"Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности"(из опыта работы)
методическая разработка по обж (старшая группа)

Колесникова Оксана Сергеевна

Представление

собственного инновационного опыта

Колесниковой Оксаны Сергеевны , воспитателя ОСП « Детский сад №1» МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия

 

Тема:  «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнидеятельности»

 

- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

     

        Благодаря  моей заинтересованности, я стала углубленно заниматься проблемой осознанного безопасного поведения детей на улице .

     С целью обновления содержания образования, я стремлюсь организовать педагогический процесс на инновационной основе. Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.

Детство-это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом, находятся родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, ребенок растет и развивается. Мы должны отправить детей с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными ситуациями. Для того, чтобы понять, что именно дети знают, думают, я использую беседы, дискуссии. В то же время я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать методику (беседа, чтение, занятие, игра) .

Актуальность опыта связана и с тем, что у детей этого

возраста отсутствует реакция на безопасное  поведение  на улице. Отсутствует защитная реакция на безопасность.  Чаще всего именно дети, становятся жертвами ДТП от незнания и легкомыслия. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами безопасного поведения на улице. В группе накоплен наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.       

Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

 

 

- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период когда закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке. Опыт работы над темой "Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности" сложился постепенно. Ежегодно пополняется материально-техническая база по ПДД. Особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды.

В методическом кабинете оформлен уголок, в котором подобрана методическая литература, учебно-наглядные пособия, настольные и дидактические игры, в помощь педагогам при проведении работы по ПДД.

 В холле ДОУ оборудован стенд по ПДД . Он включает в себя памятки для педагогов и родителей, перечень дидактических игр, красочные плакаты на темы: «Опасная дорога», «Веселый светофор», «Обучающие знаки», «Скользкая дорога» и др.

Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группах включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта , дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (нагрудники с изображением различных дорожных знаков, приобрели жезлы регулировщика), дидактические игры.

Другим важным условием стал мой личный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом работы, стремлением воспитывать у детей культуру безопасного поведения на дороге. Я считаю, что неизменно возрастает роль и ответственность педагога, который начинает любую новую для него работу.  Задача воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическому влиянию и  педагогическая позиция педагога  должна быть деликатной и незаметной.

Материал, подобранный им для показа детям, должен быть достоверным и адаптированным для детского восприятия. Педагогу постоянно необходимо совершенствовать свое мастерство, свое самообразование. В этом помогают консультации, семинары, семинары – практикумы, посещение открытых мероприятий, которые в течение года организуются в ДОУ. Во время организации и проведения данных мероприятий можно наблюдать  степень увлечённости педагога данной проблемой,  и они являются своеобразным итогом работы по самообразованию воспитателя.

        В течении 13 лет я работаю над данной проблемой. Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в моей работе помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить их к основам безопасности жизнедеятельности.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является: формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице на основе полученных знаний.

Новизна опыта заключается:

-в эффективном применении существующих и создании оригинальных интерактивных форм обучения детей и родителей, способствующих повышению подготовленности детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, а также активизации и вовлечению родителей в процесс обучения своих детей;

- в создании игровой среды в группе по обучению детей правилам дорожного движения с учётом возрастных особенностей детей и требований к учебно-материальному обеспечению учебно-воспитательного процесса (Приказ Минобрнауки  России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.).

Обобщая опыт по данной теме, хотела бы в первую очередь показать все ценное, что уже давно и эффективно используется в традиционной практике. И в то же время хочется поделиться новыми, своими методам и  формами работы.  

Работая над данной проблемой уже несколько лет,  стал накапливаться методический материал, который требовал систематизации.  Результатом такой деятельности стали самостоятельные  разработки перспективно – тематических планов по безопасности дорожного движения, подбор конспектов мероприятий, тематики бесед и экскурсий по теме  в соответствии с имеющимися в ДОУ материально – техническими условиями.

 

 

- Теоретическая база опыта.

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Основной объем информации сообщается в старшем дошкольном возрасте.

Программа Р.Б.Стеркиной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”.

К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.

Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей):

• Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;

• Этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;

• Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

В пособии « Воспитание безопасного поведения дошкольников на дороге», представлены практические рекомендации по организации педагогического процесса, направленного на ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения вне стен дома: во дворе, на дороге, в лесу, у водоема, а также с незнакомцами.

Пособия М. А. Фисенко представляют собой тематическое планирование и методические разработки занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности в ДОУ для детей 4-5 и 6-7 лет.

