НОД «Чистота – залог здоровья!»
опыты и эксперименты (младшая группа)

Михайлова Татьяна Александровна

Методическая разработка социально - педагогической направленности,  область Познавательное развитие, для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mihaylova_t.a._metodicheskaya_razrabotka_nod.doc104.5 КБ
Microsoft Office document icon mihaylova_t.a._foto.doc2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад с. Бакчара»

Методическая разработка НОД

по познавательному развитию,

социально - экологической направленности.

«Чистота – залог здоровья!»

Участники:

Дети 2 младшей группы (3 -4-х лет)

Автор:

Михайлова Татьяна

Александровна,

воспитатель

Бакчар 2019г.

Содержание

  1. Введение ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- с.3
  2. Основная часть----------------------------------------------------------------------------------------------------------------- с.3 - 10

- Цель___________________________________________________________________________________________________ с.3

- Задачи_________________________________________________________________________________________________ с.3

- Словарная работа_______________________________________________________________________________________ с.3

- Интеграция образовательных областей___________________________________________________________________ с.3 - 4

- Предшествующая работа________________________________________________________________________________ с.4

- Методы и приёмы_______________________________________________________________________________________с.4

- Материал и оборудование________________________________________________________________________________с.4

- Предполагаемый результат______________________________________________________________________________ с.4

- Технологическая карта НОД_____________________________________________________________________________с.5 - 10

 

     3. Заключительная часть--------------------------------------------------------------------------------------------------------с.10

         

            - Вывод________________________________________________________________________________________________ с.10

         

             - Литература___________________________________________________________________________________________ с.10

1 Введение

   Проблема экологического воспитания детей была и остаётся одной из злободневных проблем. Особую актуальность она приобрела в наши дни, в дни технического прогресса и всеобщей компьютеризации. Дети мало общаются с природой, поэтому не замечают её красоты и многообразия. Природа – это материя, которую можно увидеть услышать и принять детской душой. В период дошкольного детства закладываются основы духовных качеств человека, происходит становление его как личности, формируются зачатки экологической культуры и социальной значимости. Поэтому очень важно именно в дошкольный период пробудить в ребёнке желание познать секреты природы, привить любовь к ней и научить созидать, а не разрушать.

  Чтобы этот процесс для ребёнка стал интересным, незабываемым и понятным я стала включать в непосредственно образовательную деятельность современные технологии,  методы и приёмы обучения: экспериментально-исследовательскую  деятельность, мнемотаблицы, логоритмику и т.д. Дети с большим желанием участвуют в таких мероприятиях образовательного характера и поддерживают интерес к происходящему на протяжении всей деятельности.

  У ребят формируются такие  интегративные качеств как любознательность, познавательная активность, самостоятельность, настойчивость, а также зачатки социальной культуры и социальной зрелости.

2.Основная часть

Цель: Формирование первичных экологических знаний детей о природном явлении дожде и значение воды в жизни человека и природы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с процессом образования природного явления – дождь.
  2. Воспроизвести  в памяти детей уже известные свойства воды: цвет, вес, температура.
  3. Уточнить знания о значении воды в природе и жизни человека.

Развивающие:

  1. Развивать умение действовать по заданному алгоритму вместе с взрослым.
  2. Развивать познавательную активность, в процессе экспериментирования.
  3. Обогащать словарный запас детей
  4. Активизировать речевую активность

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей культурно – гигиенические навыки, желание быть чистым, аккуратным.
  2. Закреплять навыки порядка действий при умывании.
  3. Уточнять предназначение и значимость туалетных принадлежностей (мыло, полотенце)
  4. Воспитывать бережное отношение к воде.
  5. Видеть красоту природных явлений – непосредственно дождя.

Словарная работа: облако,  туча;  тяжёлая,  лёгкая;  холодная, горячая, тёплая;  микробы; капля  -  капли - капельки;  дождь – дождик.

Интеграция образовательных областей:

  1. Познавательное развитие.

- формирование целостной картины мира, расширение представлений о природных явлениях (дождь, лужи), о здоровье человека.

     2. Социально – коммуникативное развитие.

-Закрепление элементарных общепринятых норм и правел поведения в быту и общественной жизни. Развитие желания доверительного общения со сверстниками и взрослыми.

     3. Речевое развитие.

- Формирование навыков речевого общения в бытовых ситуациях. Обогащение активного  словаря детей. Развитие  умения  составлять рассказ с помощью мнемотаблицы.

4. Физическое развитие.

- Развитие мелкой и крупной моторики детей. Закрепление гигиенических навыков, формирование предпосылок к потребности в здоровом образе жизни.

      5. Художественно – эстетическое развитие.

- Развитие умений видеть прекрасное в природе и природных явлениях.

