Музыкально-оздоровительная работа в доу
методическая разработка (подготовительная группа)

Щинова Елена Анатольевна

Музыкально-оздоровительная работа в доу

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОУ

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.

Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Музыкально - оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.

Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи:

- Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и её грамматический строй.

- Формировать начала музыкальной культуры.

- Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

-Создавать предметно - развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:

- Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.

- Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом яко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры.

- Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного края; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

-С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Музыкально – оздоровительная работа в детском образовательном учреждении – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их  психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:

- Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

- Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

-Повышение уровня речевого развития.

- Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)

- Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.



Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

        При разучивании песен на музыкальных занятиях педагогам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.

        Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях.:

- Развивать певческие способности детей.

- Формировать артикуляцию различных звуков.

- Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.

- Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ.

- Развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание.

- Развивать чувство ритма.

- Учить детей правильно расставлять акценты при пропевании, слов, фраз.

- Совершенствовать пространственное ориентирование в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

        Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада с использованием игрушки «Ротик», иллюстраций, электронных презентаций, стихотворений, игрушек, с помощью варежек в форме язычка (их надевают и педагог, и ребенок; рука и язык выполняют синхронные движения).

        Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная ( ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком продолжается не более 2-3 минут, чаще перед пением.

        При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Например: «Сегодня наши язычки – веселые котята, которые любят прыгать, играть в прятки» и т.д. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и педагог во время проведения артикуляционной гимнастики должны располагаться перед настенным зеркалом или использовать небольшие зеркальца с удобной ручкой, тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

        В процессе выполнения артикуляционных упражнений педагогам необходимо следить за точностью выполняемых ребенком движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица и, самое главное, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

КОТИК РЫЖИК

(комплексы артикуляционной гимнастики)

Утро с котиком Рыжиком

Котик Рыжик утром встал,

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево –

Чистим зубки мы умело.

Пополощем ротик,

Как чистюля Котик.

Рыжик наш расческу взял

И причесываться стал.

Мы за ним не отстаем –

Все покажем язычком.

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Рыжик спинку выгибает,

Рыжик спинку прогибает.

А теперь язык наш – мяч.

Начинаем футбольный матч!

Гол забили мы! Ура!

Вот и завтракать пора:

Котик нам напек блины,

Со сметаною они.

Как сметану любит Котик?

Оближи скорее ротик.

А теперь чаек попьем,

Чай мы в чашечку нальем.

Рыжик сыт, Рыжик рад!

Рыжик любит всех ребят!

Дети потягиваются.

В улыбке открыть рот и кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними зубами 5-6 раз.

Имитация полоскания рта.

В улыбке закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад.

Улыбка, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать под счет до восьми.

Открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет  до пяти.

Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, затем нижнюю губу.

Улыбнуться, открыть  рот, высунуть язык и тянуть его к носу, загибая боковые стороны язычка в виде чашечки.

Ритмично хлопать в ладоши.

КОТИК РЫЖИК В ДЕТСКОМ САДУ

(Комплекс артикуляционных упражнений)

Котик Рыжик стал скучать –

Не с кем дома поиграть.

Чтоб друзей себе найти,

Надо в детский сад пойти!

Рыжик лапки причесал

Язычком их облизал,

Влево-вправо потянулся

И конечно, улыбнулся.

Мяу! Мяу! Малыши!

Веселимся от души!

Мы достанем с верхней полки

Наш веселый, звонкий мяч.

Покатаем мяч по полю,

А потом помчимся вскачь!

Круглый обруч мы возьмем

И крутить его начнем.

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки!

Рыжик целый день играл,

Только к вечеру устал.

Дома на кроватке

Спит котенок сладко.

Дети зевают.

Улыбаются.

«Протаскивают» язык между зубами вперед-назад.

Облизывают рот по часовой стрелке.

Сильно высовывают язык то вправо, то влево.

Улыбаются.

Хлопают в ладоши.

Тянут кончик языка вверх к носу.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики»

Быстрые движения кончиком языка вверх-вниз.

Округляют рот, словно произнося букву «о».

Показывают язык, затем быстро прячут его за зубы – несколько раз.

Дети потягиваются.

Дети кладут голову на сложенные ладошки. 

ЖАБА КВАКА

(комплекс упражнений для мышц мягкого неба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко-сладко позевала.

Травку сочную сжевала

Да водички поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а! Квэ-э-э! Ква-а-а!»

