Логомассаж
консультация

Маркелова Ольга Викторовна

В логопедии массаж используют для прямого воздействия на нужную область с целью улучшения состояния мышечного тонуса и активизации работы речевых центров

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_vypolneniya_logopedicheskogo_massazha.docx113.53 КБ

Предварительный просмотр:


http://tc-sfera.ru/sites/default/files/field/image/6.jpg

Рекомендации для выполнения логопедического массажаhttp://logoped-kh.com.ua/images/%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B6%201.jpg


1. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.
Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).


Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.
Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).


Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.


Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:
а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;


б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).


Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:


  • поглаживание от середины лба к вискам;

  • поглаживание от бровей к волосистой части головы;

  • поглаживание от линии лба вокруг глаз

  • поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей; 

  • поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее; 

  • поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа; 

  • легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти; 

  • надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:


-поглаживание верхней губы от углов рта к центру; 
-поглаживание нижней губы от углов рта к центру; 
-поглаживание верхней губы (движение сверху вниз); 
-поглаживание нижней губы (движение снизу вверх); 
-поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ; 
-точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке); 
-легкое постукивание губ пальцами.


При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.
2. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры
Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.


Приемы: Энергичные и быстрые движения.
Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.


Укрепление лицевой мускулатуры:
-поглаживание лба от середины к вискам; 
-поглаживание лба от бровей к волосам; 
-поглаживание бровей; 
-поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны; 
-поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам; 
-сжимание подбородка ритмичными движениями; 
-разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам); 

-перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи); 
-пощипывание щек.


Укрепление губной мускулатуры:
-поглаживание от середины верхней губы к углам; 
-поглаживание от середины нижней губы к углам; 
-поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа; 
-пощипывание губ; 
-легкое покалывание губ.


3. Массаж язычной мускулатуры
Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.
Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.
Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.


Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

 

Массаж для расслабления мышц языка:
- точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;
- вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).


Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:
*От середины языка к его кончику и обратно.
*От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),
*От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),
*Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,
*Пощипывание и растягивание краев языка.
*Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.


Работа по преодолению слюнотечения
1.Научить детей хорошо жевать - вначале с запрокинутой головой.
2.Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком,
особенно перед выполнением упражнений.
3.Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.

http://www.o-krohe.ru/images/article/thumb/660-0/2017/10/logopedicheskij-massazh-dlya-detej-v-domashnih-usloviyah-3.jpg

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы: логомассаж

Зондовый массаж Новиковой Е.В....

Как правильно выполнять " Логомассаж"

Логопедический массаж – средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников....

Оздоровительные возможности логомассажа

Пособие-презентация для родителей и педагогов...

Дополнительная общеразвивающая программа оздоровительной направленности «Логомассаж»

Пояснительная записка.Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменят состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого ап...

Картотека логомассажа по временам года.

Данная картотека предназначена для педагогов и родителей. В ней представлены виды логопедического массажа по временам года....

Логомассаж - кому нужен, кому поможет в коррекции речи, а кому-нет.

Логопедический массаж нужен для активизации речевого аппарата, для повышения или понижения тонуса мышц лица, для увеличения объема движения языка....

Конспект консультации с практикумом на тему «Логомассаж»

Часто основой речевых недостатков становятся проблемы с развитием или функционированием мышечной системы. А один из способов решения проблемы является логопедический массаж....