Влияние физкультурных минуток на здоровье детей дошкольного возраста
консультация (младшая, средняя группа)

Васильева Алевтина Сергеевна

Консультация для родителей для сохранения здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Физкультминутки74.35 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние  физкультурных минуток на здоровье детей дошкольного возраста

У нынешних дошкольников в большинстве случаев наблюдаются невротические состояния. Они проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости внимания, поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Эти дети быстро утомляютсяи начинают отвлекаться на занятиях, невнимательно слушают, разговаривают.

Физкультурные минутки способствуют снятию психического (интеллектуального и эмоционального) перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению работоспособности.

Физкультминутка не является обязательным режимным моментом, как утренняя гимнастика, но опыт показал, что введение её в режим дня детей дает положительные результаты.

Физминутка – кратковременное (в течении 1-3мин) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребенка, повышает его работоспособность.

Назначение физминуток состоит в том, чтобы обеспечить активный отдых, умственную работоспособность детей на занятиях. Физминутки проводятся на занятиях с различным содержанием. На занятиях рисованием и лепкой у детей устают мышцы кисти, пальцев, спины. На занятиях, требующих статистического положения тела, умственного напряжения, у детей устают мышцы спины, нарушается кровообращение в области таза и нижних конечностей, утомляется нервная система. В результате у детей снижается внимание, способность к восприятию учебного материала, ухудшается настроение, возникает чувство усталости, дети становятся беспокойными, рассеянными.

С целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях математике, развитию речи учебный материал сочетается с движениями.

Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Известный физиолог И. А. Аршавский отмечал важную роль движений уже в эмбриональном периоде развития ребенка. После рождения младенец около 50% времени бодрствования должен проводить в движении. При ограничении двигательной активности наблюдается резкое замедление психического и физического развития детей. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличении массы головного мозга и его функциональном состоянии. Нейрофизиолог М. М. Кольцова, исследовавшая взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем развития речи у детей, высказала мысль о том, что „есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга“. С одной стороны, уровень сформированности тонкой моторики кисти определяет развитие речи и мышления ребенка, с другой стороны, использование в воспитании физических упражнений для кистей рук позволяет стимулировать развитие речи, письма, мышления ребенка.

Движения – необходимая составная часть любого вида деятельности ребенка и его естественная биологическая потребность, которая получила название кинезиофилии. Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребенка. Учебная работа для ребенка – труд, который осуществляется на фоне длительного статистического напряжения, связанного с поддержанием позы и сопряженного со значительными зрительными нагрузками. Кроме того, необходимо помнить о продолжающихся в детском организме процессах роста и развития, которые обуславливают высокую реактивность детей на различные воздействия, в том числе на учебную деятельность.

Состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спины, с функциональным нарушением осанки, ско-лиозами I и II степени. К моменту поступления в школу 40-60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения – 10%, избыточная масса тела – 8-16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребенка. По мере увеличения ученического стажа растет количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата и зрения.

Двигательная нагрузка – в значительной степени управляемый фактор внешней среды, влияние которого можно направить на оздоровление и функциональное совершенствование систем детского организма. Поэтому необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении и обеспечить оптимальную двигательную активность детей в детском саду и дома.

Двигательная активность, являясь необходимым условием развития и жизнедеятельно-сти организма, оказывает оздоровительное влияние только в определенном диапазоне. Д. А. неравномерно распределяется не только в течение дня, но и в течение недели и в разное время года. Отмечается некоторое снижение суточной двигательной активности в четверг и пятницу, и последующее увеличение в воскресенье. Такое изменение суточной д. а. обусловлено социально. Зимой д. а. снижается на 30% по сравнению с осенью и весной. Недостаток движений в это время года необходимо компенсировать организованными формами двигательных занятий. У детей наибольшая д. а. наблюдается летом. Такое изменение имеет биологическую основу. Д. А. по эффективности воздействия на организм зависит от его силы и длительности.

На занятия физического воспитания в среднем приходится 16,6 – 37,5% общей суточной д. а. ребенка, а на динамические упражнения в течение дня (гимнастику, физкультурные минутки, подвижные игры на воздухе) – 44,6%.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физминуток на занятиях снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха.

Упражнения, входящие в физминутку, улучшают осанку детей, усиливают обмен веществ в организме, повышают внимание. В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предыдущей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снижается утомление мышц, нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Они с большим интересом продолжают занятия. Но не все занятия требуют введения физминутки. Нужно учитывать, что иногда при большой заинтересованности детей занятием, особенно когда используются пособия, физминутка может и помешать успешному проведению занятия. Следовательно, физминутки не должны рассматриваться как обязательные ежедневные мероприятия в режиме дня старших групп.

Наиболее благоприятным временем для проведения физминутки следует считать вторую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей. Уловить этот момент часто бывает трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно.

Взрослые, понимающие детей и с интересом познающие мир ребенка, могут сделать полноценным его развитие и обеспечить благоприятные условия жизни в детском сообществе. Известно, что люди, работающие с детьми, смотрят на них по-разному: некоторые любят их общество, а других возмущает неуправляемость, у кого-то есть любимчики, кто-то предпочитают заниматься с одним, а играть с другими. Но по-настоящему понять для себя мир ребенка может только тот, кому дети интересны и кто их знает.

        

Консультация для педагогов

«Влияние  физкультурных минуток на здоровье детей»

http://smartum.com.kz/wp-content/uploads/2016/11/art-2016-11-07-2-.jpg

                                               Подготовила:

  Воспитатель Васильева А.С

                                                     МАДОУ д/с №8

Нефтекамск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ЗВУКА НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье дан краткий теоретический анализ проблемы исследования, описаны подходы к практическому использованию в условиях ДОУ...

Влияние двигательной активности на здоровье детей дошкольного возраста

В настоящее время в дошкольном детстве уделяется  большое внимание - здоровью подрастающего поколения. Одним из факторов, влияющих на сохранение и укрепление здоровья дошкольников является двигат...

Влияние двигательной активности на здоровье детей дошкольного возраста

Информационный материал по развитию двигательной активности (источник: infourok.ru)...

Презентация на тему"Влияние физкульт-минуток на здоровье детей"

Презентация о физкультиминутках, какую роль они могут играть в жизни детей, причём в разном возрасте. Можно узнать о пользе физкультминуток, о том сколько по времени, в каком возрасте её проводят. Вы ...

Влияние динамический пауз на здоровье детей дошкольного возраста.

laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.Ж.Руссо. «Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждом...

Доклад "Влияние физического развития на здоровье детей дошкольного возраста"

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека....