Педагогический проект "Правильно питаться - здоровья набираться".
проект (старшая, подготовительная группа)

Педагогический проект предназначен для педагогов дошкольного образования для работы с детьми старшего дошкольного возраста,  направлен на то, чтобы сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, важности культуры питания. Расширить знания детей о правильном питании, сформировать пердставление о том, какие продукты полезные, какие вредные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №43 «Снежинка» города Белово»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« Правильно питаться - здоровья набираться!»

Автор проекта:

                                                                                                                                                                                  Молчанова О.В.,

Воспитатель первой квалификационной категории

                                                                                                                                         МБДОУ детский сад № 43 города Белово

Белово

Содержание

1.Паспорт проекта

2. Пояснительная записка

2.1. Актуальность проекта

2.2. Цели и задачи проекта

2.3. Принципы проекта

2.4. Формы и методы

2.5. Ресурсное обеспечение проекта

2.6. Сроки и этапы выполнения проекта

2.7. Ожидаемые конечные результаты

3. План действия реализации проекта

4.Литература

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Правильно питаться - здоровья набираться!»

Нормативно- правовая база

Основные разработчики проекта

Конституция РФ,ст.43,72,79.;

"Конвенция о правах ребенка" 1989 г.;

 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 03.02.2014).;

• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН2.4.1.3049-13;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.;

Письмо МО РФ от 3.12.2014 г. № 08-1937 «О направлении методических рекомендаций»(об организации развивающей предметно-пространственной среды).;

Указ Президента РФ от 01.06.12 г. № 761 «О Национальной стратегиидействий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

Молчанова Ольга Валерьевна - воспитатель.

Тип проекта:

Долгосрочный, творческий, групповой.

Участники проекта:

Воспитанники группы «Почемучки», воспитатели, родители воспитанников, старший воспитатель.

Возраст участников

Воспитанники дошкольного возраста(6-7года)

Сроки реализации:

Сентябрь 2019г.- май 2020г.

Проблема:

У детей дошкольного возраста часто наблюдается предпочтения к нездоровой еде. Дошкольники не знают пользу и вред продуктов питания, вследствие чего у них не правильно формируются предпочтения в еде.

Цель:

Сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, важности культуры питания, как составляющей здоровья .

Задачи:

расширить знания детей о правильном питании, направленном на сохранение и укрепление здоровья.

формировать навыки правильного питания, как составной части здорового образа жизни.

помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания.

сформировать знания о том. какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья, подвести к пониманию, что не все вкусное полезно.

просвещать родителей в вопросах организации правильного питания детей .

Принципы реализации проекта:

принцип интеграции основных образовательных областей в различных видах детской деятельности;

принцип системности и последовательности;

принцип учета возрастно- психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

принцип взаимодействия с семьей;

принцип максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений;

принцип поддержка детской инициативы;

принцип развивающего обучения в дидактических играх.

Подходы:

Личностно – ориентированного взаимодействия, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также обеспечить открытое образовательное пространство ДОУ, осуществлять психолого- педагогическое сопровождение ребенка и семьи в образовательном процессе;

деятельностный подход предусматривает организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции : структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, игровая, художественная) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания;

компетентностного подхода, основным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем;

средовой подход предусматривает использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

Сроки и этапы реализации проекта

Первый этап – информационно-накопительный (июнь-август 2019г.)

Второй этап – практический (сентябрь2019г. - март2020г.)

Третий этап -обобщающий (апрель 2020г.-май2020г.)

Ожидаемые конечные результаты:

  1. Для педагогов:

овладеть методами и приемами организации работы по данной теме;

осуществить все запланированные действия и мероприятия для расширения знания детей о правильном питании;

обогатить предметно - развивающую среду в группе;

разработать комплекс методических мероприятий для родителей;

разработать комплексы дидактических игр по данной тематике для родителей и детей.

2. Для воспитанников:

Дети знают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав продуктов.

Поддержание интереса ребенка к правильному питанию, как сохранению здоровья.

Дети знают о полезных и вредных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены.

