из опыта работы: логомассаж
материал по логопедии

Зондовый массаж Новиковой Е.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zondovyy_massazh_yazyka_po_novikovoy_e.v.docx92.71 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Сегодня, как и во все времена, непросто уметь находить общий язык друг с другом. А тем, у кого есть речевые нарушения, это делать намного труднее, чем остальным. Часто эти нарушения связаны с ограниченными возможностями собственного артикуляторного аппарата ребенка. И взрослые должны внимательно наблюдать за ребенком с рождения, консультироваться со специалистами по речевому развитию, как только поймут и увидят проблему.

Даже имея нарушения речи, дети легче находят понимание со сверстниками, чем тогда, когда они подрастают, и потребность в речи ощущается острее. Безречевой, плохо, или малоговорящий ребенок чувствует себя неловко, неуверенно в окружающем мире. Возникают проблемы, связанные с психическим развитием.

Одним из способов наиболее эффективно устранить недостатки речевого развития с раннего возраста является логопедический массаж, который базируется на различных упражнениях и массаже рефлекторных зон, влияющих на развитие произносительной стороны речи.

Среди множества способов логопеды выделяют наиболее эффективный метод - зондовый массаж по Новиковой. Его цель – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Гораздо быстрее и эффективнее проходит нормализация звукопроизношения. Цель, которую преследуют специалисты, назначая логопедический массаж и упражнения - привести в тонус малоподвижные мышцы мускулатуры лица (нормализовать их работу); снизить патологические движения в мышцах языка (судороги, гиперкинезы и прочее); увеличить амплитуду артикуляционных движений; сформировать произвольные артикуляционные движения; скорректировать состояние при парезах и параличах мышц.

В основе метода зондового массажа Елены Новиковой лежит массаж мышц лица: языка, щек, губ, скул. Это делается с помощью специального комплекта, состоящего из 8-12 зондов (топорики, вилочки, саночки и т.д.). Лично я использую 8 зондов Новиковой Е.В.

Каждый зонд имеет свою функцию, воздействует только на ту зону, которая остро нуждается в коррекции. С их помощью происходит влияние на пораженные участки в определенной последовательности и с определенной силой нажатия. Есть упражнения для расслабления мышц, снятия спазма, а также для их укрепления, повышения тонуса мышц лица – то есть проблема решается индивидуально, в зависимости от того, что требуется пациенту.

Упражнения каждым зондом повторяются по 30 раз (но не сразу, а за несколько подходов).

Прежде всего, проводится обследование мышц всей артикуляционной системы – жевательных и мимических, мышц щек, язычка и губ, мягкого неба. Только после этого специалист может назначить курс массажа, определить его продолжительность и частоту. Это может зависеть от степени напряжения мышц, тяжести нарушения звукопроизношения. А в каких-то случаях логопед применяет массаж для ускорения постановки звуков.

Зондовый массаж подходит как детям, так и взрослым. И лучше всего дать ребенку возможность ознакомиться с зондами: рассмотреть, подержать в руках, стерильные зонды дать подержать во рту. Дети привыкают к массажу, но для кого-то это серьёзное испытание, которое неприемлемо. Ведь при серьёзных нарушениях артикуляционного аппарата возникают болевые ощущения. И после массажа не должно быть синяков, разрывов уздечки языка, травм слизистой оболочки рта.

Зондовый массаж – это технология, требующая прилежания, как со стороны взрослого, так и ребенка. Все рекомендации выполняются строго, только в таком случае достигается нужный эффект. Для работы с зондами нужно иметь желание, знания, умение и опыт, силы и терпение. 
ПОКАЗАНИЯ К МАССАЖУ НОВИКОВОЙ Е.В.:

  • Дизартрия и её стертые формы — это нарушение произносительной

стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при «стертой дизартрии», являются фонетические, звукопроизносительные нарушения, сопровождающиеся недоразвитием лексико-грамматического строя речи.

Наиболее характерными для детей, страдающих дизартрией, являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. Нарушены все свистящие и шипящие звуки. Характерна нечеткая смазанная речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто «каша во рту» (боковой сигматизм). Часто при этом кончик языка располагается между зубами. Это уже межзубно-боковой сигматизм. К этому может быть добавлен боковой ротацизм (искаженное произношение звука р) или отсутствие звуков р, рь. Для таких детей характерна асимметричная улыбка. Особо коварна форма стертой дизартрии, когда страдает какая-либо одна группа звуков, — например, ребенок межзубно произносит свистящие или смягчает звук л.

  • Дислалия — один из самых распространенных дефектов речи у

ребенка с хорошим слухом, достаточным запасом слов, правильно строящего предложения и согласовывающего слова; с четкой, несмазанной речью, но с дефектным произношением отдельных звуков. Дислалия бывает простой и сложной. При простой - дефектно произносится один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие с, з, ц). Нарушение произношения звуков разных групп (например, свистящих и шипящих ш, ж, ч, щ) — это сложная дислалия, вызывающая трудности при коррекции.

