Методическая разработка по теме: «Коррекционная работа по профилактике плоскостопия и формирование правильной осанки»
методическая разработка

Бембеева Саглара Владимировна

Вырастить здоровых - непростая задача.                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_saglara.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад « Торга»

Методическая разработка по теме:                                                             « Коррекционная работа по  профилактике  плоскостопия и формирование правильной осанки»

Воспитатель: Бембеева С.В.

2015 год.    

Методическая разработка по теме:                                                             « Коррекционная работа по  профилактике  плоскостопия и формирование правильной осанки»

Пояснительная записка

 Вырастить  здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. С каждым днем в детском саду все больше выявляют детей с плоскостопием и нарушением осанки. Осанку ребенка необходимо формировать с раннего возраста,  как в семье, так и в детских дошкольных учреждениях. Предупреждение развития, а также устранение неправильной должны находиться в центре внимания родителей, педагогов, инструкторов ДОУ.  Для профилактики подобных нарушений большое значение имеют мероприятия, улучшающие физическое развитие, а также воспитывающие у ребенка правильное положение тела и обеспечивающую частичную разгрузку позвоночника. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состояния здоровья населения РФ, 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми.  Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.                                                                                  С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укрепления здоровья детей должны находиться, во- первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.                                                                                                    Поэтому в детском образовательном учреждении необходимы подходы по оздоровлению детей.                                                                                                                                                                                                      Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать для полноценного физического развития. Здоровье ребенка – это основа формирования  личности. Охрана и укрепление здоровья   детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма- вот главная цель.                    Я работаю над этой проблемой уже несколько лет. Организовываю оздоровительную работу, которую постоянно совершенствую.                                                                                                                                                      

Актуальность

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность государства и общества. Фундамент здоровья закладывается в дошкольном возрасте.  По данным НИИ гигиены и здоровья детей за последнее время число  здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз .Подчеркивается, что чаще всего это является следствием определенными нарушениями режима дня, негативной практики увеличение умственной и физической нагрузки. Важнейшей задачей  физического воспитания в дошкольных  учреждениях является охрана и укрепление здоровья детей. Для ее решения используются как организованные формы, так и самостоятельная двигательная активность детей, которая составляет большую часть двигательного режима .Однако само по себе простое увеличение    подвижности дошкольников не приводит к значительным оздоровительным эффектом.  Только правильная ходьба способствует формированию правильной осанки, а мягкие прыжки и бег позволяет предохранить органы и системы от резких потрясений, обеспечат щадящий режим нагрузки для хрящевых тканей суставов и стопы. Тяжелый бег оказывает отрицательное влияние на различные органы, костную и мышечную системы. Если ребенок бегает тяжелым шагом, то при таких больших физических затратах значительно меньше будет пробегаемое расстояние, а отсюда низкий тренирующий   эффект для сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Чем больше пробегаемое расстояние топающим шагом, тем выше опасность привести вред здоровью занимающихся. Овладение качественным показателями выполнения физических упражнений в работе дошкольниками рассматривается, прежде всего, как забота о здоровье детей.                                                                                                                                                                    Корни развития здорового образа жизни складывается в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, которые оказывают существенное влияние на работу органов и систем организма. Однако чаще всего эти привычки складываются в результате многократного механического повторения без сознания ребенком влияния выполнения движений на функционирования организма. Не разработан механизм приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, включая самого ребенка в сознательный контроль за своим двигательным поведением на основе приобретенных знаний.

Цель: Мероприятия оздоровления детей в условиях дошкольного образовательного направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственность   в деле сохранения собственного здоровья.

Ожидаемые результаты:

  1. Осознание детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
  2. Коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики.
  3. Повышение эмоционального тонуса.
  4. Овладение навыками самооздоровления.
  5. Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения во время занятий физической культуры, досугов, развлечений.
  6. Снижение уровня заболеваемости

                                         

Организационно – методические указания к проведению мероприятий по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки.                    

С дошкольниками целесообразно использовать индивидуальный  групповой методы. Важное значение уделяется дозированию физической нагрузки, которая должна адекватно состоянию ребенка и его психомоторному развитию. Основными критериями дозировки при проведения лечебной гимнастики являются: подбор физических упражнений, количество повторений, плотность нагрузки на протяжении занятия, продолжительность занятия, исходные положения при выполнении упражнения.

Методические и практические рекомендации по профилактике нарушения осанки в ДОУ Формирование правильной осанки на физкультурных занятиях Воспитание культуры здоровья должны быть обязательным условием при решении задач физического воспитания детей. «Нужно использовать все имеющиеся формы организации занятий, которые могли бы дополнять друг друга и создавать результативную систему воспитания у дошкольников потребности в заботе о своем здоровье». Осанка формируется постепенно, по мере роста организма, и чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений. В предупреждений и коррекции дефектов осанки у дошкольников надо исходить из двух основных положений: улучшение физического развития детей путем широкого использования различных видов физических упражнений и организации благоприятных для школьника условий статической нагрузки на позвоночник. Педагоги и воспитатели должны знать, что в профилактике деформаций позвоночника большую роль должен играть соответствующий режим двигательной активности. Почти любое хорошо выполненное упражнение способствует формированию правильной осанки. Дошкольникам можно рекомендовать следующие формы физических упражнений: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкульт-паузы во время приготовления домашних заданий, дополнительные физкультурные занятия для дошкольников, страдающими дефектами осанки и плоскостопием, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе. Особую роль в педагогическом воздействии воспитателей должны играть советы и рекомендации воспитанникам о необходимости постоянно следить за собой, стараться при стоянии и, особенно, во время ходьбы держать голову и корпус всегда прямо и отводя плечи назад, опираясь на обе ноги. Очень полезно, работая на участке, в огороде, копать землю половину времени с правой руки, а половину – с левой. Особое внимание надо уделять выполнению физических упражнений для коррекции дефектов в осанке. Прежде всего, это относится к выполнению ежедневной утренней гимнастики, включающей 4-5 специальных упражнений, формирующих хорошую осанку, такие упражнения способствуют вытягиванию позвоночника, равномерному развитию мышц туловища, правильному распределению мышечной тяги. Приводим примерный комплекс упражнений утренней гимнастики, который воздействует на мышцы спины, живота и др., укрепление которых положительно скажется на осанке. Для устранения нарушений осанки большинство специалистов рекомендуют использовать среднее (4—6 раз) и большое (8—12 раз) количество повторений каждого специального упражнения. Не менее важным является и учет соматотипа ребенка при определении программы профилактического или лечебного воздействия. Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушения опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста. Устранение нарушения осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов. Различают общие и частные задачи лечебной физкультуры при нарушении осанки.

 Перспективное  планирование в средней группе  «Колокольчик»                                                                                                              Упр. 1. И. п. (исходное положение) - стоя, руки на пояс; выпрямление корпуса со сведением лопаток – вдох, возвращение в и. п. – выдох (повторить 4-5 раз) .

Упр. 2. И. п. – стоя, руки в стороны, круговые движения руками назад (повторить 8-10 раз, дыхание произвольное.

Упр. 3. И. п. – стоя, руки к плечам, наклон корпуса вперед с прямой спиной – выдох, возвращение в и. п. - вдох (повторить 4-5 раз) .

Упр. 4. И. п. – стоя, руки за спиной; наклон корпуса вправо – влево, дыхание произвольное (повторить 5-6 раз) .

Упр. 5. И. п. – стоя, руки за спиной; наклон корпуса вправо – влево, дыхание произвольное (повторить 5-6 раз) .

Упр. 6. И. п. – стоя, с палкой в руках, поднимание палки, возвращение в и. п. – выдох (повторить 4-5 раз) .

Упр. 7. И. п. – лежа на спине, попеременное поднимание ног вверх (повторить 3-4 раза) .

Упр. 8. И. п. – лежа на животе, руки на пояс, разгибание корпуса – вдох, возвращение в и. п. – выдох (повторить 3-4 раза) .

Упр. 9. И. п. – стоя на четвереньках; попеременное вытягивание прямой руки и ноги – вдох, возвращение в и. п. – выдох (повторить 3-4 раза).

         Многие ученые-практики считают, что лучшее средство выработки правильной осанки – упражнения для мышц плечевого пояса, спины, затылка и напряженные выгибания. В формировании правильной осанки играет большую роль равномерность тонуса мышц передней и задней поверхности бедер, туловища, плечевого пояса, а также тонкое восприятие ощущений от положения тела и отдельных его частей. Последнее достигается с помощью следующих упражнений: положение стоя у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками – отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; стоя в правильной осанке у стены, поднять руки вперед, вверх, в стороны, присесть; поднять гимнастическую палку вверх широким хватом, отставить ногу назад на носок; ходьба по гимнастической скамейке на носках с различными положениями рук; принять позу правильной осанки с мешочком песка (150-200г) на голове, ходьба с мешочком песка на голове, наклоны у вертикальной плоскости вперед и в сторону с различными положениями рук; приседания у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком и спиной; наклоны назад с гимнастической палкой на плечах и на лопатках; из положения лежа на животе разгибание и сгибание рук, поднимая голову и туловище, не отрывая таз от пола; лазание по гимнастической стенке; висы на гимнастической стенке; ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени; приседания с грузом на голове у вертикальной опоры, касаясь ее спиной, затылком.

Во время движений туловища изгибы позвоночника то увеличиваются, то уменьшаются. Так, например, при наклоне туловища вперед шейная и поясничная кривизна уменьшаются, а грудная увеличивается. Наклон туловища назад вызывает противоположное изменение кривизны.

Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота: брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки. Так, например, увеличенная поясничная кривизна очень часто объясняется слабостью брюшного пресса. Уменьшению поясничной кривизны способствуют наклоны туловища вперед (упражнения «дровосека», наклоны вперед с касанием пола руками и т. д.

           Значительное внимание следует уделять координации движений, без которой невозможно усвоение правильной осанки.

При формировании умения удерживать правильное положение тела чрезвычайно важно развивать и укреплять у ребенка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Целесообразно во вводную часть занятия включать разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении, упражнения в прыжках и ползании, танцевальные.

Планирование вводной части

Первый вариант. Обычная ходьба. Ходьба на носочках (ноги прямые, руки на поясе) ; бег врассыпную (20с). Перестроение в колонну, ходьба скрестным шагом (ноги прямые, бег, перестроение в пары, бег в парах (20с). Игра «Чья команда быстрее передаст мячи». Во время игры дежурные готовят оборудование для выполнения упражнений в основной части занятия.

Второй вариант. Обычная ходьба. Ходьба с гимнастической палкой за спиной. Ходьба на носочках с палкой, поднятой вверх, опущенной за спину (упражнение повторяется 5 раз). Прыжки с продвижением вперед через палки, положенные на пол (20 прыжков). Перестроение в колонну по четыре. Периодически вводную часть физкультурного занятия следует начинать с контрольных упражнений у стены. Внимание детей при выполнении упражнений направляется на сохранение правильной осанки: живот подтянут, голову держать прямо, плечи высоко не поднимать, локти не сводить. Наиболее сложной по организации и проведению является основная часть занятия. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект. Рационально применять такую последовательность:

1. Упражнения в исходном положении стоя. а) Для укрепления мышц рук и плечевого пояса – потягивание: ребенок поднимает руки вверх и выпрямляет спину, вытягивает позвоночник.

б) Для укрепления мышц плечевого пояса и спины – сведение лопаток: ребенок отводит руки в стороны или назад, прогибая спину, грудная клетка расширяется.

в) для увеличения подвижности позвоночника, укрепления мышц спины, живота: наклоны и повороты в стороны.

г) для совершенствования опорной функции ног: различные приседания.

д) для развития координации движений и воспитания навыка правильной осанки: сохранение равновесия на уменьшенной площади опоры.

2. Упражнения в исходном положении на четвереньках – для вытягивания позвоночника, развития его гибкости и укрепления мышц туловища – выполняются как на месте, так и в движении.

3. Упражнения в исходном положении лежа на спине и животе для укрепления мышц живота и спины – выполняются с разнообразными движениями ног и прогибанием туловища.

        При составлении комплекса общеразвивающих упражнений целесообразно из каждой группы брать 1-2 упражнения и чередовать их так, чтобы не было чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Во всех физических упражнениях необходимо выделять ту фазу движения, которую дети должны выполнять особенно четко. Важно, чтобы дети выполняли движения с полной амплитудой – только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы. Например, в упражнениях с потягиванием, когда ребенок поднимает руки вверх, следить за тем, чтобы руки были раздвинуты шире плеч, голова поднята. Высоко поднятая голова – это не просто техническое требование; такое положение увеличивает общий тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозге. При выполнении упражнений с отведением рук в стороны обращать внимание на то, чтобы руки и плечи дети отводили назад сильнее. В упражнениях из исходного положения стоя на четвереньках добиваться, чтобы дети хорошо прогибали спину и не опускали голову.

В процессе выполнения физических упражнений наиболее рационально применять произвольное дыхание, а после окончания упражнений, если они вызвали задержку дыхания или натуживание, следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом.

        Главная задача воспитателей — научить ребенка правильному выполнению этих упражнений сначала путем показа, затем, помогая ребенку, путем коррекция его позы и движений, добиваться нужного распрямления спины, растягивания тех или иных мышечных групп, связок. Так, обучая упражнению «самолетик» при положении ребенка на коленях с разведенными в стороны руками и поочередными наклонами то в одну, то в другую сторону, взрослый должен поглаживать ребенка по спине, помогая выпрямлять позвоночник. Перемещение руки на лопатки также помогает выпрямлению спины. При «приземлении самолетика», когда ребенок наклоняется, его надо придерживать за ноги, чтобы колени не сгибались. Наблюдение, помощь и поддержка родителей нужны для правильного выполнения всех упражнений этой группы.

         Интересными и доступными для внедрения в детские учреждения являются упражнения для дошкольников. 1-ая группа упражнений наиболее проста - их четыре:

«Птичка». Ребенок сидит, скрестив ноги, руки согнутые в локтях так, чтобы пальцы коснулись плеч и превратились в «крылышки». Взрослый помогает ребенку держать спину прямо и протягивает локти назад, близко к телу. Затем ребенок прыгает на месте.

«Подсвечник». Стоя на коленях на мягкой подстилке, ребенок разводит руки в стороны, затем сгибает их в локтях. Инструктор следит за тем, чтобы предплечья находились в вертикальном положении, а локти были отведены назад. Далее упражнение выполняется с поворотами в стороны.

«Кто сумеет». Из положения «лежа на спине» ребенок при помощи инструктора садится. По мере овладения упражнением помощь инструктора проявляется только в прижимании ступней ребенка к полу. Из сидячего положения каждой группы брать 1-2 упражнения и че производится наклон вперед с опусканием лица на колени и дотягиванием рук до носков.

«Самолет планирует». Ребенок сидит, скрестив ноги, руки разведены в стороны. Наклоны поочередно в обе стороны до касания пола рукой. Инструктор корригирует вертикальное положение корпуса.

          Упражнения 2-й группы, содержащие элементы акробатики, способствуют совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота двигательных реакций. К ним относятся три, описанные ниже.

«Казачок». Ребенок держится за руки инструктора и сгибает колени, затем поочередно одну ногу выбрасывает вперед и ставит на пятку. Далее упражнение выполняется с подскоками. Это упражнение, как и большинство других, хорошо выполнять под музыку.

«Балерина». Ребенок стоит на одной ноге, другую сгибает и отводит назад так, чтобы ее носок можно было захватить рукой, затем движения проводятся с другой ногой. Инструктор придерживает ребенка за вытянутую вперед руку для сохранения равновесия.

«Зайчик служит». Ребенок с согнутыми перед собой руками приседает, опираясь на обе ступни, затем поочередно выпрямляет ноги. Инструктор поддерживает ребенка за руки.

          Упражнения 3 и группы для совместных игровых действий - это

подвижные игры, в которых основная двигательная активность про

является в таких циклических упражнениях, как бег, прыжки,

ходьба, а также в бросках и лазаниях. Правила таких игр зависят

от возраста детей : чем меньше ребенок, тем проще правила.

           В 4-ю группу входят упражнения с использованием разных предметов и снарядов. Их можно выполнять и на свежем воздухе, и в помещении. Задания для ребят надо менять, постепенно усложняя их и добиваясь того, чтобы преодоление препятствий каждый рал было новой и интересной задачей. Эти упражнения не только способствуют формированию двигательных качеств и навыков, но и вызывают положительные эмоции у детей, что улучшает их физическое и психическое здоровье.

           5-ю группу составляют музыкально-ритмические упражнения. Они способствуют не только физическому, но и эмоционально художественному развитию детей, воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность, красоту движений.

Практические рекомендации

1. Результативным средством предупреждения нарушений осанки, плоскостопия в дошкольном возрасте являются физические упражнения.

2. Для профилактики и исправления дефектов осанки у детей необходимы общеразвивающие упражнения для отдельных групп мышц без предметов, с предметами (палки, мячи, обручи и др.), у гимнастической стенки, гимнастической скамейке, стульях. Эти упражнения при правильной методике их применения помогают укреплять недостаточно развитые мышцы ребенка и тем самым способствуют пропорциональному развитию ребенка.

3. Плавание – эффективное средство профилактики и исправления опорно-двигательного аппарата. Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц и является частью всего лечебного комплекса.

4. Для формирования правильной осанки исключительную ценность имеют упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове, ходьба по гимнастической рейке.

5. Целесообразно во вводную часть занятия включать разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении, упражнения в прыжках и ползании, танцевальные.

6. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект.

7. При составлении комплекса общеразвивающих упражнений целесообразно из каждой группы брать 1-2 упражнения и чередовать их так, чтобы не было чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Во всех физических упражнениях необходимо выделять ту фазу движения, которую дети должны выполнять особенно четко.

8. Важно, чтобы дети выполняли движения с полной амплитудой – только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы.

9. В процессе выполнения физических упражнений наиболее рационально применять произвольное дыхание, а после окончания упражнений, если они вызвали задержку дыхания или натуживание, следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом.

Заключение.

Итак  в совей работе я использую все имеющиеся формы организации занятий, которые могли бы дополнять друг друга и создавать результативную систему воспитания дошкольников потребности в заботе о своем здоровье. В процессе профилактики нарушения осанки и плоскостопия у детей необходимо:

  1. Следить за их осанкой;
  2. Обращать внимание на то, что б они всегда держали корпус и голову прямо;
  3. Следить, чтобы они не разводили широко носки ног при ходьбе;

Мышечно-связочный аппарат ног укрепляет:

  • Ежедневная гимнастика и занятия лечебной физической культурой;
  • Ходьба босиком в теплое время года по неровной почве;
  • Основы лечения составляет специальная гимнастика;

Используемая литература:

  1. Анисимова Т.Т., Ульянова С.А. «Формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у дошкольников». Волгоград 2009г.
  2. Дошкольное воспитание. 12/1998г.
  3. В.А. Шишкина «Движение + Движение». Москва 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Методическая разработка "Комплексная совместная коррекционно-развивающая деятельность по формированию здоровьесберегающего поведения с детьми с задержкой психического развития

Конспект комплексной совместной коррекционно-развивающей деятельности по формированию здоровьесберегаюего поведения с  детьми средне-старшего дошкольного возраста с задержкой психического развити...

Методическая разработка по теме «Все работы хороши, все работы нам нужны» Творческий проект для детей среднего дошкольного возраста

Вид проекта: творческий. Продолжительность: средней продолжительности. Участники: воспитатели, родители, дети среднего дошкольного возраста.(4-5 лет) Образовательные области: Познавательное, социально...

методическая разработка "Использование массажных ковриков для профилактики и формирования правильной осанки"

Методическая разработка для родителей и педагогов ДОУ «Использование массажных ковриков для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка по теме: "Организация работы с детьми по формированию ранней профориентации"

Методическая разработкапо теме: "Организация работы с детьми по формированию ранней профориентации",  средний дошкольный возраст.Ранняя профориентация является актуальным запросом госуд...

Методическая разработка. Использование «Системы коррекционной работы с целью профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста» .

Актуальность выбранной мной темы подтверждается выявленной проблемой   у детей школьного возраста: нарушение письма- наиболее распространённый вид речевой патологии у учащихся. По данным А.Н...