Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

     Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Вот далеко не полный перечень вопросов, который волнует каждого из нас. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zozh.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №1519

 «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста»

                                          Выполнила:

                                             

                                         Будкина Н.Ю.

                   

                       Москва 2019

Введение

     Ослабленность детей из-за недостатка физических нагрузок сегодня одна из самых больших тревог детских специалистов. Ведь чем раньше ребенок ощутит радость от физических нагрузок, тем лучше. Если с самого раннего возраста регулярные занятия спортом дети воспримут, как само собой разумеющееся, то в дальнейшем ребенок сам будет испытывать потребность в занятиях, связанных с физическими нагрузками. Кроме того физическое воспитание – отличный способ выплеснуть неуемную детскую энергию.

     Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

     От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, прочность знаний, вера в свои силы, поэтому одной из основных задач, стоящих перед нами, является воспитание здорового подрастающего поколения.

     Разработчики ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования полагают, что дошкольный возраст очень важен для формирования навыков сохранения здоровья. Именно поэтому во ФГОС выделена отдельная образовательная область «Здоровье». Содержание ее многогранно – это сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств и многое другое. И, конечно же, - формирование у самих дошкольников привычки к здоровому образу жизни. И не только у них, но и у родителей. Ведь как не воспитывай ребенка, если в семье преобладают «вредные привычки», труд воспитателей окажется напрасным.

     Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

     Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Вот далеко не полный перечень вопросов, который волнует каждого из нас. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста

      «Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов – научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

     Здоровье – это не только отсутствие болезней. Это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

     В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, психологии и экологии (О. С. Осадчук, А. Ф Аменд, и педагогики (В. Г. Алямовская, М. Лазарев, О. С Толстова и др). Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни – процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют экологическая обстановка, общественное мнение, технология воспитательно-образовательного процесса, а также состояние семейного воспитания.

     Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она несёт в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы, и именно на ранней стадии развития, ребенку необходимо помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

     Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому очень важно сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у них навыки здорового образа жизни на ранних этапах развития.

     Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни. Но особенно важно знать детям о значимости воспитания здорового образа жизни

     От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% от условий внешней среды, т. е, экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

     Приоритетным направлением работы является физическое развитие ребенка, сохранение его здоровья. Проблема оздоровления детей - действие не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематическая, спланированная работа всего педагогического коллектива и конечно, родителей. Вся жизнедеятельность ребенка в детском саду должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому целью моего опыта работы является формирование у детей представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Нам необходимо научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного.

     Данная цель реализуется посредством поставленных задач:

• дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем;

• помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно-гигиенических навыков;

• расширять знания детей о здоровой и полезной пищи, о правильном питании, его значимости;

• формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.

     Эти задачи решаются благодаря целостной системе по сохранению физического, психического и социального благополучия детей, способствующая приобщению к ценностям, и прежде всего, к ценностям здорового образа жизни.

     Цикл оздоровительно-познавательных занятий, направленных на воспитание основ культуры здоровья и безопасности, формировании представлений о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены, охране здоровья.

     Все занятия условно поделены на 5 разделов:

I. «Я» Знай свое тело:

на занятиях по этому разделу дети получают элементарное представление о строении и функциях своего тела и основные правила заботы о нем.

II. «Физкульт-ура! » Занимайся физкультурой:

совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом, закаливающих процедур.

III. «Наш день» Соблюдай режим дня:

работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный раздел включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду.

IV «Опасность» Соблюдай правило «нельзя»: рассказы об источниках опасности в доме, группе, на улице, правила личной безопасности, планируются беседы с детьми, показ видеороликов.

V. Мой-до-дыр! » Соблюдай правила гигиены:

особое внимание уделяю воспитанию культурно-гигиенических навыков, формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

Все разделы объединяет единая цель: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

     Занятия содержат:

• организационный момент (эмоциональный настрой) ;

• гимнастика (пальчиковая, зрительная, дыхательная) ;

• игровой массаж;

• дидактическая игра или игра-беседа;

• сообщение нового материала через игру-беседу, театрализованное представление, сказочный сюжет;

• дидактическая или подвижная игра на закрепление;

• релаксация под музыку;

     При проведении занятий учитываются:

1. выполнение санитарно-гигиенических требований:

• занятия проводятся в проветренном, чистом помещении (групповое помещение, спортивный, музыкальный зал) ;

• дети должны быть одеты в удобную одежду, которая не стесняет их движения;

• занятия проводятся не раньше чем через 30 минут после еды и не позднее, чем за 1 час до еды;

• музыка для релаксации должна быть не громкой;

• подбор упражнений должен соответствовать возрастным особенностям детей

2. учет психофизиологических и эмоционально-личностных особенностей детей. (На данный момент я работаю с детьми 2-й младшей группы)

• соответствие уровня материала познавательным возможностям и интересам детей данного возраста;

• соответствие упражнений двигательным возможностям детей;

• учет индивидуальных особенностей ребенка (темперамент, эмоциональное состояние и др) ;

• учет индивидуальных особенностей познавательной сферы каждого ребенка (уровень внимания, памяти, мышления и др.) и уровня его работоспособности.

     В своей работе, при проведении познавательно-оздоровительных занятий, я придерживаюсь следующих принципов:

• доступность: учет возрастных особенностей детей;

• систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных правил и норм;

• наглядность: для более эффективного усвоения материала;

• интеграция: объединение разных видов детской деятельности для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

    Использую методические приемы:

• рассказы и беседы;

• заучивание стихотворений;

• просмотр видеофильмов;

• моделирование различных ситуаций;

• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

• сюжетно-ролевые игры;

• дидактические игры;

• игры-тренинги;

• игры забавы;

• подвижные игры;

• психогимнастика;

• пальчиковая и дыхательная гимнастика;

• самомассаж,

• физкультминутки.

Работа с родителями.

     Ребенок – дошкольник не развивается автономно. Он полностью зависит от взрослых, которые его окружают и своим поведением подают ему положительный или отрицательный пример.

     По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье. Родители в присутствии ребенка должны контролировать каждый свой шаг, нести в себе те идеалы, которые они хотели бы привить ребенку. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.

     Особое место уделяю работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с детским садом является основной социальной культурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ.

     Для более эффективной совместной работы с родителями мы в детском саду используем как традиционные, так и не традиционные формы работы с семьями наших воспитанников. Это беседы и консультации, рекомендации врача и медперсонала, мини-библиотека по теме «Приобщение дошкольников к ЗОЖ», видеофильмы по данной тематике.

     

Заключение.

Хочется отметить, что все люди, без исключения, хотят здоровья своим детям. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Такие понятия, как здоровьесберегающие технологии и формирование здорового образа жизни, заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планировании воспитательной работы дошкольных учреждений на современном этапе. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья? Важно организовать свою работу таким образом, чтобы в ее процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества детей, но и их положительное отношение к здоровому образу жизни.

   

Используемая литература

  1. Алферова. В. П. Как вырастить здорового ребенка. 1991г.
  2. Галанов А. С. Игры, которые лечат. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 96 с.
  3. Н.И.Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ  - М., 2009 г.
  4. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 296 с
  5. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.:АРКТИ,2002.
  6. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96 с.
  7.  Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 2000 г.
  8. Л.А.Теплякова, С.З.Шишова Учимся быть здоровыми - М., 2001г.
  9. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ СФЕРА, 2011. – 64 с.
  10. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. Под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 171 с.
  11. .ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 304 с.
  12. Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» — М Школьная Пресса, 2006.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие "Страна волшебная - здоровье"

Программное содержание:

  • Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится.
  • Воспитывать желание заботится о своем здоровье.
  • Развивать воображение и умение отображать свой замысел в рисунке.

Методические приемы: беседа, игровой момент, вопросы к детям, использование наглядного материала, оздоровительная минутка

Материал: Картинки с изображением 2 гномов или куклы: один гном веселый, здоровый, второй гном грустный, с перевязанной рукой, неаккуратный; на каждого ребенка альбомный лист и карандаши.

Словарная работа: уточнить и закрепить слова: здоровье, здоровяк, редко болеющий.

Предварительная работа: привитие детям гигиенических навыков, беседа с детьми о пользе зарядки, чтение художественной и познавательной литературы по теме, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! Сегодня я хотела с вами поговорить на очень важную тему - о здоровье. Как вы думаете. Что такое здоровье? (суждения детей). Да, дети, некоторые из вас понимают. Что же такое здоровье, но не все знают, что же надо делать для того, чтобы быть здоровы. Вот сегодня на занятии мне и помогут два новых моих друга поведать вам о волшебной стране - здоровье. Они пришли к нам из чудесной страны сказок. Это гномы. Одного зовут Здоровяк, а другого - растяпа (обращает внимание детей на персонажей)

Посмотрите. Как вы думаете, кто из них Здоровяк, а кто Растяпа?

Ответы детей.

А почему вы так решили? Кто поделится своим мнением? (суждения детей)

Да, я согласна с вашим мнением. Крепких, сильных, редко болеющих детей называют здоровяками. Посмотрите, какой цвет лица у нашего Здоровяка. У него румяные щеки, крепкая стройная фигура, я думаю, что он занимается спортом, много гуляет на свежем воздухе, он соблюдает правила поведения на улице, не ест не мытые фрукты и овощи, не забывает делать зарядку. И он конечно знает, что полезно. А что вредно для здоровья.

Вы со мной согласны? Или кто - то думает по - другому? Поделитесь своим мнением, или добавьте, может я что - то упустила и не сказала о Здоровяке.

А как вы думаете, растяпа ведет такой - же образ жизни или нет? А почему? Правильно, по нему видно. что он растяпа. Давайте с вами поможем стать ему таким как Здоровяк. Итак начинаем помогать Растяпе, но прежде всего мы должны сами показать ему пример. Я правильно говорю? Предлагает провести оздоровительную минутку.

Физкультурная минутка "Божья коровка"

1. Вокруг себя покружились и в божьих коровок превратились - кружатся

2. Божьи коровки, покажите ваши головки, носики, ротики, крылышки - ручки, ножки, животики - показывают названные части тела

3. Божьи коровки, поверните на право головки, Божьи коровки, поверните

налево головки - повороты головой вправо-влево

4. Ножками притопните, крылышками хлопните - топают ногами, хлопают руками

5. Друг к другу повернулись  и мило улыбнулись - поворачиваются, улыбаются, садятся

Воспитатель: Дети, какого человека мы называем здоровым?

Если человек болен. Ему нездоровится, то, как он выглядит? Какие вы молодцы ребята! Что должен сделать Растяпа, чтобы быть красивым, сильным, умным, здоровым? (Ответы детей).

Итак, теперь гном и мы знаем, что здоровье - это сила и ум. Что здоровье - это волшебная страна, это красота, это то. Что нужно беречь всегда, это самое большое богатство каждого человека. Здоровье - это когда ты весел, когда у тебя все получается, когда у тебя нет температуры и ты можешь ходить в садик, гулять на свежем воздухе, кататься с горки, когда у тебя ничего не болит. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Вы со мной согласны? Я думаю. Что мы с вами помогли Растяпе и не хотелось бы, чтобы у него оставалось такое не красивое имя. Давайте с вами придумаем ему новое имя, но и внешний вид ему поменять тоже необходимо. Правда?

Сейчас каждый из вас придумает нового гнома, собственного и нарисует его. Это может быть гном - мальчик или гном - девочка. Придумайте его сами и нарисуйте, но уже опрятного, красивого, здорового (самостоятельная деятельность детей). Анализ занятия и рисунков.

 

-

 

Консультация для родителей

«Закаливание детей в дошкольном  возрасте».

Под закаливанием понимается постепенное повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды (холоду, жаре, изменению атмосферного давления). Закаливание укрепляет организм ребенка.  Закаленные люди, как правило, меньше подвержены простудным заболеваниям.  

Правила проведения водных процедур

  Обтирание - оно производится мокрым полотенцем или губкой. Обтирают шею, грудь, руки и спину. После этого кожу растирают сухим полотенцем до красноты по ходу движения крови к сердцу. Для обтирания вначале используется теплая вода: для детей дошкольного возраста 25-28 градусов. Температуру воды следует постепенно понижать на 1 градус через каждые три дня. Таким образом, температуру воды доводят до 19 градусов (для детей дошкольного возраста).

Еще одна очень полезная водная процедура –  принятие душа. При ее осуществлении так же следует соблюдать постепенность и последовательность.  Душ рекомендуется применять детям с уже окрепшим здоровьем. Ребенку должно быть не менее 1,5 года. Эта водная процедура благотворно воздействует на нервную систему, способствует спокойному сну, повышению аппетита. Температура воды в зимний период поначалу должна быть не менее 36 градусов. Летом  33 -35 градусов. Каждую неделю температуру следует понижать на 1 градус. Конечная температура воды должна составлять для детей до 2 лет 28 градусов. Детям от 2-3  подойдет температура воды не ниже 25 градусов. Для более старших детей температура может быть ниже. 

С помощью воды можно закаливать носоглотку. Для этого следует полоскать горло прохладной водой, затем холодной. Данный вид закаливания рекомендован детям школьного возраста. Полощут горло ежедневно утром и вечером. Первоначальная температура воды должна составлять 28-30 градусов. Конечная температура 10-15 градусов. Температура понижается постепенно, каждые десять дней на 1 градус.  

Обливание ног – еще одна разновидность водных процедур. Для этого понадобится таз. Ребенку поливают ноги водой (ноги ставят в таз). Начальная температура воды 28-30 градусов. Конечная температура должна быть не ниже 10 градусов. После обливания, следует сухим полотенцем тщательно вытереть ноги. 

Закаливание воздухом

Воздушные ванны рекомендуется начинать проводить весной, при температуре воздуха не ниже 20 градусов. Для этого необходимо выбрать защищенное от  солнечных лучей и ветра место. Первоначально длительность этой процедуры составляет 10 -15 минут, затем доходит до 1.5-2 часов. Если ребенок замер, появились мурашки, следует прекратить процедуру немедленно. Проветривание помещения.  Очень важно при закаливании ребенка соблюдать температурный режим в помещении. Следует как можно чаще проветривать комнаты. В холодное время года частота проветривания должна быть не меньше 5 раз в день. Лучший способ проветривания – сквозное. Так как сквозняки могут негативно сказаться на здоровье, поэтому дети во время такого проветривания должны находиться  в другой комнате. В летнее теплое время года ребенок может находиться в комнате с открытым окном. Но следует исключить сквозняки. 

Не забывайте о прогулке. Ребенок должен находиться на улице не меньше 2 раз в день по 2 часа в холодное время года. Летом же время прогулки неограниченно.  

Закаливание – отличный способ для укрепления здоровья детей. Но при проведении процедур по закаливанию следует соблюдать ряд принципов:   

  • постепенность
  • систематичность (процедуры по закаливанию следует проводить ежедневно, только в этом случае будет виден результат)
  • учет индивидуальных особенностей (необходимо учитывать возраст, состояние здоровья).

Если вы будите соблюдать эти важные принципы, закаливание пойдет на пользу вашему ребенку. И помните, закаливание – это длительный процесс. Но вас это не должно огорчать, если вы делаете все правильно, ваше дитя будет расти крепким и жизнерадостным, а это самое главное! Здоровье детей - в ваших руках!

"Методы закаливания в младшей группе"

1. Утренняя гимнастика.

2. Одежда в группе и на улице по погоде.

3. Прогулки каждый день с подвижными играми.

4. Сон без маек (с учетом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей).

5. Хождение босиком до и после сна.

6. Гимнастика и хождение по ребристым дорожкам.

7. Фитонциды – лук, чеснок.

8. Умывание холодной водой.

 

Консультация для родителей

«Как приучить ребенка чистить зубы»

Всем известно, что чистка зубов - это не просто утренний ритуал, а вынужденная необходимость. Ведь с помощью зубной щетки и пасты мы осуществляем гигиену полости рта. Вот только как донести это до малыша так, чтобы он самостоятельно регулярно чистил зубы? На первый взгляд это довольно сложная задача.

Красивая зубная щетка

Позвольте ребенку самому выбрать атрибуты для гигиены. Ребенок лучше вас знает, чем ему приятней будет чистить зубы, будь то зубная щетка в виде «Бэтмена» или «Шрэка». Вам останется лишь косвенно принять участие в выборе, рекомендуя щетки ребенку исходя из его возраста. Если имеющиеся модели щеток малышу не нравятся, попробуйте заинтересовать его электрической зубной щеткой (учтите, электрическая зубная щетка показана к использованию детям только с 3х лет).

Вкус зубной пасты тоже имеет значение!

Прежде чем приобретать зубную пасту, поинтересуйтесь вкусовыми пристрастиями ребенка. Зубная паста должна быть приятной.

Пример для подражания

Нет ничего лучше чтобы приучить ребенка чистить зубы, как собственный пример. Акцентируйте внимание, когда собираетесь совершать чистку зубов. Уточните, что все люди чистят зубы два раза в день. Пусть чистка зубов станет для ребенка неким атрибутом «взрослости».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"

Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями.

В работе описаны формы взаимодействия с родителями по вопросам формирования у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни....

Конспект занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни для детей старшего дошкольного возраста "Как помочь Куталке"

Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от ко...

Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние п...