Совместная работа педагога и семьи по реализации здоровьесберегающих проектов в группе раннего возраста
статья

Померанцева Елена Леонидовна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balykina_yum_pomerantseva_el_almanah_2019.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа педагога и семьи по реализации здоровьесберегающих проектов в группе раннего возраста

Балыкина Юлия Михайловна, воспитатель,

Померанцева Елена Леонидовна, старший воспитатель,

ГБОУ ООШ № 20 СП «Детский сад «Василек» г.о. Новокуйбышевск

446205Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Егорова 10 Б,

Телефон авторов: 89277362537 89277174089

e-mail авторов: balykinau@mail.ru, Elpomeranzewa@mail.ru

В современном обществе работа по сохранению и укреплению  здоровья детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется тем, что в настоящее время предъявляются высокие требования к условиям содержания детей.

Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать у детей разумное отношение к своему организму, приучать вести здоровый образ жизни с раннего детства. В раннем возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Одним из условий полноценного развития детей раннего возраста является высокий уровень здоровья, но в настоящее время в связи со сложившейся экологической ситуацией, неблагоприятными наследственными факторами наблюдается тенденция к увеличению детей раннего возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

В детский сад все больше приходит детей с ярко выраженной гиперактивностью. Кроме того, с каждым годом увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями. В век развития телевидения и компьютеризации взрослые стали меньше общаться с детьми. Не секрет, что многие родители предпочитают, чтобы дети сидели у телевизора и компьютера, смотрели мультфильмы, лишь бы не отвлекали. Результат – у детей низкий уровень  двигательной активности, и как следствие, преобладает капризность, повышенная утомляемость, частые простудные заболевания.

В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения встала проблема по реализации комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

 Для решения этой задачи в дошкольном образовательном учреждении внедряются различные здоровьесберегающие технологии, при которых  пространство рассматривается как гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания, благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Особенно актуальна, на наш взгляд, эта проблема для воспитателей, работающих в группах для детей раннего возраста в период адаптации малышей к детскому саду. Так как в это время на фоне психологического стресса происходит ослабление иммунной системы ребёнка, что приводит к резкому повышению заболеваемости и удлинению периода адаптации детей к детскому саду.

Поступление в детский сад – это всегда волнительно для родителей, и стресс для ребенка. Переживание и тех и других можно смягчить, если к этому подойти грамотно.

Адаптационный период детей раннего возраста чаще всего проходит в летний период. Работая с ранним возрастом, педагоги неоднократно сталкивались с тем, насколько болезненно для некоторых малышей проходит привыкание к детском саду. Детям необходимо приспособиться к совершенно иным для них условиям, чем те, к которым они привыкли в семье.

Из практики можем сказать, что этот период легче проходит в летнее время на свежем воздухе. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для укрепления здоровья и способствует их физическому развитию. Прогулка является одним из наиболее эффективных режимных моментов для снятия эмоционального напряжения у малышей. Она способствует повышению устойчивости и выносливости детского организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулка с детьми раннего возраста проводится в любую погоду, за исключением температуры воздуха ниже -15 градусов и сильного ветра или неблагоприятных погодных условий (проливной дождь, гололедица и т.д.). В структуру прогулки обязательно включаются подвижные игры с повышенной и малой двигательной активностью.

Для комфортного самочувствия детей в нашем детском саду «Василек» стали традиционными игровые проекты, основной целью которых является организация активного отдыха детей (малышей) на прогулке в разное время года с использованием сезонного оборудования.

Например, спортивно-игровое оборудование «змейка» зимой превращается в горку, песочница – в избушку, берлогу или корабль.  На протяжении ряда лет педагогами реализованы такие проекты, как «Зимние спортивные сказки «Василька» (подпроект нашей группы  «Весёлый ловкий Колобок» с целью повышения двигательной активности детей раннего возраста на зимнем участке), «В поисках клада волшебницы Зимы», «Цветик-семицветик или кругосветное путешествие по странам и континентам» (маршрутная игра нашей группы  «Русская горка» с целью создания условий для познавательно-активной прогулки малышей), «Летние цветочные сказки «Василька» (подпроект нашей группы с целью знакомства детей с цветком «Анютины глазки» через сказочную историю), «Экологическая тропинка» подпроект нашей группы «В гостях у Пчелки Жу-жу»).

Пусть вас не смущают некоторые названия, кажущиеся не по возрасту. Поясняем, что в рамках общих проектов каждая группа разрабатывает подпроект по своей возрастной категории детей. В каждом проекте есть сказочные персонажи прогулки: веселый ловкий Колобок, труженица Пчелка Жу-жу, животные русского леса Зайка, Медведь, Лиса, Цветы Анютины глазки. Они каждый день встречают малышей, играют с ними и знакомят с сезонными изменениями на участке.

Поскольку проектная деятельность в группе раннего возраста осуществляется только через родителей, педагог поставила задачу – создать оптимально комфортные условия для  детей в адаптационный период через максимальное вовлечение семей в проектную деятельность. В рамках вышеуказанных проектов были разработаны авторские сказки и, благодаря новым персонажам, ежегодно  благоустраивался участок.

Нарядный, хорошо эстетично оформленный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку. Достаточное количество игрового материала делает прогулку более насыщенной и интересной. Увлеченные познавательно-игровой деятельностью, малыши постоянно находятся в хорошем настроении, с радостью откликаются на предложения взрослого поиграть.

На хорошо оформленном участке дети чувствуют себя комфортно, родители видят это и  осознают свою роль в воспитании, образовании, а также сохранении и укрепления здоровья  их ребенка. Вновь, прибывших родителей педагоги, обязательно, знакомят с летописью группы (фото и видеоматериалы), и большинство из них, видя результаты уже проделанной работы, активно включаются в образовательный процесс, оказывая помощь в изготовлении атрибутов, необходимых пособий, оформления игрового оборудования и др.

Реализация игровых проектов способствует сплочению и становлению партнерских, доверительных отношений между детским садом и семьями воспитанников, тем самым способствует легкому адаптационному периоду в детском саду и снижению заболеваемости малышей.

Экологическая тропинка «В гостях у Пчёлки Жу-жу»

Цель: формирование первоначальных экологических представлений у детей раннего возраста на прогулке

Задачи:
1.   Приобщать детей раннего возраста к восприятию мира природы
2.   Формировать у детей познавательную активность в процессе игровой деятельности в зоне экологической тропы
3.  Содействовать проявлению у детей заботы о растениях и животных. Привлекать детей к участию по уходу за ними.

  Правила поведения на экологической тропинке 

1. Поздоровайтесь с Хозяйкой тропы – Пчёлкой Жу-жу!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы.  Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Нельзя  срывать растения, ломать ветки,  ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропинке можно наблюдать  за растениями, насекомыми, любоваться ими и размышлять.

6. С тропинки нельзя уносить  творения природы: красивые камушки, цветы и т.п.

7. С тропинки можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Гости, здравствуйте, родные,

Рада я вас здесь встречать.

Экологию участка будем вместе изучать!

Я – медовая пчела, а зовут меня Жу-жу. 

К вам не случайно прилетела, я вам много расскажу.

Я искала всюду место, оглядела все кругом.

И решила здесь остаться и подружек пригласить.

Будем вместе развиваться, над цветочками кружить.

 Посмотрите, их здесь столько просто не пересчитать.

Соберем пыльцу в ведерко, цветочки надо опылять.

Дарить нам красоту – не малость, но скажу вам наперед,

Чтобы легче нам дышалось, цветы дают нам кислород. 

Ой, а что же за жучок прилетел  так ловко?

Спинка красная в горошек – Божия коровка!

Неспроста она в цветочках, у  любого ты спроси.

Защищает их коровка от вредительницы-тли. 

Вот и ёлочка ветвистая - Иголочки вперед.

Чтоб для нас был воздух чистым,

Выделяет кислород. 

Это что за домик чудный? Слава чудо – мастерам!

Мы в него заглянем дружно, кто же проживает там?

Как здесь много пчел живет! Ульем дом зовется.

Пчелки делают здесь мед, липовый, цветочный.

И для взрослых, и для малых мед всегда полезен.

Золотистый, ароматный лечит он болезни.

Ну, а мы болеть не будем, бравые ребятки?

На веранде игровой поиграем в прятки.

Вот на стенке снова дом и кормушка рядом.

Поселились птички в нём, и вы, конечно, рады!

Есть теперь у вас работа, не придется вам скучать.

Проявлять свою заботу – корм в кормушку подсыпать.

Ну, и птички, несомненно, всех вас отблагодарят,

Будут радовать вас пеньем, насекомых поедать.

 

А вот болотная певица и моя подружка.

Большеглаза, большерота лягушка-поскакушка.

Вы ее поберегите, польза от нее видна,

Ведь от маленьких вредителей защищает вас она. 

Экологии тропинка к кораблю нас привела.

Здесь  кончается работа, здесь кончаются дела.

Зона отдыха, ребята, здесь в прохладе, в тишине,

Мы послушаем загадки и дадим ответы мне.

«По чему плывёт кораблик? Что вокруг бурлит всегда?

Это чистая, прохладная, полезная – (вода)»

Вот причалил наш кораблик к берегам песочным.

Здесь ведерки, формы, грабли и лопатки точно!      

Что же делать с этим нам?  Не решиться сразу.

А давайте-ка, ребята, развивать фантазию.

Можем мы построить замок. Можем пирожки испечь.

Можем сами изготовить мы ракету и взлететь.

Можем торт, а в нем – цукаты, сами вкусные запечь. 

Можем многое, ребята,  стоит только захотеть!

Наблюдаем, пробуем, играем, фантазируем, а точнее говорим –

Экспериментируем!

Ну, а я прощаюсь с вами, и хочу вам всем сказать: «Вы природу, ребятишки, постарайтесь защищать».

 Я и вы – теперь  друзья. Друг без друга нам нельзя!

Так давайте дружно жить и друг другом дорожить!

Список используемой литературы:

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2015.
  3. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). - Ростов н/Д: Феникс, 2017.
  4. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2016.
  5. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников. // Дошкольное воспитание, 2015.
  6. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015
  7. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017.