  •  Алалия — полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3—5

лет) при хорошем физическом слухе. Оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Различают два вида подобного нарушения: моторная алалия и сенсорная. При моторной - ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. При сенсорной - главным является нарушение восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии — автоматического повторения чужих слов: вместо ответа на вопрос ребенок повторяет заданный вопрос. 

Логопедический массаж особенно эффективен при моторной алалии. 

  • Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения,

обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Она бывает открытая и закрытая. При открытой - струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот (из-за травмы ротовой и носовой полости, паралича мягкого нёба, расщепления твердого и мягкого нёба, так называемых «расщелинах нёба»). Функция речи при этих дефектах восстанавливается полностью только после операции по замыканию носоглоточного пространства путем пересадки тканевых лоскутов. При закрытой ринолалии проход воздуха в нос закрыт. Причиной могут быть разрастания ткани в носу, в т.ч. аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. Данные дефекты устраняются с помощью операции. При ринолалии массаж показан в послеоперационном периоде и дает положительные результаты.

  • Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи,

вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Снизить появление судорог можно с помощью расслабляющего логопедического массажа.

  • Гиперсаливация (повышенное слюноотделение)
  • Нарушение глотания и жевания

Зондовый массаж корректирует нарушение речи, способствует улучшениям в состоянии голоса, речевого дыхания. Тонус мышц нормализуется, звукопроизношение исправляется, нервная система успокаивается.

Приспособления для массажа языка – зонды, разработанные опытным путем, и они совершенствуются с течением времени.

ОБЗОР ОСНОВНЫХ ЗОНДОВ НОВИКОВОЙ Е.В.

i_005

Зонд №1 «Вилочковый». Используется для активизации жевательных и мимических мышц, а также мышц языка. Используются два приема «обкол» и «обкол с прокачиванием». При «обколе» - это частые, легкие движения, движения мелкие. «Обкол с прокачиванием» делается так: поставив зонд на определенное место, покачиваем его вперед, назад, вправо, влево в течение 4- 6 секунд. Можно производить вращательное движение, погрузив зонд в мышцы. 

i_006

Зонд №2 - «Восьмёрочка». Используется, как для массажа, так и для постановки звуков. Удобен для постановки звука «Р». Может использоваться в массаже языка, как шпатель. Сама Е. В. Новикова, рекомендовала при помощи этого зонда выполнять прием «перетирание»: надавив петелькой на мышцы (глубокое погружение зонда), производят движения вверх – вниз 6 раз. Зонд не отрывают от места нажатия. Затем передвигают «восьмерочку» на небольшое расстояние и массируют следующий участок. Зонд не двигается по языку, а утапливает мышцы, покачивая их на месте и заставляя их активно работать.

i_007

Зонд №3 - «Большие саночки». Используется как для расслабляющего, так и для активирующего массажа языка. Удобен для массажа боковых краев языка.  Изгибы зонда сделаны так, что можно работать любой стороной. Этими саночками осуществляется наибольший захват массируемого участка и давление на мышцы максимальное.  Этим зондом можно выполнять вкручивающие и пружинистые возвратные движения. Рекомендуется для постановки шипящих звуков.

i_008

Зонд №4 – «Саночки малые». Этими саночками осуществляется несколько меньший, чем «Большими саночками», захват массируемого участка.  Данным зондом выполняют вкручивающие и пружинистые возвратные движения. Зонд - хороший активирующий инструмент. Им можно делать «моторчик», используя, как постановочный шариковый зонд.

i_010

Зонд №5 – «Топорик». Этим зондом выполняются два приема: плотное нажатие («рубка мышц») и скольжение (имитация процесса бритья). Степень нажима зависит от состояния мышц: чем ниже тонус, тем интенсивнее нажатие. Надавливающие движения частые, интервалы между ними - короткие, время давления 5 секунд. Этим зондом можно вызывать шипящие и заднеязычные звуки.

i_011

Зонд №6 – «Крестовина». Нажимая на язык и отодвигая его назад, мы заставляем сокращаться, включаться в работу мышцы заднеязычной зоны. «Крестовиной «можно сжимать язык, удерживая его в таком положении до 30 секунд. С её помощью выполняются надавливающие движения (время давления 5 секунд), пружинистые возвратные движения вперед-назад (прокачивание). Надавливающие круговые движения вправо-влево (вкручивание зонда в мышцы). Зонд используется для постановки заднеязычных звуков и шипящих.

http://www.logopedplus.ru/files/Image/zondnov12.JPG

Зонд №7 – «Скользящий». Может скользить по мышцам языка, скул, щек, губ, предплечья в разном направлении, заставляя их активизироваться

http://www.logopedkniga.ru/modules/InternetShop/management/storage/images/products/image/68/preview/sg102292-1.jpg

Зонд №8 – «Щипчики». Один из относительно новых зондов (щипчики, подтягивающий, лебедушка). Участвует в массаже мышц щек, губ, скул, языка. Особенно эффективно для сжатия боков языка к корню и обратно, при выгибе спинки языка, а также повороты языка вправо и влево, в подтягивании языка вперед изо рта. Такими щипчиками можно захватить не только кончик, но и середину языка.

