Мастер – класс для родителей воспитанников по теме «Влияние физических факторов на здоровье детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Бердникова Ольга Михайловна

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые

являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью  организма к

вредным факторам среды и устойчивостью  к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера.

Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Много лет назад немецкий учёный  Макс Йозеф Петенкофер писал: «…не зная

настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».
  Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного:

«Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».

Здоровье - это счастье! Когда человек здоров,  все получается. Здоровье нужно

всем - и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.

 

Земля единственная планета, на которой есть жизнь (солнце, воздух и вода). Огромное значение имеет широкое использование естественных сил природы: солнца, воздуха, воды. Ведь человек сам — частица этой природы, он почти на 80% состоит из воды, и во взаимосвязи с ее другими частями она дает человеку естественные, природные здоровье и красоту.

Как писал об этом Юрий Сергеевич Энтин:

Как не стыдно человеку

Чуть чего бежать в аптеку!

Ты прими хоть сто пилюль,

Все равно здоровья- нуль!

Зато у матушки – природы

            Полным, полно других   даров.

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и неба своды-

И ты практически здоров!

1. «Закаливание детей воздухом, водой, солнцем»

Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его. Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду. Все знают выражение «Солнце, воздух и вода – Наши лучшие друзья. С ними будем мы дружить, Чтоб здоровыми нам быть!»

Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности.

Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка.

Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.

Чтобы получить положительный эффект, необходимо:

- Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение.

- Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.

- Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.

 

Метод 1: Закаливание детей воздухом

Воздух — мощный природный фактор здоровья. Человек ежеминутно делает 15-17 вдохов и выдохов, зачастую не обращая внимания на то, что во время дыхания в организм могут попасть вредные вещества. Главная польза воздуха – это насыщение нашего организма кислородом, большая польза от воздуха идет к нам, когда мы прогуливаемся и двигаемся. Недаром говорится: Жизнь – в движении! Во время прогулки на свежем воздухе у нас в организме происходит немало изменений. Мы двигаемся, и в связи с этим увеличивается частота наших дыхательных движений, следом – увеличивается частота сердечных сокращений. Происходит это не резко, а постепенно, и таким образом наше сердце тренируется переносить физические нагрузки. А это уже - профилактика заболеваний сердца. Также во время прогулки улучшается кровоснабжение организма, что хорошо сказывается на его общем состоянии.

Почему прогулка на свежем воздухе – это один из важнейших пунктов в режиме дня? 

В течение дня в помещении в воздухе накапливается пыль, иногда люди чихают и кашляют. Так, в воздухе накапливаются вредные примеси. Воздух — природный фактор, с помощью которого можно закаляться так же, как и с помощью воды. Такие процедуры называются воздушными ваннами.

Чтобы укреплять здоровье с помощью воздуха, следует помнить правила:

1. Летом окна в квартире должны быть открыты так, чтобы не было сквозняков;

2. Зимой необходимо регулярно проветривать комнату;

3. Спать желательно при открытой форточке;

4. Обязательная уборка квартиры.

 

Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребёнка, чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов.

Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка, допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной температуры).

Одежда малыша должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ему состояние теплового комфорта.

Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе, но при отсутствии ветра.

В холодное время года лучшая одежда для сна – пижама, в тёплое – лёгкое бельё с короткими рукавами. После того, как ребёнок улёгся, в комнате открывают форточки или окна; прохладный воздух ускоряет наступление глубокого сна. За 15-20 минут до подъёма можно закрыть окно, чтобы воздух в комнате нагрелся.

Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играет прогулка. Здесь важно правильно одеть и обуть ребёнка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.

В зимнее время важно предупредить переохлаждение организма ребёнка. для этого надо следить, чтобы ноги и руки у него были сухими, промокшие варежки необходимо своевременно заменять. Игры нужно подбирать подвижные, но чтобы ребёнок не перегревался. С наступлением тепла детей постепенно переводят на двухслойную, а затем на однослойную одежду.

Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребёнок должен находится на свежем воздухе 4-5 часов.

Летом, в тёплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком.

Утреннюю гимнастику проводят в теплое время года при одностороннем проветривании (фрамуга, форточка, окно); в холодную погоду (зимой) – при закрытых окнах, но сразу после проветривания помещения; летом - на открытом воздухе.

 

Метод 2: Закаливание детей водой

Вода — вещество, без которого человек не может обходиться в повседневной жизни. Её пьют, ею моются, с ней готовят пищу, в ней плавают, ею любуются. Человек употребляет ежедневно около 2,5 литра воды. Если долго не пить — это вредно для здоровья. О воде и ее полезных свойствах можно говорить бесконечно. Вода – живительная влага, наш источник жизни. Вода замедляет увядание кожи, увлажняя и питая ее. Вода – это природное средство от боли в спине и головной боли! Дело в том, что эта боль часто бывает вызвана обезвоживанием организма. Так что надо просто попить воды! Вода также повышает производительность, питая мозг, который в основном из нее и состоит. Человек, который не испытывает жажду, будет внимательнее и активнее. Также вода регулирует нашу температуру тела, что очень важно, когда мы занимаемся спортом или играем на солнце. Кроме того, вода не только питает наш организм, но и очищает его, выводит из него шлаки, токсины, канцерогенные вещества, уменьшая риск заболеваний. Да и для лечения, используется тоже: ингаляции паром, ванночки для ног и др. А еще вода прогоняет на время чувство голода.
Вода снимает дневную усталость и бодрит (вспомните бодрящий душ и нежную ванну). А еще вода замечательно поднимает настроение. Вы только вспомните, с каким удовольствием мы плаваем и с какой радостью дети играют в игры с водой!

Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему обтиранию всего тела и обливанию.

Закаливание водой детей младшего возраста или ослабленных (часто болеющих) можно начинать с контрастных местных обливаний ног.

Умывание. При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана. Непосредственно после умывания кожу вытирают полотенцем. Вся процедура продолжается 1-2 минуты.

Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину. Собственно влажное обтирание продолжается 1-2 минуты. Сразу после него кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением лёгкого массажа до появления умеренного покраснения.

Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша, воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на тёплые ноги. Собственно обливание продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание.

Более сильное действие оказывает общее обливание, так как в этом случае вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Обливание ног может сочетаться с такой гигиенической процедурой, как мытьё ног. После мытья ноги следует облить водой соответствующей температуры.

Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды.

В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребёнка от ветра.

Общие души, ванны и купания не следует проводить раньше, чем через 30-40 минут после еды.

После предварительного закаливания воздухом и водой целесообразно применение комбинированных воздействий - воздушная ванна с последующим обливанием. Обратная последовательность (воздушная ванна после обливания) вредна, так как даже после тщательного вытирания кожа остаётся повышенно влажная и для предупреждения избыточной потери тепла должна быть защищена одеждой.

Купание в открытых водоёмах оказывает наиболее сильное действие, так как здесь имеет место одновременное влияние трёх факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации на всю поверхность кожных покровов. При обеспечении благоприятных условий, купание в открытом водоёме в безветренную погоду разрешается детям с трёх лет, уже прошедшим предварительное закаливание воздухом и водой. Продолжительность купания увеличивается, начиная с трех минут до пяти-восьми минут.

 

Метод 3: Закаливание детей солнцем

Солнце - с лучами солнца до нас доходят тепло и свет. Солнечные лучи своим теплом стимулируют кровообращение и во много крат улучшают общее самочувствие. Солнце также воздействует на нервную систему, снимает стресс, улучшает настроение. Вы не замечали, что летом все ранки и ссадины у нас затягиваются быстрее, чем зимой? Так вот, происходит это благодаря солнцу! Под влиянием солнечных лучиков в коже у нас образуются биологически активные соединения. Они усиливают восстановительные процессы в поврежденных тканях, улучшают защитные свойства кровяных клеток. Таким образом, солнце обладает бактерицидным (дезинфицирующим) действием. А еще летом быстрее растут волосы, ногти, укрепляется костная ткань. Дело не только в том, что мы летом потребляем больше витаминизированной пищи. Опять-таки солнце – наш помощник! Вот детям очень важен для развития витамин Д. Ведь без него в крови не будет поддерживаться постоянный уровень кальция, будет вымываться кальций из костей, а они будут истончаться. А в итоге – остеопороз, рахит. Вот для профилактики рахита, этот витамин врачи и рекомендуют даже здоровым деткам до года принимать зимой по одной капельке каждый день, а летом – через день-два. Летом под влиянием ультрафиолетового излучения солнечных лучей в организме витамин Д синтезируется (вырабатывается) самостоятельно. Так что, принятие с детьми солнечных ванн – это уже профилактика рахита.

Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей.

Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей перемещают под прямые лучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки. Необходимо предупредить начало перегревания, поэтому при появлении небольшого покраснения лица, ребёнка уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными.

Заключение

Вот сколько пользы от солнца, воздуха и воды! Только помните, что надо быть осторожным и выполнять некоторые правила, чтобы и не навредить себе и ребенку. 

Правила пользования дарами природы без вреда для организма:

1. Не находитесь на солнце долгое время и в пик солнечной активности (с 11 до 17 часов не следует находиться под прямыми солнечными лучами);

2.  Используйте солнцезащитные крема;

3.  Не оставляйте ребенка до 3-х лет под прямыми солнечными лучами, надевайте головные уборы;

4.  Пейте больше воды (обычной, а не газированной или напитков);

5. Вода, которую вы даете пить ребенку, не должна быть холодной;

6.  Гуляйте подальше от трасс, где большие потоки машин;

7. Старайтесь не гулять на сквозняках;

8. Не курите и не позволяйте другим курить рядом с вами и вашим ребенком;

9. После купания обязательно вытрите ребенка насухо.

10. Закаляйтесь вместе с детьми.

 

Наша задача: научить не только, сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его. Факторы, влияющие на здоровье:

- соблюдение режима дня

организация двигательной активности, длительность прогулки

- закаливание

- полноценное и рациональное питание

- условия жизни в семье

- полноценный сон

- выполнение культурно-гигиенических норм и правил

- здоровый образ жизни семьи  

- влияние окружающей среды, экология

- наследственность

- уровень развития здравоохранения и образования и т.д.

 

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании: это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии (создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает  и сохраняет здоровье детей.

В нашем детском саду используют следующие технологии:

- утренняя гимнастика

- физкультурные занятия в зале и на воздухе

- прогулка

- подвижные игры

- физкультминутки на занятиях

- гимнастика для глаз

- динамическая пауза

- артикуляционная гимнастика

- пальчиковая гимнастика

- релаксационная пауза

- гимнастика пробуждения

- дыхательная гимнастика

- психогимнастика

- различные виды закаливания и т.д.
     Кроме  этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья дошкольников, как:

- рациональный двигательный режим,

- разумное чередование умственной и двигательной нагрузок,

- соответствие времени проведения учебных занятий возрасту детей,

- смена на занятии различных видов деятельности.

 

Как должна быть организована образовательная деятельность, чтобы соответствовать требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО?

- В ходе режимных моментов, связанных с заботой о здоровье детей, взрослый должен проявлять уважение к их нуждам и особенностям

- Взрослый должен создавать условия для самостоятельного и осмысленного исполнения ребенком действий, сохраняющих здоровье

- Взрослый должен работать в зоне ближайшего развития ребенка, расширяя опыт детей в понимании собственного тела и душевного состояния. Должны использоваться все подходящие ежедневные ситуации для обсуждения вопросов здорового образа жизни

- Взрослый должен создавать условия для развития у детей продуктивного взаимодействия в больших и малых группах, со сверстниками и взрослыми во время различных мероприятий, связанных с заботой о своем здоровье и поддержании гигиены

Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.
Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках!

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Николай Михайлович Амосов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 176»

Мастер – класс для родителей воспитанников по теме

«Влияние физических факторов на здоровье детей дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель Бердникова О. М.

Воронеж, 2024

Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые

являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью  организма к

вредным факторам среды и устойчивостью  к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера.

Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье. Только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам укрепления и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Много лет назад немецкий учёный  Макс Йозеф Петенкофер писал: «…не зная

настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».
        Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного:

«Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».

