Проект в старшей группе "Если хочешь быть здоров!"
методическая разработка (старшая группа)

Зубатова Ольга Александровна

Проектная деятельность Старший дошкольный возраст Развитие познавательной активности через проектную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorove.docx66.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность дошкольников как средство приобщения детей к здоровому образу жизни.

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

С.Я. Маршак

Актуальность.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области. Учёными доказано, что здоровье человека только на 7 – 8% зависит от здравоохранения и более чем на половину  - от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут своё начало с дошкольного возраста. Актуальным становится утверждение Н.М. Амосова: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

Сложившаяся неблагополучная ситуация диктует необходимость поиска и разработки действенных средств оздоровления детей: создание эффективной системы неспецифической профилактики, в которой ведущую роль играет рационально проводимое физическое воспитание и оздоровление. Поэтому основная нагрузка приходится не столько на медицинских работников ДОУ, сколько на педагогов – воспитателей, использование  педагогических методов путём приобщения детей дошкольного возраста к ЗОЖ.  

Дошкольный возраст – это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Актуальность формирования уже в период дошкольного возраста представлений о здоровье, ответственного отношения к его сохранению, овладения правилами здорового поведения подчёркивается в ФГОС ДО, где выделена образовательная область «Физическое развитие». Её содержание направлено на достижение целей охраны и укрепления физического здоровья детей, овладения элементарными нормами и правилами здорового образа жизни, что находит своё отражение и в образовательной программе, «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, по которой реализуется образовательная работа в нашем детском саду.

Изучив и проанализировав психолого – педагогическую литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что  дошкольнику необходимо познать особенности своего организма; основы управления собственным здоровьем. Он должен получить базовые знания, которые помогут укрепить и сохранить здоровье как во время пребывания в детском саду, так и в будущем.

Проблема.

Для сохранения  и укрепления здоровья дошкольников  необходимым является физическое воспитание (формирование двигательных навыков и двигательных качеств). Однако, как показал мониторинг развития детей по области физическое воспитание на начало учебного года, показатели у детей низкие. Наблюдения за детьми в процессе их вовлечения в двигательную деятельность, также не дали положительных результатов:

- дети без желания и интереса выполняют утреннюю гимнастику;

- вяло, и безынициативно включаются в занятия по физическому воспитанию, неосмысленно дублируя выполнение упражнений по образцу взрослого;

- не уделяют внимания качеству выполнения упражнений;

- предпочитают собственные игры, подвижным играм, предложенным взрослым.

Любые попытки воздействовать на организм ребёнка в обход сознания не дают оздоровительного эффекта. Поэтому необходимо с ранних лет обеспечивать включение детей в процесс сохранения и укрепления своего здоровья, формировать их активность, субъектность и заинтересованность в саморазвитии и и самооздоровлении. Недостаточная компетентность ребёнка в области оздоровления и физического развития также является причиной того, что он продолжает оставаться объектом педагогического воздействия. Возникает необходимость организовать здоровьеориентированную образовательную деятельность таким образом, чтобы повысить субъектную позицию ребёнка на постоянное физическое совершенствование. В оздоровительном процессе ребёнок должен быть активным участником, что предполагает создание зоны освоения новых здоровьесберегающих ценностей. Дети не могут рассматриваться как пассивные исполнители требований взрослых, они полноправные и активные участники совместной физкультурно – оздоровительной деятельности. Здоровый образ жизни выступает как эталон (к чему стремиться здоровьесберегающая деятельность) и как её результат, который нужно получить.  Ещё одной проблемой, связанной со здоровьем дошкольника, является формирование позиции субъекта здоровьеориентированной деятельности на основе «игрового обучения». Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни знаний: от воспроизводящей деятельности к главной – творческо-поисковой.

