Развитие здоровьесберегающего образовательного режима в ДОУ
консультация

Ирина Владимировна Хохлова

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие здоровьесберегающего образовательного

                                  режима ДОУ

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, нарушения, несоответствия нормам в развитии детей. За последние 10 лет в 5 раз снизилось состояние здоровья детей дошкольного возраста.                                                                                                             

В последние годы сформировались новые подходы к обеспечению здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Разрабатываются новые технологии, реализуются современные образовательные программы, создаются инновационные системы оздоровления детей.

Стратегией здоровьесберегающей образовательной технологии является организация образовательного пространства в условиях детского сада, при которой качественное обучение, воспитание и развитие детей происходит без нанесения ущерба их здоровью. Одновременно решаются такие задачи, как формирование и укрепление здоровья, воспитание здорового образа жизни.     

Главная задача – развитие здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ.

Одним из направлений, предусмотренным здоровьесберегающей технологией в  ДОУ, является строгое соблюдение режима дня в соответствии с гигиеническими требованиями. Вся воспитательно-образовательная работа планируется с учётом уровня умений и знаний, все виды деятельности строятся с учётом возрастных особенностей детей.

Для правильного выполнения режима важно формировать у детей навыки самообслуживания. Если ребёнок везде отстаёт, тем самым он нарушает режим дня. Поэтому очень важно правильно организовывать работу по обучению навыкам самообслуживания. С этой целью организуются дидактические игры, создаются игровые ситуации, в которых действия по самообслуживанию ребята выполняют с интересом и желанием, а это залог успеха.

Эффективность здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы. Она включает в себя физическое развитие детей и закаливание.

Утренняя гимнастика желанна для детей, они идут на неё с радостью. Присутствие музыкального сопровождения, внесение атрибутов положительно влияют как на настроение детей, так и на усвоение общеразвивающих упражнений. Внесение новшеств, объяснение, какую пользу оказывают общеразвивающие упражнения, способствует правильности их выполнения.

В каждой возрастной группе три раза в неделю проводятся физкультурные занятия, где тренируется сила, выносливость, быстрота, гибкость и другие качества. Занятия проводятся в помещении, на воздухе.

 Оптимальный режим двигательной нагрузки обеспечивается за счёт индивидуальной работы воспитателя с детьми когда, например, выявляются необходимость дополнительных пауз (физкультминутки), а также во время тренировки детей в «физкультурном уголке», оборудованном в каждой группе, на спортивных комплексах на участке ДОУ.

В ДОУ оборудован спортивный зал, где имеются гимнастические стенки с приставленными досками, гимнастические скамейки, дуги, кубы, спортивный инвентарь.

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.

В ДОУ имеется бассейн, который дети посещают с удовольствием и получают от этого много положительных эмоций. Проводятся различные упражнения и игры, способствующие успешному освоению детей в воде и формированию навыков плавания.

В  ДОУ детям предлагаются дополнительные оздоровительные занятия ритмикой, фитнесом в кружковой работе.

Чередуются разные виды деятельности с активным отдыхом (спортивные праздники, досуги, развлечения).

С детьми, у которых нарушена осанка, плоскостопие проводятся коррегирующие занятия.

Одной из форм по укреплению здоровья детей является закаливание.

Среди мероприятий профилактического характера на одно из первых мест выдвигается использование природных факторов, как мощных сил в борьбе с отрицательными влияниями внешней среды. К таким факторам относятся воздух, солнце, вода.

Использование воздуха – наиболее доступный вид закаливания. В летнее время постепенно обнажаем детей, начиная с рук, ног, а затем и части туловища, оставляя их в одних трусиках.

Наиболее эффективное и доступное закаливание – это водой, её легко дозировать. Водные процедуры оказывают многогранное воздействие на организм.

В ДОУ проводятся и такие виды закаливания, как обливание рук до локтей в течение дня 2-3 раза, сквозное проветривание группового помещения.

Все эти мероприятия дают положительные результаты. Уровень заболевания детей в  ДОУ имеет тенденцию к снижению. Все они помогают вырасти детям здоровыми, крепкими, физически и психически развитыми.

Важным направлением здоровьесберегающей технологии является рациональное питание. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребёнка.

Правильное питание повышает устойчивость к различным заболеваниям.

Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Дети учатся  навыкам безопасного поведения в быту, на улице и дома, а также приучаются самостоятельно заботиться о своём здоровье, формируется представление о своём теле, его проблемах и взаимодействиях с внешним миром.

Знакомим ребят со строением организма человека, с работой всех органов и с тем, как нужно их беречь (например, ни в коем случае не есть сладости на голодный желудок).

Одним из условий сохранения здоровья детей является создание психо-эмоционального комфорта в группе.

Таким образом, реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ  осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются  следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя;  заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; психогимнастика; пальчиковая  и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа в ОО "Социально-комуникативное развитие" здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста"Будь здоров, малыш!"

Пояснительная записка к блоку «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»Составитель: воспитатель Ковалёва Татьяна Александровна. Программа направлена на воспитание основ кул...

«Построение единого здоровьесберегающего образовательного пространства развития в ДОУ и семье»

«Построение единого здоровьесберегающего образовательного пространства развития в ДОУ и семье»...

КОНСПЕКТ Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области физическая культура (плавание)Здоровьесберегающая образовательная технология. Развивающая образовательная технология. Игровая образовательная технология

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга   КОНСПЕКТ Совместная деятельность с дет...

Консультация для педагогов "ТРИ КИТА АДЕКВАТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА - ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"

Применяя здоровьесберегающие технологии в ДОУ, педагоги должны всегда помнить о трех китах и ориентироваться на них. Психофизи­ологические и возрастные особенности, потенциаладаптационных процессо...

Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС ДО.

Предметно - развивающая среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Согласно ФГОС пространство группы может орган...