Важно знать определенные правила подготовки. Подготовка логопеда перед сеансом заключается в составлении индивидуального плана упражнений для каждого ребенка и соблюдении санитарно-гигиенических норм: чистая одежда (халат или костюм), медицинские перчатки, маска; одноразовые или продезинфицированные инструменты; частое мытье рук, использование антисептического раствора («Хлоргексидин», «Мирамистин»); применение антисептического раствора для ротовой полости ребенка (теплый настой ромашки, календулы); использование стерильных салфеток.

Также важна подготовка со стороны родителей: проветренное помещение; ребенок, с одной стороны, не должен быть голодным, но и кормить его непосредственно перед началом сеанса массажа не стоит – таким образом, желательно, чтобы он поел за 1,5 часа до процедуры, либо спустя 1-1,5 часа после массажа. Если малыш - не в настроении: плачет и капризничает, неважно себя чувствует (головная боль, тошнота, другие симптомы) стоит отложить массаж сеанс. Длительность одного сеанса зависит от возраста ребенка: чем ребенок меньше, тем короче сеанс.

В возрасте от 0 до 3 лет – рекомендуется 5-10 минут массажа.

В возраст от 4 до 7 лет – 15-20 минут.

Ребенок школьного возраста – больше 20 минут.

Первый сеанс массажа не должен длиться больше 5-10 минут. В первый раз происходит знакомство малыша с логопедом – это новый опыт механического воздействия. Если ребенок нормально отреагировал на первый раз – можно смело увеличивать длительность работы. Курс массажа состоит из 10-20 процедур. В неделю проводится 2-3 занятия. Иногда, по особой необходимости, занятия могут проходить через день или чередоваться с другими реабилитационными мероприятиями. Если ребенку необходимо несколько курсов, то между ними соблюдается перерыв. Минимальная длительность перерыва – 14 дней. За это время организм малыша успевает перестроиться и подготовиться к новому воздействию.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ДЕТСКОГО МАССАЖА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику зондового массажа родителям придется освоить в домашних условиях. Для этого либо проходят специальные курсы, либо консультируются у опытного специалиста, который обучит минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем пригодится родителям не один раз – ребенок растет, и изменения в артикуляционном аппарате происходят постоянно.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ 

Зондовый массаж имеет ряд противопоказаний: стоматиты, гингивиты и прочие заболевания ротовой полости; конъюнктивиты, заболевания глаз; инфекционные заболевания общего типа (ветрянка, грипп, корь и прочие); герпетическая инфекция; пульсация артерий и вен; увеличение лимфатических узлов; заболевания кожи (дерматиты, лишаи); обострение любого соматического заболевания; нарушение целостности массажируемых кожных покровов (ссадины, порезы); синяки на лице; нарушения сосудистой стенки, тромбозы; онкологические заболевания; грибковые поражения кожных покровов; страх ребенка перед специалистом или приспособлениями; гиперчувствительность кожи малыша. Рекомендуется взять справку об отсутствии противопоказаний для проведения логопедического массажа, которую невропатолог должен выдать родителям.

КАК ПРОВОДИТЬ МАССАЖ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ?

После обследования и постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с ребенком, подбираются подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем иная тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении, излишней саливации. Помещение для процедуры необходимо убрать и проветрить. Зонды для процедуры тщательно моются и обрабатываются кипятком. Родитель тщательно моет руки с мылом (лучше дважды), и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком. Ребенок может находиться как в лежачем состоянии, так и в полусидячем - с мягким валиком под шеей. Взрослый находится над ребенком. Здесь применяемые лучшие движения - это поглаживание, растирание, легкая вибрация.

По окончании сеанса важно похвалить ребенка, сказать приятные, ободряющие слова, поиграть в любимую игру. Это поможет сформировать в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.

Как пример - простые массажные упражнения, способствующие укреплению мышц артикуляционного аппарата. Их совсем нетрудно провести с ребенком в домашних условиях. Все движения повторяют восемь-десять раз, и проводятся «от центра» к периферии. Они включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу-вверх). Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра к ушам)

Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.

https://img.labirint.ru/rcimg/c4f96ed1a2ddbf45ea80623f097a91af/1920x1080/comments_pic/1010/03labom6f1268414752.jpg

Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И в завершении - пощипывание щек.

Массаж языка. (Выполняется с использованием чистого носового платка, либо стерильной салфетки) Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».

Детский логопедический массаж дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если к нему добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается значительный прогресс в развитии речи. Специалисты советуют родителям не отчаиваться, а изучать разные техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит родителей даже во время воспитания здорового малыша.

Новикова Е.В. «Зондовый массаж языка» (Авторская методика)
По материалам сайта: https://razvivashka.online/razvitie-rechi/massazh-yazyka

https://nsportal.ru/nilova-natalya-mihaylovna

                     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...