Проектная деятельность выступает как педагогическая технология здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. Метод проектов рассматривается, как технология в области сохранения и укрепления здоровья и направлен на воспитание культуры здоровья, развитие личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Проектная деятельность обеспечивает формирование представлений о здоровье как ценности, мотивацию на соблюдение ЗОЖ, ответственности за собственное здоровье и здоровье семьи.

Таким образом, обозначив имеющиеся проблемы по реализации образовательной области «Физическое развитие», а также возможные, эффективные и современные пути их разрешения, нами было апробировано использование проекта как средства приобщения детей к здоровому образу жизни «Если хочешь быть здоровым!».  

Цель проекта:

  • Создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. Формирование элементарных представлений о человеке как живом организме.
  • Формирование у детей культуры здорового образа жизни через включение в разнообразную физкультурно – оздоровительную работу ДОУ, а также через взаимодействие  с родителями воспитанников (семью).

Задачи:

  • Формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни
  • Воспитывать здоровьесберегающее сознание детей, включающее в себя элементарные знания о своём организме, методах его закаливания
  • Организовать активную двигательную деятельность и физическое развитие детей, направленное на оздоровление (решение оздоровительных задач средствами физической культуры)
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс, направленный на формирование основ здорового образа жизни через проектную деятельность

Ожидаемые результаты:

  1. Осознание детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  2. Повышение интереса к двигательной деятельности, повышение качественных параметров физического здоровья детей (показания мониторинга)
  3. Овладение детьми навыками самооздоровления (культурно – гигиенические навыки по уходу за своим телом, сохранение и укрепление осанки, развитие физических качеств)
  4. Формирование основ здорового образа жизни у родителей.

Этапы работы:

  1. Информирование детей о ЗОЖ (организация информационного обеспечения). Актуализация эмоционально – ценностного отношения детей к ЗОЖ (мотивирование к самооздоровлению)
  2. Обогащение опыта ЗОЖ (через включение в здоровьсберегающую физкультурно – оздоровительную деятельность в условиях доу и семьи)
  3. Обобщающий (подведение итогов, анализ результатов проделанной работы, оформление презентации)

В своей работе за основу использовала методику, разработанную Козловой С.А., Шукшиной С.Е., поскольку содержание отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования. Удобна эта методика в использовании благодаря разнообразному дидактическому материалу, сопровождающему занятия. Каждое занятие предполагает выполнение практических заданий и упражнений. Кроме этого мы включали разнообразную игровую деятельность детей по мере знакомства их с тем или иным органом человека, направленную как на закрепление полученных знаний, формирование представлений о роли органов для жизни человека, поддержания интереса к изучаемой теме, так и на развития физических качеств у детей.

В данную методику мы также внесли дополнения, касающиеся включения методов оздоровления и закаливания детей. Оздоровление и закаливание осуществлялось исходя из задач образовательной программы и возможностями организации закаливающих мероприятий с учетом созданной развивающей оздоровительной среды. Проанализировав имеющуюся психолого – педагогическую литературу разных авторов с разными подходами, методами и приёмами по оздоровлению дошкольников, интересной показалась методика Л.В. Гаврючиной, включающая такой компонент как хождение босиком в группе при температуре пола 18 С, занятия босиком утренней гимнастикой и физической культурой на занятиях. В практике мы опробовали только выполнение утренней гимнастики босиком, но с предварительным постепенным переходом от выполнения зарядки в носках, до выполнения босиком (летний период). Также, изучая органы чувств, мы знакомились с гимнастикой для глаз, массажем ушных раковин, дыхательной гимнастикой, пальчиковой гимнастикой, массажем стопы, которые в последующем использовали и включали в разные виды занятий.

  1. Информационно- накопительный этап.

Цикл занятий в игровой форме «Я – ЧЕЛОВЕК»:

  • Части тела: «Тело человека», «Голова и шея», «Руки и пальцы рук», «Наши ноги», «Возраст тела человека»
  • Органы чувств:

- ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ: «Наши глаза», «О чём могут говорить наши глаза» или «В мире эмоций», «Правила хорошего зрения», «Зачем нужна гимнастика для глаз»

- ОРГАНЫ СЛУХА: «Зачем нужны уши», «Как беречь уши», «Поиграем с ушками» (массаж ушных раковин).

