Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Обоснование необходимости проведения физкультминуток на занятиях в детском саду"
    консультация (подготовительная группа)

    Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    Обоснование необходимости проведения физкультминуток на занятиях в детском саду

    Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей.

    В последние годы возросли требования по подготовке детей к школе, в связи с чем, выросли объемы учебной нагрузки на детей. Детям большее время приходится проводить в статичном положении, а это оказывает неблагоприятное воздействие на организм ребенка и здоровье в целом. При длительном статическом положении дети начинают отвлекаться, поворачиваться, плохо запоминают материал. В условиях детского сада одним из регуляторов умственной работоспособности являются физкультминутки между занятиями и в процессе занятий.

    Физкультурная минутка - это форма активного отдыха во время малоподвижных занятий.

    Целью проведения физкультурной минутки является повышение или удержание умственной работоспособности детей на занятиях, обеспечение кратковременного активного отдыха для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

    Длительные статические нагрузки, связанные с сидением, неблагоприятно воздействуют на ребенка, а движения способствуют активному отдыху и повышению работоспособности, поэтому в занятия необходимо включать двигательные компоненты в виде физкультминуток.

    Физкультминутка не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но введение ее в режим дня детей дает свои положительные результаты, она  не должна быть дольше 2-3 минут.

    Физкультминутку не обязательно проводить на всех занятиях, она становится необходимой только при утомлении детей, но важно не упустить начальную стадию утомления, при которой и проводится физкультминутка. Содержание физкультминутки должно относиться к теме занятия, это поможет закрепить изученный материал.

    Физминутка грамотного педагога. Опираясь на физиологическое развитие ребёнка на 10-12 минуте занятия у детей наступает усталость, т.к. головной мозг ребёнка недополучает нужное количество крови. А чтобы кровь  прилила – необходимо активное  движение.

    Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют воспитателю проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только появляются первые признаки утомления.

     Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем, с тем, чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешке или стихотворению.

    Виды физкультминуток

    • Упражнения для снятия общего или локального утомления – упражнения для крупных мышечных групп: наклоны туловища в стороны, поскоки, приседания в быстром темпе, потягивания, махи руками, ходьба и бег на месте и др.;
    • Упражнения для кистей рук: сжимания разжимания кистей рук, отведение и приведение, пальчиковая гимнастика;
    • Гимнастика для глаз: посмотреть направо, налево, круговые движения, частое моргание, прикладывание теплых ладоней к закрытым глазам и др.
    • Гимнастика для слуха: массаж мочки уха, круговые движения всего уха, подергивания за ушки, потягивания ушей в стороны и др.;
    •  Упражнения, корректирующие осанку: упражнения «лодочка» («волна»), «лягушка», «велосипед», «ножницы» и др.;
    •  Дыхательная гимнастика: с проговариванием звуков на выдохе.

    Таким образом, значение физкультминутки в умственной деятельности ребенка велико, так как она:

    • ослабляет утомление детей;
    • способствует развитию речи, координации движений и мелкой моторики;
    • улучшает осанку детей;
    • усиливает обмен веществ в организме;
    • развивает произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться;
    • активизирует дыхание и кровообращение;
    • оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей.

    Оздоровительные игры.

    Эти  игры предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.

    Они укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушения зрения и осанки. Физические и психические компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны.

    Непринуждённость обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъёма, отсутствие проигравших – всё это создаёт у игроков состояние психологического комфорта.  Поэтому, проведение  игр желательно с детьми всех возрастов.

         Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно.

    Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов.

        Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр, в среднем, составляет 4 – 6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый, резкий звуковой сигнал (гонг).

    Игры не должны повторяться, чтобы детям было интересно. Поэтому в арсенале педагога их должно быть много.

    Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет.

    Дыхательная и звуковая гимнастики.

    Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.

     Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

    У ребенка дыхательные мышцы, так же как вся мышечная система, не отличаются ещё совершенством,  их надо развивать. Нарушение, затруднение или отсутствие носового дыхания у ребенка ведут к серьезным изменениям со стороны этих функций и ряда органов и систем организма.

    Дыхание — один из важнейших физиологических процессов.

    Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

     Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.

    Считалось, что кроме кислородного питания (каждая клеточка насыщается кислородом)  с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

    В Китае  ещё в древности была разработана особая наука о целебных звуках, которые  входят в резонанс  с нашими внутренними органами и оказывают на них полезное воздействие.  

     Так, звук «М» - благотворно воздействует на мозг, зрение, слух. «Е» - на горло, «О» - на сердце, «У» - на живот, «А» - на  руки и ноги, «»Ш» - на организм в целом.

     

    Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации  физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждениях,

    Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:

    1. Сделать глубокий вдох через нос, а затем, выдох через рот, произнося при этом  звуки. Вдох и выдох длится около  7 секунд. Всё занятие  звуковой гимнастикой длится от 5 до 10 минут. И чем чаще его делать, тем эффективней для  организма.

    2. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.

     

    3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников  ещё слабая  мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

    4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно и  медленно.

    Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

    Виды массажа

    Одним из эффективных элементов  в здоровье сберегающих технологиях является массаж.

    Точечный массаж зародился около 5 тысяч лет назад на Дальнем Востоке. Тогда было установлено, что раздражение определенных зон кожного покрова, «жизненных» или, как сейчас говорят биологически активных точек, вызывает ответную реакцию на уровне определенного органа.

    Всего таких точек насчитывается около 700, но наиболее часто используются лишь 150.

    При надавливании на эти точки, как правило,   возникают болевые ощущения, ломота, распирание, онемение. Эта особенность служит критерием правильности нахождения точки при применении точечного массажа.

    При точечном массаже массируются биологически активные точки, расположенные на различных участках тела человека. Воздействие на точку улучшает энергетический баланс организма. Стимулирует или наоборот успокаивает автономную нервную систему, регулирует питание тканей, снимает нервное и мышечное напряжение и боль.

    Массаж ушных раковин (аурикулярный массаж) и массаж носа полезен в частности для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

    Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам.  Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

    Самый простой способ точечного массажа – это катание по полу мяча, палки стопами ног;  хождение по массажным дорожкам, использование  массажеров  для ног и спины.

    Массаж полезен  не только для профилактики плоскостопия, в результате массажа ног укрепляются защитные силы организма, повышается сопротивляемость организма к простуде, мышцы меньше устают при нагрузке.

    Возьмём, к примеру,   упражнение «Браслет» - (растирание   запястья).        Под мизинцем находится  точка  Шень – Мень  (точка,  массируя которую мы поддерживаем работу сердца). Под большим пальцем  точка Тай – Юань воздействуя на которую мы улучшаем работу  дыхательной системы).      Точка  Лаогун  (середина ладони) – не только улучшает работоспособность, но и стимулирует к работе мозг, сознание.

    Известному педагогу  В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

    Методика проведения точечного массажа.

    1. Руки должны быть чистыми.  Перед массажем потрите руки, чтобы их согреть.  
    2. Давление производится подушечками большого и среднего пальца, можно помогать и другими пальцами. Движение пальца может быть вращательным (по часовой стрелке) или вибрирующим. Длительность массажа каждой точки 3-5 минут.

    Пальчиковые игры

    Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающие воздействие.

     Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

    Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа «Сорока-белобока» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в хорошем состоянии.

    Японский врач Намикоси Токудзиро  создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он доказал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

     На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности   акупунктурными  зонами кисть не уступает уху и стопе.

    Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного пальца – положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

    В Китае популярны упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

     Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание ладонями шестигранного карандаша.

    Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др

     Многие видят в них развлекательное, а не развивающее значение,  но, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению  произношения  многих звуков, а значит – развивают речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

    Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком

    Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения игр:

    • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Этоне только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
    • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
    • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
    • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
    • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
    • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
    • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей ДОУ "Использование физкультминутки на занятиях в детском саду"

    Физкультминутка позволяет повысить умственную работоспособность детей на малоподвижных занятиях...

    Консультация "Профилактика травматизма при проведении прогулок-походов за пределы детского сада"

    Охрана здоровья детей - важнейшая задача, как воспитателей, так и родителей. В связи с этим остро встает вопрос о профилактике детского травматизма, особенно за пределы детского сада....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

    .Растить детей здоровыми ,сильными, эмоциональными -задача каждого дошкольного учреждения.В данной консультации даются методические указания по проведению занятий по физической культуре во всех возрас...

    Консультация для воспитателей «Проблема и польза интегрированных занятий в детском саду»

    Цепелева НатальяКонсультация для воспитателей «Проблема и польза интегрированных занятий в детском саду»Каждый наш поступок, который видят или слышат дети,каждое наше слово — интонац...