"Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности"(из опыта работы)
методическая разработка по обж (старшая группа)
Представление
собственного инновационного опыта
Колесниковой Оксаны Сергеевны , воспитателя ОСП « Детский сад №1» МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия
Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнидеятельности»
- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Благодаря моей заинтересованности, я стала углубленно заниматься проблемой осознанного безопасного поведения детей на улице .
С целью обновления содержания образования, я стремлюсь организовать педагогический процесс на инновационной основе. Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.
Детство-это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом, находятся родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, ребенок растет и развивается. Мы должны отправить детей с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными ситуациями. Для того, чтобы понять, что именно дети знают, думают, я использую беседы, дискуссии. В то же время я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать методику (беседа, чтение, занятие, игра) .
Актуальность опыта связана и с тем, что у детей этого
возраста отсутствует реакция на безопасное поведение на улице. Отсутствует защитная реакция на безопасность. Чаще всего именно дети, становятся жертвами ДТП от незнания и легкомыслия. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами безопасного поведения на улице. В группе накоплен наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период когда закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке. Опыт работы над темой "Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности" сложился постепенно. Ежегодно пополняется материально-техническая база по ПДД. Особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды.
В методическом кабинете оформлен уголок, в котором подобрана методическая литература, учебно-наглядные пособия, настольные и дидактические игры, в помощь педагогам при проведении работы по ПДД.
В холле ДОУ оборудован стенд по ПДД . Он включает в себя памятки для педагогов и родителей, перечень дидактических игр, красочные плакаты на темы: «Опасная дорога», «Веселый светофор», «Обучающие знаки», «Скользкая дорога» и др.
Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группах включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта , дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (нагрудники с изображением различных дорожных знаков, приобрели жезлы регулировщика), дидактические игры.
Другим важным условием стал мой личный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом работы, стремлением воспитывать у детей культуру безопасного поведения на дороге. Я считаю, что неизменно возрастает роль и ответственность педагога, который начинает любую новую для него работу. Задача воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическому влиянию и педагогическая позиция педагога должна быть деликатной и незаметной.
Материал, подобранный им для показа детям, должен быть достоверным и адаптированным для детского восприятия. Педагогу постоянно необходимо совершенствовать свое мастерство, свое самообразование. В этом помогают консультации, семинары, семинары – практикумы, посещение открытых мероприятий, которые в течение года организуются в ДОУ. Во время организации и проведения данных мероприятий можно наблюдать степень увлечённости педагога данной проблемой, и они являются своеобразным итогом работы по самообразованию воспитателя.
В течении 13 лет я работаю над данной проблемой. Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в моей работе помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить их к основам безопасности жизнедеятельности.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является: формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице на основе полученных знаний.
Новизна опыта заключается:
-в эффективном применении существующих и создании оригинальных интерактивных форм обучения детей и родителей, способствующих повышению подготовленности детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, а также активизации и вовлечению родителей в процесс обучения своих детей;
- в создании игровой среды в группе по обучению детей правилам дорожного движения с учётом возрастных особенностей детей и требований к учебно-материальному обеспечению учебно-воспитательного процесса (Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.).
Обобщая опыт по данной теме, хотела бы в первую очередь показать все ценное, что уже давно и эффективно используется в традиционной практике. И в то же время хочется поделиться новыми, своими методам и формами работы.
Работая над данной проблемой уже несколько лет, стал накапливаться методический материал, который требовал систематизации. Результатом такой деятельности стали самостоятельные разработки перспективно – тематических планов по безопасности дорожного движения, подбор конспектов мероприятий, тематики бесед и экскурсий по теме в соответствии с имеющимися в ДОУ материально – техническими условиями.
- Теоретическая база опыта.
В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Основной объем информации сообщается в старшем дошкольном возрасте.
Программа Р.Б.Стеркиной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”.
К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.
Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.
Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей):
• Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;
• Этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;
• Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.
Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.
В пособии « Воспитание безопасного поведения дошкольников на дороге», представлены практические рекомендации по организации педагогического процесса, направленного на ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения вне стен дома: во дворе, на дороге, в лесу, у водоема, а также с незнакомцами.
Пособия М. А. Фисенко представляют собой тематическое планирование и методические разработки занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности в ДОУ для детей 4-5 и 6-7 лет.
В каждой книге представлены 6 основных разделов:
- Ребенок и другие люди.
- Ребенок дома.
- Ребенок и природа.
- Здоровье ребенка.
- Эмоциональное благополучие ребенка.
- Ребенок на улице.
Автор предлагает разнообразные занимательные материалы, стихи, загадки, ребусы. Привлечены тексты художественных произведений, пословицы, интересные и поучительные истории, наглядно демонстрирующие и раскрывающие рассматриваемые темы.
Использование игровых ситуаций, ролевых игр помогает детям развивать умственные и творческие способности, воображение, расширять их кругозор.
Шорыгина Т. А. предлагает перспективный план занятий по ОБЖ на каждый месяц с конкретной темой занятия.
В Программе « Светофор». Т. Даниловой излагается содержание и технология работы по обучению детей от 3 до 7 лет Правилам дорожного движения. Работа по усвоению знаний разделена на пять этапов. Первый этап работы нацелен на уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Второй этап - расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения. Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Четвертый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, игры-драматизации и т.д.
Методические рекомендации к программе помогут понять содержание, направление и специфику занятий по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. А в приложении изложены игры, стихи, пословицы и поговорки, которые могут быть полезны при обучении детей Правилам дорожного движения.
Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
В младшей группе учу различать грузовые и легковые автомобили, называть части машин, формирую умение определять красный, зеленый, желтый цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом;
Учу ориентироваться в пространстве (понятия «далеко», «близко», «вверху»).
В начале года работа проводится в свободное время в форме игры. Это увлекает детей. Они незаметно и постепенно усваивают правила при помощи дидактических игр («Светофор», «Красный – зеленый), сюжетно – ролевых игр («Автобус», «Автопарк»). В игровых ситуациях детей учу правильно входить в автобус и выходить из него. Знания детей уточняю и закрепляю в подвижных играх («Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль») и наблюдений за прохожими («Правильно ли ведут себя пешеходы на улице»).
При обучении детей правилам дорожного движения, старалась использовать игры и упражнения, логически связанные с темой непосредственно образовательной деятельности и позволяющие детям чередовать умственную и физическую нагрузку. В качестве гимнастики для глаз я использовала на занятии игру « Где остановка?». Эта игра позволяет снять зрительное напряжение и утомление детей, способствует укреплению глазных мышц. А так же тренирует внимание и способность детей длительно удерживать в сознании зрительный образ. Для профилактики близорукости использовались физкультминутки «Мы водители».
В группе организовали гараж, где поместили машинки разных марок. Детям очень нравиться придумывать различные сюжеты. Представления, полученные на целевых прогулках, наблюдениях, закрепляются на занятиях: дети рассматривают картину «Улица города», затем строят улицы для кукол.
Большое внимание уделяю развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений, проведении подвижных игр «Найди свой цвет», «Трамвай».
На занятиях по математике детей учу различать понятия: «далеко», «близко», «вверху».
В среднем дошкольном возрасте знакомлю с улицей, дорогой, тротуаром; учу в игровых ситуациях правильно входить в транспорт и выходить из него. В этом возрасте у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, навыки пространственной ориентировки.
Постепенно их подвожу к усвоению правил дорожного движения. Расширяются представления детей, что улица может быть широкой и узкой, по проезжей части двигаются машины, переходы бывают наземные и подземные, пешеходы должны ходить по правой стороне тротуара, не мешая друг другу. Уже в этом возрасте дети знакомятся с правилами езды на велосипеде в игровых ситуациях. В этой группе детей знакомлю с работниками ГАИ. Они рассматривают форму сотрудника ГАИ, их машину, знакомлю детей с предупреждающими знаками: «Пешеходный переход»,
«Дети». Особое внимание уделяю индивидуальной работе: рассматриванию картинок, обыгрыванию игрушек.
В старшем дошкольном возрасте много внимания уделяю ознакомлению детей с запрещающими знаками «Пешеходное движение запрещено», «Въезд запрещен». Во время игр с транспортом дети узнают предписывающие знаки, указательные. С детьми разыгрываются дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами, домами.
Во время бесед с детьми интересуюсь, каким маршрутом ходят дети в детский сад, пересекают ли они проезжую часть, перекресток, площадь.
Рассказываю о более безопасном пути из дома в детский сад и обратно. Это готовит детей к самостоятельному появлению на улице.
При ознакомлении с работой регулировщика использую иллюстрации, играем в сюжетно – ролевые игры. Дети получают четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение жизни и здоровья людей.
Знания детей о правилах дорожного движения находят отражение в их рисунках, поделках, играх. Играя, дети упражняются в переходе дороги там, где нет светофора, используя «островки безопасности». Они лепят из пластилина машины, пешеходов, светофор, рисуют дома, переходы, машины, дорожные знаки. В играх закрепляю знание правил, учу культуре поведения в общественных местах. Знания закрепляют дети и на праздниках и развлечениях.
Работа с родителями.
Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. В работе с родителями использую разные формы работы: анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультативная помощь, совместные досуги.
Систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них. Родители – наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в развлечениях. Помогают в оформлении зала, делают атрибуты.
На консультациях знакомлю родителей с содержанием работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения, в папках – передвижках помещаю практический материал.
Родители стали более грамотными в вопросах обучения детей правилам дорожного движения. Они считают, что усилия педагогов по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения будут эффективны только при совместной работе детского сада и семьи.
Работа с воспитателями.
С воспитателями провожу консультации: «Воспитание безопасного поведения на дорогах и улицах», «Дорога и безопасность».
Провела мастер-класс для педагогов «Безопасность глазами дошкольника».
- Анализ результатов деятельности.
Систематическая работа с детьми по обучению основам безопасности жизни и здоровью детей, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.
Для выявления результативности опыта работы, мною была проведена диагностика с детьми старшего дошкольного возраста.
Результаты диагностики показали, что у детей сформированы элементарные представления о целостной картины мира, развиты интегративные качества, усвоение программы по образовательным областям составляет – 85%.
В детском саду создана и внедрена система работы по теме: «Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья у детей старшего возраста» в результате чего, у детей имеются знания:
О правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Трудности и проблемы использования данного опыта.
При использовании данного опыта я столкнулась с большим объемом информации, которую необходимо систематизировать, осмыслить, структурировать, обобщить и представить как совокупность знаний об игровом методе тренировки – это и стало единственной трудностью в моей работе.
- Адресные рекомендации по использованию опыта.
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета;
Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования:
Представление собственного инновационного педагогического опыта «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнидеятельности» размещен на сайте детского сада: https://dskolber.schoolrm.ru/
- Наглядное приложение: конспект занятия.
Приложение 1
Конспект ОД по ОБЖ в подготовительной группе «Игры на улице»
Оксана Колесникова
Конспект по ОБЖ в подготовительной группе «Игры на улице»
Цель. В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь; обсудить опасные ситуаций и научить детей предвидеть и по возможности избегать их.
Материал: Игрушка лисенок (с перебинтованной задней лапкой, игрушка зайка (с перебинтованной передней лапкой, мишка с перебинтованной головой, иллюстрации опасных ситуаций.)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, где мы играем, когда ходим на прогулку?
Дети: (ответы).
Воспитатель: В какие игры вы любите играть зимой?
Дети: (ответы).
Раздается стук в дверь, воспитатель вносит мишку, зайку и лисенка.
Воспитатель: Ребята к нам в детский сад пришли мишка, зайка и лисенок, но что с ними случилось?
Лисенок: Я очень люблю кататься на коньках.
Скрылись под снегом газоны с травой.
Скользко машинам на мостовой,
Льдом затянуло русло реки,
Рыжий лисенок встал на коньки.
-Только катается не накатке….
Вышел на улице с клюшкой в руке.
Долго ли, дети, здесь до беды?
Есть для хоккея катки и пруды.
Только ботинки с коньками надень,
Лед будет петь под коньками весь день,
-А мостовая - опасный каток.
Нужно во двор возвращаться, дружок.
-Объясните лисенку, почему нельзя кататься на мостовой?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Теперь лисенок понял, где надо кататься на коньках. А что же произошло с зайчиком?
Воспитатель: Зайчик катался на санках с горы, которая выходила на дорогу. Он сел и покатился, но неожиданно на дороге появилась машина, шофер справился с неожиданностью и затормозил, а шалунишка зайка с перепугу упал с санок и повредил лапку.
-Скажите ребята, где нужно катятся на санках и что могло произойти с зайчиком, если бы шофер не успел остановить машину?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Я думаю, зайчик понял теперь, где безопасно кататься на санках.
Поднимите руку те, кто любит лето? В какие игры вы играете летом?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Кто любит качаться на качелях, поднимите руку. Мишка то же любит качаться на качелях, но он не знал, какие опасности могут подстерегать его.