- ОРГАНЫ ОБОНЯНИЯ: «Нос», «Береги нос в большой мороз» или «Как беречь нос»; «Рот, язык и зубы», «Ухаживаем за полостью рта»

  • Кожа и скелет человека: «Правила здоровой кожи», «Какие разные кости», «Крепкие и здоровые кости».
  • Внутренние органы человека:

- Сердце и кровь

- Лёгкие и органы дыхания

- Желудок и органы пищеварения

- Мозг

Цель: вся система работы направлена на знакомство детей со строением  тела человека, внутренних органов и их функционированием; приобщению детей к здоровому образу жизни, формирование желания осознанно заботиться о своём организме через организацию непосредственно образовательной деятельности, организацию игровых ситуаций, бесед в сочетании с рассматриванием, организацию проблемных ситуаций, игры, практических упражнений как на занятиях, так и в режиме дня, организацию здоровьесбережения детей (закаливающие мероприятия, гимнастика пробуждения), физического развития в режиме дня (утренняя гимнастика, нод, организация физического развития  на прогулке), мероприятиях, организованных для всех воспитанников детского сада (праздники, конкурсы, развлечения), досугах и спортивных мероприятиях группы.

Для поддержания интереса и мотивации к познанию строения тела, а также для закрепления полученной информации использовались разные виды игр: «Угадай на ощупь», «Угадай, кто позвал», «Кто быстрее наденет», «Найди ребят с таким же цветом глаз (волос)», «Дорисуй недостающие органы в портрете», «Чем с другом поделюсь» (формирование представлений о предметах личной гигиены), «Угадай на вкус», «Собери человека» (по типу разрезных картинок), «Отгадай настроение по глазам», «Передай настроение другу выражению лица», «Определи по звуку»,  «Слышу – не слышу», «Угадай по запаху», «Мы чистим зубы», «Собери грустное, веселое лицо», «Дыши – не дыши» и мн.др. В процессе знакомства со строением тела и организмом человека дети знакомились с врачебной деятельностью, со специалистами узкой направленности (лор, стоматолог, хирург).

2. Познавательно – исследовательский.

  • Художественно – эстетическое развитие:
  • Рисование «Мой любимый вид спорта»
  • Раскраски «Зимние и летние виды спорта»
  • Лепка «Мы растём спортсменами»
  • Аппликация «Спорт ребятам очень нужен, мы со спортом крепко дружим» (коллективная работа)
  • Аппликация «Нет – вредным привычкам, да – здоровому образу жизни» (агитационный плакат, коллективная работа)
  • Разучивание танца «У тебя, у меня»
  • Чтение разнообразной художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино Горе», «Айболит», и мн. др. С.Л. Сон, Т.В. Шипошина, Н.В. Иванова «Сказки страны здоровья». Чтение и заучивание наизусть стихотворений о пользе для здоровья.

Цель: развитие продуктивной деятельности детей, творчества, способствовать закреплению и развитию умению применять полученные знания, развитие танцевальных движений.

  • Подвижные игры: подбор игр осуществлялся с учётом возрастных возможностей детей. Игры, организуемые под руководством взрослого и по собственной инициативе детей с выносным материалом и игровыми атрибутами.

Цель: игры направлены на развитие физических качеств детей (ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости), желание участвовать и брать на себя роль водящего в играх.

  • Участие детей в конкурсе «Парад зарядок» на базе МБДОУ д/с № 33 «Золотая рыбка»

Цель: продолжать способствовать физическому развитию детей; упражнять в качественном выполнении движений и упражнений; поддерживать интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.

  • Участие детей и родителей в флешмобе «На зарядку становись»

Цель: продолжать формировать потребность в здоровом образе жизни у детей и родителей организованную совместную деятельность.

  • Участие детей в спортивном мероприятии ДОУ «Весёлые старты для дошколят», «Праздник мяча»

Цель: продолжать поддерживать интерес к физической культуре; упражнять в качественном выполнении игровых эстафет; развивать навыки соперничества и умение действовать в команде.

  • Участие детей в районном конкурсе «Маленький спортсмен», организуемый местной районной газетой «Земляки»

Цель: продолжать прививать интерес к спорту и физической культуре через участие в спортивных секциях и кружках города.

  • Участие детей и родителей в спортивном мероприятии «Весёлые старты»

Цель: продолжать формировать потребность в здоровом образе жизни у детей и родителей через организацию совместной двигательной деятельности; создание эмоционального комфорта.

  • Участие родителей в конкурсе ДОУ «В родной семье и каша гуще»

Цель: продолжать формировать потребность в здоровом образе жизни через организацию правильного и полезного питания в семье.

  • Участие родителей в конкурсе «Ягоды и фрукты – полезные продукты»

Цель: продолжать формировать потребность в здоровом образе жизни через организацию правильного и полезного питания в семье.

  • Участие родителей в праздниках «Ягоды и фрукты – полезные продукты», Спортивный праздник «Мы со спортом крепко дружим».

Цель: продолжать пропагандирование среди детей и родителей здорового образа жизни, формировать потребность и привычку в нём; создание эмоционального комфорта, сплочение детско – родительских отношений.

  • Организация экскурсии с детьми в ФОК «Волжский берег»

Цель: продолжать приобщать детей к ЗОЖ, формировать потребность в занятии спортом, знакомство с разными видами спорта

  • Организация совместного выхода с родителями в Академию Самбо на мероприятие – «День открытых дверей»

Цель: продолжать детей и родителей привлекать к ЗОЖ, формировать потребность в занятии спортом, продолжать знакомить с разными видами спорта.

  • Привлечь родителей (чья непосредственная профессиональная деятельность связана со спортом) к публичному выступлению и пропаганде спорта в жизни людей. Выступление Баландина А.А. – директора СДЮШОР «Жизнь и спорт»

Цель: формировать представление о спортивной карьере и профессии тренера, поддерживать интерес к ЗОЖ

  • Беседа с медсестрой детского сада «Зачем нужны прививки»

Цель: продолжать формировать представление о профессии медсестры; разъяснить детям назначение существующей и применяющейся вакцинации против болезней

  • Организация двигательной деятельности младших дошкольников посредством совместных подвижных игр «Научим малышей играть»

Цель: продолжать побуждать детей к двигательной деятельности путём организации совместных игр с детьми младшего дошкольного возраста

  • Физкультурно – оздоровительная деятельность в режиме дня (утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, физкультурные занятия, подвижные игры на прогулке, физкультминутки и динамические паузы, закаливающие мероприятия (босохождение по тропе здоровья, обливание ног водой, обширное умывание, полоскание ротовой полости, выполнение утренней гимнастики в носках и босиком воздушные ванны после дневного сна, воздушные ванны во время организации прогулок,  солнечные ванны, водные процедуры)

Цель: продолжать формирование осознанного отношения к собственному здоровью и выработке физических качеств (быстрота, ловкость…) и двигательных навыков

  • Организация игровой деятельности детей:
  • Настольные:

 - «В мире эмоций»

- «Аскорбинка и её друзья»

- «Спортивное лото»

- «Хоккей», «Футбол»

  • Сюжетно – ролевые:

- разные сюжеты игр в «Больницу» и «Поликлинику»

Цель: закреплять и применять полученные знания из жизни и приобретённые в ходе проекта в игровой деятельности.

  • Выступление родителей, профессия которых непосредственно связана со спортом в группе «Спорт – моя профессия»

Цель: формировать у детей представление о спорте не только как об образе жизни, но и профессиональной деятельности; привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по приобщению детей к зож.

