Конспекты занятий «Уроки здоровья» Для детей старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы
план-конспект занятия

Колипова Галина Равельевна

В данном материале представлены конспекты занятий по формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_zdorovya.docx56.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №61 » г. Сыктывкара

Конспекты занятий

«Уроки здоровья»

Для детей старшего дошкольного возраста

и подготовительной к школе группы

2019 г

Беседа в  старшей группе

Тема: Витамины укрепляют организм.

Цель: познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о не-обходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.

Ход занятия

  •  Ребята, сегодня к нам в группу пришел новый мальчик Ваня Забо-лейкин. (Воспитатель приводит большую театральную куклу.) Познакомьтесь с ним, ребята, поздоровайтесь! (дети знакомятся с Ваней)

       - Ванечка, ты такой хороший мальчик, только почему-то фамилия у тебя какая-то странная - Заболейкин.

 - А мне нравится моя фамилия, потому что мне нравится все время болеть. Я сегодня к вам в детский сад пришел, а завтра заболею и буду дома сидеть. Потом на денек опять приду и опять заболею...

  •  Ну, Ванечка, что-то непонятное с тобой творится. Неужели тебе нравится сидеть дома, пропускать интересные занятия, где ребята становятся умными, знающими? И вообще, дома сидеть скучно, поиграть не с кем!
  •  Ребята, а вы любите болеть? (Нет!)
  •  Действительно, иногда бывает так, что дети болеют, но надо стараться быть здоровым. Если хочешь быть здоров, запомни один секрет.
  •  Какой секрет?
  •  Если ты хочешь быть веселым, работоспособным, крепким, если хочешь бороться с заразными микробами, не поддаваться никаким болезням - каждый день принимай витамины.
  •  А что такое витамины? — спрашивает Заболейкин.
  •  Садись, Ванечка, рядом с детьми. Сегодня мы узнаем, что такое ви- тамины. Витамины - это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет разными болезнями, становится вялым, слабым, грустным...
  •  Хотите, я расскажу вам, откуда берутся витамины?

В почве притаилось несметное количество бактерий. Микробы - самые распространенные обитатели Земли. Они существуют везде и всюду: в воздухе, в почве, в воде... Многие из этих мельчайших существ и начинают изготовление витаминов, обогащая ими почву и воздух. В природе витамины образуются в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи - источник жизни. Солнечный луч упадет на зеленый лист и погаснет, но не пропадет, с его помощью в листе возникают необходимые для растения вещества, возникают и витамины. Их принято обозначать буквами: А, В, С, D, РР, Е, К. Количество поступающих и наш организм с пищей витаминов зависит от времени года.

  •  Ребята, а как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов? (Летом, осенью.)
  •  Правильно, летом и осенью их в пищевых продуктах больше, поэтому зимой и весной необходимо покупать витамины в аптеке. Их нужно употреблять в определенных дозах (1-2 таблетки в день). Они необходимы человеку, как белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли. Наша промышленность выпускает витамины в комплексе, называются они поливитамины. Весной витамины надо употреблять как необходимую пищевую добавку для восполнения наших сил и здоровья, добавлять витамины к пище. Ведь добавляем же мы в чай сахар, а в суп - соль. Витамины нужны всем: и маленьким детям, и взрослым мамам и папам, и стареньким бабушкам и дедушкам.

Растения могут сами вырабатывать витамины, а человек не способен делать этого, он должен получать витамины с пищей. Нет такого пищевого продукта, который содержал бы все нужные нам витамины в нужном количестве. Есть такие животные и растения, которые специализируются на «изготовлении» определенных витаминов. Шиповник, черная смородина, черноплодная рябина, красный перец, капуста - самые старательные поставщики витаминов А и С. (Воспитатель демонстрирует иллюстрации.) Дрожжи, горох, фасоль, гречка содержат витамины группы В. Много витамина В содержится в молоке и молочных продуктах, черном хлебе, печени, свинине. Витамин Е содержится в кукурузе, растительных маслах, зародышах злаков. Витамин D- в печени, в рыбьем  жире, яйцах, икре, молочных продуктах.

- Вот здорово! – радуется  Заболейкин. - Оказывается, какой продукт ни возьми, в каждом содержатся витамины .Пойду домой, попрошу маму сварить гречневую кашу с молоком, сделать отвар шиповника, потереть сырую морковку-и у меня в организме  будет целый набор витаминов. Теперь я отгадал загадку, почему я все время болею. Я думал, что все супы, все каши, молоко, лук, чеснок - все это невкусные-продукты, и просил маму покупать мне конфеты, ситро, чипсы... Я-то не знал, что бывают продукты полезные и необходимые Теперь я буду грамотным, каждый день буду ходить в детский сад, уж ваши-то врачи точно знают, какое полезное меню предлагать детям, и буду крепким и здоровым.

Ваня Заболейкин остается в группе, «завтракает», «обедает» с детьми, чувствует себя прекрасно.

Беседа в старшей группе

Тема: Слушай  во  все  уши!

Цель: Дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные; учить при  помощи опытов различать силу, высоту, тембр

        звуков; закрепить  знания о правилах ухода за ушами.

Ход занятия

  •  Ребята, у нас новость. К нам пришло письмо: «Я спешу к вам в гости. Угадайте, кто я. У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на макушке, не с кисточками».

Предлагается рисунок: уши слона, уши белки, уши медведя, уши человека.

  •  Кто же это такой? (ответы детей)
  •  А как вы догадались? (ответы детей)
  •  А вот и наш гость. Ребята, вы узнали гостя? Это Ваня Заболейкин.

Ванечка, тебя дети узнали по ушам. Они у тебя такие красивые, розовые, мягкие. Ванечка, а что ты ими делаешь?

  •  Не знаю.
  •  Для чего они тебе?
  •  Не знаю.
  •  Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? Ну, садись, Ванечка, поудобнее, сейчас тебе дети расскажут все про уши и зачем они тебе нужны.
  •  Что можно услышать ушами? (различные звуки)
  •  А что такое звук? Да, это трудный вопрос. Хотите узнать? И Ванечка тоже хочет узнать, что такое звук. Я постараюсь вам объяснить.
  •  Давайте проведем с вами опыт. Будьте внимательны! Слушайте и смотрите! (Воспитатель берет гитару и перебирает все струны, а затем берет одну струну, оттягивает и резко бросает; слушаем звук и видим дрожание струны.)
  •  Оттого, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. Что вы чувствуете? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали?
  •  Теперь давайте прислушаемся к своему телу Ладонями обхватим свое горло и произнесем свои имя и фамилию. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки. А теперь давайте послушаем, как наш голос по-разному звучит. Мы сами можем менять наш голос, сделать его тихим и громким, глухим и звонким, низким и высоким.
  •  В сказке «Три медведя» все разговаривали по-разному. Давайте скажем, как говорили медведи в сказке одну и ту же фразу: «Кто хлебал из моей чашки?» А ваши внимательные ушки услышат разницу.
  •  А теперь поиграем в игру «Угадай по звуку, что в баночке лежит». Для этого надо внимательно прислушаться (скрепка, резинка, деревянная палочка, поролон и т.д.).

-  Вот, Ванечка, видишь, какие внимательные уши у наших детей.

-  Предметы угадать легко, а сможете ли вы по звуку отгадать музы-кальные инструменты?

(За ширмой звучат музыкальные инструменты - металлофон, барабан, дудочка, треугольник, бубен, маракас.) Дети отгадывают.

  •  Опять все отгадали. Молодцы! Понравилось вам играть? Давайте еще поиграем.

Игра «Угадай, где можно еще услышать такие звуки» (звуки леса, луга, реки, проезжей дороги).

  •  Наш мир полон прекрасных звуков, стоит только прислушаться. Эти звуки приносят нам много радости. Но иногда бывает, что люди не слышат. Таких людей мы называем глухими. Давайте с вами закроем уши. (дети закрывают уши) Понравилось вам ничего не слышать? Да, очень неприятно и трудно жить без слуха. Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. (Дети рассматривают иллюстрации из серии «Что надо делать, чтобы сохранить уши в порядке», «Как надо чистить уши»).
  •  Вот, Ванечка, ты все слышал своими ушами, что рассказали тебе дети. Все запомни!
  •  А теперь садись поудобнее, дети приготовили тебе сюрприз. Они хотят порадовать твои уши.

Выступает детский ансамбль «Много шума из ничего».

 Беседа в старшей группе

Тема: «Подружись с зубной щеткой.»

       Цель: продолжать знакомить с правилами личной гигиены; дать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести к пониманию их назначения и функции; познакомить детей с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней).

Ход занятия

В гости приходят Буратино и Мальвина.

Мальвина. Здравствуйте, ребята! Посмотрите на Буратино. Заходи, заходи посмелее, пусть ребята на тебя посмотрят.

Буратино. Ребята, Мальвина меня замучила. Учит и учит.

Мальвина. А как же тебя, Буратино, не учить! Ты не знаешь элементарного, не знаешь правил личной гигиены. Уважаемый Буратино! Сколько раз вам надо повторять, прежде чем сесть за стол, следует помыть руки!

Буратино. Ладно, помою руки. (Плюет на руки и растирает их.)

Мальвина. Затем умыться. (Не смотрит на Буратино)

Буратино. Вот смотри, как умываюсь. (Руками без воды трет лицо.)

Мальвина. Причесаться.

Буратино. Это запросто! (Прилизывает руками волосы.)

Мальвина. И почистить зубы зубной щеткой. (Буратино растерянно смотрит по сторонам, находит несколько разных щеток для пола, для волос, для одежды, для посуды, для зубов.Не поймет, какая щетка для зубов.)

Воспитатель. Не волнуйся, Буратино! Ребята сейчас тебе помогут найти зубную щетку. (Дети рассказывают о назначении всех щеток, рассказывают и о зубной щетке.)

Буратино. А зубы чистить совсем и не обязательно. Это обувь, одежда бывают грязные. А на зубах откуда может быть грязь?

Воспитатель. Ребята, правильно думает Буратино?

Дети. Нет, зубы надо чистить не только один раз в день, а два раза.

Буратино. А зачем?

Воспитатель. Да, придется помочь Буратино понять, для чего необходимо чистить зубы. Садитесь, ребята, поудобнее и посадите рядом Буратино и Мальвину.

  •  Ребята, сколько зубов у человека? (32.) Вверху у всех людей 16 зубов и внизу 16 зубов.
  •  Для чего человеку нужны зубы? (Чтобы кусать пищу, пережевывать ее, без зубов человек некрасивый.)
  •  А зубы есть только у человека? (Нет. Зубы есть у животных, у

рыб.)

  •  Всем нужны зубы, чтобы кусать, грызть, жевать пищу. Поэтому зубы - самая твердая часть организма, и покрыты они слоем белой эмали. Посмотрите на этот бильярдный шарик.

Дети пробуют шарик на прочность: сжимают его, бросают, стучат об стол.

  •  Такие же прочные у нас зубы. Давайте все вместе постучим зубами.

Дети «щелкают» зубами.

  •  Ребята, давайте рассмотрим свои зубы в зеркале.

Дети расматривают свои зубы в зеркале.

  •  Посмотрите, все зубы у вас одинаковые? (Нет, они разные.)
  •  Да, зубы у нас все разные. Есть маленькие, широкие, острые, узкие. Посмотрите, спереди 8 острых резцов. За ними 4 крепких клыка. Эти зубы помогают разгрызать пищу. За ними - коренные зубы, которые пережевывают пищу.
  •  Скоро все ваши зубы поменяются. Молочные зубы выпадут, и вырастут постоянные на всю жизнь.

Физкультминутка «Улыбка»

Дети под песенку «Улыбка» улыбаются друг другу и замечают, что у некоторых друзей уже выпали молочные зубы.

Буратино. Ну, я пошел. Спасибо вам, ребята! Все про зубы рассказали, я все уже знаю.

Воспитатель. Постой, Буратино! Ты не слышал самого главного. (Буратино останавливается.)

  •  Как бы ни были тверды зубы, они часто разрушаются и болят. Как вы думаете, почему? (От сладких конфет, шоколада, горячего чая, холодного мороженого, когда орехи грызут зубами, открывают зубами крышки, сухари грызут, не чистят зубы, не полоскают.)

Воспитатель показывает иллюстрации, где изображены больные зубы.

  •  Вот видишь, Буратино, что бывает, если не знать правила охраны

зубов.

