Публичная лекция: «Организация дошкольного образования детей с ОВЗ: проблемы и решения»
материал

Васильковская Александра Викторовна

Организация дошкольного образования детей с ОВЗ: проблемы и решения

Целевая аудитория: педагогические работники города Рубцовска.

 

Предварительная работа: работа с литературой, поиск  Internet-ресурсов, подготовка конспекта лекции, презентации в Power Point

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, конспект лекции

Цель: развитие профессиональных и общих компетенций педагогических работников ДОУ по данной проблеме.

Задачи:

- актуализировать опорные знания и жизненный опыт;

- расширять кругозор по изучаемой теме;

- вызвать желание к размышлению и анализу полученной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_lektsiya_deti_s_ovz.docx111.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад  общеразвивающего вида № 48 «Ручеек»

(МБДОУ «Детский сад № 48 «Ручеек»)

Муниципальный этап конкурса «Воспитатель года-2020»

Публичная лекция:

«Организация дошкольного образования детей с ОВЗ:

 проблемы и решения»

                     

                 Подготовила:

Васильковская Александра Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории

                                                                             

Рубцовск, 2019

Организация дошкольного образования детей с ОВЗ:

 проблемы и решения

Целевая аудитория: педагогические работники города Рубцовска.

Предварительная работа: работа с литературой, поиск  Internet-ресурсов, подготовка конспекта лекции, презентации в Power Point 

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, конспект лекции

Ход мероприятия:

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моей лекции «Организация дошкольного образования детей с ОВЗ:

 проблемы и решения».

Слайд 2. Лекция сопровождается слайдовой презентацией.

Цель: развитие профессиональных и общих компетенций педагогических работников ДОУ по данной проблеме.

Задачи:

- актуализировать опорные знания и жизненный опыт;

- расширять кругозор по изучаемой теме;

- вызвать желание к размышлению и анализу полученной информации.

        На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

         Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.         В традиционной для России системе образования лица с ограниченными возможностями здоровья, получают образование на дому или в специальных (коррекционных) учебных заведениях.

До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в ДОУ должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

Обеспечение коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками с ОВЗ отражена в следующих нормативно-правовых документах.

В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы дошкольного образования при работе с детьми с ОВЗ

Категории детей с ОВЗ: Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

В чем нуждаются дети с ОВЗ?

  • в специальной адаптированной образовательной программе,
  • логопедической и дефектологической помощи,
  • в социальной защите, психологической помощи

            Какие условия нужно создать?

  • организационное обеспечение,
  • материально-техническое обеспечение,
  • организационно-педагогические условия,
  • программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса,
  • психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ОО,
  • кадровое обеспечение.

Проблемы

1Недостаточная компетентность педагогических

работников МБДОУ в работе с детьми с ОВЗ

Решения: 1Курсовая подготовка, консультации специалистов,

Самообразование

2Неготовность профессионального

сообщества к работе с детьми с ОВЗ

2Проведение цикла просветительских мероприятий по

повышению компетентности педагогов в работе с

детьми с ОВЗ

3Возникновение внутренних и внешних

конфликтов между коллективом родителей

обычных детей и родителем ребенка с ОВЗ

3проведение цикла просветительских мероприятий для

воспитанников и общественности по воспитанию

толерантного отношения к детям с ОВЗ

4Несоответствие материально-технической базы

Учреждения

4Приобретения игрового и специального оборудования для

работы с детьми ОВЗ

5Отсутствие специализированных программ

5Создание авторских методических разработок

Проблемы:

 1. Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии. В настоящий момент решение этого вопроса наименее обеспеченно как организационно, так и методически. Педагог не имеет в арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, соответствующих задачам инклюзивного обучения. 

2. Еще одна серьезная проблема это необходимость изменения образовательной среды, которая непосредственно связанна с проблемами финансирования. Многие сады с трудом могут себе позволить создание инклюзивных групп, как раз потому что, есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования. К ним относятся специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки, тактильные панели, а также необходимые средства для организации без барьерной среды и т. д.

3. В ДОО комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное пребывание здоровых детей и детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. Трудностью на пути решения о разворачивании инклюзивной практике дошкольного учреждения является психологическая неготовность педагогического состава к принятию ребенка с ОВЗ. Речь идет о необходимости воспитания толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями, а также знакомства с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.

4. Процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании очень сложный. Необходимо создание конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволяют сделать этот процесс адаптивным и пластичным

 

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».  Все мы знаем, что управлять похожими детьми проще, чем разными,  а приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для  таких  детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.  Это трудно, но возможно!

Цель и задачи инклюзивного ДОУ Цели, задачи, ожидаемые результаты инклюзивного образования

Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.

Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:

1.создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ

2.обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

3.построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

4.интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

5.обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

6.разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

7.координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

8.повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

9.формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

Ожидаемые результаты:

1. выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

2. реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями

3. получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

4. реализация себя в обществе;

5. повышение качества жизни;

6. улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно, приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. 

И вот когда, решив все проблемы

все дети, включенные в образовательный процесс

 будут показывать положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков); будут  адаптированы и приняты детской группой, с желанием  будут посещать образовательное учреждение; получат помощь и поддержку в овладении образовательной программой.

 А родители детей с ОВЗ

• понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;

• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;

• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;

• включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.

родители всех детей, посещающих  группы

• занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения.

педагоги

• принимают политику администрации

образовательного учреждения по инклюзивному образованию;

• реализуют инклюзивную практику, используя как уже  имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);

• эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения;

Вот тогда

Образовательные условия АООП, формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, должны быть средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений.

Инклюзивное (совместное) обучение – новый подход для российского образования. Включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс предоставляет возможность каждому человеку реализовать свои потребности в развитии и равные права в получении образования независимо от социального положения, конфессиональной или национальной принадлежности, умственных и физических способностей, а  также играет ключевую роль в интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в ДОУ должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

 Обеспечение коррекционно-развивающего и воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками с ОВЗ отражена в следующих нормативно-правовых  документах. Я не буду подробно на них останавливаться, Вы можете увидеть их на экране:

Цели,  задачи и содержание работы с детьми с ОВЗ:
-развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
- коррекция   познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
-развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков;
-формирование ведущих видов деятельности.
-формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ: заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации образовательного процесса. Воспитатели и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей.

        Внедрение дошкольного образования  для детей с ОВЗ выявляет ряд проблем.

             Во-первых,  это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования. Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» часть 11 статья 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья в случае их пребывания в учреждении». Предполагают формирование адаптированной образовательной безбарьерной среды, должны быть средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений.

Во-вторых отсутствие необходимой методической литературы. В ДОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья.

      В-третьих, отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов(дефектологов, сурдологов и тд), а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.  

Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива.

       В- четвертых, родители обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ДОУ.

       Несмотря на все проблемы все это подталкивает современное общество к изменению отношения к детям с ОВЗ, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Эти дети приходят в наш мир, чтобы проверить нас с вами на человечность.

( Райнхольд  Шнайдер )

Как только в ДОУ появляются дети с ОВЗ- это сразу нацеливает на создание для такого ребенка специальных образовательных условий

Разработка  адаптированных специальных программ дошкольного образования, методов, приемов и форм педагогической работы,

Создание и использование целевых дидактических материалов, учебных пособий.

Применение специальных средств обучения и воспитания, Привлечение к оказанию помощи нуждающемуся дошкольнику ассистента для оказания технических услуг.

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий под руководством профессиональной команды педагогов.

Проектирование и создание безопасной и доступной среды, в границах которой все воспитанники имеют равный доступ к территориальным объектам, помещениям, учебным пособиям, игрушкам.

Сокращение количества дошкольников в группах с целью равномерного распределения педагогической нагрузки и максимальной индивидуализации воспитания.

Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход

  •  Воспитывают позитивное чувство самоидентификации и эмоционального благополучия.
  • Развивают социальные умения и знания, коммуникативные навыки.
  •  Побуждают детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать.
  •  Способствуют развитию умений решать проблемы, излагать

свое мнение и делать выводы.

  •  Стимулируют развитие языковых навыков и грамотности.
  •  Повышают уровень физического развития.
  •  Способствуют социальной инклюзии (включению).

Среда должна быть безопасной.

  • • Среда должна быть комфортной и уютной.
  • • Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами.
  • • Развивающая среда группы должна быть вариативной.
  • Среда должна быть информативной.
  •  Среда должна постоянно обновляться
  • Среда должна быть информативной.
  •  Среда должна постоянно обновляться

Разработка специальных программ дошкольного образования, методов, приемов и форм педагогической работы, способствующих всестороннему последовательному развитию дошкольника с особыми образовательными потребностями, сохранению и укреплению его психофизического здоровья.

Создание и использование целевых дидактических материалов, учебных пособий.

Применение специальных средств обучения и воспитания, соответствующих физиологическим возможностям ребенка с ОВЗ.

ривлечение к оказанию помощи нуждающемуся дошкольнику ассистента для оказания технических услуг.

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий под руководством логопеда, дефектолога, психолога.

Проектирование и создание безопасной и доступной среды, в границах которой все воспитанники имеют равный доступ к территориальным объектам, помещениям, учебным пособиям, игрушкам.

Сокращение количества дошкольников в группах с целью равномерного распределения педагогической нагрузки и максимальной индивидуализации воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

Научно-практическая конференция «Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей с проблемами интеллектуального развития»

Доклад «Организация предметно – развивающей среды в коррекционной группе в соответствии  с требованиями ФГТ»...

Сценарий конференции для родителей и педагогов Воспитание самостоятельности у детей в семье. Проблемы. Поиски. Решения.

Сценарий конференции для педагогов и родителей "Воспитание самостоятельности детей в семье. Проблемы. Поиски. Решения."...

ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»

      Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование &nd...

Публичная лекция: «Организация дошкольного образования детей с ОВЗ: проблемы и решения»

Организация дошкольного образования детей с ОВЗ: проблемы и решенияЦелевая аудитория: педагогические работники города Рубцовска. Предварительная работа: работа с литературой, поиск  Int...

Выступление на конференции для педагогических работников «Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»

Выступление на конференции для педагогических работников«Проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы. Пути их решения»...