«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет»
проект (младшая группа)
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет»
1. Актуальность проекта
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Объект проектирования: Воспитание культурно гигиенических навыков у младших дошкольников.
Предмет проектирования: процесс формирования КГН, процесс формирования здорового и безопасного образа жизни.
Понятийный аппарат: Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни. Воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
УМЕНИЕ – способность осознанно выполнять определенные действия на основе имеющихся знаний.
НАВЫК – это автоматизированный способ выполнения действий.
ПРИВЫЧКА – это действие или элемент поведения, которое стало потребностью, невозможность совершать это действие вызывает неудовлетворенность собой, отрицательные эмоции; т.е. это навык, ставший потребностью.
Анализ ресурсов: Методические разработки, педагогические разработки,
Организационные, материальные технологии.
Цель:
Сформировать у 85% младших дошкольников КГН.
Сформирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Задачи:
Разработать систему целенаправленных мер КГН средствами художественной литературы.
Обогатить предметно-развивающую среду группы самодельными книжками малышками по воспитанию КГН.
Разработать план взаимодействия между детским садом и семьей.
Целевая аудитория: Дети 1 младшей группы.
Сроки реализации: Сентябрь 2015 – Май 2016 год.
Этапы реализации:
Этапы | Направление и содержание работы | Срок |
Подготовительный | - Составить план работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. | Сентябрь |
- Подобрать методическую и художественную литературу, наглядный материал по данной теме (плакаты, иллюстрации) | ||
- Разработать серию конспектов, комплекса мероприятий по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживанию | ||
- Пополнить развивающую среду группы – центра активности «Мойдодыр» и книжного уголка. | ||
- Составить картотеку подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр. | ||
- Оформить наглядные пособия (алгоритм выполнения действий детьми) и альбом потешек, загадок и стихов по теме. | ||
- Подготовить методические рекомендации для родителей по данной теме. | ||
- Довести до сознания родителей важность и необходимость решение проблемы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и обсудить план работы. | ||
Основной | - Беседы с детьми о правилах личной гигиены | Сентябрь – апрель |
- Ситуативные разговоры с детьми, игровые ситуации по формированию КГН. | ||
- Рассматривание сюжетных и предметных картин. | ||
- Проведение физкультминуток. | ||
- Чтение и заучивание стихов и потешек, загадывание загадок. | ||
- Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка) | ||
- Использование малых форм фольклора в режимных моментах. | ||
- Проведение дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр. | ||
- Составление фотоальбома группы по теме проекта | ||
Заключи-тельный | - Диагностика уровня сформированности у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. | Май |
- Презентация проекта | ||
- Итоговое мероприятие - развлечение «В гостях у Мойдодыра» (совместно с родителями) |
Основные направления реализации проекта: На данном этапе при воспитание КГН требуется групповая работа. В сотрудничестве, которая,позволяет совместными усилиями преодолеть возникающие трудности, помогая друг, другу опираясь на полученные знания.
Механизмы, средства и способы реализации проекта:
Обогащение развивающей среды
Разработка плана взаимодействия с родителями
Разработка системы целенаправленных мер средствами художественной литературы.
Ожидаемые результаты проекта:
У 85 % сформированы культурно гигиенические навыки
Обогащена предметно развивающая среда в группе
Разработан план взаимодействия между детским садом и семьей.
Критерии оценки результатов реализации проекта: диагностика.
Способы предоставления ресурсов: выставка рисунков, диагностика, развлечение, презентация.
Ресурсное обеспечение: ноутбук, методическая литература, интернет..
Список использованных источников и литературы:
1. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят [Текст]: популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. :ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.
2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст]: методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96
3. Доскин, В. А. Растем здоровыми [Текст]:пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002. С. 52–55.
4. Расту культурным [Текст]:-Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.
6. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет [Текст]: методическое пособие / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ «Сфера», 2004. С. 30–33, 43-48с.
7.Интернет сайт «maam», «Воспиталки»
Приложение:
Навыки мытья рук и умывания
Непосредственно образовательная деятельность
- Проблемные ситуации «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?», «Кукла Катя не хочет мыть руки», «Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?»
- Беседа на тему «Друзья Мойдодыра»
- Рассматривание картины «Мама купает Катю»
- Наблюдение с детьми «Учимся у старших детей умываться»
- Рисование «Веселые капельки» (разукрашивание), «Принимаем душ», «Грязные ладошки»
- Лепка «Мыло для Петрушки»
- Аппликация «Мыльные пузыри», «Красивое полотенце»
Игры
- Дидактические игры и упражнения: «Умоем куклу Машу», «Купание куклы», «Мыльные перчатки» , «Покажем кукле Кате как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем», «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Назови действие», «Умывалочка», «Моем чисто руки и лицо»
- Игры на внимание: «Чья картинка», «Лото», «Что сначала, что потом», «Делай так»
- Подвижные игры: «Зайка серый умывается», «Все котятки мыли лапки».
Чтение художественной литературы
«Водичка, водичка», «Моем носик, моем щечки», «Кран откройся, нос умойся», «Ладушки, ладушки», «Умница, Катенька», «Наша Маша маленькая», С. Капутикян «Хлюп-Хлюп», К.Чуковский «Мойдодыр », А.Барто «Девочка чумазая», «Мыло», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Н.Найденова «Наши полотенца», Э.Успенский «Удивительное дело».
Навыки культуры еды и поведения за столом
Непосредственно образовательная деятельность
- Рассматривание предметных картинок из серии «Посуда», сюжетной картины «Дети обедают».
- Ситуативные беседы «Как правильно вести себя за столом», «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать», рассказывание историй про Машу и Мишу.