Игра с мячом «Что полезно для зубов, что не полезно».                    Полезно: морковь, яблоко, молоко, творог, сметана, масло, кефир.          Не полезно: шоколад, конфеты, печенье, леденцы, зефир, пирожное, мороженое.                                              

  • Ребята, давайте подумаем, как мы можем помочь нашим зубам? Как уничтожить вредных микробов? (Чистить зубы, полоскать рот, грызть фрукты и овощи...)
  •  Как часто следует чистить зубы? (Утром и вечером.)
  •  Почему? (Микробы мелкие, их не видно, но они очень вредные, разрушают твердые зубы. Вечером чистят зубы, чтобы освободить их от остатков пищи, а утром, чтобы освежить дыхание и защитить зубы на целый день.)
  •  Значит, лучшие друзья для наших зубов - это зубная щетка и зубная паста.

  •  Как вы думаете, у детей и у взрослых щетки должны быть одинаковые? (ответы детей)
  •  Правильно, щетки для детей и для взрослых должны быть разные. (Воспитатель показывает щетку для ребенка и для взрослого.)
  •  Какой должна быть щетка: мягкой или жесткой? Если щетка будет мягкой, ею трудно очистить зубы от остатков пищи. Если щетка будет твердой, трудно чистить, так как больно деснам, их можно поранить, и они будут кровоточить. Поэтому надо иметь щетку средней жесткости.

Дети трогают рукой щетки различной жесткости.

  •  А кто знает, как ухаживать за зубной щеткой? (Щетку моют горячей проточной водой, ставят ворсом вверх, чтобы высохла, в специальный стаканчик.)

Воспитатель. Вот, Буратино, ты все запомнил?

Буратино. Да, запомнил.

Воспитатель. Но и это еще не все, что надо знать о зубах. А вдруг у тебя все-таки разболятся зубы. Что делать? (Надо обратиться к стоматологу.) Но не жди, пока зубы заболят, иди к стоматологу, пока зубы здоровые.

Буратино. Ой, еще и врачи есть, которые лечат зубы!? (Буратино прикрывает рот руками.)

Воспитатель. Если зубы лечить вовремя, они никогда не будут болеть. Сегодня я была у стоматолога, проверяла свои зубы и рассказала врачу про вас, ребята. Стоматолог передал вам привет, пожелал здоровья и подарил вот этот плакат. На плакате нарисовано, как правильно чистить зубы. Плакат мы повесим на видное место. Приходи к нам, Буратино, если вдруг что забудешь, посмотришь на плакат и вспомнишь.

Беседа в подготовительной  группе

Тема: Смотри во все глаза!

Цель: дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь.

Ход занятия

   В гости приходит кукла Маша в медицинском халате.

-  Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки:

                                         На двух колах бочка,

На бочке - кочка,

А на кочке - лес.

(человек)

Горшочек умен,

Семь дырочек в нем.

(голова)

Два Егорки                                                       Живут возле горки,

Живут дружно,

А друг на друга не глядят.

(глаза)

Сегодня мы с вами поговорим о глазах. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

  •  Ребята, как вы думаете, почему? (С помощью глаз человек видит предметы, цвет, размер, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.)
  •  Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Хотите узнать тайны наших глаз?
  •  Хотим.

Маша достает фотоаппарат.

  •  Ребята, что это такое? (Фотоаппарат.)
  •  Посмотрите, я сейчас нажму на кнопку затвора. Что вы заметили? (Открылось маленькое круглое отверстие.)
  •  Да, через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу Что вы видите? (Маленький цветной кружок, черную точку посередине.)
  •  Этот кружок называется радужная оболочка. У одних он коричневый, у других - зеленый, у кого-то голубой. А черная точка посередине - это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.
  •  Ребята, посмотрите, что принесла нам Маша. (Плакат «Строение глаза». Дети рассматривают и обсуждают.)
  •  А сейчас мы проверим ваши глазки. Поиграем с пчелкой.

Игра «Пчелка». При условии, что дети не поворачивают голову, следят за пчелкой только глазами, работают со схемой Базарного на стене.

  •  Молодцы! Как хорошо вы поиграли с пчелкой!
  •  А как вы думаете, для чего нам нужны брови? (различные ответы детей)
  •  Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот, его остановит густая изгородь бровей, (показать на плакате) Но если вдруг несколько пылинок сядут на роговицу, их тотчас слизнет непрерывно мигающее веко, (показать на плакате) Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем. Посмотрите!