В каждой книге представлены 6 основных разделов:

- Ребенок и другие люди.

- Ребенок дома.

- Ребенок и природа.

- Здоровье ребенка.

- Эмоциональное благополучие ребенка.

- Ребенок на улице.

Автор предлагает разнообразные занимательные материалы, стихи, загадки, ребусы. Привлечены тексты художественных произведений, пословицы, интересные и поучительные истории, наглядно демонстрирующие и раскрывающие рассматриваемые темы.

Использование игровых ситуаций, ролевых игр помогает детям развивать умственные и творческие способности, воображение, расширять их кругозор.

Шорыгина Т. А. предлагает перспективный план занятий по ОБЖ на каждый месяц с конкретной темой занятия.

В Программе « Светофор». Т. Даниловой излагается содержание и технология работы по обучению детей от 3 до 7 лет Правилам дорожного движения. Работа по усвоению знаний разделена на пять этапов. Первый этап работы нацелен на уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Второй этап - расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения. Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Четвертый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, игры-драматизации и т.д.

Методические рекомендации к программе помогут понять содержание, направление и специфику занятий по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. А в приложении изложены игры, стихи, пословицы и поговорки, которые могут быть полезны при обучении детей Правилам дорожного движения.

     Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.

 

- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

В младшей группе учу различать грузовые и легковые автомобили, называть части машин, формирую умение определять красный, зеленый, желтый цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом;

Учу ориентироваться в пространстве (понятия «далеко», «близко», «вверху»).

       В начале года работа проводится в свободное время в форме игры. Это увлекает детей.  Они незаметно и постепенно усваивают правила при помощи дидактических игр («Светофор», «Красный – зеленый), сюжетно – ролевых игр («Автобус», «Автопарк»). В игровых ситуациях детей учу правильно входить в автобус и выходить из него. Знания детей уточняю и закрепляю в подвижных играх («Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль») и наблюдений за прохожими («Правильно ли ведут себя пешеходы на улице»).  

При  обучении детей правилам дорожного движения, старалась  использовать  игры  и упражнения, логически  связанные  с темой непосредственно образовательной деятельности и позволяющие детям чередовать умственную и физическую  нагрузку.  В качестве гимнастики для глаз я использовала на занятии игру « Где остановка?».  Эта игра позволяет  снять  зрительное  напряжение и утомление детей, способствует укреплению глазных мышц. А так же тренирует внимание  и способность детей  длительно удерживать в сознании зрительный образ. Для профилактики  близорукости  использовались   физкультминутки  «Мы водители».

        В группе  организовали гараж, где поместили машинки разных марок. Детям очень нравиться придумывать  различные сюжеты. Представления, полученные на целевых прогулках, наблюдениях, закрепляются на занятиях: дети рассматривают картину «Улица города», затем строят улицы для кукол.

       Большое внимание уделяю  развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений, проведении подвижных игр «Найди свой цвет», «Трамвай».

На занятиях по математике детей учу различать понятия: «далеко», «близко», «вверху».

          В среднем дошкольном возрасте знакомлю  с улицей, дорогой, тротуаром; учу в игровых ситуациях правильно входить в транспорт и выходить из него. В этом возрасте  у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, навыки пространственной ориентировки.

       Постепенно их подвожу к усвоению правил дорожного движения. Расширяются представления детей, что улица может быть широкой и узкой, по проезжей части двигаются машины, переходы бывают наземные и подземные, пешеходы должны ходить по правой стороне тротуара, не мешая друг другу. Уже в этом возрасте дети знакомятся с правилами езды на велосипеде в игровых ситуациях. В этой группе детей знакомлю с работниками ГАИ. Они рассматривают форму сотрудника ГАИ, их машину, знакомлю детей с предупреждающими знаками: «Пешеходный переход»,

«Дети». Особое внимание уделяю индивидуальной работе: рассматриванию картинок, обыгрыванию игрушек.

       В старшем дошкольном возрасте много внимания уделяю ознакомлению детей с запрещающими знаками «Пешеходное движение запрещено», «Въезд запрещен». Во время игр с транспортом дети узнают предписывающие знаки,  указательные. С детьми разыгрываются дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами, домами.

       Во время бесед с детьми интересуюсь, каким маршрутом ходят дети в детский сад, пересекают ли они проезжую часть, перекресток, площадь.