Жизнь у Кваки хороша!

Дети зевают.

Имитируют жевательные движения, глотание.

Произносят звуки отрывисто и громко.

В ЗИМНЕМ ЛЕСУ

(логоритмическое занятие для детей 5-6 лет)

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. За окном лежит белый пушистый снег, мороз щиплет щечки. А у нас в детском саду тепло и уютно. У меня сегодня такое хорошее настроение! Очень хочется поделиться им с вами.

        Валеологическая песня-распевка по выбору музыкального руководителя.

Музыкальный руководитель. Ребята, скоро Новый год. Что нам нужно приготовить для праздника?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель. Игрушки для елочки и украшения для зала мы можем сделать сами. Но где же нам найти елочку? Придумала! Отправляемся в зимний лес.

Динамическое упражнение

 «Мы на лыжах в лес идем»

(модель В. Ковалько)

Мы на лыжах в лес идем,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Вверх потянулись,

Всем улыбнулись.

Дети машут руками, словно работают лыжными палками.

Вращение туловищем вправо и влево.

Подскоки на правой ноге.

Подскоки на левой ноге.

Бег на месте.

Прыжки на месте на обеих ногах.

Музыкальный руководитель. Вот мы и пришли на лесную полянку. Вокруг снег лежит да мороз трещит. Замерзли?

Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся»

Сильный мороз

Заморозил наш нос.

Носик погреем,

Подышим скорее.

Отогрели нос,

А подбородок замерз.

Ладошки погреем –

Дышим веселее!

Мерзнут ножки наши?

Весело попляшем!

Вдох через нос, шумный выдох в ладошку, которой прикрыто лицо.

Глубокий вдох через нос, втянуть нижнюю губу под верхнюю, длительно бесшумно подуть вниз на подбородок.

Выдох на ладошки, произнося слог «фа».

Дети выполняют приседания,

Произнося слог «ух».

Музыкальный руководитель.

                Налетел вдруг ветерок –

                Шаловливый паренек.

                Снежинки в небо он поднял

                И с ними вальс затанцевал.

Контрастное слушание музыки «Ветерок и снежинки»

Во время звучания стремительной музыки «Зима» А. Вивальди мальчики – «ветерки» легко бегают врассыпную по залу с голубыми султанчиками в руках и произносят: «ш-ш-ш». При смене музыкального материала на нежный «Вальс» Е. Доги мальчики «замирают», а девочки-«снежинки» импровизируют танцевальные движения с легкими белыми шарфами в руках.

Музыкальный руководитель.

                Все летали, все кружились

                И на землю опустились.

                Мы присядем на пенек,

                Разомнем свой язычок.

Комплекс артикуляционных упражнений «Котик Рыжик зимой».

Раз-два-три-четыре-пять,

Будем с Рыжиком гулять!

Раз-два-три-четыре,

Рот откроем мы пошире.

Пожевали,

Постучали

И с котенком побежали.

Кот снежинки ртом ловил,

Влево, вправо он ходил.

Скучно Рыжику, ребятки!

Поиграем с ним мы в прятки.

Рыжик прятаться устал,

Рыжик – ух! – сердитым стал.

Мы погладим котика,

Все покажем ротиком.

Широко раскрыть рот, подержать открытым несколько секунд.

Жевательные движения с закрытым ртом.

Постучать зубами.

Движение языком вперед-назад.

Ловить ртом воображаемые снежинки.

Движение языком вправо-влево.

То втягивать губы внутрь рта, то высовывать вперед узкий напряженный язык.

Выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

Упражнение «Расчесочка»

 Музыкальный руководитель.

                Пускай снегами все заносит,

                Пускай лютуют холода,

                Зима меня не заморозит,

                Не напугает никогда!

                                Н. Бакай

        

Речевая игра со звучащими жестами «Ты,мороз»

(модель Т. Тютюнниковой)

Ты мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уноси с собой.

А мы саночки возьмем

И на улицу пойдем.

Сядем в саночки-самокаточки!

С горки

Упали!

От мороза убежали!

Дети идут в круг, грозят пальцем.

Показывают двумя руками «нос».

Ладошками «отгоняют» мороз.

Кружатся вокруг себя, притопывая.

Бегут по кругу друг за другом, потирая ладошками.

Останавливаются, поднимают вверх руки.

Резко приседают, опуская руки.

Разбегаются. «Мороз» (один из детей) догоняет.

Музыкальный руководитель.