3. Для родителей: обладание всей необходимой информацией для организации правильного питания детей дома.

Показатели реализации проекта

Более 90% воспитанников умеют различать полезные продукты от вредных.

Более 80% воспитанников знают блюда, которые можно приготовить из полезных продуктов.

Большинство воспитанников знают в каких продуктах содержатся основные витамины, и какие питательные вещества содержаться в разных продуктах.

Большинство воспитанников знают об основах составления рациона питания

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

        Одной из основных задач, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Здоровый ребенок – это здоровая нация, а состояние здоровья ребенка зависит далеко не от уровня здравоохранения, а от той среды и условий, в которых растет ребенок и от образа жизни, который формируется у ребенка с помощью его социального окружения. Поэтому людям, окружающим ребенка, нужно приложить все усилия для сохранения и укрепления его здоровья, и воспитатели играют здесь далеко не последнюю роль.

        Беседуя с детьми о питании, было замечено, что многие дети из любимых блюд называют продукты не относящиеся к полезным. В детском саду с неохотой едят такие блюда как запеканки, суфле и омлеты, и не знают чем они полезны для нашего здоровья. Поэтому встал вопрос о том, чтобы рассказать детям о правильном питании, что в него входит, какие продукты полезны для человека и почему. Со временем беседа переросла в занятие, одно занятие в другое и созрел проект на тему здорового питания.

Мы и наши дети проживают в промышленном городе, где очень плохая экологическая ситуация: постоянные выбросы, выхлопные газы, плюс не самые лучшие климатические условия (резкие перепады температуры, нехватка солнца, практически полное отсутствие лета, а отсюда, высокая заболеваемость населения, и конечно больше всего страдают дети, так как их организм еще не так крепок, как у взрослых.

Правильное питание – это лишь один из факторов здоровья ребенка, но далеко не последний. По данным государственного доклада «Положение детей в РФ» состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие ухудшилось в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников.        

        Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей, а правильное питание – залог здоровья. У большинства детей нет регулярности в питании, зачастую они используют в пищу те блюда, которые нельзя отнести к разряду полезных (чипсы, шоколад, «газированные напитки»), не соблюдают гигиенические правила и т.д. Поэтому постоянно увеличивается число детей с заболеваниями и функциональными нарушениями, обусловленными нерациональным питанием. Одной из самых важных и актуальных проблем дошкольного образования является проблема формирования основ правильного питания, осознанного отношения к своему здоровью у детей. Именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека.

         Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребёнка. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами  обмена веществ, развитием моторной деятельности.

        К большому сожалению, сегодня также существует проблема правильного питания детей в семье. А ведь без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия. Также мы должны провести необходимую работу с родителями, обратив их внимание на рацион семьи и вооружив их теоретическими знаниями о полезном питании. 

        Именно в этом возрасте дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи. В наше время, время рекламы чипсов, кириешек, чупа-чупсов, газводы и т. д., у детей формируются искаженные взгляды на питание. Родители зачастую также не способствуют формированию взглядов на правильное питание. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае котлеты, картошка, в худшем — сосиски, колбаса. Из-за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются от овощных блюд, рыбы, кисломолочной продукции, запеканок.

Цель проекта: Сформировать у детей представление о необходимости заботы о своём здоровье, важности культуры питания, как составляющей здоровья.

Для достижения поставленной цели нами будут решаться следующие задачи:

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, методическую литературу по вопросу правильного питания.

2. Подобрать и разработать дидактические игры и упражнения, игры на дифференциацию полезных и вредных продуктов, игры на изучение в каких продуктах какие витамины, игры помогающие узнать из чего приготовлены блюда для правильного питания, игры на изучение в каких продуктах какие питательные вещества, пальчиковые гимнастики, подобрать потешки, стихи и загадки о продуктах питания.

3. Обогатить предметно-развивающую среду в группе.

4. Уточнить представления детей о разнообразии продуктов, дать понятие полезные и вредные продукты, их значение для здоровья человека, обогатить знание детей о витаминах и их пользе для организма.

5. Развить устойчивый интерес к правильному питанию и здоровому образу жизни.

6.  Обогащать словарный запас детей, развивать  речь.

7. Оптимизировать работу с родителями по вопросу правильного питания детей с помощью разнообразных методов и приёмов.

8. Активизировать знания родителей о здоровом питании, повысить их самообразование по теме.

9. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

При реализации проекта мы будем опираться на следующие принципы:

  • принцип интеграции основных образовательных областей в различных видах детской деятельности;
  • принцип системности и последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем);
  • принцип учета возрастно- психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
  • принцип взаимодействия с семьей;
  • принцип максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности;
  • принцип поддержка детской инициативы;
  • принцип развивающего обучения в театрализованных играх.

В целях реализации проекта   используются следующие формы и методы организации:

1.1 Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:

  • наглядно- зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образцам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – мультфильмов, презентаций, иллюстраций и т. п.;
  • наглядно- слуховые: музыкальные произведения, художественные произведения и т. п.;

1.2 Словесные методы – помогают осмыслению поставленной задачи:

  • рассказ педагога (педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль),
  • рассказ детей (из детского опыта),
  • беседа (вводные. итоговые).
  1. Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных ощущениях.
  • Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .
  • Элементарные опыты, экспериментирование.
  • Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

1.4 Игровые методы – это методы близкие к ведущей деятельности детей дошкольного возраста:

  • учитывают элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.;
  • дают возможность одновременного совершенствования разнообразных навыков, самостоятельности действий;
  • дают возможность проявления творческой инициативы.

Для родителей: беседы, анкетирование, консультации, буклеты, памятки с рецептами, игры.

Ресурсное обеспечение Проекта

  1. Кадровые ресурсы образования (воспитатели, старший воспитатель, родители)
  2. Учебно- методические ресурсы (методическая литература, дидактические игры, пособия, лэпбук «Продукты питания», картотеки, конспекты)
  3. Интеллектуальные ресурсы
  4. Организационные ресурсы
  5. Материально – технические ресурсы (телевизор, ноутбук, пособия изготовленные своими руками)

Сроки и этапы выполнения Проекта

Проект рассчитан на один год.

1 этап – организационно – мотивационный (июнь – август 2019г.) предполагает исследование вопроса, разработку проекта.

  • анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

  • определение и содержание методов, технологий для реализации проекта;

  • создание предметно-развивающей среды для реализации проекта;

  • выявление уровня знаний детей по образовательному проекту правильного питания;

  • приобщение родителей к совместной деятельности.

2 этап практический (сентябрь 2019г.- март 2020г.)ориентирован на реализацию всех запланированных мероприятий; совершенствование речевых навыков и развитие устойчивого интереса к правильному питанию, обновить и обогатить предметно- развивающую среду в группе.

3 этап аналитический этап подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде стенгазеты или фотовыставки

для родителей, презентация опыта коллегам.

Ожидаемые конечные результаты

Для детей:

  • Сформированы основные понятия правильного питания, умение отличать полезные и вредные продукты, понимание того, что только мы в ответе за своё здоровье.
  • Имеют представления о том, что вредно и что полезно для здоровья и как витамины влияют на организм человека.
  • Усвоены знания о вреде некоторых продуктов, безопасность питания.

Для родителей:

  • Повышение уровня знаний о полезном питании, формирование интереса к здоровому питанию в семьях
  • Обращают  внимание на рацион своих детей, изменили меню семьи, сделав его более витаминизированным и полезным

ПЛАН ДЕЙСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

№ п/п

Перечень мероприятий

Сроки

Ответственные

Результат

1 этап Подготовительный

1.Изучить методическую литературу и передовой опыт

Июнь -август 2019

Молчанова О.В.

Консультация для родителей, дидактические игры

2.Работа с проектом:

а)разработать общую концепцию проекта, сформулировать цели, задачи, приоритеты

б) определить сроки проведения проекта, места в календарно -тематическом планировании

в) написание проекта

Август 2019

Молчанова О.В.

Модель проекта

2этап

Практический

1.Апробировать и внедрить практическую часть проекта «Правильно питаться - здоровья набираться!»

Сентябрь 2019-март 2020

Молчанова О.В.

Проект

2.Выстроить пути сотрудничества с родителями

Сентябрь 2019-2020гг

Молчанова О.В.

Проект

3.Обновить и обогатить предметно-развивающую среду в группе

Сентябрь 2019-2020гг

Молчанова О.В.

Уголок здорового питания

3этап

Обобщающий

1.Обобщить данные полученные в ходе проведения анализа усвоения материала

Апрель-май 2020

Молчанова О.В.

Результаты мониторинга

2.Разработать методические рекомендации для педагогов

Апрель 2020

Молчанова О.В.

Методические рекомендации

3.Представить на родительском собрании занятие на тему "Правильно питаться - здоровья набираться!"

4.Информационные печатные материалы(буклеты, консультации).

Апрель-май 2020

Молчанова О.В.

Конспекты занятий, консультации для родителей, анкеты, дидактические игры и.т.п.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Бабенкова Е. А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. – М. : Вентана-Граф, 2004.
  2.  Климович Ю. П. Учимся правильно питаться. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Картушина М. Быть здоровыми хотим. Методическое пособие для занятий с детьми подготовит. группы д/ сада. – Архангельск, 2001.
  4.  Сонькин В. Д. Законы правильного питания. – М. : Вентана-граф, 2004.
  5. Шорыгина Т. А. Фрукты. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М. : ГНОМ и Д, 2003.
  6.  Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей и родителей. – М. : ГНОМ и Д, 2003.

7. Бондарева Наталья Николаевна. Издательский дом «Карапуз», 27.02.1998.

8. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г., «Разговор о правильном питание» [Текст] : Методическое пособие для  педагогов. Москва ОЛМА медиа группа, 2008.

9. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика [Текст] : Гимнастика для пальчиков / Т. А. Ткаченко. - М. : Изд-во Эскимо, 2005. - 48с.

10. Савина Л.П.  Пальчиковая гимнастика для развитие речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; 1999. - 48с.

11. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 Загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль. Академия развития: Академия Холдинг 2000.- 224с.

12. Полянская Юлия «Школа этикета».  Издательский дом «Лидер» 2012.

13. Соколова Е.И. «Болтливая редька». Издательство «Академия развития» 1999.

14. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998

15. Зайцев Г., Зайцев А. Твоё здоровье. – С-Пб., 1997

16. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

17. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию культуры здорового питания в средней группе «Правильно питайся — здоровья набирайся!»

Тема проекта: «Правильно питайся – здоровья набирайся!      Цель проекта: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о    правилах здорового пит...

Проект по формированию культуры здорового питания в средней группе «Правильно питайся — здоровья набирайся!»

Цель проекта: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о    правилах здорового питания. Расширить и уточнить представление у детей о продуктах, приносящих поль...

Информационно – просветительский проект по формированию культуры здорового питания в подготовительной группе «Правильно питайся - здоровья набирайся!»

Рациональное и правильное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние...

Проект по формированию культуры здорового питания в старшей группе «Правильно питайся — здоровья набирайся!»

Цель проекта: создание условий для формирования знаний детей и их родителей о правилах здорового питания. Расширить и уточнить представление у детей о продуктах, приносящих пользу организму, об о...

Проект по формированию культуры здорового питания в первой младшей группе «Правильно питайся — здоровья набирайся!»

Управление образованияМуниципальное БЮДЖЕТНОЕ дошкольное образовательное учреждение «детский сад «непоседы» Ямало-Ненецкий Автономный округ, г. Муравленко, пер. Нефтяников, д. 3...

Педагогический проект "Правильно питайся - здоровья набирайся!" (первая младшая группа)

Здоровое питание… так часто мы слышим это словосочетание. Что нужно делать, чтобы правильно питаться и зачем нам это нужно? Удовлетворение голода является одним из самых важных инстинктов орган...

Педагогический проект "Правильно питайся - здоровья набирайся!"

Краткосрочный педагогический проект «Правильно питайся – здоровья набирайся!» Название проекта«Правильно питайся – здоровья набирайся!» Образовательная об...