"Математика - игра"
материал по математике

Представлен опыт работы по формировани элементарных математических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika-igra1.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

по теме

«Развитие познавательных процессов у дошкольников через развивающие игры»

Выполнила: Терентьева Людмила Евгеньевна

Введение

Развивающие игры способствуют сообразительности, логики, пространственного воображения, математических и прочих способностей и приёмов мышления. При этом главное, на что обращается внимание – творчество: ребенок сам проходит через систему задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому активному мышлению.

Цель работы: формирование и развитие способностей ребенка.

Суть использования игр:

  1. Ребенок погружается в мир игры.
  2. Ребенок вовлекается в игру, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
  3. Освоив новую игру, ребенок может заниматься самостоятельно.
  4. Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
  5. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким уже сделанным заданиям или временно остановить эту игру.

Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать способ решения неизвестных ему задач, создавать новое, то есть способствовать развитию его творческих способностей.

Задачи работы:

  1. Формирование гармонично развитой личности.
  2. Развитие математических способностей детей.
  3. Развитие навыков межличностного общения, умение самостоятельно решать комплексные задачи по математике.
  4. Развитие мелкой моторики рук.
  5. Развитие памяти, мышления и внимания.

Особенности развивающих игр:

  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов и т.д.
  2. Задачи задаются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, чертежа, устной инструкции, таким образом, знакомят с разными способами передачи информации.
  3. Задачи расположены в порядке возрастания сложности.
  4. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
  5. Нельзя требовать и добиваться чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.
  6. Решение задачи представляет перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.

Дети любят играть. Они с удовольствием помногу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут…учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.

О важности использования дидактической игры в воспитании детей дошкольного возраста писали Л.И.Грехова, В.А. Дрязгунова, Г.В. Кирикэ, А.С. Макаревич, Л.П. Молодова и другие. Значение проблемы обучения в игре в познавательном процессе настолько велико, что я сочла возможным обратиться к её рассмотрению ещё раз.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра и содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность её решения. При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы, а также учитывать уровень подготовленности детей.

Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно – волевую сферу ребенка. Специфика этого компонента игры определяется возрастом дошкольников: конкретные правила, состоящие из одного – двух элементов в играх для малышей, от группы к группе усложняются, становятся более жесткими и, что очень важно, часто изменяются или дополняются новыми правилами по инициативе самих играющих.

Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоении знаний, умений и навыков. Для детей, начиная с 4-5 лет в дидактическую игру можно включать элементы состязания; при этом старшие дошкольники могут соревноваться как индивидуально, так и коллективно; порой они сами стараются придать игровым действиям соревновательный характер. Это допустимо в случаях загадывания и отгадывания, узнавания, поиска, раскладывания по порядку. Однако все без исключения игровые действия должны регулироваться правилами и ориентировать на решение конкретных задач.

Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются учебная задача, игровые правила и игровые действия.

Обучающие игры математического содержания используются педагогами, прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. Такие игры помогают осознать уникальность и неповторимость каждого объекта.

Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Работа с родителями:

  • Оформление папки – передвижки «Развивающие игры по математике»;
  • пополнение методического кабинета стихами, загадками, физ. минутками, считалками по математике;
  • открытые занятия «Счёт до 5», «Игра – путешествие»;
  • изготовление дидактических игр;
  • изготовление раздаточного материала «Геометрические фигуры».

На протяжении двух лет я работала над решением развития познавательных процессов у дошкольников через развивающие игры.

Основная цель моей работы – формирование и развитие мыслительных способностей ребёнка. В своей педагогической деятельности я использовала такие педагогические средства: специально – организованная среда; физминутки; игры (словесные и пальчиковые); работа с родителями; диагностика и контроль; папки – передвижки.

Важным моментом в работе является – предоставление возможности всем детям усвоить программу и показывать уровень развития дошкольников.

Я серьезно отношусь к знакомству ребёнка с величиной, формой, пространственными ориентировками, что является одной из сторон чувственного познания. От уровня форсированности восприятия, наглядно – действенного и наглядно – образного мышления зависит дальнейшее развитие. Мне, как педагогу интересно наблюдать, как идёт развитие ребенка, какими путями ребенок достигает цели на поставленную задачу.

Для совершенствования организации игр и упражнений, которые способствуют развитию элементарных математических представлений, я использую игры с нестандартным оборудованием (бросовый материал), открытые занятия, работу с родителями.

При таком подходе дети и родители стремятся к воспитателю, который помогает им преодолеть трудности, возникшие при освоении материала, через консультации, игры, упражнения.

Задачи на перспективу:

  • Закреплять и обогащать математические представления дошкольника;
  • Развивать умения взаимодействовать с партнёром в новой для дошкольника ситуации;
  • Помогать родителям через «включенное» наблюдение увидеть процесс математического развития собственного ребенка, оценить его достижения, коммуникативные навыки, выявить затруднения;

Перечень используемой литературы:

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Изд., Москва. 2000г.
  2. Бондаренко Т.М. комплексные занятия в средней группе детского сада. ТЦ «Учитель»: Воронеж, 2012г.
  3. Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989г.
  4. Гаврина С.Е., Кутевина Н.Л. Большой учебник для маленьких учеников. 3-4 лет.
  5. Гаврина С.Е., Кутевина Н.Л. Большая книга развивающих заданий для детей 4-5 лет.
  6. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1987г.
  7. Дъяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? М.: Просвещение 1991г.
  8. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. М.: Просвещение, 2007г.
  9. Михайлова З.А. Математика от 3 до7. Санкт – Петербург, 1999г.
  10. Пенкина О.Б., Подосенова И.П. Развиваем внимание 3-4 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по математике "Игра, как основной вид деятельности на занятии по математике"

Эта консультация для воспитателей  по программе Л.Г. Петерсон....

Конспект занятия по математике "Игра-путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по НОДОбразовательная область: Познавательное развитие Раздел: ФЭМП (математики)Тема: "Игра-путешествие в страну "Математики"(для детей 6-7лет) Итоговое занятие...

Открытое занятие в старшей логопедической группе по математике: « Игра – путешествие в страну веселой математики»

Задачи:Образовательные:-Учить решать логические задачи на смекалку, активизировать мыслительную и познавательную деятельность;-Учить различать геометрические фигуры (плоскостные и объемные); сравниват...

Конспект занятия по математике "Игра – путешествие в страну Математика"

Развивать умение понимать логическую закономерность, создавать заданную систему из чередующихся кругов трех цветов. Закрепить порядковый счет в пределах 7....

Конспект НОД по математике "Игра-путешествие в страну Математике"

Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности....

Дидактическая игра по математике "Играем с бабушкой Агафьей"

Игра построена на общем сюжете - помощь бабушке, способствует формированию элементарных математических представлений дошкольников старшего возраста, предназначена для индивидуальных и подгруповых заня...

ООД в старшей группе по математике «Игра-путешествие в страну Математику»

ООД в старшей группе по математике «Игра-путешествие в страну Математику»...