                Мороз приходил,

                Нам сказку подарил.

                Её не только мы расскажем,

                Мы ручками ее покажем.

Пальчиковая сказка «Рукавичка»

Из-за леса, из-за гор

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил –

Рукавичку обронил.

Мышка по полю бежала,

Рукавичку увидала.

- Кто, кто здесь живет?

Мышку здесь никто не ждет?

Стала жить поживать,

Звонко песни распевать.

Зайка по полю бежал,

Рукавичку увидал.

- Кто, кто здесь живет?

Звонко песенку поет?

Мышка зайку пригласила,

Сладким чаем напоила.

Зайка прыг, зайка скок,

Вкусных пирогов напек.

Как по полю шла лисичка,

Увидала рукавичку.

- Кто, кто здесь живет?

Звонко песенку поет?

И лисичку пригласили,

Пирожками угостили.

Стала жить там поживать,

Пол метелкой подметать.

Мишка по полю гулял,

Рукавичку увидал.

- Кто, кто здесь живет?

Звонко песенку поет?

Звери испугались,

В страхе разбежались.

Дети шлепают ладошками по коленям.

Показывают обратную сторону ладони с вытянутым вверх большим пальцем – жест «Рукавичка».

«Бегают» пальчиками одной руки по другой руки.

Жест «Рукавичка»

Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Грозят пальцем.

Хлопки.

Жест «Зайчик».

Жест «Рукавичка»

Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Хлопки.

Зовут, жестикулируя правой рукой.

Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в виде чашечки.

«Пекут» пирожки.

Мягкие движения кистями рук.

Жест «Рукавичка»

Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Хлопки.

Мягкие движения кистями рук.

«Пекут» пирожки.

Движения руками влево-вправо.

Стучат кулачками по коленям.

Жест «Рукавичка»

Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Хлопки

Сжать пальцы рук в «замок»

Развести руки в стороны.

 Музыкальный руководитель. Грустно стало Мишке. Он так хотел пирожки попробовать! Ребята, а с какой начинкой вы любите пирожки?

Коммуникативная игра «Пирожки»

Испекли мы пирожки

С разною начинкой:

С капустой пирог,

С морковкой пирог,

Со свеклой пирог…

И т. д.

Дети стоят в кругу и «лепят» пирожки.

Дети передают «пирожок» друг другу в руки, называя начинку, стараясь не повторяться.

Музыкальный руководитель. Вот какие бывают пирожки! Но наш Мишка все ещё грустный. Как его развеселить?

Ответы детей.

- Предлагаю не скучать, а с медведем поплясать.

                        Улыбнулись,

                        Покружились

                        И в зверяток превратились!

Парная пляска «На лесной полянке»

  1. На полянку прибежали (Дети бегут по кругу парами)

Мишки и зайчата.

Праздник весело встречают

Шустрые зверята.

ПРИПЕВ:

        За лапку, за лапку. (берутся за ручки и качают ими)

        За лапку берись.

        Зайчонок и мишка  (Лодочка)

        Скорей покружись.

  1. Лапками захлопали, (хлопают)

Хлопай веселей!

Ножками затопали, (топают ногой)

Топай посильней!

ПРИПЕВ:

  1. Хватит, хватит, мы устали, (присаживаются на корточки)

Будем отдыхать.

Отдохнем и снова станем (постепенно поднимаются)

Весело плясать.

ПРИПЕВ:

                        Е. Гомонова.

Музыкальный руководитель. С мишкой мы поплясали, теперь с зайками поиграем.

Игровой массаж тела «Зайка»

Зайка белый прибежал

И по снегу прыгать стал.

Прыг-скок, прыг-скок!

Непоседа наш дружок.

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет:

Бум-бум-тра-та-та!

Зимой погода – красота!

А в лесу такой мороз!

Зайка наш совсем замерз.

Лапками – хлоп-хлоп!

Ножками – топ-топ!

Носик – трет-трет-трет,

Ушки мнет-мнет-мнет.

Прыгай выше, зайка,

Зайка-попрыгайка.

Дети легко постукивают пальцами по ступням ног.

Дети шлепают ладошками по коленям.

Дети хлопают ладошками по плечам.

Хлопают в ладоши.

Топают.

Поглаживают крылья носа.

Пощипывают ушки.

Легкие прыжки.

Музыкальный руководитель. Зайка, зайка подскажи: где нам елочку найти?

Игрушечный зайка «шепчет» на ухо музыкальному руководителю.

Музыкальный руководитель. Зайка говорит, что нужно позвать Снегурочку.

Дети. Ау-у! ау-у! Снегурочка!

Снегурочка (выходит из домика). Иду, иду. Кто звал меня? Ребятки, как вы попали в зимний лес?

Музыкальный руководитель. Снегурочка, нам очень нужна елочка. Без нее у детей праздника не будет.

Снегурочка. Хорошо, подарю вам елочку, только сначала поиграйте со мной.

Упражнение «Снеговички и Сосульки» на развитие выразительности речи, мимики и движений.

Музыкальный руководитель. Встретились однажды во дворе Толстячки-Снеговички и Сосульки-Худышки.

Удивились Сосульки:

«Ах, какие вы толстые!»

Рассердились Снеговички:

«Не такие уж мы и толстые!»

Еще больше удивились Сосульки:

«О, да вы еще и сердитые!»

Еще больше рассердились

Снеговички:

«У-у-у! Мы действительно сердитые!»

Сморщили нос Сосульки:

«Фу! Не хотим с вами разговаривать!»

Скривили губы Снеговички:

«Пф! Ну и не надо».

Дети смотрят подняв брови и широко открыв глаза.

Хмурят брови, морщат губы, смотрят сердито.

Округляют губы (как буква «о»), поднимают брови.

Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.

Морщат нос, произносят слова с недовольством в голосе.

Изображают на лице возмущение, кривят уголки рта.

Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись.

Добро и дружба всегда побеждают!

Снегурочка. Молодцы, ребята! Дарю вам елочку зеленую – самую красивую и пушистую.

Музыкальный руководитель. Спасибо, Снегурочка, нам с ребятами в детский сад уже пора – елочку наряжать, зал украшать да к празднику готовиться. До свиданья, Снегурочка!

        



Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ.

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном зале, на спортивной площадке и всей территории ДОУ.

Условия ДОУ для развития музыкальных т творческих способностей детей, укрепления и психофизического здоровья.

Помещения

Процессы

Участники

Музыкальный зал

Утренняя гимнастика.

Музыкальные занятия.

Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением.

Индивидуальные занятия.

Праздники, досуги, развлечения.

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Групповая комната

Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках.

Индивидуальная работа с детьми.

Дети, воспитатели, музыкальный руководитель.

Территория детского сада

Праздники, развлечения.

Музыкально-физкультурные праздники.

Спортивные праздники и развлечения.

Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, родители

Помещения ДОУ оснащаются соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим  требованиям.

Гигиенические требования к музыкальному залу:

- В ДОУ должен быть просторный музыкальный зал для музыкальных занятий и проведения праздничных утренников, развлечений и т.д.

- Занятия и мероприятия в музыкальном зале организуются не более чем для двух групп детей.

- Полы в зале должны быть гладкие, нескользкие, плотно пригнанные, без щелей и дефектов.

- Стены музыкального зала гладкие и имеют невоспламеняемую отделку светлых тонов, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.

- Помещение должно регулярно проветриваться в отсутствие детей, тщательно убираться 2 раза в день влажным способом.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ.

1-й этап

Организационный

Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий.

2-й этап

Диагностический

Выявление начального уровня развития музыкальных особенностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье.

3-й этап

Практический

Перспективное планирование музыкальных занятий с учетом результатов диагностики. Разработка цикла музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических песен, пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплексов игрового массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений.

4-й этап

Обобщающий

Исследование результатов практической деятельности.



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий.

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос  пению.

Дыхательная гимнастика.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции – в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В ДОУ музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления рупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами ДОУ в течение всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями по вопросам музыкально-оздоровительной работы ДОУ

Планирование на год . Взаимодействие музыкального руководителя и родителей по вопросам музыкально - оздоровительной работы....

Музыкально-оздоровительная работа. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности."

Данная презентация может использоваться на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах-практикумах....

«Интеграция и реализация физкультурно-оздоровительной и музыкально- оздоровительной работы в дошкольных организациях ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспита...

Инновационные формы и технологии музыкально- оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ

Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми в ДОУ...

Музыкально – оздоровительная работа на музыкальных занятиях в ДОУ

Музыкально  - оздоровительная деятельность  на музыкальных занятиях  - это организация педагогического процесса ,направленного на  развитие музыкальных и творческих способнос...

ДОКЛАД по теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

ДОКЛАДпо теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»...