Предшествующая работа:

Опыты с водой: «Свойства воды»; наблюдения за небом, облаками, тучами, дождём из окна группы,  лужами; дидактическая игра «На что похоже облако?»; чтение произведений: А. Барто «Девочка чумазая»,  К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе». Беседы: «Помощница вода», «Кто пьёт водичку?»  по содержанию прочитанных произведений.

Методы и приёмы:

   Логоритмика, сюрпризный момент «Приход бабушки Федоры», экспериментальная деятельность для наглядности: «Превращение облака в дождевую тучу», «Мыло – враг микробам»,  Игровая разминка  «Где живёт дождь», Игра «Капля раз…»,  мнемотаблица  «Формирование  гигиенических навыков», художественное слово, беседа с детьми.

 Материал и оборудование:

По количеству детей: губки для мытья посуды синего цвета, по 2  тарелочки с водой, ватные палочки, чашечка с жидким мылом, салфетки.

1 таз с тёплой водой, 1 таз с холодной водой, перец,  2 полотенца, жидкое мыло, мнемотаблица «Формирование гигиенических навыков», магнитная доска, Кукла – бабушка Федора, запись разминки «Малышарики»,

Предполагаемый результат:

- Называют основные свойства  воды и её значение в жизни природы и человека.

- Понимают простейший механизм образования дождя как природного явления.

- Желают соблюдать правила личной гигиены и испытывают потребность в здоровом образе жизни.

- Задают вопросы взрослым, по интересующим их темам, стремятся узнать новое, пытаются искать информацию путём наблюдений, опытов, экспериментов.

-Испытывают потребность в оказании помощи, нуждающимся в ней.

Технологическая карта НОД

Этап НОД

Структурные компоненты

деятельности

Ход НОД

Цель

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

2.

3.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1.

2.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ритуал приветствия

Логоритмика

«Малышарики»

Сюрпризный момент

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

деятельностный

этап

Постановка проблемного вопроса

Логоритмическая

разминка

«Где живёт дождь»

Эксперимент «Превращение облака в дождевую тучу»

Мнемотаблица «Порядок мытья рук»

Гигиенические процедуры. «Моем бабушку Федору»

Русский фольклор.

Игра – физминутка

Эксперимент

«Мыло – враг микробам»

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬ

НАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия

Подведение итога деятельности

ИТОГ:

Создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, предоставление детям возможности поприветствовать друг друга с помощью вербальных и невербальных средств общения, создание доброжелательной, спокойной атмосферы в коллективе

Создание ситуации неожиданности, правдоподобности. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимулирование интереса к ней.

Активизация мыслительных процессов детей

Донесение до детей технологии образования дождя как природного явления через физические упражнения с словесным сопровождением.

Создание для детей нагляднообразного процесса  превращения облака в тучу и выпадения осадков в виде дождя как природного явления, через экспериментально-исследовательскую  деятельность.

Привитие гигиенических навыков и ответственного отношения к собственному здоровью.

Создание непринуждённой атмосферы, усиление значимости водных процедур через художественное слово.

Создание раскрепощенного настроения и возможности в физической активности через совместную игровую деятельность.

Создание наглядного образа убегающих микробов от мыла, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Выявление наиболее действенных методов и приёмов работы, что усвоили и что нужно закрепить.

Обобщение ответов детей и подведение к логическому завершению деятельности, а так же стимулирование детского интереса к познавательным процессам в дальнейшем развитии.

Приглашает ребят встать в круг

В: Доброе утро ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас с вами ждут увлекательные игры, эксперименты и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! А теперь давайте поприветствуем друг друга.

Солнышко проснулось

 Новый день на дворе.

Сколько надо нового 

Узнать детворе.

Малышарики, малышарики

Приходите поскорей – малышарики.

Ничего такого, 

То, что нос не дорос.

Главное про всё на свете

Выдать вопрос.

Малышарики, малышарики,

Приходите поскорей – малышарики.

Раздаётся стук в дверь, приходит кукла – бабушка Федора

В: Здравствуй, бабушка  Федора, почему ты такая расстроенная? Такая грязная? Что случилось?

Воспитатель делает вид, что выслушивает Федору.

В: Ребята, Бабушка Федора  говорит, что у неё случилась беда. От неё убежала вся посуда и всё, что было в доме. Пока бабушка догоняла их, испачкалась, потому, что упала в лужу. Она просит прощения у посуды и уговаривает её вернуться, обещает всегда мыть её и беречь.  Но посуда ответила, что вернётся только тогда, когда Федора  сама станет чистой. Бабушка  просит нас о помощи. Ребята, поможем Федоре?

В: А скажите, откуда же у нас появляются лужи, в которых мы можем испачкаться?

