«Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология»
консультация

Шиян Ирина Сергеевна

Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Консультация для педагогов

«Вокально-хоровая работа с дошкольниками как здоровьесберегающая технология».

В сохранении и укреплении здоровья дошкольников не последнюю роль играют музыкальные занятия, несмотря на то, что они занимают весьма скромное место в учебном плане. Самым доступным среди всех видов музыкальной деятельности является пение, так как певческим голосом в той или иной степени обладает от природы каждый малыш.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые на музыкальных занятиях включают: дыхательную и артикуляционную гимнастики, распевки, игровой массаж. Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух.

Обучение простейшим массажным приемам лучше проводить в игре. Цель — обучение детей посредством правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела. При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания.

Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль. Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальцами, взъерошивать или приглаживать волосы, «рисовать» спиральки от висков к затылку. Данные упражнения нельзя выполнять детям с повышенным внутричерепным, глазным, артериальным давлением, с заболеваниями нервной системы и головного мозга.

Игровой самомассаж. Он поднимает настроение и улучшает самочувствие. Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые движения. Можно познакомить детей с тем, на что влияет массаж каждого пальчика, чтобы заинтересовать их выполнять упражнение старательно. Детям будет интересно узнать, что большой палец руки связан с легкими и печенью, указательный — с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой, средний — с сердцем, кровообращением, безымянный — с нервной системой и здоровьем в целом, а мизинец — с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности. Массаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками — потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т. п.

Точечный массаж биологически активных точек по методике Картушиной выполняется легкими надавливаниями и поглаживаниями подушечками пальцев для улучшения протекания нервных процессов, расслабления мышц лица, снятия эмоционально-нервного напряжения. Такой массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов ребенка. Он очень эффективен для профилактики простудных заболеваний.

Основная цель артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению, совершенствование подвижности и точность движений языка и губ. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. В основе артикуляционных упражнений лежит система В. Емельянова.      

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основные задачи дыхательных упражнений: укрепление физиологического дыхания детей (без речи). Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох — длинный выдох). Тренировка силы вдоха и выдоха. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений можно выполнять под счет, часть — под музыку.

Цель распевания — подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. Задачи: предупреждение заболевания верхних дыхательных путей, укрепление хрупких голосовых связок детей.

Валеологические песенки-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и проявляют интерес к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии. Установлен факт, что с помощью вокала можно укрепить дыхательную систему и как следствие улучшить кровообращение в организме, улучшить дикцию и даже исправить осанку.

Пение — это во многом искусство правильного дыхания. А дыхание — основа жизни и функционирование нашего организма. Пение помогает исправлять такие дефекты, как заикание. Происходит тренировка диафрагмального дыхания, развивается дыхательная мускулатура, а также улучшается дренаж легких и их тренировка. Для детского организма это крайне важно. У поющих людей со временем увеличивается объем легких — это добавляет организму запас прочности. Пение способно улучшать настроение, умиротворять и успокаивать. У поющих детей вырабатывается стрессоустойчивость. Формируется уравновешенный характер. А пение в хоре — не только улучшение здоровья детей, но и помощь в укреплении дружеских связей, налаживании здорового коллективного духа.

 Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе позволяет детям успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.

Подготовила музыкальный руководитель

Шиян Ирина Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и реализация их в культурно-досуговой деятельности дошкольников."

Опыт работыПо теме:«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и реализация их в культурно-досуговой деятельности дошкольников.»Музыкального руководителяМБДОУ – детский...

Методическая разработка "Особенности развития вокально - хоровых навыков у старших дошкольников"

основные направления и задачи  отраженные в данной  разработке...

Консультация для родителей Система работы по внедрению инновационных здоровьесберегающих технологий в регламентированной и нерегламентированной видах деятельности дошкольников.

Консультация для родителейСистема работы по внедрению инновационных здоровьесберегающих технологий в регламентированной и нерегламентированной видах  деятельности дошкольников....

Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

Народное песенное творчество в музыкальном воспитании детей...

Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальном занятии в ДОУ

Развитие чувства ритма, интонации, дикции, плавного звуковедения,интонационного слуха....

Развитие вокально-хоровых навыков у младших дошкольников на музыкальном занятии в ДОУ

Развитие чувства ритма, интонации, дикции, плавного звуковедения,интонационного слуха....