Статья "Это страшное слово "режим"!
статья

Хрящева Екатерина Юрьевна

Эта статья будет полезна и педагогам и родителям. О важности соблюдения режима дня для дошкольников. Здоровьесбережение. Вопрос рассмотрен с разных аспектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья25.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                Это страшное слово «режим».

Считается, что в основе здоровья и здорового образа жизни человека с раннего детства лежит режим дня. Его соблюдение дисциплинирует и адаптирует ребенка.

Актуальность данной темы очень велика, потому что польза от соблюдения режима неоспорима, а многие родители ее не видят. Они не видят ничего страшного в том, малыш вечером допоздна смотрит телевизор или играет в компьютер, а утром проспит завтрак. Эта статья позволяет нам лишний раз убедиться, что соблюдение постоянного времени еды, сна, прогулок, игр и пр. благотворно сказывается на самочувствии, психологическом состоянии и способности усваивать новую информацию, и на настроении, и на пищеварении и список можно продолжать и продолжать.

Здоровьесбережение детей путем разработки и строгого соблюдения режима дня, вот о чем пойдет речь. Что же такое режим дня? Определений существует масса, но все они сводятся примерно к одному смыслу.

Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту детей. (Е. Комаровский)

Идеальный режим дня создан для ребенка в детском саду, а дома, даже в выходные и праздники его обязательно нужно соблюдать. Для малыша это важно. Ну, конечно, организовывать жесткий подъем в 7:00 утра не стоит, все-таки это выходной. Идти в детский сад не нужно, и эти сэкономленные полчаса или час можно дать ребенку поспать. А потом все по расписанию: зарядка, завтрак, игры и т.д. Дневной сон в выходные дни дома – обязателен.

Режим дня - это, безусловно, очень важно для воспитания и развития ребенка. Так считают врачи, ученые и педагоги. Ну а что же это значит для ребенка? Известно, что у дошкольников время с 9:00 до 11:00 утра наиболее восприимчиво к освоению знаний и навыков. (И. Павлов)  А также, что дневной сон должен составлять 2 часа через каждые 6 часов бодрствования. (А. Армяков) Замечено, что после купания малыш лучше засыпает и крепче спит. Все это и многое другое учтено при разработке режима дня в детском саду.

Дошкольнику сначала сложно настроиться кушать, засыпать, просыпаться по расписанию, а потом он постепенно привыкает и его биологические часы сами настраиваются на этот режим.

Проще говоря, внутренние часы малыша работают в определенном режиме и он всегда бодр, весел, сыт, отдохнувший, реже болеет, хорошо кушает и благодарен своим мудрым родителям за это.

Что это словосочетание «режим дня» означает для родителей. Это значит, что утром, хорошо выспавшийся ребенок встает без капризов, собирается в детский сад спокойно, там он весел и бодр. Находясь в детском саду, он уверен, что придет время, и его заберут домой. Приходя домой, он знает, что в определенное время нужно лечь спать, попадая в кровать он в течение получаса засыпает, чтобы завтра начать новый день бодрым, отдохнувшим и радостным.

Родителям, которые считают, что вне детского сада, в выходные и праздничные дни не стоит рано будить или рано укладывать спать свое чадо – заблуждаются. Если малыш позже встает утром, пропускает завтрак, или днем не ложиться спать, или ложиться поздно и пропускает полдник, или вечером позже засыпает, то утром рабочего дня ему очень тяжело проснуться. Он капризничает, плачет, и весь день чувствует себя разбитым.

Поэтому родителям не стоит недооценивать режим дня, а считать его какой-то системой запретов, или чем-то ненужным, лишним – неправильно.

Режим дня это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей в детском саду.

Бытует мнение, что нет ничего страшного в том, что малыш засыпает под звуки телевизора и разговоры. Считается, что такая спартанская манера воспитания позволяет вырастить ребенка неизнеженным. Но это довольно серьезное заблуждение. Исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого полноценного сна, а следовательно нервная система не получает полноценного отдыха. Ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит, худеет. Иногда у этих детей наблюдается вялость, заторможенность, апатия.

Ещё одно серьезное заблуждение родителей – не нужно гулять зимой и в плохую погоду. Гулять нужно почти в любую погоду, кроме мороза -25 градусов и сильного ветра. (СанПиН) Ребёнок должен  привыкать к любой погоде, просто в неблагоприятные дни нужно гулять 2-3 раза по полчаса-часу. В холод одеваться соответственно, в дождь можно постоять под навесом или погулять под зонтом, защитив ноги ребенка от контакта с водой. Это помогает ребенку закаляться, а в будущем, во взрослой жизни, легко преодолевать любую «непогоду».

Также родители ошибаются, когда считают: «Пусть кушает, что хочет и когда захочет лишь бы поел». Ребенка нужно учить всему, даже кушать! Употребление разнообразной пищи в определенное время гарантия от любых проблем с желудком в детстве  во взрослой жизни. Что же делать? Как научить этому ребенка? Усаживая малыша кушать, тоже садитесь рядом и сами кушайте. Если ребенок не поел завтрак, предложите ему это же на обед и не давайте никаких перекусов – в обед он с удовольствием все съест. Это может показаться жестоким, но это работает и дает положительный результат. Но, чтобы не прибегать к таким жёстким методам приучайте дошкольника с самого раннего детства кушать в определенное время, всё, что дают и съедать всю порцию. И, еще одно важное дополнение – после подвижных игр, прогулки на свежем воздухе, купания – аппетит усиливается!

При соблюдении режима дня ребенком родителям легче выявить момент начала болезни. Малыш капризничает, ни с того, ни с сего, плохо кушает, не хочет просыпаться утром и т.д. родителей «режимных» детей это насторожит и поможет принять правильное решение в отношении лечения и даст возможность как можно раньше его начать.

Конечно, мнения разных специалистов о режиме дня звучат по-разному:

- педиатры говорят о его важности со своей позиции – прогулки и своевременный приём пищи, а также спокойный сон, дают на выходе здорового ребёнка;

- педагоги отмечают со своей позиции, что ребёнка соблюдающего режим дня легче «собрать» во время непосредственной образовательной деятельности, он более внимателен и активен, больше запоминает и обладает высокой работоспособностью. А в свободной деятельности бодр, весел и инициативен до самого вечера;

- психологи заметили, что малыш, приученный дома к режиму дня переносит адаптацию к детскому саду намного легче, чем его неорганизованные сверстники. «Режимный» ребенок более спокоен, уверен в себе.

Но все они сходятся в одном – режим дня очень важен, полезен, незаменим для дошкольника, и только положительно сказывается на его здоровье, обучаемости и психике.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и тоже время способствует росту здорового организма.

У ребенка приученного к строгому распорядку – потребность в сне, еде, отдыхе наступает через определённые промежутки времени, и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется более эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня для детей дошкольного возраста, должен строится так же с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

В каждый отдельный момент работает не вся поверхность коры головного мозга, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический режим, подчинены единому суточному режиму – смене дня и ночи. В течении суток активность и работоспособность ребенка неодинаковы. Их подъём отмечается с 8 до 12 часов, и с 16 до 18 часов, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 часов. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируется на первую половину дня, а «тихий час» в детском саду именно на время наименьшей активности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда  большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности наблюдаются во вторник и в среду, а начиная с четверга - она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приёма пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детском дошкольном учреждении режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как посещающих, так и не посещающих детский сад) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен больше поспать днем, чем в остальные дни.

На протяжении четырех дошкольных лет (с 3-х до 7-ми) режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до пяти лет положено спать в сутки 12-12,5 часов, в 5-6 лет 11,5-12 часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9-9:30 часов вечера до 7-7:30 часов утра. Дети дошкольники спят днем один раз. Укладывать их нужно так, чтобы они просыпались в 15-15:30. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это вызовет более позднее укладывание на дневной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течении которого ребенок, достаточно наигрался, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большей мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возиться, не засыпает, а утром его приходиться будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы дошкольника. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего, воспитанная еще в раннем детстве, привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется завершить, то, что он делает (и это надо приветствовать). Поэтому, следует заранее, за 10-15 минут, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спать. А когда это время пройдет – настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй-третий дни недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и привидению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей нужно привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, к регламентации просмотра телепередач и игр в гаджеты, особенно перед сном.

 Таким образом, мы видим, что в разработке для своего малыша и соблюдении им режима дня очень много плюсов. Специалисты многих областей знаний приветствуют его использование и даже настаивают на нем.

Поэтому, глядя на все «за», а «против» тут и быть не может, решаем, что режим дня очень полезен и важен для дошкольника и его не рекомендуется нарушать.

Принимаем во внимание главное – непосредственную образовательную деятельность лучше проводить с утра, подъем не позже 8:00, дневной и ночной сон после 5,5-6 часов бодрствования, прием пищи в одно и тоже время, обязательные прогулки и физические нагрузки или подвижные игры – на основании этого вырабатываем режим дня и растим здоровое и счастливое чадо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие песочного рисования для детей с задержкой психического развития на тему: «Никакой страшный зверь, не войдет в эту дверь»

Занятие на закрепление знаний дошкольника по сказкам А.С.Пушкина с применением песочного рисования...

НАМ НА УЛИЦЕ НЕ СТРАШНО!

Конспект занятия«НАМ НА УЛИЦЕ НЕ СТРАШНО» Программное содержание:1. Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опаснос...

Познавательно - игровой досуг для детей старшего дошкольного возраста "Нам на улице не страшно".

В доступной интересной форме дети осваивают основные правила дорожного движения....

«Нам на улице не страшно»

Конспект совместной деятельности детей с педагогом в средней возрастной группе детского сада по ПДД « Нам на улице не страшно» Цель. -закрепить у детей знания правил дорожного движения...

Конспект праздника-КВН "Пожар - это страшно!" (муз.рук. Степанова Л.А.)

Конспект разработан для подготовительной группы....

НОД "Нам на улице не страшно"

НОД явилось завершением игрового проекта с детьми второй младшей группы по ознакомлению с правилами дорожного движения. Деятельность детей выразилась в наблюдении за транспортом, решении проблемных си...

Сценарий спортивного праздника. «Нам не страшны преграды - если СЕМЬЯ моя рядом»!

Сценарий спортивного праздника: «Нам не страшны преграды - если СЕМЬЯ моя рядом». Для детей 6-7 лет, с учётом ФГТ....