Консультация «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО»
консультация

Консультация с практически показом для педагогов ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-ya_lutseva_dlya_pedsoveta.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Консультация с практически показом для педагогов

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО»


Подготовила:

Учитель-логопед

Луцева О.Н.

Шебекино 2019

В группе с ТНР обычно обучаются дети, имеющие  комплексные проблемы. Речевые нарушения необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими сторонами психического развития, так как речевое недоразвитие сказывается на формировании сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Для детей с ОНР характерна недостаточная устойчивость внимания. Речевое отставание отрицательно сказывается на развитии памяти, особенно вербальной. Обладая полноценными предпосылками для овладения  мыслительными операциями (анализа, синтеза, сравнения), дети отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления. Также им  присуще и некоторое отставание в двигательной сфере.  Наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной координации пальцев рук.

При работе с детьми ОНР необходимо использование здоровьесберегающие технологий даже в большей степени, нежели  с детьми  массовых групп детского  сада.

  1. Каждое занятие с детьми в группе компенсирующей направленности начинается с правильной посадки. В течение занятия учитель-логопед  несколько раз напоминает им как нужно правильно сидеть:

Ноги на полу стоят,

Руки на столе лежат

Спинки ровные, прямые

Все мы – стройные такие.

  1. Развитие эмоциональной сферы:

Улыбнулись – огорчились,

Разозлились – удивились.

Снова улыбнулись,

К солнцу потянулись

Затем идут разнообразные продолжения:

По пять яблок мы срывает

И при этом их считаем

(Работа рук в согласовании  с речью + согласование числительных с существительными. Яблоки можно заменить на вишни, движения рук станут тоньше).

При работе над эмоциями хорошо подходят эмоциональные этюды как в театральных студиях.

«Веселый котенок»  - Мяу-мяу-мяу

«Грустный теленок» - Му

«Удивленный козленок» - Ме-ме-ме! И таких этюдов можно придумать множество. Работают мимические мышцы, ребенок играет роль.

  1. Развитие речевого дыхания:

Весело ручей журчит: с-с-с

Пароход вдали гудит: у-у-у

Шел по лесу толстый мишка

На него упала шишка: ы-ы-ы (Дети путают звуки [Ы] [Э])

Дятел песню простучал: д-д-д

Мишенька веселый стал: э-э-э.

Таких рифмовок в арсенале учителя-логопеда много, практические на все гласные и согласные звуки. Детям они очень нравятся, им интересней взять сюжетную строку, нежели просто сказать «Постучим, как молоточки и т.д.»

Речевое дыхание напрямую связано с обычным дыханием. Хороший выдох позволяет ребенку быстрее произнести проблемные для него звуки и развить силу голоса, что помогает стать выносливей при выполнении физических нагрузок.

  1. Развивать мелкую моторику помогают специальные упражнения:
  • «Вымоем руки»
  • «Уточка» (держать при счете до 5)

Раз-2-3-4-5

Уточка идет гулять

  • «Цапля»

Цапля ноши поднимает,

За лягушками ныряет.

  • «Колечки»

Выйдем на крылечко

И найдем колечки.

  • «Коготки у киски»

Есть у киски – лапки

И коготки-царапки.

  • «Дождик»

Дождик капает с утра

Вдруг полил как из ведра.

  • «Солнце»

Солнце вышло из-за тучки

Держим ровно каждый лучик.

Когда дети овладевают отдельными упражнениями, необходимо переходить к комплексным. Для этого учителем-логопедом придуманы рифмовки.

  • Зайка весело гулял

И под сильный дождь попал

Но не вымок зайка наш

Он нашел в лесу шалаш

  • Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» для  дошкольников с ОНР  очень трудное. Поэтому необходимо подключать слова, например:

Котик хочет… играть

Котик хочет гулять

Котик хочет пить

Котик хочет дружить

На другую руку:

Собачка хочет… играть

Собачка хочет гулять

Собачка хочет пить

Собачка хочет дружить.

Конечно, мелкую моторику развивают не только упражнения, но и продуктивные виды деятельности: лепка, рисование.

  1. Артикуляционная гимнастика.

На каждом занятии с учителем-логопедом дети выполняют упражнения на развитие артикуляции. Вначале с зеркалами. Затем, изучив и прочувствовав свой рот, можно выполнять упражнения и без зеркала.  Необходимо использовать эти упражнения и в общеразвивающих группах для профилактики искаженного звукопроизношения.

В речевой аппарат человека входят губы и язык. Начнем с губ. У многих детей малоподвижные губы.

  • «Забор – Трубочка» на счет 1-2
  • «Воздушные поцелуйчики»

Очень маму я люблю

Поцелуйчик подарю (папу, бабушку и т.д.)

Подвижные губы помогают четко произносить шипящие звуки [Ч],  [Ш],  [Щ],  [Ж].

Чтобы разработать язык можно подобрать интересные упражнения:

  • Покусывание нижней губы
  • Покусывание верхней губы
  • «Обезьянка»
  • «Бульдожик»
  • «Веселый ежик»

Обезьянка и бульдожик

Побежал веселый ежик

  • Киска молоко лакает

Никого не угощает

  • «Лошадка» и пр.

  1. Развитие пантомимики.

Здесь можно применять любые действия

В землю семена сажаем,

А теперь их поливаем.

Берем грабли, загребаем,

Урожая ожидаем.

Передвижения животных:

Крадется волчонок,

Топает слоненок,

Переваливается медвежонок,

Скачет зайчонок.

  1. Логоритмические упражнения:
  • Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем

И летят, летят, летят

Может спать они хотят?

  • Обувь носят наши ножки

Это  -  туфли и сапожки.

У маленькой Алинки

Красные ботинки,

А у Петрова Вовки

Новые кроссовки.

Обувь надо чистить, мыть,

Аккуратно всем носить.

Такие упражнения способствуют развитию общей моторики, координации жжений, жизненного ритма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Консультация-тренинг «Ум на кончиках пальцев».

«Ум ребенка — на кончиках пальцев» Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке...

Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»

Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие  технологии  в  работе  учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...

Консультация на методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда, с детьми, с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрия)"

Консультация на методическое объединение "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда, с детьми, с тяжёлыми нарушениями речи (дизартрия)"...