«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет»
проект (младшая группа)

Маланина   Олеся Владимировна

«Воспитание культурно-гигиенических  навыков у детей 2-3 лет»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Воспитание культурно-гигиенических  навыков у детей 2-3 лет»

1. Актуальность проекта

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним

В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Объект проектирования:   Воспитание культурно гигиенических навыков у младших дошкольников.

 

Предмет проектирования: процесс формирования КГН, процесс формирования здорового и безопасного образа жизни.

Понятийный аппарат:   Воспитание — целенаправленное формирование личности  в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни. Воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.   Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

УМЕНИЕ – способность осознанно выполнять определенные действия на основе имеющихся знаний.

НАВЫК – это автоматизированный способ выполнения действий.

ПРИВЫЧКА – это действие или элемент поведения, которое стало потребностью, невозможность совершать это действие вызывает неудовлетворенность собой, отрицательные эмоции; т.е. это навык, ставший потребностью.

Анализ ресурсов: Методические разработки, педагогические разработки,

Организационные, материальные технологии.

Цель:  

Сформировать  у 85%  младших дошкольников  КГН.

Сформирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах деятельности.

Задачи:

Разработать систему целенаправленных  мер  КГН  средствами художественной литературы.

Обогатить предметно-развивающую среду группы самодельными книжками малышками по воспитанию КГН.

Разработать план взаимодействия между  детским садом и семьей.

Целевая аудитория:  Дети 1 младшей группы.

Сроки реализации: Сентябрь 2015 – Май 2016 год.

Этапы реализации:

Этапы

Направление и содержание работы

Срок

Подготовительный

- Составить план работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Сентябрь

- Подобрать методическую и художественную  литературу, наглядный материал по данной теме (плакаты, иллюстрации)

- Разработать серию конспектов, комплекса мероприятий по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживанию

- Пополнить развивающую среду группы – центра активности «Мойдодыр» и книжного уголка.

- Составить картотеку подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр.

- Оформить наглядные пособия (алгоритм выполнения действий детьми) и альбом  потешек, загадок и стихов по теме.

- Подготовить методические рекомендации для родителей по данной теме.

- Довести до сознания родителей важность и необходимость решение проблемы по  формированию у детей культурно-гигиенических навыков  и обсудить план работы.

Основной

- Беседы с детьми о правилах личной гигиены

Сентябрь –

апрель

- Ситуативные разговоры с детьми, игровые ситуации по формированию КГН.

- Рассматривание сюжетных и предметных  картин.

- Проведение физкультминуток.

- Чтение и заучивание стихов и потешек, загадывание загадок.

- Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

- Использование малых форм фольклора в режимных моментах.

- Проведение дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр.

- Составление фотоальбома группы по теме проекта

Заключи-тельный

-  Диагностика уровня  сформированности у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.  

Май

- Презентация проекта

- Итоговое мероприятие - развлечение «В гостях у Мойдодыра» (совместно с родителями)

Основные направления реализации проекта: На данном этапе при воспитание  КГН требуется групповая работа. В  сотрудничестве,  которая,позволяет совместными усилиями преодолеть возникающие трудности, помогая друг, другу опираясь на полученные знания.

Механизмы, средства и способы реализации проекта:

Обогащение развивающей среды

Разработка плана взаимодействия с родителями

Разработка системы целенаправленных мер средствами художественной литературы.

Ожидаемые результаты проекта:

У  85 % сформированы культурно гигиенические навыки

Обогащена предметно развивающая среда в группе

Разработан план взаимодействия между детским садом и семьей.

Критерии оценки результатов реализации проекта:  диагностика.

Способы предоставления ресурсов:  выставка рисунков, диагностика, развлечение, презентация.

Ресурсное обеспечение:  ноутбук,  методическая литература, интернет..

Список использованных источников и  литературы:

1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят [Текст]:  популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.

2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст]:  методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96

3. Доскин, В. А. Растем здоровыми [Текст]:пособие для воспитателей,  родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002. С. 52–55.

4. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.

6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет [Текст]: методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ «Сфера», 2004. С. 30–33, 43-48с.

7.Интернет сайт «maam», «Воспиталки»

Приложение:

Навыки мытья рук и умывания

Непосредственно образовательная деятельность

  • Проблемные ситуации «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?», «Кукла Катя не хочет мыть руки», «Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?»
  • Беседа на тему «Друзья Мойдодыра»
  • Рассматривание картины  «Мама купает Катю»
  • Наблюдение с детьми «Учимся у старших детей умываться»
  • Рисование «Веселые капельки» (разукрашивание),  «Принимаем душ», «Грязные ладошки»
  • Лепка «Мыло для Петрушки»
  • Аппликация «Мыльные пузыри», «Красивое полотенце»

Игры

  • Дидактические игры и упражнения: «Умоем куклу Машу», «Купание куклы», «Мыльные перчатки» , «Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем», «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Назови действие», «Умывалочка», «Моем чисто руки и лицо»
  •  Игры на внимание: «Чья картинка», «Лото», «Что сначала, что потом», «Делай так»
  • Подвижные игры:  «Зайка серый умывается», «Все котятки мыли лапки».

Чтение художественной литературы

«Водичка, водичка»,  «Моем носик, моем щечки», «Кран откройся, нос умойся», «Ладушки, ладушки»,  «Умница, Катенька», «Наша Маша маленькая»,  С. Капутикян  «Хлюп-Хлюп», К.Чуковский  «Мойдодыр »,  А.Барто «Девочка чумазая», «Мыло»,  В. Маяковский  «Что такое хорошо и что такое плохо», Н.Найденова «Наши полотенца», Э.Успенский «Удивительное дело».

Навыки культуры еды и поведения за столом

Непосредственно образовательная деятельность

  • Рассматривание предметных картинок из серии «Посуда», сюжетной картины  «Дети обедают».
  • Ситуативные беседы «Как правильно  вести себя за столом», «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать», рассказывание историй про Машу и Мишу.  

Игры

  • Дидактические игры и упражнения: «Поможем куклам накрыть на стол», «Накормим куклу Катю», «Готовимся к приходу гостей», «Кукла учится у ребят аккуратно кушать»,  «Напоим куклу Аню чаем», «Для чего такая посуда»,  «Мытьё кукольной посуды»
  • Сюжетно-ролевые  игры «Семья обедает», « День рождения у мишки»

Чтение художественной литературы

Сказка  «Три медведя», К. Чуковский «Муха Цокотуха», «Федо-рино горе», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»,

З. Александрова «Катя в яслях», «Вкусная каша»,  С Капутикян «Маша обедает». «Кто скорей допьет»,  С.Маршак «Где обедал воробей», Ю.Кушак «Приятного аппетита», фольклорные потешки, Е Благинина «Обедать», А.Кардашова «Завтрак»,  «Ужин», В.Берестов «Ложка», Э.Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду»

        Навыки самообслуживания

Непосредственно образовательная деятельность

  • Рассматривание предметных картинок по теме «Одежда», «Обувь»,  сюжетных «Маша одевает куклу на прогулку»

Игры

  • Дидактические игры и упражнения: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покажем куколке, как надо складывать одежду перед сном (убирать ее в шкафчик)», «Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться)», «Как мы помогали кукле собраться в гости», «Такие разные носочки», «Причешем куклу Машу»
  • Настольные игры: «Веселые шнурочки», «Волшебные веревочки», «Застежки-шнурочки», «Волшебные пуговки», «Наряди  куклу Катю»
  • Игры на внимание: «Что лишнее». «Найди и назови»
  • Сюжетно-ролевые  игры  «Парикмахерская», «К куклам в гости».

Чтение художественной литературы

        П.Воронько «Пора спать», В.Берестов «Новый бант»,

З. Александрова «Что взяла, клади на место», И.Горюнова «Этикет для карапузов», А.Барто «Игрушки», И.Муравейка «Я сама»

План взаимодействия с родителями

  • Родительское собрание 
  • «Формирование культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста»

  • Консультации
  • «Чистота – залог здоровья»
  • "Как привить детям культурно гигиенические навыки"
  • "Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности"
  • «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»

  • Индивидуальные беседы
  • Алгоритм мытья рук
  • "Как правильно одевать ребёнка на прогулку"
  • «Развитие самостоятельности детей 4-го года жизни»

  • Наглядная информация для родителей
  • «Как приучить ребёнка быть аккуратным»
  • «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно-       гигиенических навыков».

  • Памятка для родителей
  • «Внешний вид малышей: о чём не стоит беспокоиться»

  • Анкеты – вопросники, буклеты

  • Папка-передвижка
  • « Будем чистыми и опрятными»

  • Оформление фотовыставки 
  •  «Вот что я умею»

  • Выставка литературы (методической, художественной)

  • Итоговое мероприятие - развлечение
  • «В гостях у Мойдодыра»

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет:

1.Приучать есть аккуратно.

2.Продолжать учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, после загрязнений, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.

3.Опрятно есть, тщательно пережевывать пищу

4.Держать ложку в правой руке

5.Пользоваться салфеткой

6.Полоскать рот по напоминанию взрослого

7.Воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из-за стола, не окончив еды, говорить "спасибо".

 Диагностика культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни

Критерии диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков

В исследовании приняли участи 20 детей 3-го года жизни, младшая группа.

- Высокий уровень – ребёнок уверенно, самостоятельно выполняет большинство основных действий, понимает и может объяснить необходимость того или иного культурно – гигиенического навыка (3 балла)

- Средний уровень – ребёнок уверенно с помощью взрослого выполняет основные действия, но на вопросы затрудняется отвечать (2 балла)

- Низкий уровень – ребёнок неуверенно выполняет действия, необходима постоянная помощь взрослого, на вопросы ответить не может (1 балл)

- не выполняет – 0 баллов.

Наглядно результаты отображены на рис. 1.

Рис. 1. Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков в младшей группе

Как можно видеть, у  незначительного количества детей (15%) культурно-гигиенические навыки сформированы на низком уровне, у 45% – на среднем и у 40% – на высоком уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание разносторонних интересов у детей с нарушением зрения в семье. Рекомендуемая художественная литература для домашнего чтения. Воспитание у детей интереса к книге.

Консультации для родителей, которые хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными, разносторонними. Родители должны подводить ребенка к поиску ответов на возникающие вопросы, а в этом ему помогу...

Проект Воспитание духовности посредством приобщения детей к русской народной культуре «Неизвестная старина» Срок реализации: 2013-2016 год Целевая группа: дети 6-7 лет

Пояснительная записка Культура русского народа огромна и разнообразна. Русский педагог К.Д.Ушинский, исследователи русского фольклора Г.С.Виноградов, В.И.Даль и многие другие, отмечали, что основ...

Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренных детей и детей с ОВЗ в период детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск

Актуальные проблемывоспитания и обученияодаренных детей и детей с ОВЗв период детстваМатериалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

"Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с воспитания любви к малой Родине"

У каждого города своя история. Знать ее,чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольника. Изучение исторических документов, сбор необходимых данных для реализации проекта, подводит...

ВОСПИТАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Ныне...