Педагогический совет по физическому воспитанию.
материал

Сурина Ольга Борисовна

Тема  « Физическое развитие и здоровье дошкольника»

Форма проведения : деловая игра

  1. Вступительное слово старшего воспитателя по  Проблема сохранение и укрепления здоровья детей дошкольного возраста- (до 3 минут)

Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Именно в этом период закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Актуальность проблемы укрепления и сохранения здоровья дошкольников обусловлена еще тем, что этот период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом , во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам. Однако теоретический анализ литературы позволяет определить ряд проблем здоровья детей дошкольного возраста.

-Социально-экономические изменения в стране, сопровождающиеся сокращением производства, снижением заработной платы, что приводит к снижению материального и морального благополучия большинства российских семей, рост социальных болезней: туберкулез, алкоголизм, наркомания ведет к индивидуализации взрослого населения и появлению нездорового потомства, в особенно тяжелом положении оказываются слабо защищенные семьи   ( многодетные, молодые, неполные). Явление этих факторов проявляются в разрушении воспитательных функций семьи, в отчуждении родителей от детей, в неподготовленности молодых людей к семейной жизни, неспособность наладить взаимоотношения с родственниками, совмещение домашних обязанностей с профессиональной деятельностью.

–Ухудшение экологической обстоновки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей). Психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, делая эту проблему актуальной. Так рассматривая проблемы сохранения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях отмечается, что до поступления в детский сад выявляется 27,5% детей, имеющих проблем со здоровьем, в 6 лет -43,2% , в 7 лет- 58,3%- то есть больше чем в два раза. Нарушение осанки наблюдается до поступления в детский сад- 24,5 %,в 6 лет- 66,6%, в 7 лет-86,4%, -то есть в 3,5 раза. Не посредственно перед поступлением в первый класс регистрируются высокие показатели нарушения осанки (92,6%), показатели сколиоза (12,2%). Кроме того, вдвое увеличивается доля болезней органов пищеварения, она отмечается у 50-60% дошкольников и системы кровообращения (у 42-56%детей). Исследования Каменской В.Г. указывают на резкое увеличение числа детей с серьезными отклонениями в психической сфере. Отмечается еще одна особенность современной патологии детей- это переход острых форм заболевания в хронические и рецидивирующие. Кроме того , успехи реанимации новорожденных и репродуктивные технологии дают рост числа перинатальных заболеваний. Особенно проблема возникает у недоношенных детей. Таким образом, к современным тенденциям в области состояния здоровья детей дошкольного возраста относятся

- «феномен децелерации», то есть снижение темпов физического развития,

       -«феномен профологического синдрома», при котором отмечается дисгармоничность    и

         диспропорциональность фемизации, при которой стираются гендерные различия,

       –«психосоматическая астенизация».

Таким образом, указанное выше позволяет первую проблему это объективное ухудшение состояние здоровья детей.

В современных условиях модернизации образования на дошкольное образовательное учреждение возлагаются очень ответственные социальные задачи- обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический , научно-технический и нравственный прогресс российского общества в новом столетии. Следует отметить, что в последние годы происходит бурное обновление содержания оздоровления детей. В дошкольных учреждениях развернулась работа по освоению различных вариативных программ. Вот мы подошли ко второй проблеме- содержание образования. Отмечается , что содержание образования дошкольников построено по лоскутному признаку. Анализируя содержания таких комплексных программ как :  «Программма воспитания и обучения в детском саду под редакцией  М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада, авторы Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева и др., действующие в настоящее время в сфере дошкольного образования показал:

-неоднородность в количественном и качественном отношении основных направлений развития ребенка: познавательно-речевого, физического, социально-личностного, художественно-эстетического.

-неравномерность объема образовательной нагрузки по основным направлениям.

-отсутствие единой точки зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования. В месте с тем появляются большое количество разнообразных оздоровительных технологий. Не все инновационные процессы несут положительный эффект и указывают на основные проблемы в осуществлении оздоровления дошкольников,это:

-использование оздоровительных технологий, изначально разработанных для взрослых;

-использование оздоровительных технологий, требующих значительного времени для осуществления, что нарушает режим дня детей.