Рассказываю о более безопасном пути из дома в детский сад и обратно. Это готовит детей к самостоятельному появлению на улице.

При ознакомлении с работой регулировщика использую иллюстрации, играем в сюжетно – ролевые игры.  Дети получают четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение жизни и здоровья людей.

      Знания детей о правилах дорожного движения находят отражение в их рисунках, поделках, играх.  Играя, дети упражняются в переходе дороги там, где нет светофора, используя «островки безопасности». Они лепят из пластилина машины, пешеходов, светофор, рисуют дома, переходы,  машины, дорожные знаки. В играх закрепляю знание правил, учу культуре поведения в общественных местах. Знания закрепляют дети и на праздниках и развлечениях.

 

Работа с родителями.

Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. В работе с родителями использую разные формы работы: анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультативная помощь, совместные досуги.

Систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них. Родители – наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в развлечениях. Помогают в оформлении зала, делают атрибуты.

На консультациях знакомлю родителей с содержанием работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения, в папках – передвижках помещаю практический материал.

 Родители стали более грамотными в вопросах обучения детей правилам дорожного движения. Они считают, что усилия педагогов по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения будут эффективны только при совместной работе детского сада и семьи.

Работа с воспитателями.

С воспитателями провожу консультации: «Воспитание безопасного поведения на дорогах и улицах», «Дорога и безопасность».

Провела мастер-класс для педагогов «Безопасность глазами дошкольника».

- Анализ результатов деятельности.

Систематическая работа с детьми по обучению основам  безопасности жизни и здоровью детей, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.

    Для выявления результативности  опыта работы, мною была проведена диагностика  с детьми старшего дошкольного возраста.   

Результаты  диагностики  показали, что у детей сформированы элементарные представления о целостной картины мира, развиты интегративные качества, усвоение программы по образовательным областям составляет – 85%.

В детском саду создана и внедрена система работы по теме: «Организация работы  по основам  безопасности жизни и здоровья у детей  старшего возраста» в результате чего, у детей имеются знания:

О правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

 - Трудности и проблемы использования данного опыта.

При использовании данного опыта я столкнулась с большим объемом информации, которую  необходимо систематизировать,  осмыслить, структурировать, обобщить и представить как совокупность знаний об игровом методе тренировки – это и стало единственной трудностью в моей работе.

- Адресные рекомендации по использованию опыта.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия,  выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета;

Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования:

www.nsportal.ru.

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнидеятельности» размещен на сайте детского сада: https://dskolber.schoolrm.ru/

- Наглядное приложение: конспект занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Конспект ОД по ОБЖ в подготовительной группе «Игры на улице»

Оксана Колесникова
Конспект по ОБЖ в подготовительной группе «Игры на улице»

 

 

Цель. В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь; обсудить опасные ситуаций и научить детей предвидеть и по возможности избегать их.

Материал: Игрушка лисенок (с перебинтованной задней лапкой, игрушка зайка (с перебинтованной передней лапкой, мишка с перебинтованной головой, иллюстрации опасных ситуаций.)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, где мы играем, когда ходим на прогулку?

Дети(ответы).

Воспитатель: В какие игры вы любите играть зимой?

Дети(ответы).

Раздается стук в дверь, воспитатель вносит мишку, зайку и лисенка.

Воспитатель: Ребята к нам в детский сад пришли мишка, зайка и лисенок, но что с ними случилось?

Лисенок: Я очень люблю кататься на коньках.

Скрылись под снегом газоны с травой.

Скользко машинам на мостовой,

Льдом затянуло русло реки,

Рыжий лисенок встал на коньки.

-Только катается не накатке….

Вышел на улице с клюшкой в руке.

Долго ли, дети, здесь до беды?

Есть для хоккея катки и пруды.

Только ботинки с коньками надень,

Лед будет петь под коньками весь день,

-А мостовая - опасный каток.

Нужно во двор возвращаться, дружок.

-Объясните лисенку, почему нельзя кататься на мостовой?

Дети(ответы).

Воспитатель: Теперь лисенок понял, где надо кататься на коньках. А что же произошло с зайчиком?

Воспитатель: Зайчик катался на санках с горы, которая выходила на дорогу. Он сел и покатился, но неожиданно на дороге появилась машина, шофер справился с неожиданностью и затормозил, а шалунишка зайка с перепугу упал с санок и повредил лапку.

-Скажите ребята, где нужно катятся на санках и что могло произойти с зайчиком, если бы шофер не успел остановить машину?

Дети(ответы).

Воспитатель: Я думаю, зайчик понял теперь, где безопасно кататься на санках.

Поднимите руку те, кто любит лето? В какие игры вы играете летом?

Дети(ответы).

Воспитатель: Кто любит качаться на качелях, поднимите руку. Мишка то же любит качаться на качелях, но он не знал, какие опасности могут подстерегать его.

-Источником травматизма являются качели с любыми неисправностями - старые, ржавые, с плохо прикрепленными сидениями, с отваливающимися палками. Нельзя поддаваться соблазну качаться на таких качелях.

-Мишка прыгнул с качелей и не удержался на лапах, упал. Естественное желание - тут же встать на лапы. В результате качели ударяют его по затылку. Ребята, при падение с качелей нельзя тут же вставать. Нужно отползти, прижимаясь к земле, - отползти на такое расстояние, чтобы качели были видны. Только после этого можно подниматься на ноги. Ничего страшного, если испачкалась одежда. Она не стоит вашего здоровья.

-На лестницах и горках нужно тоже вести себя осторожно. Не толкаться, не подходить близко к краю, не забираться слишком высоко.

-Ребята, а вы любите играть в песочнице?

Дети (ответы).

Воспитатель: Самая большая опасность, когда мальчики и девочки кидаются писком, так как можно повредить глаза, из-за чего может, ухудшится зрение.

-Ребята, где безопаснее играть: во дворе дома, на игровой площадке, или на улице?

Дети(ответы).

Воспитатель: Что вы посоветуете мишке, зайке и лисенку?

Дети(ответы).

Воспитатель: Ребята я думаю зверята поняли, где надо играть и какие опасности могут возникнуть при играх. А теперь я отведу мишку, зайку и лесенка к доктору Айболиту, что б он вылечил их.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobstvennyy_innovatsionnyy_opyt.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление

собственного инновационного опыта

Колесниковой Оксаны Сергеевны , воспитателя ОСП « Детский сад №1» МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия

Тема:  «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнидеятельности»

- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

     

        Благодаря  моей заинтересованности, я стала углубленно заниматься проблемой осознанного безопасного поведения детей на улице .

     С целью обновления содержания образования, я стремлюсь организовать педагогический процесс на инновационной основе. Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.

Детство-это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом, находятся родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, ребенок растет и развивается. Мы должны отправить детей с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными ситуациями. Для того, чтобы понять, что именно дети знают, думают, я использую беседы, дискуссии. В то же время я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать методику (беседа, чтение, занятие, игра) .

Актуальность опыта связана и с тем, что у детей этого

возраста отсутствует реакция на безопасное  поведение  на улице. Отсутствует защитная реакция на безопасность.  Чаще всего именно дети, становятся жертвами ДТП от незнания и легкомыслия. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами безопасного поведения на улице. В группе накоплен наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.      

Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период когда закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке. Опыт работы над темой "Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности" сложился постепенно. Ежегодно пополняется материально-техническая база по ПДД. Особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды.

В методическом кабинете оформлен уголок, в котором подобрана методическая литература, учебно-наглядные пособия, настольные и дидактические игры, в помощь педагогам при проведении работы по ПДД.

 В холле ДОУ оборудован стенд по ПДД . Он включает в себя памятки для педагогов и родителей, перечень дидактических игр, красочные плакаты на темы: «Опасная дорога», «Веселый светофор», «Обучающие знаки», «Скользкая дорога» и др.

Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группах включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта , дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (нагрудники с изображением различных дорожных знаков, приобрели жезлы регулировщика), дидактические игры.

Другим важным условием стал мой личный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом работы, стремлением воспитывать у детей культуру безопасного поведения на дороге. Я считаю, что неизменно возрастает роль и ответственность педагога, который начинает любую новую для него работу.  Задача воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическому влиянию и  педагогическая позиция педагога  должна быть деликатной и незаметной.

Материал, подобранный им для показа детям, должен быть достоверным и адаптированным для детского восприятия. Педагогу постоянно необходимо совершенствовать свое мастерство, свое самообразование. В этом помогают консультации, семинары, семинары – практикумы, посещение открытых мероприятий, которые в течение года организуются в ДОУ. Во время организации и проведения данных мероприятий можно наблюдать  степень увлечённости педагога данной проблемой,  и они являются своеобразным итогом работы по самообразованию воспитателя.

        В течении 13 лет я работаю над данной проблемой. Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в моей работе помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить их к основам безопасности жизнедеятельности.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является: формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице на основе полученных знаний.

Новизна опыта заключается:

-в эффективном применении существующих и создании оригинальных интерактивных форм обучения детей и родителей, способствующих повышению подготовленности детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, а также активизации и вовлечению родителей в процесс обучения своих детей;

- в создании игровой среды в группе по обучению детей правилам дорожного движения с учётом возрастных особенностей детей и требований к учебно-материальному обеспечению учебно-воспитательного процесса (Приказ Минобрнауки  России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.).

Обобщая опыт по данной теме, хотела бы в первую очередь показать все ценное, что уже давно и эффективно используется в традиционной практике. И в то же время хочется поделиться новыми, своими методам и  формами работы.  

Работая над данной проблемой уже несколько лет,  стал накапливаться методический материал, который требовал систематизации.  Результатом такой деятельности стали самостоятельные  разработки перспективно – тематических планов по безопасности дорожного движения, подбор конспектов мероприятий, тематики бесед и экскурсий по теме  в соответствии с имеющимися в ДОУ материально – техническими условиями.

- Теоретическая база опыта.

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

Основной объем информации сообщается в старшем дошкольном возрасте.

Программа Р.Б.Стеркиной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”.

К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.

Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей):

 Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;

 Этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;

 Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

В пособии « Воспитание безопасного поведения дошкольников на дороге», представлены практические рекомендации по организации педагогического процесса, направленного на ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения вне стен дома: во дворе, на дороге, в лесу, у водоема, а также с незнакомцами.

Пособия М. А. Фисенко представляют собой тематическое планирование и методические разработки занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности в ДОУ для детей 4-5 и 6-7 лет.

В каждой книге представлены 6 основных разделов:

- Ребенок и другие люди.

- Ребенок дома.

- Ребенок и природа.

- Здоровье ребенка.

- Эмоциональное благополучие ребенка.

- Ребенок на улице.

Автор предлагает разнообразные занимательные материалы, стихи, загадки, ребусы. Привлечены тексты художественных произведений, пословицы, интересные и поучительные истории, наглядно демонстрирующие и раскрывающие рассматриваемые темы.

Использование игровых ситуаций, ролевых игр помогает детям развивать умственные и творческие способности, воображение, расширять их кругозор.

Шорыгина Т. А. предлагает перспективный план занятий по ОБЖ на каждый месяц с конкретной темой занятия.

В Программе « Светофор». Т. Даниловой излагается содержание и технология работы по обучению детей от 3 до 7 лет Правилам дорожного движения. Работа по усвоению знаний разделена на пять этапов. Первый этап работы нацелен на уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Второй этап - расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения. Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Четвертый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, игры-драматизации и т.д.

Методические рекомендации к программе помогут понять содержание, направление и специфику занятий по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. А в приложении изложены игры, стихи, пословицы и поговорки, которые могут быть полезны при обучении детей Правилам дорожного движения.

     Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.

- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

В младшей группе учу различать грузовые и легковые автомобили, называть части машин, формирую умение определять красный, зеленый, желтый цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом;

Учу ориентироваться в пространстве (понятия «далеко», «близко», «вверху»).

       В начале года работа проводится в свободное время в форме игры. Это увлекает детей.  Они незаметно и постепенно усваивают правила при помощи дидактических игр («Светофор», «Красный – зеленый), сюжетно – ролевых игр («Автобус», «Автопарк»). В игровых ситуациях детей учу правильно входить в автобус и выходить из него. Знания детей уточняю и закрепляю в подвижных играх («Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль») и наблюдений за прохожими («Правильно ли ведут себя пешеходы на улице»).  

При  обучении детей правилам дорожного движения, старалась  использовать  игры  и упражнения, логически  связанные  с темой непосредственно образовательной деятельности и позволяющие детям чередовать умственную и физическую  нагрузку.  В качестве гимнастики для глаз я использовала на занятии игру « Где остановка?».  Эта игра позволяет  снять  зрительное  напряжение и утомление детей, способствует укреплению глазных мышц. А так же тренирует внимание  и способность детей  длительно удерживать в сознании зрительный образ. Для профилактики  близорукости  использовались   физкультминутки  «Мы водители».

        В группе  организовали гараж, где поместили машинки разных марок. Детям очень нравиться придумывать  различные сюжеты. Представления, полученные на целевых прогулках, наблюдениях, закрепляются на занятиях: дети рассматривают картину «Улица города», затем строят улицы для кукол.

       Большое внимание уделяю  развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений, проведении подвижных игр «Найди свой цвет», «Трамвай».

На занятиях по математике детей учу различать понятия: «далеко», «близко», «вверху».

          В среднем дошкольном возрасте знакомлю  с улицей, дорогой, тротуаром; учу в игровых ситуациях правильно входить в транспорт и выходить из него. В этом возрасте  у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, навыки пространственной ориентировки.

       Постепенно их подвожу к усвоению правил дорожного движения. Расширяются представления детей, что улица может быть широкой и узкой, по проезжей части двигаются машины, переходы бывают наземные и подземные, пешеходы должны ходить по правой стороне тротуара, не мешая друг другу. Уже в этом возрасте дети знакомятся с правилами езды на велосипеде в игровых ситуациях. В этой группе детей знакомлю с работниками ГАИ. Они рассматривают форму сотрудника ГАИ, их машину, знакомлю детей с предупреждающими знаками: «Пешеходный переход»,

«Дети». Особое внимание уделяю индивидуальной работе: рассматриванию картинок, обыгрыванию игрушек.

       В старшем дошкольном возрасте много внимания уделяю ознакомлению детей с запрещающими знаками «Пешеходное движение запрещено», «Въезд запрещен». Во время игр с транспортом дети узнают предписывающие знаки,  указательные. С детьми разыгрываются дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами, домами.

       Во время бесед с детьми интересуюсь, каким маршрутом ходят дети в детский сад, пересекают ли они проезжую часть, перекресток, площадь.

Рассказываю о более безопасном пути из дома в детский сад и обратно. Это готовит детей к самостоятельному появлению на улице.

При ознакомлении с работой регулировщика использую иллюстрации, играем в сюжетно – ролевые игры.  Дети получают четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение жизни и здоровья людей.

      Знания детей о правилах дорожного движения находят отражение в их рисунках, поделках, играх.  Играя, дети упражняются в переходе дороги там, где нет светофора, используя «островки безопасности». Они лепят из пластилина машины, пешеходов, светофор, рисуют дома, переходы,  машины, дорожные знаки. В играх закрепляю знание правил, учу культуре поведения в общественных местах. Знания закрепляют дети и на праздниках и развлечениях.

Работа с родителями.

Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. В работе с родителями использую разные формы работы: анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультативная помощь, совместные досуги.

Систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них. Родители – наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в развлечениях. Помогают в оформлении зала, делают атрибуты.

На консультациях знакомлю родителей с содержанием работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения, в папках – передвижках помещаю практический материал.

 Родители стали более грамотными в вопросах обучения детей правилам дорожного движения. Они считают, что усилия педагогов по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения будут эффективны только при совместной работе детского сада и семьи.

Работа с воспитателями.

С воспитателями провожу консультации: «Воспитание безопасного поведения на дорогах и улицах», «Дорога и безопасность».

Провела мастер-класс для педагогов «Безопасность глазами дошкольника».

- Анализ результатов деятельности.

Систематическая работа с детьми по обучению основам  безопасности жизни и здоровью детей, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.

    Для выявления результативности  опыта работы, мною была проведена диагностика  с детьми старшего дошкольного возраста.   

Результаты  диагностики  показали, что у детей сформированы элементарные представления о целостной картины мира, развиты интегративные качества, усвоение программы по образовательным областям составляет – 85%.

В детском саду создана и внедрена система работы по теме: «Организация работы  по основам  безопасности жизни и здоровья у детей  старшего возраста» в результате чего, у детей имеются знания:

О правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

 - Трудности и проблемы использования данного опыта.

При использовании данного опыта я столкнулась с большим объемом информации, которую  необходимо систематизировать,  осмыслить, структурировать, обобщить и представить как совокупность знаний об игровом методе тренировки – это и стало единственной трудностью в моей работе.

- Адресные рекомендации по использованию опыта.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия,  выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета;

Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования:

www.nsportal.ru.

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнидеятельности» размещен на сайте детского сада: https://dskolber.schoolrm.ru/

- Наглядное приложение: конспект занятия.

Приложение 1

Конспект ОД по ОБЖ в подготовительной группе «Игры на улице»

Оксана Колесникова
Конспект по ОБЖ в подготовительной группе «Игры на улице»

Цель. В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь; обсудить опасные ситуаций и научить детей предвидеть и по возможности избегать их.

Материал: Игрушка лисенок (с перебинтованной задней лапкой, игрушка зайка (с перебинтованной передней лапкой, мишка с перебинтованной головой, иллюстрации опасных ситуаций.)

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, где мы играем, когда ходим на прогулку?

Дети(ответы).

Воспитатель: В какие игры вы любите играть зимой?

Дети(ответы).

Раздается стук в дверь, воспитатель вносит мишку, зайку и лисенка.

Воспитатель: Ребята к нам в детский сад пришли мишка, зайка и лисенок, но что с ними случилось?

Лисенок: Я очень люблю кататься на коньках.

Скрылись под снегом газоны с травой.

Скользко машинам на мостовой,

Льдом затянуло русло реки,

Рыжий лисенок встал на коньки.

-Только катается не накатке….

Вышел на улице с клюшкой в руке.

Долго ли, дети, здесь до беды?

Есть для хоккея катки и пруды.

Только ботинки с коньками надень,

Лед будет петь под коньками весь день,

-А мостовая - опасный каток.

Нужно во двор возвращаться, дружок.

-Объясните лисенку, почему нельзя кататься на мостовой?

Дети(ответы).

Воспитатель: Теперь лисенок понял, где надо кататься на коньках. А что же произошло с зайчиком?

Воспитатель: Зайчик катался на санках с горы, которая выходила на дорогу. Он сел и покатился, но неожиданно на дороге появилась машина, шофер справился с неожиданностью и затормозил, а шалунишка зайка с перепугу упал с санок и повредил лапку.

-Скажите ребята, где нужно катятся на санках и что могло произойти с зайчиком, если бы шофер не успел остановить машину?

Дети(ответы).

Воспитатель: Я думаю, зайчик понял теперь, где безопасно кататься на санках.

Поднимите руку те, кто любит лето? В какие игры вы играете летом?

Дети(ответы).

Воспитатель: Кто любит качаться на качелях, поднимите руку. Мишка то же любит качаться на качелях, но он не знал, какие опасности могут подстерегать его.

-Источником травматизма являются качели с любыми неисправностями - старые, ржавые, с плохо прикрепленными сидениями, с отваливающимися палками. Нельзя поддаваться соблазну качаться на таких качелях.

-Мишка прыгнул с качелей и не удержался на лапах, упал. Естественное желание - тут же встать на лапы. В результате качели ударяют его по затылку. Ребята, при падение с качелей нельзя тут же вставать. Нужно отползти, прижимаясь к земле, - отползти на такое расстояние, чтобы качели были видны. Только после этого можно подниматься на ноги. Ничего страшного, если испачкалась одежда. Она не стоит вашего здоровья.

-На лестницах и горках нужно тоже вести себя осторожно. Не толкаться, не подходить близко к краю, не забираться слишком высоко.

-Ребята, а вы любите играть в песочнице?

Дети (ответы).

Воспитатель: Самая большая опасность, когда мальчики и девочки кидаются писком, так как можно повредить глаза, из-за чего может, ухудшится зрение.

-Ребята, где безопаснее играть: во дворе дома, на игровой площадке, или на улице?

Дети(ответы).

Воспитатель: Что вы посоветуете мишке, зайке и лисенку?

Дети(ответы).

Воспитатель: Ребята я думаю зверята поняли, где надо играть и какие опасности могут возникнуть при играх. А теперь я отведу мишку, зайку и лесенка к доктору Айболиту, что б он вылечил их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для родителей по ознакомлению детей старшей группы с Основами Безопасности Жизнедеятельности «Экскурсия по городу».

Открытое занятие для родителей по ознакомлению детей старшей  группы с Основами Безопасности Жизнедеятельности «Экскурсия по городу»....

Формирование представлений детей среднего дошкольного возраста об основах безопасности жизнедеятельности

Материал содержит сценарий развлечения по обучению детей среднего дошкольного возраста ОБЖ...

Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности по средствам дидактической игры.

Дидактические игры по ОБЖ помогают научить детей думать о своем здоровье, заботиться о нем, применять все полученные знания в повседневной жизни....

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук- как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности »

Ознакомление и расширение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей дошкольников на основе использования лэ...