В: А где прячется дождик?

В: Видишь, Бабушка Федора, дождик прячется в тучках, а из тучек капельками выпадает  на землю и образуются  лужи.

В. Мы сейчас с вами попробуем сами разобраться, как получается дождик.

Но сначала разомнёмся:

Лёгенькое облачко по небу гуляло,

Лёгенькое облако речку увидало.

Опустилось облако к речке голубой,

Искупалось облако прямо с головой.

 Превратилось облако в тучу  голубую,

Понесла водичку прямо над землёю.

Прохудилась туча, над деревней нашей,

И полила дождиком, чтоб всё было краше!

В: Молодцы ребята, мы с вами размялись и рассказали бабушке от куда берётся дождь а теперь вместе с Федорой пройдём за столы и попробуем разобраться как облачко превращается в дождевую тучу.

В:  У нас на столе лежат губки – это облака. Возьмите их в руку и скажите, какие они сухие или мокрые,  лёгкие или тяжёлые?

В: Значит наши облака лёгкие и сухие.

В: А в тарелочках у нас вода, это – реки, моря, океаны из которых облачко набирает капельки воды.  Опускаем в воду свои облака. Набираем водичку, наше облако наполняется и превращается в тучку. Затем поднимается вверх. Какой стала наша туча.

В:  Да, действительно, туча стала тяжёлая, потому, что вода имеет вес. От тяжести воды, тучка прохудилась, и пошёл дождь. (Нажимают на губку)

Вот такой замечательный у нас получился дождик. Положите губки на стол и вытрите руки салфеткой.

В: Ребята, а  какие капельки бывают у дождя?

В: Вот Бабушка Федора,  мы показали тебе, откуда берутся лужи.

В: Ребята, а как вы думаете, вода приносит вред или пользу всему живому на земле? Для чего она нужна?

В: Да, действительно, вода играет огромное значение в жизни человека и природы.

В: А вот теперь мы должны помочь Бабушке Федоре  вымыть ручки, помыть лицо, чтобы посуда к ней вернулась. Но сначала вспомним порядок действий при умывании и мытье рук.

В:  А теперь поможем умыться Федоре.

Ребята, у нас с вами есть два тазика с водой. Потрогайте воду в тазиках.  

В синем тазике какая вода, а в белом?  Какой ещё может быть вода? Какой водой будем мыть нашу бабушку? Почему?

В: Но для закаливания организма люди используют и холодную воду. Мы с вами об этом поговорим в следующий раз. А сейчас вспомним, что будем использовать при умывании кроме воды? И для чего.

Вместе с детьми моет бабушку Федору. Даёт возможность поучаствовать всем детям.

В: Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

В: Посмотрите ребята, какая бабушка стала чистая и весёлая  И она хочет с нами поиграть.

Давайте пройдём на ковёр и встанем в круг

Капля – раз, капля – два,

Очень медленно сперва,     

А потом, потом, потом –

Всё бегом, бегом, бегом.   

Мы зонты свои откроем,

От дождя себя укроем.  

(проводится 2 раза)

В: Ну вот и поиграли. Ребята, а с помощью чего мы с вами сделали Бабушку Федору такой чистой?

В: Да, мыло, наш помощник, оно убивает вредных микробов. А вы хотите увидеть, как микробы боятся мыла?

В: Тогда проходите за столы и присаживайтесь.

В: Ребята в чашечках чистая вода, которой мы умываемся. А вот в воду попали микробы.

Сыпет каждому ребёнку в тарелочку с водой немного молотого перца из перечницы

В:  Нам нужно от них избавиться.

Давайте макнём ватную палочку в жидкое мыло и опустим в середину тарелочки с микробами.

В: Что произошло с микробами?

В: Значит, лучший помощник воды, в поддержании чистоты, это что?

В: А, что мы можем посоветовать Федоре, чтобы посуда её простила и к ней обязательно вернулась?

В: А сейчас, нам пора  прощаться с Федорой, её ждёт грязная посуда. Я предлагаю подарить Бабушке  вот этот кусочек мыла, чтобы она могла помыть посуду и всегда держать свой дом и себя в чистоте и порядке. Чтобы вновь не произошло беды.

Бабушка Федора уходит.

В: Ну вот, ребята, и ещё один день мы с вами провели с пользой. Помогли Бабушке Федоре, да и сами узнали что-то для себя новое и интересное. Что вам сегодня понравилось, запомнилось, чем бы вы хотели поделиться с друзьями, родителями.

Даёт возможность высказаться всем желающим.

В: И в завершении нашей работы хочу прочитать вам  гимн чистоте, так – как «Чистота залог здоровья!»

 Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, ручейке, в океане,

И в бане и в ванне,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

В: Спасибо за работу!

Дети встают в круг

вместе с воспитателем выполняют движения под музыку

-Поднимают руки вверх, потягиваются.

-Руки на поясе приседают с поворотами туловища.

-Подпрыгивают на месте, руки на поясе.

-Держатся за голову и покачивают ей.

-Грозят пальчиком.

-Подпрыгивают на месте, руки на поясе.

Д: Да, Поможем!

Д: Лужи появляются, когда тает снег или идёт дождик.

Д: В тучках.

Дети встают в круг

-Поднимают руки вверх, образуют облачко,  и кружатся на носочках.

-Изображают волну руками.

-Плавно приседают и опускают руки.

- Как - будто брызгают на себя водой.

-Поднимаются, изображают тяжёлую тучу.

-Бегут по кругу, изображая тучи.

-Останавливаются, приседают опускают руки вниз.

-Стучат пальчиками о пол.

 Выпрыгивают вверх, радуясь красоте.

Проходят и садятся за столы с подготовленным материалом для опыта.

Сжимают и разжимают сухие губки. 

Д: Они лёгкие и сухие.

Д:  тяжелая, мокрая.

Нажимают на губку

Д: Большие, маленькие, теплые, холодные.

Д:  Пользу. 

Ответы детей.

Проговаривают порядок мытья рук и умывания с помощью мнемотаблицы.

Обследуют воду в тазиках.

Д: В синем тазу вода холодная, а в белом тёплая. Будем мыть бабушку тёплой водой, чтобы она не простудилась.

 

Д: Мыло - чтобы убить микробов. Полотенце – чтобы вытереть тело.

Помогают воспитателю мыть и вытирать Бабушку Федору

Встают в круг, Федору  садят на стульчик в центре круга.

-показывают поочерёдно ладошки.

 -сводят ладони вместе.

-Бегут по кругу

-приседают, изображают крышу над головой.

Д: С помощью воды и  мыла.

Д: Да.

Проходят за столы.

выполняют вместе с воспитателем

Д: Они разбежались.

Д: Мыло.

Д: Помыть её с мылом.

Прощаются с Бабушкой Федорой

Ответы детей.

1 мин

1 мин

1 мин

0,5 мин

2 мин

3мин

3 мин

3 мин

3 мин

2мин

0,5

20мин

3.Заключительная часть.

Вывод: Непосредственно образовательная деятельность, организованная на основе наглядно действенных методов и приёмов воспринимается детьми с огромным желанием и интересом.  Дети являются активными участниками всего образовательного процесса, поддерживают интерес к происходящему на протяжении всей работы. У них закладываются такие интегративные качества как любознательность, настойчивость, выдержка и формируются зачатки социальной культуры и социальной зрелости.

Литература.

      1 .Бережнова С.В., Киреева Л.Г. «Формирование экологической культуры дошкольноков». -

Чайкина Е.С. «Моя первая энциклопедия». – Минск: «Харвест», 2010.  - 240 с.

  1. Болушевский С.В. «Самая полная  энциклопедия научных опытов»/ С.В. Болашевский, В.Г. Зарапин, Е.И. Михаленко и др. – М.: Эксмо, 2014.
  2. Чайкина В. С. «Моя первая энциклопедия». – Минск: «Харвест», 2010.
  3. Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ». – М.: «Сфера», 2008.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День здоровья "Чистота -залог здоровья"

Развлечение для детей средних и старших групп...

Будем здоровы! Практический материал для реализации задач формирования представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей в ДОУ. часть I "Чистота-залог здоровья"

Материалы, представленные в пособии, систематизированы в соответствии с разделами программы «Будем здоровы!» по формирования представлений о здоровом и безоп...

Проект по здоровью в 1 младшей группе «Чистота – залог здоровья»

Цель проекта.Создать условия для формирования культурно – гигиенических навыков у детей. Донести до родителей значимость формирования культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуж...

Конспект досуга в рамках Дня здоровья в подготовительной к школе группе Тема: «Чистота – залог здоровья»

- Способствовать закреплению знаний детей о культурно-гигиенических навыках и применении их на практике- Закрепить правила чистоты и порядка, прививать желание к аккуратности и чистоте....

Проект по здоровью в I младшей группе "Чистота - залог здоровья"

Одна из важнейших областей это «здоровье». Всем известна поговорка «Чистота - залог здоровья». А как же приучить детей к чистоте, быть опрятными и аккуратными?Все мы знаем, что...

Неделя здоровья «Чистота-залог здоровья!»

проведение недели здоровья в первой младшей группе....

Беседа о здоровье для старших дошкольников на тему "Чистота — залог здоровья"

Цель: формирование культурно - гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:• Расширить знания детей о культурно-гигиенических навыках;• Дать детям ...