Игры
- Дидактические игры и упражнения: «Поможем куклам накрыть на стол», «Накормим куклу Катю», «Готовимся к приходу гостей», «Кукла учится у ребят аккуратно кушать», «Напоим куклу Аню чаем», «Для чего такая посуда», «Мытьё кукольной посуды»
- Сюжетно-ролевые игры «Семья обедает», « День рождения у мишки»
Чтение художественной литературы
Сказка «Три медведя», К. Чуковский «Муха Цокотуха», «Федо-рино горе», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»,
З. Александрова «Катя в яслях», «Вкусная каша», С Капутикян «Маша обедает». «Кто скорей допьет», С.Маршак «Где обедал воробей», Ю.Кушак «Приятного аппетита», фольклорные потешки, Е Благинина «Обедать», А.Кардашова «Завтрак», «Ужин», В.Берестов «Ложка», Э.Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду»
Навыки самообслуживания
Непосредственно образовательная деятельность
- Рассматривание предметных картинок по теме «Одежда», «Обувь», сюжетных «Маша одевает куклу на прогулку»
Игры
- Дидактические игры и упражнения: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покажем куколке, как надо складывать одежду перед сном (убирать ее в шкафчик)», «Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться)», «Как мы помогали кукле собраться в гости», «Такие разные носочки», «Причешем куклу Машу»
- Настольные игры: «Веселые шнурочки», «Волшебные веревочки», «Застежки-шнурочки», «Волшебные пуговки», «Наряди куклу Катю»
- Игры на внимание: «Что лишнее». «Найди и назови»
- Сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «К куклам в гости».
Чтение художественной литературы
П.Воронько «Пора спать», В.Берестов «Новый бант»,
З. Александрова «Что взяла, клади на место», И.Горюнова «Этикет для карапузов», А.Барто «Игрушки», И.Муравейка «Я сама»
План взаимодействия с родителями
- Родительское собрание
- «Формирование культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста»
- Консультации
- «Чистота – залог здоровья»
- "Как привить детям культурно гигиенические навыки"
- "Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности"
- «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно»
- Индивидуальные беседы
- Алгоритм мытья рук
- "Как правильно одевать ребёнка на прогулку"
- «Развитие самостоятельности детей 4-го года жизни»
- Наглядная информация для родителей
- «Как приучить ребёнка быть аккуратным»
- «Что должен ребёнок иметь дома из предметов для развития культурно- гигиенических навыков».
- Памятка для родителей
- «Внешний вид малышей: о чём не стоит беспокоиться»
- Анкеты – вопросники, буклеты
- Папка-передвижка
- « Будем чистыми и опрятными»
- Оформление фотовыставки
- «Вот что я умею»
- Выставка литературы (методической, художественной)
- Итоговое мероприятие - развлечение
- «В гостях у Мойдодыра»
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Задачи по формированию у детей культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет:
1.Приучать есть аккуратно.
2.Продолжать учить детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, после загрязнений, насухо вытирать лицо и руки полотенцем.
3.Опрятно есть, тщательно пережевывать пищу
4.Держать ложку в правой руке
5.Пользоваться салфеткой
6.Полоскать рот по напоминанию взрослого
7.Воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из-за стола, не окончив еды, говорить "спасибо".
Диагностика культурно-гигиенических навыков у детей 3-го года жизни
Критерии диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков
В исследовании приняли участи 20 детей 3-го года жизни, младшая группа.
- Высокий уровень – ребёнок уверенно, самостоятельно выполняет большинство основных действий, понимает и может объяснить необходимость того или иного культурно – гигиенического навыка (3 балла)
- Средний уровень – ребёнок уверенно с помощью взрослого выполняет основные действия, но на вопросы затрудняется отвечать (2 балла)
- Низкий уровень – ребёнок неуверенно выполняет действия, необходима постоянная помощь взрослого, на вопросы ответить не может (1 балл)
- не выполняет – 0 баллов.
Наглядно результаты отображены на рис. 1.
Рис. 1. Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков в младшей группе
Как можно видеть, у незначительного количества детей (15%) культурно-гигиенические навыки сформированы на низком уровне, у 45% – на среднем и у 40% – на высоком уровне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-206512-1362058847.jpg)
Воспитание разносторонних интересов у детей с нарушением зрения в семье. Рекомендуемая художественная литература для домашнего чтения. Воспитание у детей интереса к книге.
Консультации для родителей, которые хотят видеть своих детей жизнерадостными, активными, разносторонними. Родители должны подводить ребенка к поиску ответов на возникающие вопросы, а в этом ему помогу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/25/picture-460286-1403641606.jpg)
Проект Воспитание духовности посредством приобщения детей к русской народной культуре «Неизвестная старина» Срок реализации: 2013-2016 год Целевая группа: дети 6-7 лет
Пояснительная записка Культура русского народа огромна и разнообразна. Русский педагог К.Д.Ушинский, исследователи русского фольклора Г.С.Виноградов, В.И.Даль и многие другие, отмечали, что основ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/26/picture-554616-1419612769.jpg)
Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренных детей и детей с ОВЗ в период детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск
Актуальные проблемывоспитания и обученияодаренных детей и детей с ОВЗв период детстваМатериалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/16/picture-782434-1460807094.jpg)
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/04/picture-813642-1570212621.jpg)
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/25/picture-1201694-1577245708.jpg)
"Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с воспитания любви к малой Родине"
У каждого города своя история. Знать ее,чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольника. Изучение исторических документов, сбор необходимых данных для реализации проекта, подводит...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/09/picture-1247788-1589040722.jpg)
ВОСПИТАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Ныне...