"Физкультминутка ,как один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Орлова Леонида Иосифовна

Любая образовательная деятельность для дошкольников, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. Физкультурная минутка поможет ребенку отдохнуть от напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение.

Физминутка – это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Какая  физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы педагоги обязательно должны знать прежде, чем предложить физминутку детям.                                                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutki.docx946.83 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Теория и методика физического  воспитания в

 дошкольном образовательном учреждении»

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

_Орлова Л.И._

ФИО

     

 Здоровьесберегающие образовательные технологии - это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?

Цель здоровьесберегающих технологий является обеспечение высокого уровня реального здоровья дошкольника и воспитание валеологической культуры, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Особенное внимание в работе педагога следует уделять организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. В работе с дошкольниками, на занятиях  используется один из видов  здоровьесберегающих технологий - это физкультурная минутка.

Что же это такое  физкультминутки для дошкольников?

Физкультминутка это кратковременные физические упражнения, которые проводится с детьми процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика, окружающий мир и др.).

Физкультминутка является одним из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Целью проведения физкультминуток является способность оздоровления детей.

Основные задачи физминутки:                                                                                                 - снять усталость и напряжение;                                                                                               - внести эмоциональный заряд;                                                                                                - совершенствовать общую моторику;                                                                                    -выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Требования к физминуткам:

• они должны проводиться на начальном этапе утомления (8-11 мин. занятия), так как более позднее их проведение не дает желаемого эффекта;

• содержание физминуток может органически сочетаться с программным содержанием занятия;

• упражнения для физминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям;

• комплексы физминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;

• необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно результативность;

• физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движения в соответствии с текстом стихотворений.

Физкультминутки состоят из кратковременных упражнений, которые снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей. Физминутки помогают расслабиться, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему. Успешное выполнение заданий, требующих усидчивости и внимания дошкольников зависит от определенного подхода при проведении физминутки.

У каждого педагога должна быть картотека с различными физминутками, связанные с темой и содержанием деятельности, сопровождающиеся стихами. Также физкультминутка может сопровождаться текстом не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный вдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным. Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии.

Можно выделить следующие виды физкультминуток:                                                • Упражнения для снятия общего утомления;                                                              • Упражнения для кистей рук;                                                                                        • Гимнастика для глаз;                                                                                                    • Упражнения, корректирующие осанку;                                                                          • Дыхательная гимнастика.

Любая образовательная деятельность для дошкольников, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. Физкультурная минутка поможет ребенку отдохнуть от напряжения, умственной деятельности, переключится с учебной задачи на движение.

Физминутка – это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости. Какая  физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы педагоги обязательно должны знать прежде, чем предложить физминутку детям.                                                                                                     

Двигательно – речевые.

      Двигательно-речевые  физминутки  дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Также они помогают развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.  Детям очень нравится выполнять

несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи.. Дети быстро запоминают текст физминуток и выполняют  движения, четко проговаривая слова. Им нравятся выполнять двигательные физкультурные минутки.                                                                                                                        

Гимнастика для глаз.

        Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические средства, без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения будут сопровождаться стихотворным текстом.

Танцевальные физкультминутки.

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен и мультфильмов. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов

Физкультурно-спортивные физкультминутки.

В нашем учреждении с детьми проводится оздоровительная гимнастика. Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Пальчиковая гимнастика.

Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае? Лучшей физминуткой  является пальчиковая гимнастика в стихах, которую дети выполняют с большим удовольствием.

                                             Релаксационные упражнения.

Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них. Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц.    

Детей необходимо научить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.

                                           Физкультминутки

1551700396_927443_1.png

Средняя группа

Маша растеряша

Ищет вещи Маша,(поворот в одну сторону)                                                                             Маша растеряша (поворот в другую сторону, в исходное положение)                                         И на стуле нет,(руки вперёд, в стороны)                                                                           И под стулом нет,(присесть, развести руки в стороны)                                           На кровати нет,(руки опустили)                                                                                      Под кроватью нет.                                                                                                           Вот какая Маша,(наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательнымпальцем)                                                                                                                                   Маша растеряша!

Прыжки

П Поднимайтесь, девочки,                                                                                       Поднимайтесь, мальчики!                                                                                         Прыгайте, как зайчики!                                                                                           Прыгайте, как мячики!                                                                                                        

zaycy-gulyayut.jpg

Прыг-скок, прыг-скок,                                                                                           На травку присядем:                                                                                                           Тишину послушаем,                                                                                                       Морковочку покушаем,                                                                                                 Немного отдохнём и                                                                                                    Дальше пойдём.                                                                                                                                    Выше-выше,                                                                                                                                       Прыгай высоко!                                                                                                                     Не ленись, прыгай                                                                                                           На носочках легко!                                                                                                               Прыгай высоко! (Движения выполняются по ходу стихотворения)                                

Старшая группа

Автобус

 

Мы в автобусе сидим,                             

513123_1.jpeg

 Во все стороны глядим.                                                                                         Глядим назад, глядим вперед,                                                                                       А автобус не везет.                                                                                                 Внизу речка – глубоко,                                                                                                    Вверху птички – высоко.                                                                                                 Щётки по стеклу шуршат                                                                                           Все капельки смести хотят.                                                                                                     Колёса закружились                                                                                                        Вперёд мы покатились.

«Вновь у нас физкультминутка»

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Подготовительная к школе группа

67155_picture_8219b46fc864052b1778d43c751832b6ca415efe.jpg

Физкультминутки на математике                                                                                           Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.

Рыбки весело плескались
В чистой свеженькой воде.
То согнутся, разогнутся.
То зароются в песке.

Приседаем столько раз
Сколько рыбок здесь у нас.
Сколько чаек у нас 9
Столько мы подпрыгнем раз.

Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.                                                                                                      
МЕБЕЛЬ                                                                                                                                                  Раз, два, три, четыре, (хлопают в ладоши)                                                                          Много мебели в квартире. (прыгают на мест                                                                                   В шкаф повесим мы рубашку, (повороты туловища вправо-влево)                                    А в буфет поставим чашку. (поднимают руки вверх)                                                        Чтобы ножки отдохнули, (трясут каждой ногой)                                             Посидим чуть-чуть на стуле. (приседают)                                                                          А когда мы крепко спали, (кладут руки под щеку)                                                                          На кровати мы лежали.                                                                                                   А потом мы с котом (хлопают в ладоши)                                                                                             Посидели за столом,                                                                                                                        Чай с вареньем дружно пили. (прыгают на месте)                                                                 Много мебели в квартире.

1335893223_29.png

          Глазодвигательная гимнастика        

Комплекс направлен на укрепление глазных мышц:

  1. Дети, не двигая головой, 15 раз глазами чертят линию до пола.
  2. Воспитанники сначала чертят глазами траекторию «в сторону — вверх», а затем «в сторону — вниз». Повторить 20 раз.
  3. Посмотреть по направлению «налево-вверх», «вправо-вниз». Выполнить 15 раз.
  4. Круговые движения глазами: сначала по часовой стрелке, затем — против. Делать 12 раз.

Примеры упражнений для глаз (метод Бейтса) 

Общеукрепляющие упражнения для глаз 

Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками. 

Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении. 

Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2-3 с, потом прикрыть веки и опять открыть. 

В течение 5 с смотреть обоими глазами на переносицу. 

Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости. 

 Моргание 

Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 с. Затем расслабить глаза.     Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время.

Глазки вправо, глазки влево, 
И по кругу проведем. 
Быстро – быстро поморгаем 
И немножечко потрем. 
Посмотри на кончик носа 
И в «межбровье» посмотри. 
Круг, квадрат и треугольник 

По три раза повтори. 
Глазки закрываем, 
Медленно вдыхаем. 
А на выдохе опять 
Глазки заставляй моргать. 
А сейчас расслабились 
На места отправились.

dyhatelnaya-gimnastika-effektivno-ukreplyaet-detskiy-immunitet-pomogaet-spravlyatsya-s-boleznyami-i-delaet-prebyvanie-v-detskom-sadu-bolee-uvlekatelnym-7.jpg

                                    Дыхательная гимнастика        

«Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись.

 «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.                                                          ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.                                                                                 «Дровосек» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

 «Сердитый ежик»

 Цель: развитие плавного, длительного выдоха.  

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

       Таким образом, здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми, позволяют оказывать существенное влияние на качество дошкольного обучения.

Методы и приемы здоровьесберегающих технологий помогают детям чтобы они хорошо учились, чтобы год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар!

И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика - один из видов здоровьесберегающих технологий.

Логоритмика – система музыкально-двигательных, рече - двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.Включение логоритмических упражнений в м...

Прогулка, как один из видов здоровьесберегающих технологий.

Планирование прогулок в средней группе на весенний период....

Презентация "Физкультурно-оздоровительная работа как один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ".

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приёмов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья....

РЕЛАКСАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни...

Консультация для родителей: Сказкотерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий

Обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни....

Консультация для родителей: Сказкотерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №1 с. Перелюб Перелюбского районаСаратовской области»     Консультациядля родителейСказкотерапия как ...

Сказкотерапия-один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Сказкотерапия-один из видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ...