.

   «Снежинки просыпаются». И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Повороты головы влево - вправо.

  «Снежинки-пушинки».  И.п.: то же. Развести руки и ноги в стороны, вернуться в и.п.

  «Клубок снежинок». И.п.:  лежа на спине, колени согнуть и обхватить руками, голову опустить.

  Выпрямиться, руки назад, ноги вытянуть, голову вверх , вернуться в и.п.

  «Снежный ком».  И.п.: то же. Перекаты на спине вперед-назад.  

  «Снежинки-самолетики».И. п.: сидя на коленях, руки опущены. Приподняться на коленях, руки в стороны.

  Вернуться в и.п.

  II. Стоя на массажном коврике

  «Снегопад».  И.п.: стоя, руки в стороны. Медленные приседания с опусканием рук вниз.

      «Танец снежинок». И.п.: то же. Кружиться на месте на носках, вращать кистями рук.

  «Стряхнем снежок».  И.п.: то же.  Прыжки то одной ноге, то на другой.

  III. Дыхательное упражнение

  «Сдуем снег с ладошки». Вдох носом, дробный выдох через нос с произнесением звуков «фу-фу-фу».

 

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 9   «НЕБОЛЕЙКА»

                                     с 1 по 15 января

  1. В кроватках

      Глазки открываются, реснички поднимаются.  (Легкий массаж лица.)
     
Дети просыпаются, друг другу улыбаются        (Поворачивают голову вправо - влево.)

      Дышим ровно, глубоко и свободно, и легко.  (Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот)
      Что за чудная зарядка - как она нам помогает,  (Сидя на кровати,  растирают ладонями грудную клетку

      Настроенье улучшает и здоровье укрепляет.          и предплечья).

       «Потянулись» - И. п.: лежа на спине. Руки вверх, потянуться, произнести: "Ух!"                                                                                                                              .      «Паучок» - И.п.: лежа на спине, руки и ноги разведены в стороны. Поочерёдно сгибать руки и ноги.                                                                             .      «Колобок» И.п.: лежа на спине, руки развести в стороны. Подтянуть колени к груди, обхватить их             .     .        руками,  вернуться в и.п.                                                                                                                                                                         .       «Рыбка» И.п.: лежа на животе руки под подбородком. Приподнять голову, подвигать руками и ногами.

  II.   Стоя на массажном коврике

    «Мячики». И.п.: ноги врозь, руки на пояс. 8-10 подпрыгиваний, столько же шагов. Прыгать легко, мягко.

  III.  Дыхательное упражнение         

 

     Во дворе гуляет гусь,  Выступает важно.                Ноги вместе, руки вниз (вдох, через нос)

     Зашипел сердитый гусь: – Уходите, я сержусь!     Наклон вперёд, руки назад (выдох со звуком «ш»).

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА №  10  «ХЛОПУШКА»

                                         с 16 по 31 января

  I. В кроватках

Крепче кулачки сжимаем,  Их повыше поднимаем,

Потянуться, улыбнуться  И проснуться.

«Хлопушки вверху». И.п.: лежа на спине, ноги врозь, руки вдоль тела. Хлопок в ладоши над головой.

   Вернуться в и.п.

«Хлопок под ногой». И.п.: то же. Поднять правую ногу, хлопок в ладоши под ней. Вернуться в и. п.

  То же левой ногой.

«Хлопок за спиной». И.п.: сидя на коленях, руки вдоль тела. Хлопок в ладоши за спиной.

«Хлопок перед собой». И.п.: то же. Наклон вперед, руки выпрямить, хлопнуть в ладоши. Вернуться в и.п.

  II. Стоя на массажном коврике 

    «Хлопушки».  И.п.: стоя, руки вдоль тела. 1 - хлопок впереди, 2 - хлопок внизу за телом, 3 – впереди,

4 - сгибая руки, хлопок за головой.  

«Хлопушки».И.п.: стоя, руки на поясе. Наклон вперед, хлопок ладонями по коленям, вернуться в и. п.

Поочередное поднимание прямых ног. Вернуться в и.п.

«Прыгаем хлопая». И.п.: стоя, руки вдоль тела. Прыжок, руки через стороны поднять в вверх,

 хлопок в ладоши. Вернуться в и.п.

  III. Дыхательное упражнение    

 

«Хлопушка». И.п.: стоя, руки вдоль тела. Вдох - развести руки в стороны, выдох - опустить вниз,

хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!».

 

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 11  «МЫ ПРОСНУЛИСЬ»                                                                                                                                      

                              с 01 по 15 февраля

 I. В кроватках

       Глазки открываются, реснички поднимаются.                  (Легкий массаж лица.)
      Дети просыпаются, друг другу улыбаются.             (Поворачивают голову вправо - влево.)
      Дышим ровно, глубоко и свободно, и легко.      (Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая   

      Что за чудная зарядка - как она нам помогает,                                                                                  живот)
     Настроенье улучшает и здоровье укрепляет.

 

 II. Стоя на массажном коврике

     Малыши - крепыши  Вышли по – порядку    (ходьба на месте)

     Малыши – крепыши  Делают зарядку            (руки в стороны, согнув в локтях)

     Руки вверх, руки вниз,  Дружно наклонились (коснуться ладонями коленей)

     Еще раз, еще раз,   Ровно распрямились.        

     Влево, вправо поворот    В стороны посмотрим   (руки на поясе)

     Еще раз, еще раз, В стороны посмотрим.

     Вот так, вот так    Дружно мы шагаем!         (ходьба на месте)

     Вот так, вот так  Дружно подрастаем!        (руки вверх, потянуться)

 III. Дыхательное упражнение

 

     «Ветер». И.п.: стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. Вдох - и.п.,

     на выдохе протяжно произнести: «У-у-у-у-у».

 

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 12  «ПОЕЗДКА»

                                         с 16 по 28 февраля

 I. В кроватках

 Хорошо нам отдыхать,   Но уже пора вставать.

 

«Едем на машине».И.п.: лежа на спине, прямые руки вверх. Скрестные движения прямыми руками

 (имитация вращения руля).

«Велосипед». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Обе ноги поднимаются вверх и поочередно

 сгибаются и выпрямляются, движения напоминают езду на велосипеде. Вернуться в и.п.

«Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вперёд-вверх, ноги вытянуты. Одновременно поднять обе руки и

обе ноги вверх. Вернуться в и.п.

«Горка». И.п.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади. Опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног,

поднять таз вверх, держать, вернуться ви.п.

 II. Стоя на массажном коврике

  «Самолет делает поворот». И.п.: то же. Повороты туловища налево и направо. Дыхание свободное.

  «Лошадки». И.п.: ноги широко расставлены, ладони перед собой; Поочерёдно поднимаем колено до ладони

   и опускаем. (по 3-4 раза)

«Лыжник». И.п.: стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах.

«Паровоз». И.п.: стойка ноги врозь, руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки. Круговые движения

  согнутыми руками вперед в боковой плоскости со словами «Чух-чух-чух».

 III. Дыхательное упражнение

 

      «Летим на ракете». И.п.: стоя, руки вверх, ладони соединить над головой.

   Вдох - и.п.; долгий выдох - покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела

       с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у-у».

 КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 13 «КОТЯТА»

                                           с 01 по 15 марта

  I. В кроватках (выполняют движения по тексту)

  Кот решил котят учить, Как же нужно лапки мыть,

 Лапку правую потрем,  А потом ее встряхнем.

 Вот и левой лапке тоже Правой лапкой мы поможем.

 Ушко левое свое,  Левой лапкой достаем,

 Правое не забываем, Лапкой правой умываем.

 Проведем по шерстке лапкой, Будет лобик чистый, гладкий.

 Дальше глазки закрываем,  Каждый гладим, умываем.

 Чистим носик осторожно, Грудку нам разгладить можно.

 Вот и чистые котята,  Вот и выспались ребята!

«Покажи лапки». И.п.: на четвереньках. Поочередное поднимание правой и левой руки, ноги.

«Подлезаем под забор». И.п.: то же. Согнуть руки в локтях, ягодицами сесть на ноги, медленно,

 опустив голову, имитировать продвижение под забором. Подняться на вытянутых руках – и.п.

  II. Стоя на массажном коврике

 «Догони хвостик». И.п.: стоя, ноги врозь руки на поясе. Прыжки на двух ногах вокруг себя.

 «На мягких лапках».  И.п.: стоя, ноги врозь, руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.

 Ходьба на носочках.

  III. Дыхательное упражнение

 

     «Испугались собаку»  И.п.: стоя, руки вдоль тела. Вдох через нос в естественном темпе,

     выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая звук [ш].

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 14 «ХОМЯЧКИ»

                                    с 16 по 31 марта

  1. В кроватках

            Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками)
           Хома раненько встает, (потягиваются)
           Щечки моет (тереть щеки руками)  лапки трет (движения мытья рук)
           Подметает Хома хатку и выходит на зарядку (маршируют)
           Раз (руки вперед) два (руки вверх)   три (руки в стороны)  четыре, пять (трясут кистями рук)
           Хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук  

           напряжены,  как у силачей).

«Что за шум?» И.п.:л ежа на спине. Повороты головы вправо-влево, вернуться в и.п.

«Задние лапки» И.п.:то же. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к животу, обхватить руками, вернуться в и.п.

«Хомячки играют в прятки». И.п.: лежа на животе, опора на согнутые в локтях руки. Приподняться на вытянутых руках, не отрывая нижней части туловища от кровати, вернуться ви.п.

 

  1.   Стоя на массажном коврике

        «Хомячок здоровается с соседями». И. п.: стоя, руки на поясе. Повороты вправо-влево

        «Хомячки резвятся». Прыжки на месте.

   III. Дыхательные упражнения « Мы строим дом»

     «Зевота».  И. п. стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. Глубокий вдох носом, на выдохе

      произнести «о-о-хо-хо-о-о-о-о», позевать.

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 15 «СОЛНЫШКО»

                                   с 01 по 15 апреля

  1. В кроватках

       «Солнышко просыпается». И. п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Поднять голову,

       повороты головы влево-вправо.

       «Солнышко купается».  И.п.: то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок.  

       «Солнечная зарядка». И.п.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки.

         Скрестить руки перед собой, выдох. Развести руки, в и.п., вдох.

       «Солнечные лучики». И.п.:  лежа на спине, ноги приподняты, руки за голову.

          1-стопы ног на себя; 2- от себя; 3 – и.п.

  1. Стоя на массажном коврике

        «Солнышко смеется». И.п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

   «Я – большое солнышко». И.п.: стоя, руки вдоль тела. Поднять руки вверх через стороны, потянуться,

    встать на носки, вернуться в и.п.                                    

   «А под солнышком таким веселей живется». И. п.: стоя, руки на поясе. Кружение на месте в одну,

     а затем в другую сторону.

III. Дыхательное упражнение  

   «Спрятались». И.п.: стоя, ноги врозь, руки вдоль тела. Присесть,  приложить  палец  к  губам  и  

    произнести с длительным выдохом: «Т-с-с-с». Вернуться в и.п. - вдох.

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 16    «СОЛНЫШКО ПРОСЫПАЕТСЯ»

                  с 16 по 30 апреля

 I.  В кроватках (движения по тексту)

         Смотрит солнышко в окошко  Будит славных всех ребят,

         Улыбнулось оно Кате, Насте, Вове   Кто ещё проснулся?

         Хорошенько потянулся!   Разбудим нашу грудку.

          Я в ладоши хлопаю и ногами топаю.   Ручки разотру, тепло сохраню.

          Ладошки, ладошки,    Утюжки – недотрожки,

          Вы погладьте ручки,   Чтоб играли лучше.

          Вы погладьте ножки,  Чтоб бегали по дорожке.

     «Солнышко купается». И.п: лёжа на спине, обхватив руками колени ног. Покачивания вперёд, назад.

     «Солнечная зарядка» И.п.: лёжа на спине, ноги приподняты, руки за голову. Стопы ног на себя и от себя.

II. Стоя на массажном коврике

    «Вот как солнышко встает». И.п: сидя на корточках, руки опущены вниз. Медленно вставать,

     руки вперед-вверх на каждое слово.

    «Солнышко смеется». И.п.: стоя, ноги врозь, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево.

    «Солнышко танцует». И.п.: то же. Кружение на месте в одну, а затем в другую сторону.

III. Дыхательное упражнение

 

    «Звенит колокольчик» И.п. - стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох - и.п.;

      выдох — наклониться в сторону, произнести «Дон».

 

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА №  17   «ЛЯГУШАТА»

                                 с 01 по 15  мая

  1.  В кроватках

        На болоте две лягушки,  Две зеленые подружки   (потягивание лежа)

        Утром рано просыпались,  Улыбались, умывались  (движения по тексту)

        Полотенцем растирались.( поглаживание глаз, лба, щек, носа, подбородка, ушных раковин, плеч, рук,   груди).

   «Лягушата греются на солнышке. И. п. -лежа на спине, руки вдоль туловища.

   1-поворот на живот. 2-поворот на спину. Повторить пять раз;  

   «Лягушата готовятся к прогулке». И. П. -лежа на спине, руки за головой.

    Поднять левую ногу, согнутую в колене. Опустить. Повторить четыре раза;  

  «Веселые лягушата». И. п. -лежа на спине, руки вдоль туловища.

    1-3-хлопки руками перед собой. 4-вернуться в и. п. Повторить пять раз. 

                                       

  1. Стоя на массажном коврике

  Ножками топали,  Ручками хлопали

  Вправо – влево наклонялись,  И обратно возвращались  

  Приседали и вставали,  Спинки ровненько держали

  Весело шагали,  Прыгали, скакали.

  1. Дыхательное упражнение

 «Лягушка прыгает». И.п.: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок вперед

   с одновременным выдохом и произнести: «Ква-ак».

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 18 «ЗДРАВСТВУЙ ЛЕТО!»

                            с 16 по 31 мая

  I. В кроватках

Светит солнце ярко,  Стало жарко-жарко.

Бабочки проснулись,  Детки улыбнулись.

 

«Загораем» И. п.: лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги.

«Покувыркаемся в траве». И.п.: лежа на спине, руки вдоль тела. Сгруппироваться, подтянув ноги

 к груди и обхватив их руками, пригнуть голову. Перекаты вперед-назад.

«Ласточка». И.п.:  лежа на животе, руки вдоль тела, ноги вместе. Приподнять плечи, голову,

руки развести в стороны, ладонями вверх. Вернуться в и.п..

«Радуга». И.п.: сидя, руки в стороны ладонями кверху. Наклон в правую сторону, коснуться ладонью

левой руки ладони правой, вернуться в и.п. То же в другую сторону.

«Бабочка». И.п.: сидя, ноги согнуты в коленях, руки на поясе. Развести колени в стороны, вернуться в и.п.

 II. Стоя на массажном коврике

 «Цветочек» И.п.: присесть, пятки на полу, пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперед, опустив голову.

  1- медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и

  не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони. 2 - руки через стороны опустить вниз.

  Вернуться в и.п.

 «Дождик». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Прыжки - «сильный дождик»,

  ходьба - «дождик кончается».

 III. Дыхательное упражнение

     «Нюхаем цветы». И.п.: стоя, ноги на ширине плеч. Наклон головы, глубокий вдох через нос,

    выдох ртом, произнести: «А-а-а».

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 19  «ГЕРОИ СКАЗОК»

                                 зима  

 I. В кроватках

     1.  «Буратино»  И.п.- лежа на спине. 1- одновременно поднять вверх ноги и руки перед собой.

           Пальцами  правой  руки дотронуться до пальцев левой ноги. 2- в И.п. То же с другой рукой и ногой.

     2.  «Колобок» И.п.- лежа на спине. 1- согнуть ноги в коленях, прижать колени к груди и обхватить их

           руками   2-3 покачаться на спине вперед- назад. 4- вернуться в И.п.

     3.  «Конек-горбунок». И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. 1-3 выгнуть спину. 4- вернуться в и.п.

     4.  «Малыш»  И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1- потянуть правую ногу пяточкой вперед,

           правую руку вытянуть вверх над головой. 2- то же выполнить левой ногой. 3 – выполнить то же двумя

            руками и ногами вместе. 4- вернуться в и.п. на поясе, развести колени в стороны, вернуться в и. п.)

II.Возле кроваток самомассаж

     5. Ручки растираем и разогреваем. И лицо теплом своим мы нежно умываем. Ушки растираем вверх

        и вниз  мы быстро. Глазки протираем, чтоб  смотрели чисто. А потом уходим пальцами на щёчки.

        Щёчки пощиплем, чтоб не были  толсты.  А потом мы шею сверху вниз  погладим.

        Ножки помассируем и здоровы станем.

III. Дыхательное упражнение

     6.  «Пчёлки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты  Носиком вдохнули (делаем носом вдох). Ротиком

     подули (3-4 раза). Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем.  Улыбку вдыхаем - «капризки» выдыхаем.

     Здоровье вдыхаем - болезнь отпускаем!

 

IV.  Ходьба по дорожке «Здоровья»

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА  № 20    «МОИ ИГРУШКИ»

                              весна  

 I. В кроватках

     1.  «Ванька-встанька».  И.п.- лежа на спине. 1- поворот направо всем туловищем. 2- вернуться в И.п.                                                        

          То же в другую сторону. Повторить по 4 раза.

     2.  «Хлопушки». И.п.- лежа на спине. 1- согнутую правую ногу в колене поднять вверх, выполнить

          под ней хлопок.  2- вернуться в и.п. То же  другой ногой. Повторить 4 раза.

     3.  «Барабан» . И.п.- лежа на спине, ноги согнутые в коленях. 1- ударить кулачком правой руки по кровати.                                          

           2- ударить кулачком левой руки по кровати. 3- топнуть пяткой правой ноги по кровати. 4- топнуть

          пяткой левой ноги по кровати.

     4.  «Буратино». И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища.  1-  одновременно поднять руки и ноги.                                                                

            2- вернуться в и.п. Повторить 4 раза.

II.  Возле кроватоксамомассаж

     5.   Ручки растираем и разогреваем. И лицо теплом своим мы нежно умываем. Ушки растираем вверх

          и вниз  мы быстро. Глазки протираем, чтоб  смотрели чисто. А потом уходим пальцами на щёчки.

          Щёчки пощиплем,  чтоб не были  толсты.  А потом мы шею сверху вниз  погладим.

          Ножки помассируем и здоровы станем.

III. Дыхательное упражнение

     6.      «Пчёлки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты»  Носиком вдохнули (делаем носом вдох).      

              Ротиком подули (3-4 раза). Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем.  Улыбку вдыхаем - «капризки»

              выдыхаем. Здоровье вдыхаем - болезнь отпускаем!

IV.  Ходьба по дорожке «Здоровья»

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА  № 21    «ВРЕМЕНА  ГОДА»

                              осень

 I. В кроватках

     1.  «Осенняя тучка».  И.п.- лежа на спине. Дети нахмуриваются, как осенняя туча, при этом мышцы

          лица сначала напрягаются, затем расслабляются. Повторить 5 раз.

     2.  «Листопад». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять руки перед грудью, отвести в

          стороны, опустить. Поднять, соединить перед грудью, опустить. Повторит 6 раз

     3.  «Зима - лето». И.п. – лежа на спине, руки в стороны. На слово “холодно” дети поднимают ноги,

          согнутые в коленях, и  обхватывают их руками. На слово “ тепло”  возвращаются в и. п. Повторить 6 раз.

     4.  «Весенние ручейки» . Лежа на животе, руки вперед, ноги вместе. 1-3 одновременно поднять ноги и руки

          и имитировать  плавание.            

II.Возле кроваток   самомассаж

     5.  Ручки растираем и разогреваем. И лицо теплом своим мы нежно умываем. Ушки растираем вверх

          и вниз  мы быстро. Глазки протираем, чтоб  смотрели чисто. А потом уходим пальцами на щёчки.

         Щёчки пощиплем,  чтоб не были  толсты.  А потом мы шею сверху вниз  погладим.

         Ножки помассируем и здоровы станем.

III. Дыхательное упражнение

     6.  «Пчёлки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты»  Носиком вдохнули (делаем носом вдох).  

     Ротиком подули (3-4 раза).  Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем.  Улыбку вдыхаем - «капризки» выдыхаем.

     Здоровье вдыхаем - болезнь отпускаем!

 

IV.  Ходьба по дорожке «Здоровья»

 

КОМПЛЕКС ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА  № 22  «ЗАБАВНЫЕ ХУДОЖНИКИ»

                      лето

 I. В кроватках

  1.  «Рисуем головой».  И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговые движения

  головой  в  правую сторону, затем в левую. Повторить 5 раз.                                                                                                                                             

  2.  «Рисуем глазами». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговое движение глазами.                                  

  Сначала в правую сторону, затем в левую. По 5 раз.

  3.  «Рисуем руками ». И.п:  лежа на спине, руки вдоль туловища. Выполнить круговые движения правой

 рукой, затем левой. Повторить по 5 раз каждой рукой.

 4.  «Рисуем ногами» . И.п.: лежа на спине, руки на поясе. Поднять правую ногу, согнутую в колене.                                                    

 Нарисовать 5 воображаемых воздушных шариков. То же выполнить левой ногой.

 5.  «Художник отдыхает» - И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты  туловища вправо и лево.

  

II.Возле кроваток самомассаж

 6.  Ручки растираем и разогреваем. И лицо теплом своим мы нежно умываем. Ушки растираем  вверх и  вниз   мы быстро. Глазки протираем, чтоб  смотрели чисто. А потом уходим пальцами на  щёчки. Щёчки пощиплем,    чтоб не были  толсты.  А потом мы шею сверху вниз  погладим.  Ножки помассируем и здоровы станем.

III. Дыхательное упражнение

 7. «Пчёлки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты» Носиком вдохнули (делаем носом вдох). Ротиком подули (3-4 раза).   Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем.  Улыбку вдыхаем - «капризки» выдыхаем.  Здоровье вдыхаем - болезнь отпускаем!

IV.  Ходьба по дорожке «Здоровья»

КОМПЛЕКС  № 23

Ну что, кисоньки проснулись?                                     Сладко-сладко потянулись и на спинку повернулись.

А теперь нам интересно, смотрим мы по сторонам. Повернем головку влево и посмотрим, что же там?

А сейчас потянем лапки и покажем коготки.             (руки перед собой, сжим-разжим кулачки)

Посчитаем, сколько пальцев, где же ваши кулачки?

Мы почти уже проснулись, приготовились бежать.

Ну-ка ножки вы готовы? 1, 2, 3, 4, 5.

Чтобы не зевать от скуки, сели и потерли руки (руки вытянуть вперед, потереть)

А потом ладошкой в лоб - хлоп-хлоп,

Щеки заскучали то же? Мы и их похлопать можем

Ну- ка, дружно не зевать 1, 2, 3, 4, 5.

А теперь уже, гляди, добрались и до груди.  

Постучим по ней на славу сверху, снизу, слева, справа.

Молодцы мои котята, а теперь пойдем играть.  

Руки к солнцу поднимаем и сто раз мы приседаем.  

Отдыхать умеем то же. Руки за спину положим.

Вытянемся и легко, легко подышим

 КОМПЛЕКС № 24                                  

                                                                                        Ручки, ножки, щечки, ушки очень любя потягушки.

 Мы погладим их легонько и проснемся потихоньку.

 Где же, где же наши глазки? Отвечайте без подсказки.

     Мы прикрыли их ладошкой и погладили немножко.

       Глазки вверх мы поднимали, и моргали, и моргали.

       Ушко правое ладошкой, ушко левое ладошкой

 Все погладили, ребятки, и подергали немножко!

      Щечку правую ладошкой, щечку левую ладошкой,

Все погладили, ребятки, и похлопали немножко!

      С ручкой правой поиграем, с ручкой левой поиграем –

      Пальчики соединяем, а потом разъединяем.  

Ножку правую ладошкой, ножку левую ладошкой

      Все погладили, ребятки, и потопали немножко!

Значить будем просыпаться, подниматься, одеваться.

КОМПЛЕКС №  25

Наконец – то мы проснулись,

Протирают глаза кулачками.

Сладко, сладко потянулись,  

Чтобы сон ушел, зевнули,  

Головой слегка тряхнули.  

Плечи поднимали, Поднимают плечи.

Ручками махали,

Руки перед грудью, «ножницы».

Коленки сгибали,  К груди прижимали.      

Обхватить руками ноги, прижать.

Носочками подвигали,

 Носки на себя, от себя поочередно.

Ножками подрыгали. Вытянуть ноги, потрясти

ими.

Не хотим мы больше спать

Пальчиками или ладошками показать.

Будем весело играть Хлопки в ладоши.

      «Часы». И. п. - сидя, руки на поясе. Со звуком      

      «тик» выдохнуть и наклониться вперед, со  

       звуком «так» возращение в и. п. - вдох.

КОМПЛЕКС  № 26

Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись.

Первый разик на спине, а потом на животе.

И на левом боку потянулись, и на правом боку потянулись.

Лягте на спинку и продолжаем, ноги вверх мы поднимаем и тихонько опускаем,

Правую ножку поднимем, потянем носочек, тихонько опускаем,

Левую ножку поднимем, потянем носочек, тихонько опускаем,

А теперь мы с вами, дети, поедем на велосипеде.  

Подбородком грудь достанем, к потолку глаза подняли,  Влево, вправо посмотрели, на кроватку тихо сели.

Руки в стороны подняли, крепко так себя обняли.

Наклонились, потянулись, до носочков дотянулись. Выпрямили спинки, отдохнули и еще раз наклонились, потянулись, до носочков дотянулись, выпрямили спинки.

Разбудим наши ротики, сделаем глубокий вдох,

А, выдыхая, помычим «м – м – м - м», но ротик не открываем. Молодцы!

КОМПЛЕКС № 27

Тили-тили-тили-дон, Что за странный перезвон.

То будильник наш звенит, Просыпаться нам велит.

Прогоню остатки сна, Одеяло в сторону.

Нам гимнастика нужна, Помогает здорово.

Мы проснулись, потянулись.

С боку набок повернулись,

И обратно потянулись.

И еще один разок,

С боку набок повернулись,

И обратно потянулись.

Ножки мы подняли, На педали встали.

Быстрей педали я кручу. И качу, качу, качу.

Очутились на лугу.

Крылья пестрые порхают. Это бабочки летают.

Встанем у кроватки дружно.

И посмотрим мы в окно.

Шел петух по двору,

Крикнул нам «Ку-ка-ре-ку!»

Крыльями похлопал,

Ножками потопал.

Ну и мы в ответ ему

Крикнем все «Ку-ка-ре-ку!»

Наши ножки, наши ножки

Побежали по дорожке. (Движения выполняются в соответствии со словами).

        

КОМПЛЕКС № 28

Эй, ребята, что вы спите?                                           Просыпайтесь, не ленитесь!                                                          Прогоню остатки сна,                                                                    

Одеяло в сторону,                                                                                   Мне гимнастика нужна –  Помогает здорово.                  Смотрим вправо, смотрим влево,                                                    Наклони головку вниз.                                                      Смотрим вправо, смотрим влево,                                                               В потолочек оглянись.                                                                                           Сядем ровно, ножки вместе,                                                                 Руки вверх и наклонись:                                                               Наклонитесь, подтянитесь,                                                                                 Ножки слушайтесь, не гнитесь.                                                        

Разбудили глазки.

 А теперь тихонько сели,                                                                            Друг на друга посмотрели,                                                        Улыбнулись, оглянулись                                                                                    И на тапочки наткнулись.                                                                              Сжали пальчики, раскрыли,                                                                       Много раз так повторили,                                                        Выполняйте поскорее-                                                                  Станут пальчики сильнее.                                                                         Руки словно два крыла,                                                                            Шагом марш вокруг стола                                                                    Прямо к водным процедурам,                                                                    А потом и за дела.

КОМПЛЕКС № 29

Улетели сны в окошко, убежали по дорожке,

Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись улыбнулись.

Открывай один глазок, открывай другой глазок,

Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки»,

Лежа на подушке.

Потянули одеяло, прячемся в него сначала,

Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.

Для того чтобы научить детей просыпаться (не все дети это любят и умеют делать спокойно), можно периодически играть с ними в прятки под одеялом. Затем садимся в кроватке и  «раздвигаем» руками потолок. Чтобы увидеть солнышко. Поочередно тянемся то правой, то левой рукой вверх, при этом приговариваем:

Потягушечки - просыпушечки.

Тянем ручки, тянем ушки,

Ручкой облачка достали и немного выше стали!

Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить

Делаем различные покачивания, вращения.

Чтобы ручки разбудить. Хлопать будем их учить.

Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу.

 

                                                                                              Хвостик спрячем у подушки. Делать будем мы вертушки.

Дети делают повороты к подушке, лежащей у них за спиной, ищут «хвостик». Для  поддержания интереса можно заглядывать то слева, то справа под подушку.

А куда же делись ножки? Как пойдем мы по дорожке?

Одеяло мы подняли. Сразу ножки побежали.

Раз, два. Три! Ну-ка, ножки, догони!

Дети сидя поднимают  ноги и делают упражнение «Ножки бегают».

На живот перевернулись, в воду быстренько нырнули.

И поплыли, как могли! Если сможешь - догони!

Лежа на животе и приподняв голову, глядя на воспитателя, дети работают руками и ногами - спина получает прогиб назад. Одновременно напряжены мышцы верхнего и нижнего пояса.

А теперь мы с вами - зайки: из кроватки вылезайте,

Становитесь босиком и попрыгайте легко.

                           

               

КОМПЛЕКС № 30

Ручки, ножки, щечки, ушки

очень любят потягушки.

Мы погладим их легонько

и проснемся потихоньку.

Где же, где же наши глазки?

Отвечайте без подсказки.

Мы прикрыли их ладошкой

и погладили немножко.

Глазки вверх мы поднимали,

глазки вниз мы опускали

И моргали, и моргали.

Глазки, глазки, добрый день!

Просыпаться нам не лень!

Ушко правое ладошкой,

ушко левое ладошкой

Все погладили, ребятки,

и подергали немножко?

Ушки, ушки, добрый день!

Просыпаться нам не лень!

Щечку правую ладошкой,

щечку левую ладошкой

Все погладили, ребятки,

и похлопали немножко?

Щечки, щечки, добрый день!

Просыпаться нам не лень!

С ручкой правой поиграем,

с ручкой левой поиграем –

Пальчики соединяем,

а потом разъединяем.

Ручки, ручки, добрый день!

Бить в ладошки нам не лень!

Ножку правую ладошкой,

ножку левую ладошкой

Все погладили, ребятки,

и потопали немножко?

Ножки, ножки, добрый день!

Дружно топать нам не лень

Значит, будем просыпаться,

умываться, одеваться!

               

КОМПЛЕКС № 31

Сон прошел, и мы проснулись,

улыбнулись, потянулись.

Лапки друг о дружке трем 

И в ладошки громко бьем.

А теперь поднимем ножки,

Как у нашей мамы кошки – мы котята бравые.

Снова дружно потянулись,

оторвались от подушки носик, голову и ушки,

На коленки резво встали «Хвостиками» помахали,

Выгнулись, прогнулись,

На бок повернулись,

Почесали пятки, почесывают пятки.

Постучали мы об пол, стучат пятками об пол

Сил набрались наши ножки,

Поскакали по дорожке, ходят по дорожке ребристой

По дорожке не простой,

По неровной, по шершавой.

Мы проснулись, мы готовы

Петь, играть и бегать снова.

Дружно нам сказать не лень:

«Здравствуй, день, веселый день!»

 

 

КОМПЛЕКС № 32

Медвежонок косолапый спал в берлоге

рядом с мамой

А когда весна наступила,

Медведица сына будила:

- Медвежонок, ты вставай

И зарядку выполняй!

С боку на бок повернись,

И на спинку ты ложись.

Глазки сонные протри

И головку подними

Влево, вправо посмотри,

Лапки к солнышку тяни.

А теперь скорей садись

И вперед ты наклонись.

Нужно лапки разминать,

Чтобы бегать и скакать

А теперь пора вставать,

Из берлоги вылезать!

 

 

КАРТОТЕКА

Оздоровительной гимнастики после сна

для детей младшего и среднего дошкольного возраста

           

                          C:\Users\Михаил\Desktop\колесникова\images (1).jpg                 Составил воспитатель:  Иванова С.А.

                                                               

«Оздоровительная гимнастика после сна для детей дошкольного возраста»

                             

     Я не боюсь еще и еще раз повторить:

                                                                             забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.                                                                          

                                                                             От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

                                                                            духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие

                                                                            прочность знаний, вера в свои силы».

                                                                                                                                      (В.А. Сухомлинский)

              Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая    

   гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей  

   гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, повышается умственная и физическая работоспособность,  

   активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей  

   процедурой.
           
Цель:  Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.
            Задачи гимнастики после сна:

            Оздоровительные:

            -  Увеличить тонус нервной системы;

            -  Укрепить мышечный тонус;

            -  Способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;

            -  Способствовать профилактике простудных заболеваний;

            -  Совершенствовать и развивать координацию движений;

            Обучающие:

            -  Учить детей дышать через нос;

            -  Упражнять в плавном свободном выдохе;

            -  Закрепить приемы элементарного  самомассажа.

            Воспитательные: 

            -  Воспитывать привычку здорового образа жизни.

            -  Сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй

                половине дня.

             Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность    

    детского организма.

    Правила проведения гимнастики пробуждения

            Длительность гимна определяется возрастом детей, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими  

    ритмами организма. Общая длительность гимнастики после дневного сна  для малышей составляет 7-10 минут, для старших

    дошкольников – 10-15  минут.

    Не рекомендуется применение в гимнастике после сна силовых упражнений и упражнений на выносливость. Наиболее    

    простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики. Если в результате

    выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии,

    значит, нагрузка была близкой к оптимальной.
   Как нам известно, гимнастика после сна относится к закаливающим процедурам. Закаливание организма можно

    осуществлять только при отсутствии воспалительных процессов. В противном случае закаливающие процедуры могут

    спровоцировать обострение заболеваний.

    Наиболее простыми, доступными пониманию, запоминанию и исполнению ребенка являются комплексы гимнастики после

    дневного сна, представленные в игровой, сюжетно-ролевой форме.

    Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (игровая комната

    или раздевалка, в зависимости от планировки здания детского сада); температура в ней с помощью проветривания

    снижается вначале на 3—5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.

    Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей  ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее  

    с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие

    элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы  самомассажа,

    пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать

    растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.      

    Гимнастику после сна можно проводить под музыкальное сопровождение. Пробуждение детей происходит под звуки  

    плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает. Завершаем зарядку словами:             

                                                                                                         Поднимайся, детвора!

Завершился тихий час, свет дневной встречает нас.

    Потянулись! Улыбнулись! Наконец - то мы проснулись!

          Добрый день! Пора вставать - Заправлять свою кровать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Автор: воспитатель Перминова В.Н.

Пальчиковая гимнастика для детей младшего и среднего дошкольного возраста решает множество задач....

Релаксационная гимнастика после сна для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Релаксационная гимнастика после сна для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста....

Гимнастика после сна с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

В данной разработке содержится материал по проведению гимнастики после сна с детьми младшего и среднего дошкольного возраста...