Здоровье - это счастье! Когда человек здоров,  все получается. Здоровье нужно

всем - и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.

Земля единственная планета, на которой есть жизнь (солнце, воздух и вода). Огромное значение имеет широкое использование естественных сил природы: солнца, воздуха, воды. Ведь человек сам — частица этой природы, он почти на 80% состоит из воды, и во взаимосвязи с ее другими частями она дает человеку естественные, природные здоровье и красоту.

Как писал об этом Юрий Сергеевич Энтин:

Как не стыдно человеку

Чуть чего бежать в аптеку!

Ты прими хоть сто пилюль,

Все равно здоровья- нуль!

Зато у матушки – природы

            Полным, полно других   даров.

Прими леса, поля и воды,

И гор хребты, и неба своды-

И ты практически здоров!

  1. «Закаливание детей воздухом, водой, солнцем»

Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его. Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду. Все знают выражение «Солнце, воздух и вода – Наши лучшие друзья. С ними будем мы дружить, Чтоб здоровыми нам быть!»

Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности.

Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка.

Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.

Чтобы получить положительный эффект, необходимо:

- Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение.

- Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.

- Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.

Метод 1: Закаливание детей воздухом

Воздух — мощный природный фактор здоровья. Человек ежеминутно делает 15-17 вдохов и выдохов, зачастую не обращая внимания на то, что во время дыхания в организм могут попасть вредные вещества. Главная польза воздуха – это насыщение нашего организма кислородом, большая польза от воздуха идет к нам, когда мы прогуливаемся и двигаемся. Недаром говорится: Жизнь – в движении! Во время прогулки на свежем воздухе у нас в организме происходит немало изменений. Мы двигаемся, и в связи с этим увеличивается частота наших дыхательных движений, следом – увеличивается частота сердечных сокращений. Происходит это не резко, а постепенно, и таким образом наше сердце тренируется переносить физические нагрузки. А это уже - профилактика заболеваний сердца. Также во время прогулки улучшается кровоснабжение организма, что хорошо сказывается на его общем состоянии.

Почему прогулка на свежем воздухе – это один из важнейших пунктов в режиме дня? 

В течение дня в помещении в воздухе накапливается пыль, иногда люди чихают и кашляют. Так, в воздухе накапливаются вредные примеси. Воздух — природный фактор, с помощью которого можно закаляться так же, как и с помощью воды. Такие процедуры называются воздушными ваннами.

Чтобы укреплять здоровье с помощью воздуха, следует помнить правила:

1. Летом окна в квартире должны быть открыты так, чтобы не было сквозняков;

2. Зимой необходимо регулярно проветривать комнату;

3. Спать желательно при открытой форточке;

4. Обязательная уборка квартиры.

Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребёнка, чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов.

Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка, допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной температуры).

Одежда малыша должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ему состояние теплового комфорта.

Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе, но при отсутствии ветра.

В холодное время года лучшая одежда для сна – пижама, в тёплое – лёгкое бельё с короткими рукавами. После того, как ребёнок улёгся, в комнате открывают форточки или окна; прохладный воздух ускоряет наступление глубокого сна. За 15-20 минут до подъёма можно закрыть окно, чтобы воздух в комнате нагрелся.

Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играет прогулка. Здесь важно правильно одеть и обуть ребёнка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт.

В зимнее время важно предупредить переохлаждение организма ребёнка. для этого надо следить, чтобы ноги и руки у него были сухими, промокшие варежки необходимо своевременно заменять. Игры нужно подбирать подвижные, но чтобы ребёнок не перегревался. С наступлением тепла детей постепенно переводят на двухслойную, а затем на однослойную одежду.

Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребёнок должен находится на свежем воздухе 4-5 часов.

Летом, в тёплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком.

Утреннюю гимнастику проводят в теплое время года при одностороннем проветривании (фрамуга, форточка, окно); в холодную погоду (зимой) – при закрытых окнах, но сразу после проветривания помещения; летом - на открытом воздухе.

Метод 2: Закаливание детей водой

Вода — вещество, без которого человек не может обходиться в повседневной жизни. Её пьют, ею моются, с ней готовят пищу, в ней плавают, ею любуются. Человек употребляет ежедневно около 2,5 литра воды. Если долго не пить — это вредно для здоровья. О воде и ее полезных свойствах можно говорить бесконечно. Вода – живительная влага, наш источник жизни. Вода замедляет увядание кожи, увлажняя и питая ее. Вода – это природное средство от боли в спине и головной боли! Дело в том, что эта боль часто бывает вызвана обезвоживанием организма. Так что надо просто попить воды! Вода также повышает производительность, питая мозг, который в основном из нее и состоит. Человек, который не испытывает жажду, будет внимательнее и активнее. Также вода регулирует нашу температуру тела, что очень важно, когда мы занимаемся спортом или играем на солнце. Кроме того, вода не только питает наш организм, но и очищает его, выводит из него шлаки, токсины, канцерогенные вещества, уменьшая риск заболеваний. Да и для лечения, используется тоже: ингаляции паром, ванночки для ног и др. А еще вода прогоняет на время чувство голода.
Вода снимает дневную усталость и бодрит (вспомните бодрящий душ и нежную ванну). А еще вода замечательно поднимает настроение. Вы только вспомните, с каким удовольствием мы плаваем и с какой радостью дети играют в игры с водой!

Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему обтиранию всего тела и обливанию.

Закаливание водой детей младшего возраста или ослабленных (часто болеющих) можно начинать с контрастных местных обливаний ног.

Умывание. При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана. Непосредственно после умывания кожу вытирают полотенцем. Вся процедура продолжается 1-2 минуты.

Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину. Собственно влажное обтирание продолжается 1-2 минуты. Сразу после него кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением лёгкого массажа до появления умеренного покраснения.

Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша, воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на тёплые ноги. Собственно обливание продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание.

Более сильное действие оказывает общее обливание, так как в этом случае вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Обливание ног может сочетаться с такой гигиенической процедурой, как мытьё ног. После мытья ноги следует облить водой соответствующей температуры.

Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды.

В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребёнка от ветра.

Общие души, ванны и купания не следует проводить раньше, чем через 30-40 минут после еды.

После предварительного закаливания воздухом и водой целесообразно применение комбинированных воздействий - воздушная ванна с последующим обливанием. Обратная последовательность (воздушная ванна после обливания) вредна, так как даже после тщательного вытирания кожа остаётся повышенно влажная и для предупреждения избыточной потери тепла должна быть защищена одеждой.

Купание в открытых водоёмах оказывает наиболее сильное действие, так как здесь имеет место одновременное влияние трёх факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации на всю поверхность кожных покровов. При обеспечении благоприятных условий, купание в открытом водоёме в безветренную погоду разрешается детям с трёх лет, уже прошедшим предварительное закаливание воздухом и водой. Продолжительность купания увеличивается, начиная с трех минут до пяти-восьми минут.

Метод 3: Закаливание детей солнцем

Солнце - с лучами солнца до нас доходят тепло и свет. Солнечные лучи своим теплом стимулируют кровообращение и во много крат улучшают общее самочувствие. Солнце также воздействует на нервную систему, снимает стресс, улучшает настроение. Вы не замечали, что летом все ранки и ссадины у нас затягиваются быстрее, чем зимой? Так вот, происходит это благодаря солнцу! Под влиянием солнечных лучиков в коже у нас образуются биологически активные соединения. Они усиливают восстановительные процессы в поврежденных тканях, улучшают защитные свойства кровяных клеток. Таким образом, солнце обладает бактерицидным (дезинфицирующим) действием. А еще летом быстрее растут волосы, ногти, укрепляется костная ткань. Дело не только в том, что мы летом потребляем больше витаминизированной пищи. Опять-таки солнце – наш помощник! Вот детям очень важен для развития витамин Д. Ведь без него в крови не будет поддерживаться постоянный уровень кальция, будет вымываться кальций из костей, а они будут истончаться. А в итоге – остеопороз, рахит. Вот для профилактики рахита, этот витамин врачи и рекомендуют даже здоровым деткам до года принимать зимой по одной капельке каждый день, а летом – через день-два. Летом под влиянием ультрафиолетового излучения солнечных лучей в организме витамин Д синтезируется (вырабатывается) самостоятельно. Так что, принятие с детьми солнечных ванн – это уже профилактика рахита.

Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей.

Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей перемещают под прямые лучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки. Необходимо предупредить начало перегревания, поэтому при появлении небольшого покраснения лица, ребёнка уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными.

Заключение

Вот сколько пользы от солнца, воздуха и воды! Только помните, что надо быть осторожным и выполнять некоторые правила, чтобы и не навредить себе и ребенку. 

Правила пользования дарами природы без вреда для организма:

1. Не находитесь на солнце долгое время и в пик солнечной активности (с 11 до 17 часов не следует находиться под прямыми солнечными лучами);

2.  Используйте солнцезащитные крема;

3.  Не оставляйте ребенка до 3-х лет под прямыми солнечными лучами, надевайте головные уборы;

4.  Пейте больше воды (обычной, а не газированной или напитков);

5. Вода, которую вы даете пить ребенку, не должна быть холодной;

6.  Гуляйте подальше от трасс, где большие потоки машин;

7. Старайтесь не гулять на сквозняках;

8. Не курите и не позволяйте другим курить рядом с вами и вашим ребенком;

9. После купания обязательно вытрите ребенка насухо.

10. Закаляйтесь вместе с детьми.

Наша задача: научить не только, сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его. Факторы, влияющие на здоровье:

  • соблюдение режима дня

организация двигательной активности, длительность прогулки

  • закаливание
  • полноценное и рациональное питание
  • условия жизни в семье
  • полноценный сон
  • выполнение культурно-гигиенических норм и правил
  • здоровый образ жизни семьи  
  • влияние окружающей среды, экология
  • наследственность
  • уровень развития здравоохранения и образования и т.д.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании: это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии (создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает  и сохраняет здоровье детей.

В нашем детском саду используют следующие технологии:

  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия в зале и на воздухе
  • прогулка
  • подвижные игры
  • физкультминутки на занятиях
  • гимнастика для глаз
  • динамическая пауза
  • артикуляционная гимнастика
  • пальчиковая гимнастика
  • релаксационная пауза
  • гимнастика пробуждения
  • дыхательная гимнастика
  • психогимнастика
  • различные виды закаливания и т.д.
         Кроме  этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья дошкольников, как:
  • рациональный двигательный режим,
  • разумное чередование умственной и двигательной нагрузок,
  • соответствие времени проведения учебных занятий возрасту детей,
  • смена на занятии различных видов деятельности.

Как должна быть организована образовательная деятельность, чтобы соответствовать требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО?

  • В ходе режимных моментов, связанных с заботой о здоровье детей, взрослый должен проявлять уважение к их нуждам и особенностям
  • Взрослый должен создавать условия для самостоятельного и осмысленного исполнения ребенком действий, сохраняющих здоровье
  • Взрослый должен работать в зоне ближайшего развития ребенка, расширяя опыт детей в понимании собственного тела и душевного состояния. Должны использоваться все подходящие ежедневные ситуации для обсуждения вопросов здорового образа жизни
  • Взрослый должен создавать условия для развития у детей продуктивного взаимодействия в больших и малых группах, со сверстниками и взрослыми во время различных мероприятий, связанных с заботой о своем здоровье и поддержании гигиены

Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.
Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках!

Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно. Николай Михайлович Амосов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей "Игры и упражнения по развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста"

Ознакомление  родителей с играми и упражнениями, способствующими профилактике нарушения зрения и  коррекции зрения  у детей....

Мастер-класс для родителей ДОУ «Умные пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Познакомить родителей ДОУ с опытом работы по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей ДОУ «Умные пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания на практике...

Мастер-класс Семинар-практикум для педагогов Тема: "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста,

Цель:  развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода  в воспитании детей с учетом пола.Задачи:Обратить особое внимание п...

Доклад "Влияние физического развития на здоровье детей дошкольного возраста"

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека....