Особенности детского травматизма и его профилактика
статья
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИСТОРИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В РОССИИ В России, еще на заре Советской власти, когда создались крайне тяжелые условия жизни в стране, в феврале 1919 г. декретом Совета народных комиссаров был учрежден Совет защиты детей, призванный уберечь подрастающее поколение от голода, разрухи и болезней. В 1936 г. при Харьковском горисполкоме впервые создается комиссия по борьбе с детским травматизмом, а в 1947 г. в Москве состоялось Первое Всероссийское совещание ортопедов-травматологов, где обсуждалась проблема детского травматизма. При Ленинградском детском ортопедическом институте им. Г.И. Турнера был организован методический центр.
ИСТОРИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В РОССИИ В 1960 г. в Москве создается научно-методический центр ортопедии и травматологии при Главном управлении здравоохранения Мосгорисполкома, по данным которого в 1970 г. детский травматизм составлял уже 20% от травматизма всего населения Москвы. С 1972 г. при Министерстве здравоохранения СССР действует Всесоюзная межведомственная комиссия по борьбе с детским травматизмом, а с 1983 г. - Всесоюзный научно-организационный центр по профилактике бытового и детского травматизма при Центральном научно-исследовательском институте травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова . За последние годы работа по предупреждению детского травматизма заметно активизировалась. Тем не менее уровень детского травматизма в стране, особенно в крупных городах, продолжает оставаться высоким.
ТРАВМАТИЗМ Травматизм - повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внешней среды. Слово «травма» переводится как «рана». Детский травматизм - одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей, медработников и педагогов . Травмы детей можно классифицировать: по возрастному принципу грудной возраст - 3,5% от 1 до 3 лет - 9,5% от 3 до 7 лет - 22% от 7 до 15 лет - 65%
По характеру повреждений сотрясения мозга - 35% переломы - 46% прочие - 19%.
ПРИЧИНЫ ТРАВМ: Падение – 35% Удар о дверь – 21% Столкновение – 14% Другое – 30%
ПРИЧИНЫ ТРАВМ плохая ориентировка детей в окружающих условиях; недисциплинированное поведение во время прогулок на участке; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, в группах во время игр, при столкновении детей друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т.д.
ТРАВМАОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ в процессе подвижных игр ("Салочки", "Прятки", "Жмурки", бег наперегонки, спрыгивания и т.д.); в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов); при катании на качелях, каруселях; при катании на велосипеде, самокате; при купании в водоемах; во время игр на проезжей части.
Существуют объективные причины детского травматизма: подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию ); расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков).
Субъективные причины детского травматизма: неудовлетворительный уход за детьми, недостаточный контроль за ними со стороны взрослых, слабая постановка или полное отсутствие системы в работе по профилактике травматизма.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАВМ ПО ВИДАМ падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись); падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша); ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож); ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества); ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька); обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду); укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые); отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища); повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы); ушибы от избытка движения (об угол, о дверь, столкновения друг с другом); занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Например: Во время приема пищи предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами. В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения - уступить, пропустить, предупредить и т.д. В помещении, на участке детского сада , во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними.
ТРЕБОВАНИЯ Оборудование и материалы максимально безопасны Например : В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами. Необходимо производить ежеденевный осмотр участка и т.д Работа детского сада с семьей Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки. Оформление предметно-развивающей среды Например: «Уголок по профилактике травматизма»
УГОЛОК ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА В каждой возрастной группе рекомендуется оформить уголок по предупреждению травматизма у детей. Это может быть красиво оформленный стенд или папка-передвижка с рекомендациями для родителей. Материалы должны периодически меняться в зависимости от времени года, так как детский травматизм отличается сезонностью.
Контроль и руководство работой по профилактике травматизма у детей Заведующий и медицинский персонал дошкольного учреждения осуществляют контроль и руководство работой по предупреждению травматизма у детей. Заведующий несет ответственность за обеспечение безопасных условий для жизни и здоровья детей каждой возрастной группы в помещении и на участке, воспитание навыков безопасного поведения детей в окружающей обстановке, повышение роли семьи в деле охраны жизни и здоровья детей, а также организует учет и регистрацию всех несчастных случаев с детьми во вверенном ему дошкольном учреждении.
Контроль и руководство работой по профилактике травматизма у детей Также важно следить за своими словами, не давать детям отрицательных установок; «упадешь!» «ударишься!». Чтобы этого не произошло, гораздо лучше сказать: « Смотри под ноги», «Будь внимателен!» Формировать у ребенка чувство ответственности за свои действия Развивать ловкости, гибкости, быстроты, координации, общей и мелкой моторики Правильное питание, обеспечивающее пропорциональный рост гармоничное физическое и психомоторное развитие.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Важную роль играют физические упражнения, направленные на развитие координации движений детей. Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение . От нее зависит каждое движение человека. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Ребенок учится координировать свои действия вплоть до 16-18 летнего возраста, когда прекращается рост.
ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА недопущение безнадзорного пребывания детей на улице и около водоемов, организации полезных форм досуга, физкультурно-оздоровительной работы; активное проведение санитарно-просветительной работы среди родителей и педагогов по ознакомлению их с причинами повреждений, разъяснения анатомо-физиологических особенностей ребенка, воспитание безопасного образа жизни, повышения культуры поведения в быту, на улице, в образовательном учреждении и в общественных местах; проведение мероприятий административными и хозяйственными органами, учреждениями и организациями по благоустройству территорий и жилых зданий, созданию безопасных условий для жизнедеятельности детей.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА В дошкольных учреждениях для предупреждения детского травматизма и несчастных случаев дети всегда должны находиться в поле зрения взрослых, не оставаться одни ни в помещении, ни во время прогулок. Вся мебель и оборудование участка должны быть устойчивы и закреплены. Электроприборы – недосягаемы для детей. На территории ДОУ должны быть надежно закрыты сточные люки, не должно быть углублений в земле, наполненных водой. Летом скашивается трава, зимой – очищается от снега, льда, убираются сосульки.
ВЫВОД: Таким образом, детский травматизм - прогрессирующая социальная проблема . Рост детского травматизма объясняется быстрым индустриальным развитием страны, научно-технической революцией, связанной нарастающей концентрацией машинной техники в быту и на улицах, перенаселением городов . Главная задача педагогов и родителей- предупреждение детского травматизма.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский травматизм и его профилактика
Консультация для родителей...
Детский травматизм и его профилактика
Консультация для родителей...
"Детский травматизм и его профилактика"
Выступление на родительском собрании с применением презентации.Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода,...
Консультация для родителей «Детский травматизм и его профилактика»
Причины и профилактика детского травматизма. Работа по предупреждению детского травматизма в детском саду....
Консультация для родителей «Детский травматизм и его профилактика»
етский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период летних каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и ост...
по теме «Особенности детского травматизма и его профилактика».
Травмы возникают в результате механических (раны, ушибы, переломы), термических (ожоги и отморожения), химических (ожоги) и электрического воздействия (электротравмы, удары молнии)....