-Источником травматизма являются качели с любыми неисправностями - старые, ржавые, с плохо прикрепленными сидениями, с отваливающимися палками. Нельзя поддаваться соблазну качаться на таких качелях.
-Мишка прыгнул с качелей и не удержался на лапах, упал. Естественное желание - тут же встать на лапы. В результате качели ударяют его по затылку. Ребята, при падение с качелей нельзя тут же вставать. Нужно отползти, прижимаясь к земле, - отползти на такое расстояние, чтобы качели были видны. Только после этого можно подниматься на ноги. Ничего страшного, если испачкалась одежда. Она не стоит вашего здоровья.
-На лестницах и горках нужно тоже вести себя осторожно. Не толкаться, не подходить близко к краю, не забираться слишком высоко.
-Ребята, а вы любите играть в песочнице?
Дети (ответы).
Воспитатель: Самая большая опасность, когда мальчики и девочки кидаются писком, так как можно повредить глаза, из-за чего может, ухудшится зрение.
-Ребята, где безопаснее играть: во дворе дома, на игровой площадке, или на улице?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Что вы посоветуете мишке, зайке и лисенку?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Ребята я думаю зверята поняли, где надо играть и какие опасности могут возникнуть при играх. А теперь я отведу мишку, зайку и лесенка к доктору Айболиту, что б он вылечил их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление
собственного инновационного опыта
Колесниковой Оксаны Сергеевны , воспитателя ОСП « Детский сад №1» МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия
Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнидеятельности»
- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Благодаря моей заинтересованности, я стала углубленно заниматься проблемой осознанного безопасного поведения детей на улице .
С целью обновления содержания образования, я стремлюсь организовать педагогический процесс на инновационной основе. Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.
Детство-это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом, находятся родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, ребенок растет и развивается. Мы должны отправить детей с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными ситуациями. Для того, чтобы понять, что именно дети знают, думают, я использую беседы, дискуссии. В то же время я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать методику (беседа, чтение, занятие, игра) .
Актуальность опыта связана и с тем, что у детей этого
возраста отсутствует реакция на безопасное поведение на улице. Отсутствует защитная реакция на безопасность. Чаще всего именно дети, становятся жертвами ДТП от незнания и легкомыслия. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами безопасного поведения на улице. В группе накоплен наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период когда закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке. Опыт работы над темой "Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности" сложился постепенно. Ежегодно пополняется материально-техническая база по ПДД. Особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды.
В методическом кабинете оформлен уголок, в котором подобрана методическая литература, учебно-наглядные пособия, настольные и дидактические игры, в помощь педагогам при проведении работы по ПДД.
В холле ДОУ оборудован стенд по ПДД . Он включает в себя памятки для педагогов и родителей, перечень дидактических игр, красочные плакаты на темы: «Опасная дорога», «Веселый светофор», «Обучающие знаки», «Скользкая дорога» и др.
Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группах включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта , дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (нагрудники с изображением различных дорожных знаков, приобрели жезлы регулировщика), дидактические игры.
Другим важным условием стал мой личный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом работы, стремлением воспитывать у детей культуру безопасного поведения на дороге. Я считаю, что неизменно возрастает роль и ответственность педагога, который начинает любую новую для него работу. Задача воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическому влиянию и педагогическая позиция педагога должна быть деликатной и незаметной.
Материал, подобранный им для показа детям, должен быть достоверным и адаптированным для детского восприятия. Педагогу постоянно необходимо совершенствовать свое мастерство, свое самообразование. В этом помогают консультации, семинары, семинары – практикумы, посещение открытых мероприятий, которые в течение года организуются в ДОУ. Во время организации и проведения данных мероприятий можно наблюдать степень увлечённости педагога данной проблемой, и они являются своеобразным итогом работы по самообразованию воспитателя.
В течении 13 лет я работаю над данной проблемой. Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в моей работе помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить их к основам безопасности жизнедеятельности.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является: формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице на основе полученных знаний.
Новизна опыта заключается:
-в эффективном применении существующих и создании оригинальных интерактивных форм обучения детей и родителей, способствующих повышению подготовленности детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, а также активизации и вовлечению родителей в процесс обучения своих детей;
- в создании игровой среды в группе по обучению детей правилам дорожного движения с учётом возрастных особенностей детей и требований к учебно-материальному обеспечению учебно-воспитательного процесса (Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.).
Обобщая опыт по данной теме, хотела бы в первую очередь показать все ценное, что уже давно и эффективно используется в традиционной практике. И в то же время хочется поделиться новыми, своими методам и формами работы.
Работая над данной проблемой уже несколько лет, стал накапливаться методический материал, который требовал систематизации. Результатом такой деятельности стали самостоятельные разработки перспективно – тематических планов по безопасности дорожного движения, подбор конспектов мероприятий, тематики бесед и экскурсий по теме в соответствии с имеющимися в ДОУ материально – техническими условиями.
- Теоретическая база опыта.
В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Основной объем информации сообщается в старшем дошкольном возрасте.
Программа Р.Б.Стеркиной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. Программа состоит из 6 разделов: “Ребенок и другие люди”, “Ребенок и природа”, “Ребенок дома”, “Здоровье ребенка”, “Эмоциональное благополучие ребенка”, “Ребенок на улицах города”.
К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.
Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.
Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей):
• Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;
• Этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;
• Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.
Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.
В пособии « Воспитание безопасного поведения дошкольников на дороге», представлены практические рекомендации по организации педагогического процесса, направленного на ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения вне стен дома: во дворе, на дороге, в лесу, у водоема, а также с незнакомцами.
Пособия М. А. Фисенко представляют собой тематическое планирование и методические разработки занятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности в ДОУ для детей 4-5 и 6-7 лет.
В каждой книге представлены 6 основных разделов:
- Ребенок и другие люди.
- Ребенок дома.
- Ребенок и природа.
- Здоровье ребенка.
- Эмоциональное благополучие ребенка.
- Ребенок на улице.
Автор предлагает разнообразные занимательные материалы, стихи, загадки, ребусы. Привлечены тексты художественных произведений, пословицы, интересные и поучительные истории, наглядно демонстрирующие и раскрывающие рассматриваемые темы.
Использование игровых ситуаций, ролевых игр помогает детям развивать умственные и творческие способности, воображение, расширять их кругозор.
Шорыгина Т. А. предлагает перспективный план занятий по ОБЖ на каждый месяц с конкретной темой занятия.
В Программе « Светофор». Т. Даниловой излагается содержание и технология работы по обучению детей от 3 до 7 лет Правилам дорожного движения. Работа по усвоению знаний разделена на пять этапов. Первый этап работы нацелен на уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Второй этап - расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения. Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Четвертый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. Решение этих задач осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, конкурсы, игры-драматизации и т.д.
Методические рекомендации к программе помогут понять содержание, направление и специфику занятий по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. А в приложении изложены игры, стихи, пословицы и поговорки, которые могут быть полезны при обучении детей Правилам дорожного движения.
Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
В младшей группе учу различать грузовые и легковые автомобили, называть части машин, формирую умение определять красный, зеленый, желтый цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом;
Учу ориентироваться в пространстве (понятия «далеко», «близко», «вверху»).
В начале года работа проводится в свободное время в форме игры. Это увлекает детей. Они незаметно и постепенно усваивают правила при помощи дидактических игр («Светофор», «Красный – зеленый), сюжетно – ролевых игр («Автобус», «Автопарк»). В игровых ситуациях детей учу правильно входить в автобус и выходить из него. Знания детей уточняю и закрепляю в подвижных играх («Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль») и наблюдений за прохожими («Правильно ли ведут себя пешеходы на улице»).
При обучении детей правилам дорожного движения, старалась использовать игры и упражнения, логически связанные с темой непосредственно образовательной деятельности и позволяющие детям чередовать умственную и физическую нагрузку. В качестве гимнастики для глаз я использовала на занятии игру « Где остановка?». Эта игра позволяет снять зрительное напряжение и утомление детей, способствует укреплению глазных мышц. А так же тренирует внимание и способность детей длительно удерживать в сознании зрительный образ. Для профилактики близорукости использовались физкультминутки «Мы водители».
В группе организовали гараж, где поместили машинки разных марок. Детям очень нравиться придумывать различные сюжеты. Представления, полученные на целевых прогулках, наблюдениях, закрепляются на занятиях: дети рассматривают картину «Улица города», затем строят улицы для кукол.
Большое внимание уделяю развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений, проведении подвижных игр «Найди свой цвет», «Трамвай».
На занятиях по математике детей учу различать понятия: «далеко», «близко», «вверху».
В среднем дошкольном возрасте знакомлю с улицей, дорогой, тротуаром; учу в игровых ситуациях правильно входить в транспорт и выходить из него. В этом возрасте у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, навыки пространственной ориентировки.
Постепенно их подвожу к усвоению правил дорожного движения. Расширяются представления детей, что улица может быть широкой и узкой, по проезжей части двигаются машины, переходы бывают наземные и подземные, пешеходы должны ходить по правой стороне тротуара, не мешая друг другу. Уже в этом возрасте дети знакомятся с правилами езды на велосипеде в игровых ситуациях. В этой группе детей знакомлю с работниками ГАИ. Они рассматривают форму сотрудника ГАИ, их машину, знакомлю детей с предупреждающими знаками: «Пешеходный переход»,
«Дети». Особое внимание уделяю индивидуальной работе: рассматриванию картинок, обыгрыванию игрушек.
В старшем дошкольном возрасте много внимания уделяю ознакомлению детей с запрещающими знаками «Пешеходное движение запрещено», «Въезд запрещен». Во время игр с транспортом дети узнают предписывающие знаки, указательные. С детьми разыгрываются дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами, домами.
Во время бесед с детьми интересуюсь, каким маршрутом ходят дети в детский сад, пересекают ли они проезжую часть, перекресток, площадь.
Рассказываю о более безопасном пути из дома в детский сад и обратно. Это готовит детей к самостоятельному появлению на улице.
При ознакомлении с работой регулировщика использую иллюстрации, играем в сюжетно – ролевые игры. Дети получают четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение жизни и здоровья людей.
Знания детей о правилах дорожного движения находят отражение в их рисунках, поделках, играх. Играя, дети упражняются в переходе дороги там, где нет светофора, используя «островки безопасности». Они лепят из пластилина машины, пешеходов, светофор, рисуют дома, переходы, машины, дорожные знаки. В играх закрепляю знание правил, учу культуре поведения в общественных местах. Знания закрепляют дети и на праздниках и развлечениях.
Работа с родителями.
Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. В работе с родителями использую разные формы работы: анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, экскурсии, викторины, консультативная помощь, совместные досуги.
Систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых нуждаются в них. Родители – наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в развлечениях. Помогают в оформлении зала, делают атрибуты.
На консультациях знакомлю родителей с содержанием работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения, в папках – передвижках помещаю практический материал.
Родители стали более грамотными в вопросах обучения детей правилам дорожного движения. Они считают, что усилия педагогов по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения будут эффективны только при совместной работе детского сада и семьи.
Работа с воспитателями.
С воспитателями провожу консультации: «Воспитание безопасного поведения на дорогах и улицах», «Дорога и безопасность».
Провела мастер-класс для педагогов «Безопасность глазами дошкольника».
- Анализ результатов деятельности.
Систематическая работа с детьми по обучению основам безопасности жизни и здоровью детей, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.
Для выявления результативности опыта работы, мною была проведена диагностика с детьми старшего дошкольного возраста.
Результаты диагностики показали, что у детей сформированы элементарные представления о целостной картины мира, развиты интегративные качества, усвоение программы по образовательным областям составляет – 85%.
В детском саду создана и внедрена система работы по теме: «Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья у детей старшего возраста» в результате чего, у детей имеются знания:
О правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Трудности и проблемы использования данного опыта.
При использовании данного опыта я столкнулась с большим объемом информации, которую необходимо систематизировать, осмыслить, структурировать, обобщить и представить как совокупность знаний об игровом методе тренировки – это и стало единственной трудностью в моей работе.
- Адресные рекомендации по использованию опыта.
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета;
Мои работы опубликованы в социальной сети работников образования:
www.nsportal.ru.
Представление собственного инновационного педагогического опыта «Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнидеятельности» размещен на сайте детского сада: https://dskolber.schoolrm.ru/
- Наглядное приложение: конспект занятия.
Приложение 1
Конспект ОД по ОБЖ в подготовительной группе «Игры на улице»
Оксана Колесникова
Конспект по ОБЖ в подготовительной группе «Игры на улице»
Цель. В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь; обсудить опасные ситуаций и научить детей предвидеть и по возможности избегать их.
Материал: Игрушка лисенок (с перебинтованной задней лапкой, игрушка зайка (с перебинтованной передней лапкой, мишка с перебинтованной головой, иллюстрации опасных ситуаций.)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, где мы играем, когда ходим на прогулку?
Дети: (ответы).
Воспитатель: В какие игры вы любите играть зимой?
Дети: (ответы).
Раздается стук в дверь, воспитатель вносит мишку, зайку и лисенка.
Воспитатель: Ребята к нам в детский сад пришли мишка, зайка и лисенок, но что с ними случилось?
Лисенок: Я очень люблю кататься на коньках.
Скрылись под снегом газоны с травой.
Скользко машинам на мостовой,
Льдом затянуло русло реки,
Рыжий лисенок встал на коньки.
-Только катается не накатке….
Вышел на улице с клюшкой в руке.
Долго ли, дети, здесь до беды?
Есть для хоккея катки и пруды.
Только ботинки с коньками надень,
Лед будет петь под коньками весь день,
-А мостовая - опасный каток.
Нужно во двор возвращаться, дружок.
-Объясните лисенку, почему нельзя кататься на мостовой?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Теперь лисенок понял, где надо кататься на коньках. А что же произошло с зайчиком?
Воспитатель: Зайчик катался на санках с горы, которая выходила на дорогу. Он сел и покатился, но неожиданно на дороге появилась машина, шофер справился с неожиданностью и затормозил, а шалунишка зайка с перепугу упал с санок и повредил лапку.
-Скажите ребята, где нужно катятся на санках и что могло произойти с зайчиком, если бы шофер не успел остановить машину?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Я думаю, зайчик понял теперь, где безопасно кататься на санках.
Поднимите руку те, кто любит лето? В какие игры вы играете летом?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Кто любит качаться на качелях, поднимите руку. Мишка то же любит качаться на качелях, но он не знал, какие опасности могут подстерегать его.
-Источником травматизма являются качели с любыми неисправностями - старые, ржавые, с плохо прикрепленными сидениями, с отваливающимися палками. Нельзя поддаваться соблазну качаться на таких качелях.
-Мишка прыгнул с качелей и не удержался на лапах, упал. Естественное желание - тут же встать на лапы. В результате качели ударяют его по затылку. Ребята, при падение с качелей нельзя тут же вставать. Нужно отползти, прижимаясь к земле, - отползти на такое расстояние, чтобы качели были видны. Только после этого можно подниматься на ноги. Ничего страшного, если испачкалась одежда. Она не стоит вашего здоровья.
-На лестницах и горках нужно тоже вести себя осторожно. Не толкаться, не подходить близко к краю, не забираться слишком высоко.
-Ребята, а вы любите играть в песочнице?
Дети (ответы).
Воспитатель: Самая большая опасность, когда мальчики и девочки кидаются писком, так как можно повредить глаза, из-за чего может, ухудшится зрение.
-Ребята, где безопаснее играть: во дворе дома, на игровой площадке, или на улице?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Что вы посоветуете мишке, зайке и лисенку?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Ребята я думаю зверята поняли, где надо играть и какие опасности могут возникнуть при играх. А теперь я отведу мишку, зайку и лесенка к доктору Айболиту, что б он вылечил их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503941-1413914971.jpg)
Открытое занятие для родителей по ознакомлению детей старшей группы с Основами Безопасности Жизнедеятельности «Экскурсия по городу».
Открытое занятие для родителей по ознакомлению детей старшей группы с Основами Безопасности Жизнедеятельности «Экскурсия по городу»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/10/picture-187741-1581354984.jpg)
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности.
План работы с детьми по ОБЖ на год. Старшая группа детского сада....
Формирование представлений детей среднего дошкольного возраста об основах безопасности жизнедеятельности
Материал содержит сценарий развлечения по обучению детей среднего дошкольного возраста ОБЖ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/15/picture-1206842-1579100502.jpg)
Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности по средствам дидактической игры.
Дидактические игры по ОБЖ помогают научить детей думать о своем здоровье, заботиться о нем, применять все полученные знания в повседневной жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/04/picture-1203489-1578137581.jpg)
Перспективное планирование по теме: "Детская литература как средство ознакомления детей старшего возраста с основами безопасности жизнедеятельности"
Ознааомление детей с основами безопасности жизнедеятельности посредством детской литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/16/picture-810999-1552761371.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Лэпбук- как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности »
Ознакомление и расширение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей дошкольников на основе использования лэ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/18/picture-1358376-1687077681.jpg)
Картотека бесед с детьми дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности
Картотека бесед о безопасности с детьми в детском саду, поможет воспитателю рассказать о простых правилах безопасности. Материал используется как на занятиях, так и в свободной деятельности с детьми. ...