Здоровьеформирующее пространство на занятиях с детьми дошкольного возраста в системе дополнительного образования
учебно-методический материал

Важность здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве при работе с дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             Родимова Мария Викторовна

                                                             методист КГБУДО

«Камчатский дворец детского творчества»

Здоровьеформирующее пространство на занятиях с детьми

 дошкольного возраста в системе дополнительного образования

Здоровье детей является важным условием эффективности их образования, достижения обучающимися заданногог уровна образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту.

Важным направлением реализации концепции здоровьесбережения в образовательном пространстве в настоящее время является разработка и применение здоровьесберегающих образовательных технологий на всех уровнях образования, начиная с дошкольного возраста.

Важнейшей целью внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательный процесс является формирование культуры здоровья, которая должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

Установка на здоровый образ жизни и здоровье не появляется сама по себе, она формируется в процессе семейного и педагогического воздействия. Сущность педагогического компонента в валеологическом обеспечении жизнедеятельности состоит в обучении здоровью с раннего возраста.

Таким образом, здоровьесберегающее образование можно рассматривать как процесс воспитания и обучения, результатом которого является достижение обучающимся уровня образованности без ущерба своему здоровью.

        Рассмотрим конкретные педагогические здоровьесберегающие технологии и приёмы в дополнительном образовании, необходимые для создания здоровьесберегающей среды.

Рациональная организация образовательного процесса  включает:

чередование видов учебной деятельности на конкретном занятии, в течение недели, месяца, учебного года в зависимости от содержания образовательной программы;

  • разделение учебной группы на подгруппы на основе индивидуально- дифференцированного подхода в рамках личностно-ориентированного образования;
  • рациональную насыщенность, плотность учебного занятия;
  • вариативность форм учебных занятий (лекция, практическое занятие, «круглый стол», диспут, выставка, экскурсия, посиделки и тому подобное);
  • интересную, увлекательную подачу учебного материала в соответствии с возрастными, интеллектуальными, половыми особенностями обучающихся;
  • инструктажи по технике безопасности и соблюдение всеми участниками образовательного процесса правил техники безопасности.

2.  Организация комфортной развивающей среды на занятиях может включать:

  • безусловное принятие ребёнка, доверительные отношения педагога и воспитанника;
  • безоценочное обучение;
  • создание ситуации успеха для каждого обучающегося;
  • формирование детского коллектива;
  • тематические праздники и чаепития;
  • музыкотерапию и другое.

Итак, для формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в учреждениях дополнительного образования, необходимо обязательное использование всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни. Поэтому педагоги при построении своих занятий должны учитывать такие требования:

1. Обстановка и гигиенические условия в кабинетах должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Смена видов учебной деятельности на занятии не менее 4-х так, как однообразность способствует утомлению. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

3. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

4. На занятиях следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

5. На занятиях должна присутствовать смена поз обучающихся, которые соответствовали бы видам работы.  (См. Приложение 1)

 6. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут занятия по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. 

7. Следует включать в занятия вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

8. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

9. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

3.       Организация двигательной активности обучающихся 

может содержать в зависимости от направления дополнительной образовательной программы:

  • гимнастку для рук;
  • гимнастку для глаз;
  • физкультурные паузы (физкультминутки);
  • динамические перемены между этапами занятия и другое.

(См. Приложение 1.)

Динамические паузы  выполняют следующие функции:

1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

3. Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

4. Воспитательную – формируют моральные и нравственные качества;

5. Обучающую – дают новые знания, умения, навыки, и закрепляют их;

6. Развивающую – развивают речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;

7. Коррекционную – «исправляют» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;

8. Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний;

9. Лечебную – способствовать выздоровлению.

        4. Таким образом, применение широкого спектра здоровьесберегающих технологий должно выступать неотъемлемой частью каждодневной работы педагога дополнительного образования, являться качественным показателем уровня его профессионализма.

Приложение 1

  • Правильная поза учащегося во время занятий

-  За столом (партой): Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней. Голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол. Между краем стола и грудной клеткой сидящего ребенка необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка.

-  При письме: Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник опирается на спинку стула. Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно. Надплечья находятся на одном уровне. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30—35 см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°. Левая рука (правая рука у левшей) учащегося поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх.

-  При чтении: Поза при чтении в основном совпадает с позой при письме. Предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты, кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°.

-  Стоя: Стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги. Голову не наклонять, следить за симметричным положением надплечий, углов лопаток.

Приложение 2

Виды динамической паузы

  • Пальчиковая гимнастика

«Наши пальчики проснулись»

Руки на столе перед грудью согнуты в локтях)

- Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко

развести в стороны, напряжены)

-С добрым утром! (Пальцы рук переплести -"рукопожатие")

-Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх,

потянуться)

-Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя

намыливание)

-Полотенцем вытираться.

(Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны

кисти к кончикам пальцев)

- Каждый пальчик вытираем, не один не забываем.

(Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук)

- Дружно делаем зарядку!

(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и

назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями).

-И уселись за тетрадку. (Руки на парте согнуты в локтях).

«Наперсток»

Вышивает, шьет иголка, Левая ладошка раскрыта, в правой-

                                           Воображаемая иголка

Пальцу больно,                «Иголка» задевает средний палец

Пальцу колко.

А наперсток в тот же миг

К девочке на пальчик- прыг!

Говорит иголке:                Изображают, что шьют

- Шей,

А колоться ты не смей!   Ритмично грозим   пальчиком левой руки

  • Гимнастика для глаз

1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

2. Медленно переводить взгляд вверх–вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.

  • Физминутки

«Колобок»

Колобок, колобок,                     Идут в полуприселе, руки на пояс.

Колобок – румяный бок.

По дорожке покатился               Бегут на носочках, руки на пояс.

И назад не воротился.

Встретил мишку, волка, зайку,  Встав в круг, изображают зверей                  

Поиграл на балалайке                 Имитируют игру на балалайке

У лисы спел на носу –                 Пляшут вприсядку

больше нет его в лесу                 Разводят руками

«Цапля»

Очень трудно так стоять, ножку на пол не пускать

И не падать, не смеяться,

За соседа не держаться

Поочередно меняя стоять на одной ноге, руки в стороны. Кто нарушил правило – выходит из игры.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,               Хлопки

Мы с тобой снежок слепили:  Имитация лепки

Круглый,                                    Рисуем в воздухе круг

Крепкий, очень гладкий,   Левая рука в кулаке, правой -погладить

Но совсем-совсем не сладкий!  Грозим пальчиком

Раз - подбросим,                         Имитация броска вверх

Два - поймаем,                             Соединяем руки в чашечку

Три – уроним                                Имитация броска вниз

И – сломаем.                                Топаем ножками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка художественно- эстетической направленности "Цветная сказка" для дополнительных занятий с детьми дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9222959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"347"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9222961","at...

Презентация "Формы организации с детьми старшего дошкольного возраста в студиях дополнительного образования"

Дополнительное образование является одной из форм работы, позволяющей сформировать у детей старшего дошкольного возраста творческие, эстетические и художественные способности. Студийные занятия направ...

Конспект занятия с детьми дошкольного возраста с использованием системы ТИСА

Конспект занятия с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА» с детьми дошкольного возраста....

Дополнительная общеразвивающая программа ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЦВЕТИК»

Цель программы: Развитие межличностных отношений у детей дошкольного возраста.Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на раз...

Игровая методика – как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования

Методические рекомендации по организации физкультурно-спортивной работы с дошкольниками в условиях УДОД...