  • Выступление детей с презентацией «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Я посещаю спортивные кружки и секции».

Цель: продолжать знакомить детей с естественными условиями оздоровления (солнце, воздух, вода); уметь выступать перед сверстниками, составляя краткий рассказ по фотографии; продолжать закреплять представления о разных видах спорта, наглядно демонстрировать свои успехи перед сверстниками (отдельные элементы, не требующие помощи взрослого).

3.Итоговый этап.

  • Анализ проделанной работы
  • Создание презентации «Если хочешь быть здоровым!»
  • Определение перспектив работы в данном направлении на новый учебный год

Вывод:

Организация активной деятельности дошкольников на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, через разные формы, методы и приёмы работы, в рамках комплексной и систематической работы в ходе  проектной деятельности,  позволила получить положительную динамику по ОО «Физическое развитие» (двигательная деятельность, развитие физических качеств, формирование представлений о ЗОЖ) в целом. Это определяет дальнейшие перспективы работы в данном направлении  на будущий учебный год. Комплексная и систематическая работа позволит детям быть физически более благополучными не только в условиях пребывания детского сада, но и в повседневной жизни, по окончанию пребывания детей в детском саду, поскольку дети будут вооружены необходимыми знаниями, прочно сформированными привычками и потребностью в зож.

Использованная литература:

  1. Л.П. Банникова «Программа оздоровления детей в ДОУ». – М.: Сфрера, 2008.
  2. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф Саулина «Здоровый дошкольник. Социально – оздоровительная технология 21 века». – М.: Аркти, 2001
  3. З.И. Береснёва «Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ». – М.: Сфера, 2003
  4. Н. А. Бакина, Т.А. Серебрякова «Помоги себе сам: сиситема работы по воспитанию у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к своему здоровью». - Н. Новгород, 2005
  5. Т.А. Тарасова, Л.С. Власова «Здоровый образ жизни. Я и моё здоровье». – М.: Школьная пресса, 2008
  6. Л.Н. Волошина, Л.В. Серых, О.П. Нагель «Здоровье – ориентированная профессиональная деятельность педагога ДО».- М.: педагогическое общество России, 2014
  7. Л.В. Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». –М.: Сфера, 2008
  8. И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И. Ю. Соколова «Здоровьесберегающие технологии в образовательно – воспитательном процессе». – Москва, Ставрополь: «Илекса», «Народное образование», «Сервис школа»,  2006
  9. С.А. Колова, С.Е. Шукшина «Мир человека. Я и моё тело». – М.: Школьная книга, 2017
  10. Л.А. Соколова «Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников». – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012
  11. С.Л. Сон, Т.В. Шипошина,  Н.В. Иванова «Сказки страны здоровья». –М.: Сфера, 2019
  12.  В.А. Белых «Правила здорового образа жизни». –Ростов н/Д: Феникс, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по здоровьесбережению "Если хочешь быть здоров"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста...

Проект по здоровьесбережению «Если хочешь быть здоров»

Проект был создан с целью формирования осознанного отношения детей к своему здоровью....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ОЗОЖ «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ!»

Подготовили и провели воспитатели Сирик Людмила Анатольевна и Василенко Светлана Игоревна г. Балаково МАДОУ детский сад № 64 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: Все мероприятия, запланированные в реализации данн...

Проект на тему: "Если хочешь быть здоров"

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Повысить стремление родителей использовать двигательную активность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:-Обеспечить комплексное решение физкультурно...

Педагогический проект в ДОУ «Если хочешь быть здоров».

Одной из важнейших задач дошкольного детства является формирование здорового подрастающего поколения. В настоящее время в условиях не благоприятной экологической обстановки, социальной нестабильности,...

Проект на тему: «Если хочешь быть здоров»

Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Здоровье ребенка зависит не тол...

Проект по здоровьесбережению «Если хочешь быть здоров!» . Средняя группа

      Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования.         От сос...