Влияние динамический пауз на здоровье детей дошкольного возраста.
статья

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

 Ж.Ж.Руссо.

 

«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека, и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.

Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.

Остановимся более подробно на динамических паузах.

Что такое динамические паузы для дошкольников? Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Малышу дошкольного возраста жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей. Плановых спортивных занятий и прогулок на свежем воздухе для удовлетворения данной потребности, как правило, не хватает. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с динамическими паузами.

Что же такое динамическая пауза?

 Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. (Психофизиология. Словарь Безруких М.М. и Фабер Д.А.) 

Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, поскольку для них характерна неустойчивость нервных процессов. Наблюдается быстрое утомление, потеря интереса, низкая устойчивость внимания.

По данным ученых - физиологов непосредственная образовательная деятельность требует от детей дошкольного возраста большого нервного напряжения. В её процессе значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.

Взрослые должны предупредить возникновение утомления у детей, своевременно обнаружить признаки и как можно быстрее снять их, поскольку, накапливаясь, оно может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Утомление сказывается на поведении детей: они отвлекаются, шумят, переговариваются. Внешними проявлениями утомления служат потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности, раздражительность. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив их на другой активный вид деятельности.

Поддержать работоспособность дошкольников на высоком уровне помогают динамические паузы – кратковременные физические упражнения, организованные в процессе непосредственной образовательной деятельности и в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Длительность их составляет 2-3 минуты.

Основные требования к проведению динамических пауз:

  • Организовывать на начальном этапе утомления (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);
  • Подбирать хорошо знакомые детям простые, занимательные упражнения;
  • Отдавать предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц;
  • Комплексы подбирать в зависимости от вида образовательной деятельности и её содержания.

Динамические паузы развлекают детей, создают благоприятную атмосферу, вносят элементы релаксации, снимают нервное напряжение, объединяют детей, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они ненавязчиво корректируют эмоциональные проблемы в поведении ребёнка, предупреждают психологические нарушения, помогают оздоровлению, т.е. являются здоровьесберегающим фактором. Признаки утомления появляются: у детей 3-4 лет - на 8-9 минуте занятия, у детей 5-6 лет – на 10-12 минуте, у детей 6-7 лет- на 14-15 минуте.

 Динамические паузы в детском саду - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук, пальцев, ритмические упражнения, игры в физкультурном уголке, психогимнастика, музыкальные паузы, релаксационные паузы, корригирующие и логоритмические упражнения, биоэнергопластика, элементы аэробики спортивных танцев, игры с крупами, мелкими предметами,  и т.д.

  Динамические паузы — прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом. Для малышей наиболее интересна стихотворная форма проведения динамических пауз, в результате чего они наиболее лучше их запоминают.

Динамические паузы проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

  • Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  • Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  • Коммуникативную – объединяют детей в группы, способствуют их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
  • Воспитательную – формируют моральные и нравственные качества;
  • Обучающую – дают новые знания, умения, навыки, и закрепляют их;
  • Развивающую – развивают речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;
  • Коррекционную – «исправляют» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;
  • Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний;
  • Лечебную – способствуют выздоровлению.

Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». К сожалению, нередко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: «Сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай. » А ведь мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребенок двигается. Движение — это жизнь, развитие.   

 

                     Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 29

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности  

по  познавательно – речевому развитию детей  Приморского района

г. Санкт – Петербурга

Воспитатель: Ананьева Наталья Игоревна.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

 Ж.Ж.Руссо.

«Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека, и насколько необходимо уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.

 Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.

Остановимся более подробно на динамических паузах.

Что такое динамические паузы для дошкольников? Это небольшие активные занятия, проводимые в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Малышу дошкольного возраста жизненно необходимо бегать, прыгать, скакать на одной ножке, копировать окружающих, изображать птиц и зверей. Плановых спортивных занятий и прогулок на свежем воздухе для удовлетворения данной потребности, как правило, не хватает. Современные дети часто загружены полезными, но сидячими делами: рисованием и лепкой, обучением основам счета и письма. Такие занятия обязательно должны чередоваться с динамическими паузами.

Что же такое динамическая пауза?

 Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. (Психофизиология. Словарь Безруких М.М. и Фабер Д.А.)  

Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, поскольку для них характерна неустойчивость нервных процессов. Наблюдается быстрое утомление, потеря интереса, низкая устойчивость внимания.

По данным ученых - физиологов непосредственная образовательная деятельность требует от детей дошкольного возраста большого нервного напряжения. В её процессе значительную нагрузку испытывают органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.

Взрослые должны предупредить возникновение утомления у детей, своевременно обнаружить признаки и как можно быстрее снять их, поскольку, накапливаясь, оно может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Утомление сказывается на поведении детей: они отвлекаются, шумят, переговариваются. Внешними проявлениями утомления служат потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности, раздражительность. У некоторых детей излишняя подвижность сменяется вялостью: они начинают отворачиваться от воспитателя, потягиваться, зевать. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив их на другой активный вид деятельности.

Поддержать работоспособность дошкольников на высоком уровне помогают динамические паузы – кратковременные физические упражнения, организованные в процессе непосредственной образовательной деятельности и в течение дня, удовлетворяющие естественную потребность каждого ребенка в движении. Длительность их составляет 2-3 минуты.

Основные требования к проведению динамических пауз:

  • Организовывать на начальном этапе утомления (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);
  • Подбирать хорошо знакомые детям простые, занимательные упражнения;
  • Отдавать предпочтение упражнениям для утомленных групп мышц;
  • Комплексы подбирать в зависимости от вида образовательной деятельности и её содержания.

Динамические паузы развлекают детей, создают благоприятную атмосферу, вносят элементы релаксации, снимают нервное напряжение, объединяют детей, способствуют взаимодействию, воспитывают и прививают навыки общения, развивают внимание, речь, мышление и память. Также они ненавязчиво корректируют эмоциональные проблемы в поведении ребёнка, предупреждают психологические нарушения, помогают оздоровлению, т.е. являются здоровьесберегающим фактором. Признаки утомления появляются: у детей 3-4 лет - на 8-9 минуте занятия, у детей 5-6 лет – на 10-12 минуте, у детей 6-7 лет- на 14-15 минуте.

 Динамические паузы в детском саду - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук, пальцев, ритмические упражнения, игры в физкультурном уголке, психогимнастика, музыкальные паузы, релаксационные паузы, корригирующие и логоритмические упражнения, биоэнергопластика, элементы аэробики спортивных танцев, игры с крупами, мелкими предметами,  и т.д.

  Динамические паузы — прекрасная возможность для ребенка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а также познакомиться со своим телом. Для малышей наиболее интересна стихотворная форма проведения динамических пауз, в результате чего они наиболее лучше их запоминают.

Динамические паузы проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

  • Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
  • Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
  • Коммуникативную – объединяют детей в группы, способствуют их сотрудничеству, взаимодействию между собой;
  • Воспитательную – формируют моральные и нравственные качества;
  • Обучающую – дают новые знания, умения, навыки, и закрепляют их;
  • Развивающую – развивают речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;
  • Коррекционную – «исправляют» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка;
  • Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний;
  • Лечебную – способствуют выздоровлению.

 

Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». К сожалению, нередко взрослые не выдерживают активности детей и раздражаются: «Сиди спокойно, не вертись, не бегай, не прыгай. » А ведь мозг ребенка (особенно дошкольного возраста) получает питание и кислород, именно когда ребенок двигается. Движение — это жизнь, развитие.    

                     Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы и счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние двигательной активности на здоровье детей дошкольного возраста

В настоящее время в дошкольном детстве уделяется  большое внимание - здоровью подрастающего поколения. Одним из факторов, влияющих на сохранение и укрепление здоровья дошкольников является двигат...

Влияние двигательной активности на здоровье детей дошкольного возраста

Информационный материал по развитию двигательной активности (источник: infourok.ru)...

Влияние физкультурных минуток на здоровье детей дошкольного возраста

Консультация для родителей для сохранения здоровья детей....

Статья: "Влияние динамических пауз на здоровье детей"

Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, поскольку для них характерна неустойчивость нервных процессов. Наблюдается быстрое ут...

Театрализованные сказочные динамические паузы с детьми старшего дошкольного возраста

Динамические паузы в детском саду применяются достаточно широко, так как являются наиболее интересной и эффективной формой активного отдыха во время проведения малоподвижных занятий с детьми дошкольно...

Доклад "Влияние физического развития на здоровье детей дошкольного возраста"

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека....