методическая разработка "Использование массажных ковриков для профилактики и формирования правильной осанки"
методическая разработка

Горбачева Тамара Николаевна

Методическая разработка для родителей и педагогов ДОУ «Использование массажных ковриков для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл massazhnye_kovriki_dlya_osanki_1.docx763.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для родителей и педагогов ДОУ «Использование массажных ковриков для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад №15 г. Иркутска.

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. Особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес. В частности, исследованиями Г.А. Шорина   установлено, что 67,3% детей старшего дошкольного возраста имеют плоскостопие.

Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, это вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок. Что в дальнейшем способствует и является одной из причин скалиотических нарушений осанки.

 

Причины возникновения плоскостопия и нарушений осанки

Причин возникновения плоскостопия очень много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина - общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний. Особенно опасна на фоне слабости мышечно-связочного аппарата перегрузка стоп: длительное стояние, долгая непрерывная ходьба, избыточный вес ребенка. Крайне неблагоприятно на состоянии стоп сказывается ношение плохо подобранной обуви.  К более редким причинам относятся врожденный вывих или дисплазия тазобедренного сустава, некоторые дефекты стоп, болезни и травмы коленных суставов.

Особенно часто плоскостопие развивается у детей с так называемой плосковальгусной установкой стоп (отклонением пяток кнаружи), которая формируется в раннем возрасте. Искривление ног появляется чаще всего через некоторое время после того, как ребенок встал на ноги и начал ходить. Особенно часто это происходит, если малыш встал на ноги раньше времени, если он много стоял (например, в манеже), если он не ползал. Это объясняется слабостью, недоразвитостью его мышечно-связочного аппарата и чрезмерной нагрузкой на нижние конечности. О вальгусном (Х-образом) искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 см. Обычно такая деформация голеней сочетается с плоско-вальгусными стопами. Вопреки распространенному мнению, это не врожденный порок, не наследственное качество, а приобретенный дефект.

 Определить правильность положения стоп вполне по силам каждому родителю, достаточно внимательно посмотреть на стоящего босого ребенка со спины. В норме - пятка расположена соответственно продольной оси голени, в случае плоско-вальгусных стоп - пятка заметно отклонена кнаружи. Этот дефект, по последним данным, свидетельствует о врожденной аномалии нервной системы (энцефалопатии) и влечет за собой нарушения развития всего скелета.

 По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное, поперечное и смешанное. У детей чаще всего встречается продольная или смешанная формы.  

У маленьких детей осанки как таковой ещё нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, у детей 6-9 лет вертикальная поза неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки — это норма для детей этого возраста. Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 - 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы. Двигательный стереотип формируется в процессе роста ребенка, уже в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания.  Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета. Нарушение осанки является следствием нерационального соблюдения режима, условий быта, труда, слабого физического развития.

В дошкольном возрасте опорно-двигательный аппарат находится в стадии интенсивного развития, его формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия и нарушений осанки, исправить их путем укрепления мышц и связок стопы, спины.

   

Современные взгляды на профилактику и коррекцию плоскостопия.

Плоскостопие - заболевание прогрессирующее. Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, самомассаж, ортопедические стельки или обувь – меры для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

 Первостепенное внимание следует уделить обуви, она должна быть «рациональной», то есть устойчивой, и плотно охватывать стопу, не мешая при этом движению. Небольшой каблучок, тонкая подошва и материал, позволяющий стопам «дышать», так же являются необходимыми качествами хорошей детской обуви. Детям дошкольного возраста лучше носить ботиночки или туфли, хорошо фиксирующие голеностопные суставы. Детям с плоскостопием, а особенно с плоско-вальгусными стопами нельзя носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника. Но часто одной рациональной обуви для исправления плоскостопия недостаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь. Эти средства лечения достаточно эффективны, так как облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, предотвращают дальнейшее развитие заболевания. Однако без назначения врача заказывать, а тем более покупать готовые ортопедические стельки нельзя. Такие стельки могут нанести стопе ребенка больше вреда, чем пользы. Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают ее дальнейшее развитие. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как мышцы стопы слабеют еще больше. Ортопедическая коррекция стоп проводится обязательно в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики.

Очень полезны тепловые процедуры, которые можно проводить дома. Они дают максимальный эффект, если сразу же после них проводить лечебную гимнастику. В домашних условиях можно применять контрастные кожные ванны. Для этого нужны два тазика с водой: один - с теплой (40-450), другой - с прохладной (16-200). Ребенок погружает ноги попеременно то в теплую, то в прохладную воду на несколько секунд. Процедура длится 5-10 минут и провидится ежедневно или через день в течение двух-трех недель. Ванны не только укрепляют мышцы и тренируют суставы стоп, но обладают замечательным закаливающим эффектом.

