Методическая разработка
план-конспект занятия
Методическая разработка занятия на тему «Звуки [Ж]-[З], [Ж]-[Ш].
Шипящие согласные звуки»
Задачи:
- продолжать учить сопоставлять звуки;
- дать понятие о шипящих звуках;
- продолжать учить называть слова с данными звуками
в разных позициях;
- формировать быструю реакцию на слово, учить отвечать
быстро и точно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №36
Петроградского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия на тему
«Звуки [Ж]-[З], [Ж]-[Ш].
Шипящие согласные звуки»
Воспитатель подготовительной группы
Громова А.В.
Санкт – Петербург
2019
Задачи:
- продолжать учить сопоставлять звуки;
- дать понятие о шипящих звуках;
- продолжать учить называть слова с данными звуками
в разных позициях;
- формировать быструю реакцию на слово, учить отвечать
быстро и точно.
Оборудование:
- звуки: [ж], [ ш], [з], [щ], [ч];
- слоги: ЖУ – ШУ, ЖИ – ЗЫ;
- карточки для чтения;
- карточки с ребусами;
- кассы букв;
- тетради в клетку;
- рабочие тетради;
- простые карандаши;
- картинки для рассматривания;
- музыкальная запись к драматизации сказки «Теремок»;
Ход занятия.
I. - Ребята, с какой буквой и каким звуком вы познакомились на прошлом занятии? ([Ж]).
- Правильно, мы говорили о звуке [Ж].
- Вспомните, пожалуйста, как наши игрушки спасли жуков (они спрятали их в домике, а лисенок угостил птиц пирожками) .
- Что же случилось дальше с нашими игрушками хотите узнать?
Тогда, предлагаю сесть на ковер и слушаем.
1) История про Ёжика, Лисенка и Мудрую Сову
«Как там наши жучки? – поинтересовалась мудрая Сова, после того, как ее крылатые родственники улетели. Оглянулась, а жуков и след простыл. Расползлись тихонько кто куда. «Могли бы, и поблагодарить за помощь - обиделся Лисенок - из-за них мы едва не поссорились с птицами, а я еще и остался без пирожка! »
Но как выяснилось вскоре, Лисенок был не прав, обвиняя жуков в неблагодарности: через некоторое время игрушки опять услышали приближающееся жужжание. То, что они увидели, повергло их в величайшее изумление. Со всех сторон к ним слетались насекомые и несли в своих лапках всевозможные подарки. А впереди этого крылатого полчища летели спасенные игрушками жуки.
Насекомые окружили трех защитников жуков и сложили перед ними свои дары.
«Ну что? - спросил Лисенка Ежик – Теперь ты не жалеешь о потерянном ужине?»
- С каким звуком летит пчела, жужжит жук, шипит шина?
- Сегодня, мы поговорим о звуках [ш], [ж], [з]. (выставить звуки)
II. 1) Работа с рисунком
- Посмотрите на картинку и давайте перечислим подарки насекомых, в названии которых слышится звук:
[ш]- шиповник, шоколад, каштан, мишка, вишня, ракушка;
[ж]- крыжовник, ножницы, ожерелье, снежинка, ежевика, уж;
[з] – гвоздика, роза, звезда.
2) Знакомство с понятием «шипящие согласные»
- Из всех подарков наших друзей больше всего заинтересовала игрушечная Змейка. Причем это оказалась не змейка, а уж. Этот уж умел по-разному Шипеть, в зависимости от того, как на него нажать: если долго и сильно – то «Ж-Ж-Ж», если чуть слабее – то «Ш-Ш-Ш», если слабее – то «Щ-Щ-Щ», а если быстро – то «Ч-Ч-Ч». Очень интересный подарок.
- Перечислите еще раз все шипящие звуки. Молодцы!
III. 3) Различение звуков [Ж] - [Ш].
- Что общего у звуков [Ш] и [Ж]? согласные, твердые, шипящие.
- Чем они отличаются? звонкий, глухой.
- Скажите со звуком [Ш] вместо [Ж] и [Ж] вместо [Ш]: ША, ЖИ, ШЕ, ЖУ, ШО; АША, ОЖЕ, УШИ, ИЖО; МЖЕ, КША, ВЖИ, РШО; шар, шить, шаль, шила; жесть, жарить, жалость, жирок, жутко; Луша, сажа, тужить, кружить, сужу, машет, скошу, наживка.
- Чем отличаются слоги ЖУ и ШУ?
- Добавьте слог ЖУ или ШУ в конце слова: напишу, положу, скажу, помажу, докажу, гляжу, спешу, ношу, сторожу, укушу, свяжу, дружу.
4) Физкультминутка
Жук
Я увидела жука
На большой ромашке.
Подержу его в руках,
А потом в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью.
Посажу его на сук, пусть расправит крылья!
IV. 5) Различение звуков [Ж] - [З]
- Чем отличаются звуки [Ж] - [З]? звук [З] свистящий, а [Ж] шипящий.
- Одинаково ли движутся губы и язык при произнесении этих звуков?
- В чем состоит различие? При звуке [З] губы улыбаются, а язык прижат к нижним зубам; при звуке [Ж] губы вытягиваются в трубочку, а язык поднимается вверх.
6) Замена звуков [Ж] - [З] в слогах и словах.
- Скажите со звуком [З] вместо [Ж], а [Ж] вместо [З]: ЗА, ЖЕ, ЗЫ, ЖО, ЗУ; АЖА, ЭЗЭ, ЫЖИ, УЗА, ИЖЕ, ОЗУ; ЖЛЭ, ЗБА, ЖВЫ, ЗМИ; жал, жалей, вяжу, наживать; у-зы, разок, ко-за, луза.
7) Выполнение слогового состава слов
- Чем отличаются слоги ЖА и ЗА?
- Добавьте слог ЗА или ЖА в конце слова: бронза, баржа, польза, пряжа, брынза, ваза, стужа, слеза, сажа, лыжа, береза, поза, Сережа.
- Скажите со слогом ЗА или ЖА в начале слова: жаба, замок, Жанна, жарит, занят, запад, жалоба, запах, жалость, заяц.
- Чем отличаются слоги ЖИ и ЗЫ?
- Скажите со слогом ЖИ или ЗЫ в конце слова: водолазы, стрижи, стрекоза, чертежи, морозы, моржи, мимозы, алмазы, этажи, капризы, гаражи, чижи, ноза, тазы, арбузы, дрожжи, газы.
8) Выкладывание слов с помощью звуковых карточек
Выкладываем слова: жук, шум, ужин, душ; лужа, язык, ёжик.
9) Подбор слов к схемам с 51.
- Подберите картинки к каждой схеме и соедините их стрелками.
10) Цепочка слов с 51
- Назовите картинки.
- Какой последний слог слышится в названии первой картинки? ЗА
- Соедините вазу с картинкой, название которой начинается со слога ЗА.
11) Работа в прописях.
IV. -Итак, о каких звуках мы сегодня говорили? Какие звуки называем шипящими. Вы сегодня очень хорошо занимались, я рада, что вы у меня такие умные, сообразительные, умеете отвечать быстро и точно.
Давайте поаплодируем друг другу за вашу дружную и отличную работу. На этом занятие наше окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/06/picture-1171271-1570360755.jpg)
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...