Воспитатель неожиданно взмахивает ленточкой перед глазами.

  •  Что случилось с вашими глазами?

Дети рассказывают о реакции своих глаз.

  •  Несмотря на то, что глаза способны сами себя защищать, с ними случаются всякие беды, если о них плохо заботиться. А какие беды, мы попробуем сейчас угадать.

Маша достает рисунки с изображением детей в различных ситуациях.

  1.  Ребенок трет глаза грязными руками (Глаза воспалены.)
  2.  Ребенок вытирает глаза чистым платком.
  3.  Ребенок читает в транспорте.
  4.  Ребенок читает, лежа в постели.
  5.  Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате.
  6.  Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.
  7.  Ребенок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от экрана.
  •  Ребята, давайте сравним эти картинки и скажем, где ребенок поступает правильно, охраняет глаза, а где нет.

На Земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. Их называют слепыми. Трудно живется слепому человеку. Он не получает через глаза информацию об окружающем мире.

  •  Ребята, если мы увидим слепого человека на улице, как мы можем ему помочь? (Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить в магазине хлеб, купить в аптеке лекарство и т. д.)
  •  Зрение надо беречь, глаза охранять, поэтому необходимо их тренировать и подпитывать витаминами. Какие продукты содержат витамины?(Морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, красный перец, шиповник и т. д.)

-  А теперь гимнастика для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули.

Физкультминутка «Самолет»

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

(Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим «самолетом».)

Правое крыло отвел, посмотрел.

Левое крыло отвел, посмотрел.

(Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом.)

Я мотор завожу

                И внимательно гляжу.

(Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают их взглядом.)

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу.

(Встают на носочки и выполняют летательные движения.)

-  А теперь давайте повторим правила по охране зрения:

 1.    Нельзя тереть глаза грязными руками.

                        2.  Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

                  3.   Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

                         4.   Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

  1.  Нужно есть продукты с витаминами.
  2.  Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
  3.  Нужно гулять на свежем воздухе.

Беседа в подготовительной группе

Тема: Наши руки

Цель: дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, о том, что с помощью рук можно выражать различные чувства; развивая руку, мы развиваем речь; рассказать детям о том, что по руке можно найти человека, узнать о его здоровье, характере; учить сознательно относиться к развитию своей руки; продолжать учить изображать предметы символами.

Ход занятия

  •  Ребята, посмотрите на иллюстрации и скажите, чем похожи человек и животное, а чем они отличаются.

-  Одно из важнейших отличий человека от животного - это руки.

Поначалу в жизни нашей

Было все не так, как надо.

Много сил вложили люди,

Чтобы землю сделать садом.        

                                    Не было нигде скамеек,

Чтоб присесть усталым.

Не найти нигде кроватей

Ни большим, ни малым.

И совсем непросто было

Тем, кто видел плохо:

Не найти очков, и все

- Сколько хочешь, охай!

Хочешь в мячик поиграть

 - Нет мячей в помине.

Хочешь есть - нет ни огня,

Ни горшков из глины.

Были только у людей

Руки - только руки.

И трудился предок наш,

И не знал он скуки.

Много сделал для людей

                                    Человек, бесспорно,

Еще больше надо сделать

 - Знай - трудись упорно!

  •  Действительно, без рук - очень плохо. Представьте, что у вас связаны руки. Как плохо без рук - нельзя одеться, открыть ключом дверь, обнять друга, вытереть слезу и т.д.
  •  Ребята, а вы знаете, что, если мы будем развивать руку, то вместе с рукой будет развиваться наш мозг. У вас будет умелая рука и умная голова. А еще рука - это проводник наших чувств. Руки могут говорить. По прикосновению руки можно догадаться, с какими намерениями человек хочет обратиться к тебе. Хотите поиграть?

Игра «Угадай, что тебе сказали руки»

Воспитатель трогает детей, выражая свои чувства. Дети с закрытыми глазами по прикосновению догадываются, что человек хочет сказать: ласка, жалость, драчливость, успокоение, приветствие, ухаживание.

  •  Руки человека умеют передавать доброту, нежность, заботу. Пользуйтесь в жизни чаще этим даром.
  •  Ребята, протяните свои руки! Ой, какие интересные у вас руки. Посмотрите каждый на свою руку. А вы знаете, что по руке можно определить, какие у человека болезни. Врачи могут по внешнему виду руки, по ногтям, цвету, ширине ладони, длине пальцев определить здоровье человека. А по линиям можно определить характер человека, его судьбу. Линии жизни, ума, семейного благополучия. А вот рисунок пальцев никогда не повторяется, и у каждого человека - свой рисунок. По отпечаткам пальцев можно узнать любого человека, как по фотографии.
  •  А теперь подойдите сюда. Давайте нарисуем каждый свою руку. (Дети обводят карандашом свою руку.)
  •  Посмотрите, какие замечательные руки у вас выросли! А когда вы ходили в ясельки, они были такими же? (Нет, были маленькие, а сейчас выросли.)
  •  А что ваши руки научились делать? (Дети рассказывают.) Нарисуйте вокруг руки схематично то, что умеет делать ваша рука. (Дети схематично рисуют и рассказыают.)
  •  Ребята, а как вы думаете, у вас навсегда останутся такие руки, как сейчас? (Ответы детей.)
  •  Да, конечно же, руки вырастут, станут большими. Но главное не то, что они станут большими, а то, что они станут крепкими, умелыми, трудолюбивыми, ласковыми.

Психогимнастика «Мы делаем добро руками».

  •  Скоро вы пойдете в школу. Чему вас там будут учить? Правильно, писать. Ох, придется потрудиться вашим рукам. Они должны стать твердыми, выносливыми, аккуратными. Для этого мы с вами каждый день руки тренируем. Расскажите, что помогает развивать наши руки, (рассказы детей) (Воспитатель предлагает детям схематичные карточки, по которым дети рассказывают, что руки лепят, рисуют, застегивают пуговицы, шьют иглой, строят из конструктора, перебирают крупу, играют в ладушки и т. д.) (рассказы детей)

Беседа в подготовительной группе

Тема: Осанка - красивая спина.

Цель: учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату.

Ход занятия

  •  В некотором царстве, в некотором государстве жили-были две очень знатные семьи. Одна семья - горбунов - была очень гордой. Они так и говорили про себя: «Мы самые знатные, мы самые богатые, мы самые красивые. У нас круглые спины, а голова всегда смотрит вниз - мы все видим, что лежит на земле», (показать иллюстрацию) А семья стойкого оловянного солдатика была очень скромной. Отец всегда говорил сыну: «Смотри всегда вперед, сынок. Не склоняй голову перед трудностями. Расправь свои плечи, подставь свою грудь навстречу всем ветрам, и никогда ничего не бойся», (показать иллюстрацию)
  •  Ребята, как вы думаете, в какой семье люди красивее? (ответы детей)
  •  Красота у человека бывает внутренняя (это его мысли, его чувства, его характер) и внешняя (это черты лица, рост, фигура, осанка).
  •  У кого более красивая осанка: у горбуна или у солдатика?

Игра-имитация «Покажите, с какой спиной ходили в семье горбунов.

Покажите, с какой спиной ходили в семье оловянного солдатика».

  •  Ребята, а как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека или на сутулого? А вам как больше понравилось ходить: выпрямив спину или сгорбившись? (ответы детей)
  •  Приятно смотреть на стройного человека, стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте. У стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу, легким, желудку и другим важным органам. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве, в юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась на костную.

Об этом знал оловянный солдатик, потому что с детства занимался физическими упражнениями, спортом, и не раз слышал от родителей: «Не сгибай спину! Расправь плечи! Сиди прямо!»

  •  Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве научиться держать спину прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине.
  •  А в семье горбунов родители не учили своих детей держать спину ровно. Они ходили, уткнувшись носом в землю, и не замечали, как прекрасен окружающий мир. Они никогда не говорили своим детям: «Следи за осанкой! Выпрями плечи! Подними голову!» Их дети часто болели, жаловались на боли в спине. Их спины все больше и больше искривлялись и горбатились.
  •  Ребята, кто хочет проверить свою осанку?

Упражнение 1

Сядьте так ровно, как у кого получится. (Воспитатель хвалит детей за ровные спины.)

Упражнение 2

Подойдите к стене и встаньте так, чтобы затылок, лопатки, пятки плотно прилегали к ней. Отойдите от стены и постарайтесь сохранить это положение как можно дольше.

Упражнение 3

Положите себе на голову мешочек с песком и ходите (медленно, затем быстрее). В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, мешочек упадет.

  •  Ребята, а кто знает, почему у горбунов такие кривые спины? (ответы детей)
  •  У горбуна - нарушение осанки. Эта болезнь называется сколиозом (Воспитатель предлагает рисунок.) Это значит, что позвоночник деформирован, т.е. искривлен. Эта болезнь лечится трудно и долго. Держать правильно осанку нам помогает позвоночник - это основной стержень тела. Он проходит посередине спины. К позвоночнику присоединены ребра, они защищают внутренние органы от повреждений.
  •  Ребята, как вы думаете, может ли ребенок сам сформировать пра- вильную осанку, или, наоборот, деформировать ее? Почему искривляется позвоночник у детей?

Оловянный солдатик знал, что, если держать позвоночник в прямом положении, мышцы закрепляются, привыкают к такому положению. А без физических упражнений мышцы слабеют и дряхлеют. Если с детства помнить об этом, систематически заниматься физкультурой, бегать, плавать, ездить на велосипеде, играть в спортивные игры, то скелетные мышцы укрепятся, и осанка останется ровной.

В семье горбунов дети были очень ленивые. Они считали, что их спины и так красивые, поэтому не стоит прилагать лишних усилий, чтобы сделать осанку стройной.

Но однажды случилась беда. У всех детей в семье горбунов заболели спины, они не смогли встать с постели, не могли ходить в школу. Что делать? И тут они вспомнили, как стойкий оловянный солдатик приговаривал всегда: «Я позвоночник берегу... Я от болезней убегу...» И решили позвать солдатика, чтобы он помог им. Оловянный солдатик сразу же пришел к ним на помощь и дал следующие полезные советы:

  1.  Не лениться, выполнять трудовые поручения дома, в детском саду, в школе, на даче и т.д.
  2.  Ежедневно делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями.
  3.  Правильно сидеть за столом на стуле, не горбиться, не склонять низко голову.
  4.  При переносе тяжестей равномерно нагружать руки. Если носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  5.  Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  6.  При письме или чтении каждые 15-20 минут менять позу, потягиваться, двигаться, делать физкультминутку.
  7.  Если при работе приходится долго стоять, следует через 15 минут обязательно поменять позу, подвигаться, дать позвоночнику отдохнуть.
  8. Больше гулять на свежем воздухе, играть в спортивные игры: в футбол, в баскетбол, в волейбол, в теннис, в городки, кататься на велосипеде, коньках, лыжах, санках, роликах, играть с прыгалками, обручами, мячами и т. д.
  9.  Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое будет вам напоминать, какая у вас осанка.
  •  После того, как дети горбунов стали выполнять советы оловянного солдатика, произошло чудо!!! (Воспитатель показывает иллюстрацию.) Все дети выздоровели и стали действительно красивыми, стройными, подтянутыми. А главное - они перестали гордиться. Кто умеет трудиться, тот не умеет гордиться!
  •  Ребята, а давайте и мы, чтобы не забыть советы стойкого оловянного солдатика, нарисуем схематично все правила и прикрепим их в спортивном уголке и постараемся выполнять их и будем ежедневно наблюдать в зеркало за нашими спинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по фонетике для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [ч] - [т\']"

Конспект совместной образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми старшего дошкольного возраста. Проведение логопедического занятия с использованием игровой технологии и здоровьесберегающей...

Конспект студии «Веселая логоритмика» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

Тема: «В гостях у зимы» Подготовила воспитатель: Несминова Е. В.Задачи:1. Содействовать развитию двигательных, слуховых, навыков.2. Содействовать развитию  ар...

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Звуки»

Автором составлен план-конспект НОД по теме "Звуки" для детей старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

Конспект НОД по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Вода. Свойства воды»

конспект НОД создан для совершенствования представления детей о разнообразных свойствах воды. Содержит различные опыты с водой для определения ее свойств....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...