Массаж - необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровообращение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы.

Так же успешная профилактика и коррекция плоскостопия и нарушений осанки возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Что такое правильная осанка?  Осанка — одно из важнейших понятий для определения тела ребенка в пространстве обнаружения признаков ортопедических заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника. Осанка -привычное положение тела человека в покое и при движении. Формируется осанка с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппаратов, равномерности их развития. Нормальная (или правильная) осанка — умение сохранить правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, внутренних органов. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, симметрично расположенными (без выпячивания нижнего края) лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Для дошкольников характерные черты правильной осанки имеют свои особенности  голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль); линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1 —2 см; изгибы позвоночника выражены умеренно; угол наклона таза невелик.

     На занятиях надо напоминать детям, чтобы они время от времени меняли позу. Однообразное положение, особенно когда руки лежат на столе, очень утомительно, потому что туловище все время наклонено вперед, брюшная полость сдавлена, дыхание поверхностно, мышцы шеи и спины напряжены.

     Если ребенок стоит, необходимо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника. Сохранение правильной осанки при выполнении различных движений более сложно. Мышцы ребенка должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела. Наиболее действенным средством формирования навыка правильной осанки является физическое воспитание.

     Для этого мы стали создавать вместе с родителями массажные коврики.

Требования к массажному коврику

  • Он должен быть безопасен. Ребёнок будет ходить по нему как по дорожке. Надо позаботиться, чтобы малыш не поскользнулся на детском коврике. Хорошо, когда нижняя поверхность коврика плотно прилегает к полу. В идеале, если нижняя сторона коврика прорезинена.
  • Массажный коврик хранится и используется в помещении. Дети ходят по нему голыми ногами, а значит надо подумать о гигиене коврика. Он должен хорошо мыться, сушиться и упаковываться для хранения.
  • Детский коврик должен быть интересен для ребёнка, то есть разноцветным, с элементами из разных форм, что будет будоражить воображение ребёнка.

     Выполняя комплекс упражнений в течении 3-5 минут несколько раз в день, ребёнок укрепляет свод стопы, формирует правильный изгиб, красивую походку. Регулярные нагрузки поддерживают мышцы в тонусе, способствуют развитию опорно - двигательного аппарата, а игровая форма поднимает настроение и положительно влияет на общее эмоциональное состояние ребёнка. Упражнения с массажными ковриками создают положительный настрой, дают заряд бодрости и энергии.

Детские массажные коврики – это польза, получаемая в интересной для крохи игровой форме. Яркий и интересный предмет привлекает внимание ребенка, ему понравится ходить и прыгать по нему. Тем временем выступающие элементы – шишечки, конусы, мини-шипы будут без устали выполнять свою работу – массировать ножки малыша, воздействуя направлено на "стратегически важные" точки стопы. Яркие цвета, которые используются, положительно влияют на психику ребенка, развивают фантазию и воображение. К тому же некоторые модели можно разбирать и собирать, как пазлы.

Особого ухода коврики не требуют, и в этом их несомненное преимущество. Достаточно раз в три-четыре дня протирать поверхность влажной тряпочкой от пыли и загрязнений, материалы, из которых делают полезную и интересную игрушку позволяют мыть их с безопасными для ребенка моющими средствами.

Показания

     Массаж стоп – процедура, которая позволяет успешно проводить профилактику и лечить очень многие недуги: проблемы осанки, болезни опорно-двигательного аппарата, целый ряд неврологических диагнозов, дисплазию стоп. Точечное воздействие на чувствительные зоны подошвы укрепляют иммунитет, облегчают состояние при заболеваниях почек, желудка, при головных болях, оказывают общеукрепляющее действие, улучшают кровообращение. Еще древние врачеватели знали, что точки на стопах человека отвечают за его внутренние органы, и нажатие на одну лечит сердце, а на другую – печень. Массажный коврик дает возможность воздействовать на весь организм в целом и на каждый его «винтик» в частности.

     Первый этап. Предложите ребенку босиком спокойно походить по поверхности. Спинку следует держать прямо, дышать ровно и спокойно. Затем попросите малыша походить, изгибая стопу внутрь, а потом – наружу. Закончить занятие можно перекатыванием с пяточек на носочки, при этом, вставая на носочки, малыш должен поднимать ручки вверх, как бы потягиваясь. Общая продолжительность занятий на первом этапе не должна превышать 5-10 минут. Этап в среднем длится около 10 дней, после чего можно переходить к увеличению нагрузки.

     Второй этап. Занятия теперь надо всегда начинать с пятиминутной разминки. Включите в нее упражнения первого этапа. Потом постепенно от сеанса к сеансу добавляйте одно новое интенсивное упражнение. Марширование босиком на неровностях, «как военные». Ходьба в полуприсяде – «гусиная походка». Марширование на полную стопу с высоким подъемом ножек – «топают динозавры» и т. д. Между упражнениями просите кроху разгибать и сгибать пальчики на ногах, делать стопой круговые движения. Продолжительность занятий на втором этапе начинается с 10 минут, постепенно увеличивайте время массажа до получаса, а затем до 45 минут.

 

Предлагаю игры на массажных ковриках.

«По дорожке» (игра для детей 4–6 лет)

Дети стоят в кругу или врассыпную. Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем ноги разминать.

Мы шагаем по дороге,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

А теперь еще немножко

На другой поскачем ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на двух ногах.)

Мы похлопаем в ладошки,

Пусть попляшут наши ножки. (Произвольные танцевальные движения.)

Стоп. Присядем – отдохнем. (Приседание.)

И назад пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Ходьба с хлопками (3-7 лет)

Снег, снежок идет с утра, начинается игра.

Мы идем ловить снежинки, мы идем ловить пушинки!

Как услышишь слово «ТРИ» скорей снежиночку лови!

( ходьба обычная в ритме прочтения рифмовки)

Раз, два, три, раз, два, три…

( после слова «ТРИ» хлопок перед грудью, дети 3-4 лет,

между хлопками руки на пояс, дети 4-5 лет,

хлопок над головой, руки на пояс, дети 5-7 лет).

Раз, два, три! Стоп, замри!

Ходьба с хлопками и разными положения рук (4-7 лет)

Быть красивым, быть здоровым помогает нам ходьба.

Мы ходьба разнообразной крикнем громкое ура!

(ходьба обычная)

Мы захлопаем в ладоши, раз и два, раз и два.

Ведь с хлопками веселее, раз и два, раз и два.

ходьба с хлопками на каждый шаг)

Руки в стороны поднимем и опустим руки вниз.

Укрепляем спинку, руки. Эй, ребята, улыбнись!

(на каждую строку поднять руки в стороны, опустить вниз)

Руки в стороны и вниз, руки в стороны и вниз!

Укрепляем спинку, руки. Эй, ребята, улыбнись!

(на каждую строку поднять руки в стороны – опустить вниз, два раза;

можно руки в стороны – к плечам, руки в стороны – вниз).

Ходьба на носках (3-5 лет)

На носочки встанем все – сразу подрастем.

На носочки встанем все и вот так пойдем.

Спинка прямо – взгляд вперед. Не стучим ногами.

Научились так ходить и покажем маме.

Ходьба на носках (4-7 лет)

Двое – трое детей «котята», остальные – «мыши».

Варианты игры:

Девочки – «мыши», мальчики – «котята» (или наоборот); дети делятся на две подгруппы, встают напротив друг друга, чтобы запомнить, кто какую роль исполняет.

Педагог произносит слова, а все дети передвигаются по площадке на носках, руки на пояс. Допускается легкое сгибание ног в коленях, при этом спину стараться держать прямо. С окончанием слов «котята» ловят «мышей».

Забрались в кладовку мыши. Ходят тихо, тише, тише…

Но хозяйские котята тихо ходят, как мышата.

Поохотиться хотят и поймать мышат-ребят.

Ходьба с высоким подниманием колен (бедра) (3-7 лет)

Текст можно напевать; руки на пояс (3-4 года), к плечам (4-7 лет), в стороны с одновременным небольшим покачиванием вверх-вниз (5-7 лет)

Петя, Петя, петушок, на голове гребешок.

Важно ножки поднимает, важно крылья расправляет.

Важно по двору идет, «кукареку» поет.

Важно ножки поднимает, хоть и птица – не летает.

Ходьба спиной вперед (4-7 лет)

(сначала выполняется ходьба с высоким подниманием колена (бедра) под рифмовку «Петушок», затем дети разворачиваются и идут спиной вперед, руки на пояс)

Петушок я, петушок, золотой гребешок.

Рано-рано встаю, голосисто пою,

Голосисто пою, важно по двору хожу.

Ножки выше поднимаю, и шагаю, и шагаю!

«Кукареку» напеваю!

Поучитесь у меня. Дружно делайте, как я!

Чередование ходьбы и бега змейкой между предметами (4-7 лет)

По тропинке по лесной как-то шли мы все домой.

Меж осинок и березок, между кленов и дубов.

Меж пенечков и сосенок по тропинке шли домой.

Вдруг лисичку увидали, за лисичкой побежали.

(бег «змейкой»)

Мы лисичку не догнали, вновь домой мы зашагали.

По тропинке по лесной шли мы дружно все домой.

Меж осинок и березок, между кленов и дубов.

Меж пенечков и сосенок. Наконец пришли домой!

Ходьба приставным шагом вправо, влево (4-7 лет)

(4-5 лет руки на пояс, 5-7 лет – на шаг – руки в стороны, ногу приставить – руки на пояс)

Петушок я, петушок, золотой гребешок.

Рано-рано встаю, голосисто пою,

Голосисто пою, по заборчику хожу.

(поменять направление ходьбы и движение руками, например, руки к плечам, поднимать локти вверх и опустить вниз)

И по жердочке хожу, за порядком гляжу.

«Кукареку» пою, всех ребяток разбужу.

(можно дать команду разбежаться врассыпную – «петушок нас разбудил». Это упражнение можно провести в виде игры с ловлей и увертыванием. В этом случае вначале выбирают ребенка-«петушка»).

Разные виды ходьбы (4-7 лет)

Пошли в поход ребята и крикнули: «Ура!»

Вперед, вперед, ребята! Нас много ждет чудес.

И вот уж на дороге вдали дремучий лес.

(ходьба обычная)

А чтоб не страшно было в дремучем том лесу,

И чтоб не испугаться нам рыжую лису,

Возьмем за руку друга, ведь с другом веселей.

Идя по лесу с другом, становимся смелей.

(ходьба парами)

По кочкам, по болоту, шагает детвора.

Пошли в поход ребята аж с самого утра.

По кочкам, по болоту идти нам нелегко.

Чтобы ноги не промокли, шагаем широко.

(ходьба широкими шагами из обруча в обруч)

Бежит тропинка к дому, давно домой пора.

Ходили долго, долго. Кругом уж темнота.

Бежит тропинка влево и вправо - поворот.

И вот мы рядом с домом, мы у своих ворот.

(ходьба «змейкой» за ведущим по площадке)

Ходьба с закрытыми глазами (5-7 лет)

(педагог встает на одной стороне площадки, на другой – дети)

В темном лесу заблудились друзья.

Выручить всех могу только я.

Друга я имя сейчас назову,

Чье это имя - иди на «АУ»!

Педагог называет имя любого ребенка. Тот встает напротив взрослого и с закрытыми глазами идет на зов: «АУ!» Дойдя, становится ведущим – называет свое имя, произносит «АУ». Затем тот, кого он позвал, вызывает следующего ребенка, а сам превращается в звуки леса, например:

в комара (бегает по залу на носках и произносит «пи-пи»),

в ворону (ходит, размахивая руками и каркает),

в лягушку (прыгает, произнося «ква-ква»),

в дерево на ветру (стоит на месте, покачиваясь из стороны в сторону со звуком «ш-ш»).

игра продолжается, и каждый прошедший путь с закрытыми глазами превращается в «звуки», которые становятся шумовым фоном, что усложняет задание.

Правило: дети должны передвигаться, не мешая друг другу. Если в игре участвуют много детей, то ведущий может вызывать по два человека.

Заключение

      Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы, и как следствие развитию правильной осанки.

Литература:

1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении.-Москва: Энас.

2. Пензулаева Л.И.Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Москва.

3. «Использование нестандартного оборудования на физкультурных занятиях как метод укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста» Режим доступа: pandia.ru/78/449/64215.php Социальная сеть работников образования (Электронный ресурс).

4. Абу, Атван Ю. И. Физическая реабилитация детей разного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата : Спортивная психология / Абу Атван Ю. И. // Мир спорта. – 2004. – № 2.– С. 61–63. – Библиогр.: с. 63.

5. Шорин, Г. А. Влияние комплексной программы реабилитации на детей с деформацией позвоночника / Г. А. Шорин, Т. Г. Мутовкина // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 8.– С. 41–44.

                                   

                     

                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты: "Упражнения, для профилактики плоскостопия", "Советы родителям по предупреждению нарушения осанки у детей", "Формирование правильной осанки у детей".

Буклеты: "Упражнения, для профилактики плоскостопия", "Советы родителям  по предупреждению нарушения  осанки у детей", "Формирование  правильной  осанки у ...

Упражнения с массажным мячом для формирования правильной осанки и укрепления мышечного корсета

Упражнения с массажным мячом для формирования правильной осанки и укрепления мышечного корсета...

Методические рекомендации для воспитателей «Правильная осанка. Просто и весело» по использованию общеразвивающих упражнений с целью формирования правильной осанки у старших дошкольников.

Содержание Методических рекомендаций:Введение1. Общая характеристика формирования правильной осанки у старших дошкольников2. Подбор оборудования для проведения комплексов общеразвивающих упражнений по...

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"

Мастер класс "«Игры и упражнения для укрепления осанки детей формирование правильной осанки и профилактику возникновения сколиоза у детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка "Конспект мастер-класса для родителей "Формирование правильной осанки - залог здоровья"

Упражнения для самостоятельных занятий родителей с детьми по формированию правильной осанки...