-несоответствие уровня подготовки педагогов , организующие оздоровительные мероприятия с детьми.

-отсутствие объективных критериев оценки оздоровительной работы, а также отсутствие единообразия в требованиях к осуществлению оздоровительной работы.

Третья проблема низкий уровень профессиональной компетенции в осуществлении  руководства двигательной  деятельностью дошкольника. Недооценка и недопонимание педагогами необходимости двигательной активности детей в режиме дня. Двигательный режим , обеспечивающий  активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении- важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в режиме дня проявляется у них в работе всех органов и физиологических систем. Так М.А.Рунова отмечает, что двигательная активность детей старшего дошкольного возраста составляет менее 40-50% за время пребывания в дошкольном учреждении, что не позволяет полность обеспечит биологическую потребность организма в движении. При этом не учитывается, что их самостоятельная двигательная деятельность все больше ограничивается созданными условиями в детском саду, семье, так как увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статистических поз – компьютерные игры. Анализ организации двигательного режима в дошкольном учреждении указывает на основные причины его несовершенства:

-недостаточное внесение в различные организованные формы физкультурно-оздоровительной работы циклических упражнений;

-нерациональный подбор упражнений во время прогулок без учета сезонных проявлений года, а также недостаточное использование физкультурных пособий и всего окружающего пространства;

-бессистемный подход к коррекционной работе с детьми по развитию моторики;

-не учитывается индивидуальные проявления двигательной активности во время организованной и самостоятельной деятельности.

Таким образом, проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста существуют. Совершенно очевидно, что  необходимо повышать профессиональную компетентность педагогов , организующие двигательную деятельность  детей.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни. Физкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС ДО.ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Вместо двух образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», которые предусматривали ФГ Т .  В содержании Стандарта представлена образовательная область «Физическое развитие» ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья  детей.

Затем предлагается деловая игра «Ребенок и его здоровье», с целью систематизировать знания педагогов по вопросам оздоровления дошкольников и формирование у них здорового образа жизни.

Правила игры: все участники делятся на две команды, каждая команда выбирает капитана. Ход деловой игры:- Давайте все встанем в круг  и возьмемся за руки. Ток очень быстро бежит по цепи. Наши руки это наша цепь. Передаем друг другу свои рукопожатия.

Команде №1  предлагается закончить пословицы о здоровье:

-в здоровом теле…..здоровый дух;

-кто спортом занимается……тот силы набирается;

-здоровье всему….голова;

-забота о здоровье лучшее …..лекарство;

-береги платье снову…. А здоровье смолоду;

-здоровье сгубишь…новое не купишь.

Команде №2  Назовите принципы закаливания:  постепенно, последовательно, постоянно.

Блиц опрос: -сколько часов в сутки должен спать человек? (взрослый 8 часов, подросток 10 часов , ребенок 12 часов),

-Назовите насекомых- индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены (вши).

-Кто такие «совы» и «жаворонки»?

-Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? ( завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай  врагу).

Игра «Черный ящик» Необходимо дат ответ, что лежит в черном ящике. Этот предмет , который у сибирских шаманов олицетворял строение мира. У нас в детском саду используется как музыкальный инструмент. (бубен).

Игра «Волшебный мешочек». Достаньте из мешочка предмет и ответь- Какой вид оздоровления он отражает? 1.Фасоль- сухой бассейн, подушечка с травой- фитотерапия, диск- музыкотерапия, лимон- ароматерапия, мыльные пузыри- игры на дыхание, кукла- арт-терапия, перчатка- пальчиковая гимнастика, цветок- цветотерапия.

Игра «Заморочки из бочки». Участники игры достают бочонки с номерами и отвечают на вопросы:

-ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее  (4-4,5 часов);

-что необходимо провести в середине занятия? (физкультминутку);

-сколько раз в неделю проводят физкультурные занятия с детьми 3-7 лет? (3 раза в неделю);

-какая продолжительность занятия в  старшей группе? (25 мин.);

-сколько минут составляет перерыв между занятиями? (10 мин.);

-сколько длится сон для детей 1,5- 3 лет? (не менее 3 часов);

-назовите основные виды движения (ходьба, бег, прыжки , метание, лазанье);

- к какой группе методов относятся перечисленные приемы: показ, подражание, фотографии, рисунки, схемы. 1-физические, 2-наглядные, 3- дидактические.

Подведение итогов . Для того, чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности как в детском саду, так и в семье. А нам необходимо уделять внимание организации подвижных игр, как средство повышение двигательной активности дошкольников. Максимально увеличить время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности. Рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами. Наращивать резервные возможности организма ребенка з счет регулярных проведений подвижных игр, физических упражнений. Уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, прыжки, ходьба).

Выступление учителя-дефектолога. Проанализировав программу по физическому воспитанию ею были выделены задачи по физическому воспитанию в каждой возрастной группе. Она называла задачи, а педагоги должны были назвать группу и возраст детей.

Младшая группа

Учить ходить и бегать , не наталкиваясь друг на друга.

Учить ползать , лазать, разнообразно действовать с мячом ( брать, держать, переносить, катать)

Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед.

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Вторая младшая группа.

Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя координацию движения рук и ног.

Обучать хвату за перекладину во время лазанья.

Учить реагировать на сигналы «беги», «лови»,вырлнять правила в подвижных играх.

Средняя группа

Учить бегать легко, энергично отталкиваясь ноком.

Учить пролезать, подлезать, перелазить через предметы.

Учить выполнять ведущую роль в игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.

Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость , гибкость.

Старшая группа

Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой.

Учить ходить на лыжах скользящим шагом.

Учить прыгать в длину, с высоты , с разбега.

Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.

Подготовительная группа

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Добиваться активного движения кисти руки при броске.

Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу.

Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности.

Таким образом совместно  с педагогами был сделан вывод какие трудности будут испытывать дети с нарушением зрения при проведение подвижных игр, танцев.

Слабая концентрация внимания, снижены устойчивость и объем внимания,

невыразительная мимика, нарушение осанки, плоскостопие, нечеткая координация движений, снижение темпа выполнения задания, трудности при ориентировке в пространстве, трудности при выполнении движений на равновесие, мышцы рук вялые, нарушение согласованности в движениях.

«Ярмарка игр», на которой педагоги каждой возрастной группы представили интересные подвижные игры на развитие скоординированных движений у детей с нарушением зрения, при этом был проведен мастер-  класс по обучению в  игры «Волшебная резиночка», «Передай мяч».Инструктор физкультуры предлагает создать картотеку подвижных игр на развитие скоординированных движений.

ФОРМУЛИРОВКА И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА.

Старший воспитатель  предлагает проект решения педагогического совета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по физическому воспитанию детей 6-7 лет

Материал дает краткие советы по развитию физических навыков у дошкольников....

Педагогический совет «Совершенствование физического развития дошкольников посредством приобщения к здоровому образу жизни и основам безопасности жизнедеятельности».

В работе,представлены повестка дня педагогического совета, план подготовки заседания педагогического совета,выписка из приказа о проведении педагогического совета....

Игр и упражнения для профилактики плоскостопия.Десять советов по физическому воспитанию ребенка.

Десять советов родителям по физическому воспитанию ребенка. Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников Игры и упражнения для профилактики плоскостопия....

Игр и упражнения для профилактики плоскостопия.Десять советов по физическому воспитанию ребенка.

Десять советов родителям по физическому воспитанию ребенка. Игры и упражнения для профилактики и укрепления опорно-двигательного аппарата дошкольников Игры и упражнения для профилактики плоскостопия....

Конспект проведения педагогического совета по физическому развитию детей для педагогов ДОУ

Для полноценного физического развития детей необходима правильно организованная предметно - пространственная среда. Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигатьс...

Педагогический совет "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках Программы воспитания"

Повысить качество нравственно-патриотического воспитания дошкольников через обновление содержания и технологий работы по данному направлению, совершенствование профессиональной компетентности пед...

Протокол педагогического совета по физическому воспитанию

Материал будет полезен старшим воспитателями методиста дошкольных образовательных организаций....