Нарушение зрения у детей
учебно-методический материал

Систематическое проведение профилактических и оздоровительных упражнений для глаз способствует укреплению глазных мышц, снятию напряжения. Глаза получают возможность свободно двигаться. При ежедневном их выполнении глазные мышцы надолго сохраняют эластичность и гибкость. Упражнения для глаз активизируют их кровоснабжение и способствуют поступлению кислорода. Наблюдается заметное улучшение зрения. Активизируется и развивается зрительная система.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_zreniya_u_detey.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение зрения у детей. 

           Основные зрительные функции и их нарушения.

 С каждым годом растет количество детей, имеющих различные нарушения развития. 90% информации об окружающем мире получает ребенок благодаря зрению. Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Дети испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве. У детей с нарушением зрения наблюдается низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. При дефектах зрения главным условием развития внимания является активное участие детей в любом виде деятельности (учебной, игровой, трудовой, умственной). Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо.

В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения. К основным функциям зрения относятся: острота зрения, цветораз-личение, поле зрения, характер зрения и глазодвигательные функции. Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.

Нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

Нарушения функции цветоразличения обусловливают возникновение трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.

Наличие нарушений функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамич-ность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.

Нарушение бинокулярного характера зрения,приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый объект как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.

Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия. 

Под влиянием различных причин могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций.

В настоящее время растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.

Когда нужно проверять зрение ребенку?

Родители должны знать, что дети не всегда в состоянии сами заметить отклонения в зрении. Поэтому важно обращать внимание на косвенные проявления поведения ребенка, которые могут указывать на наличие отклонений зрительной системы: прищуривание одно глаза, слезотечение, повышенную светочувствительность, потерю концентрации внимания, трудности чтения или попытки приблизить рассматриваемый предмет очень близко к глазам.

Первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца. Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения. Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе. Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста.

Дети с нарушением зрения могут посещать специализированные детские сады. Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушениями зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения, а так же успешную подготовку детей к школе. Все виды коррекционной работы пронизаны задачами лечебного процесса. Знание зрительных возможностей ребёнка позволяет педагогу целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия для закрепления результатов восстановительного лечения.

Поэтому так важна для детей с нарушениями зрения помощь специалистов, в первую очередь, тифлопедагога.

Схема построения занятий тифлопедагога включает в себя релаксационные упражнения, элементы психогимнастики, игровые приемы, физминутки с упражнениями для глаз, малоподвижные игры. Это позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что у детей с нарушением зрения неустойчивая психика, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость.

Обязательной частью любого занятия с детьми с недостатками зрения является проведение физминуток, во время которых необходимо проводить специальную гимнастику глаз — взоротерапию, время от времени надо отвлекать детей от работы переключением их зрения с близкого расстояния на далекое — дать отдых глазам.

Простые и интересные упражнения гимнастики для глаз развлекут малыша, и позволят ему и родителям не беспокоиться о проблемах зрения. Главное, чтобы занятия были регулярными, хотя бы раз в сутки.

Но для некоторых деток лечебная гимнастика это обязательное лечебное средство. К примеру, детям, которые только готовятся поступать в школу, прописывают гимнастику для глаз. Это делается для того, чтобы детские глаза смогли привыкнуть к постоянным школьным нагрузкам. Также гимнастику могут назначить в следующих случаях:

  • Жалобы ребенка на усталость глаз;
  • При частом использовании ребенком, компьютера, смартфона, телевизора и других гаджетов;
  • При возможности передачи наследственных заболеваний от родителей;
  • При тяжелых внутренних заболеваниях;
  • Дальнозоркость или близорукость.

Чтобы гимнастика для глаз для ребенка была увлекательным занятием нужно придумывать интересные задания, которые не наскучат ребенку. К примеру, можно найти специальные стихи для тренировки глазных мышц. Дети повторяют все то, что написано в стишке. Такие упражнения полезны еще и тем, что тренируют память.

Методика профессора В.Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости. Слежение глазами по заданной траектории.

Тренажеры «Маршруты глаз»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений зрения у детей

Несколько простых рекомендаций для того, чтобы у детей не было проблем со зрением....

Нарушения зрения у детей и подростков: причины, классификация, особенности психического развития и специального обучения.

В статье проведен краткий анализ офтальмологической тифлопедагогической литературы по теме "Нарушения зрения у детей и подростков: причины, классификация, особенности психического развития и специальн...

Консультация для родителей "Профилактика нарушений зрения у детей"

Данный материал будет полезен для родителей....

Конспект НОД с детьми средняяя группа с нарушением зрения "Пейте дети молоко - будете здоровы"

Конспект НОД с детьми с нарушением зрения  средняя группа "Пейте дети молоко - будете здоровы" здоровьесберегающие, игровые технологии....

Использование здоровьесберегающих технологий в профилактике нарушения зрения у детей.

В ДОУ одной из задач здоровьесбережения является охрана и гигиена зрения.Педагогам необходимо обеспечить оптимальные условия для деятельности глаз, которые будут способствовать общему развитию, повыша...

Памятка для родителей "Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста"

Памятка для родителей "Гимнастика для глаз, как средство профилактики нарушений зрения у детей старшего дошкольного возраста"...