Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков
консультация

Гришина Татьяна Леонидовна

Обязательным условием правильной организации жизни ребенка является режим. При соблюдении режима организм ребенка функционирует нормально, что создает условия для правильного и своевременного физического и нервно-психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_u_detey_k-g_navykov.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков

        Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков играет важную роль в охране их здоровья. С раннего возраста нужно приучать каждого ребенка к правильному поведению в быту, прививать навыки самообслуживания, приучать к порядку и аккуратности.

        Обязательным условием правильной организации жизни ребенка является режим. При соблюдении режима организм ребенка функционирует нормально, что создает условия для правильного и своевременного физического и нервно-психического развития.

        Проведение любого режимного процесса можно начинать только при условии, что нервная система ребенка находится в оптимальном состоянии. Ничего нельзя делать в момент плача или возбуждения ребенка. Сначала его необходимо успокоить, а потом уже можно умыть, накормить, одеть.

        Главная роль в проведении любого режимного процесса принадлежит взрослому. Применяя правильные воспитательные подходы и воздействия, взрослый формирует организованное поведение детей, учит их соответствующим умениям, воспитывает культурно-гигиенические навыки и правила поведения.

        Все действия взрослого, а затем и самого ребенка надо сопровождать речью. Это настраивает ребенка на предстоящее действие, вызывает интерес к нему.

        Нельзя забывать о роли примера взрослого в воспитании полезных привычек. Вежливость, доброжелательность, спокойная речь взрослого, аккуратный внешний вид, порядок в группе – все это имеет важное значение.

        При проведении режимных процессов следует осуществлять принципы последовательности и постепенности. Принцип последовательности выражается в том, что взрослый прививает детям навык выполнения тех или иных действий в определенном порядке (например, при переходе от игры к обеду нужно сначала убрать игрушки, затем вымыть руки и только потом  садиться за стол). Принцип постепенности выражается в постепенном привлечении детей малыми группами к выполнению того или иного режимного процесса. Предложение взрослого что-либо сделать (есть, спать, идти в туалет) должно совпадать с потребностями ребенка в данный момент (например, каждого ребенка нужно уложить в тот момент, когда он захотел спать; нельзя допускать, чтобы дети засыпали в манеже).

        Методика проведения режимных процессов включает следующие приемы:

  1. Создание у детей предварительной установки. Маленькому ребенку трудно быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Очень часто дети плачут, протестуют, когда с ними начинают что-то делать неожиданно. Поэтому важно подготовить ребенка спокойными словами, предупредить о предстоящих действиях, создать «установку».
  2. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты, не причиняя ребенку неприятных ощущений. Условные связи у ребенка образуются легко и быстро. И если у него однажды возникли неприятные ощущения или боль, то в дальнейшем он будет отказываться от участия в проводимом процессе. Необходимо, чтобы проведение режимных процессов вызывало у детей только положительные эмоции.
  3. У ребенка следует формировать уверенность в том, что у него все получится, если он будет стараться. Необходимо хвалить ребенка.
  4. У маленьких детей еще слабо развиты процессы внутреннего торможения, поэтому они не могут длительное время ждать. Ожидание ведет к утомлению и нарушению поведения. Поэтому надо так организовать все режимные процессы, чтобы ребенку не приходилось ждать (например, если ребенок сел за стол, он должен сразу есть; если вошел в спальню, должен сразу ложиться в кровать и т.п.).

Методы проведения режимных процессов должны соблюдаться всеми взрослыми, работающими в группе. Требования к ребенку должны быть постоянны и едины.

Для успешного привития культурно-гигиенических навыков используются педагогические приемы с учетом возраста и уровня развития детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание о необходимости соблюдать правила гигиены. Желательно сочетать словесные и наглядные методы, использовать потешки, поговорки, песенки при умывании, причесывании, перед сном, после пробуждения.

Малыши лучше всего усваивают необходимые навыки в играх специально направленного содержания. Например, предлагая ребенку одеть куклу, закрепляют у него навык одевания, последовательность одевания.

Важно использовать все режимные процессы для общего развития детей: развития речи, сенсорного развития, формирования представлений об окружающем, улучшения координации движений, воспитания правильного поведения.

Режимные процессы имеют все предпосылки для развития речи детей. В них обеспечивается взаимосвязь чувственного восприятия и словесного обозначения. Повторность процессов позволяет ребенку не только запоминать их, но и различать, называть. Воспитатель знакомит ребенка с названиями предметов, с различными качествами и свойствами предметов, обогащает его словарный запас, дает элементарные знания.

Режимные процессы следует использовать для положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. Воспитатели должны учить детей вежливо обращаться друг с другом, не обижать, помогать друг другу. Все это способствует формированию положительных взаимоотношений между взрослыми и детьми, выработке правильного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков"

Для закрепления навыков чистоплотности необходимо, чтобы был личный пример взрослых. Приобретенные КГН с детства - становятся потребностью к чистоте....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

Цель: Приучать детей следить за своим внешним видом. Правильно пользоваться мылом, водой и полотенцем, упражнять в выделении и обозначении словом цвета, формы, аромата мыла, формировать умение сосредо...

Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»

Консультация для родителей «Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков»...

ЗАНЯТИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Реализация проекта: «УРОКИ МОЙДОДЫРА» для воспитателей детского сада( вторая младшая группа)...

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков.

   С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые в последствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связ...