Использование нестандартного оборудования для развития моторики рук детей раннего возраста.
методическая разработка

Грищенко Татьяна Васильевна

Использование нетрадиционных методик, нестандартного оборудования, помогает добиваться хороших результатов при оздоровлении детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в  системе приоритетных задач.  Всем известно, что в дошкольном возрасте идет интенсивное развитие органов и становление всех функциональных  систем организма.

   За последние десятилетия  устойчивая тенденция ухудшение здоровья дошкольников диктует  необходимость искать пути, позволяющие изменить  эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления физического и психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.

В течение двух последних лет я занимаюсь внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Использование нетрадиционных методик, нестандартного оборудования, помогает мне добиваться хороших результатов при  оздоровлении  и развитии  детей.

Работу по внедрению здоровьесберегающих технологий я веду в нескольких направлениях.

  1. Долгосрочный проект «Малыши-крепыши»
  2. Кружок по развитию мелкой моторики «Пчелка»
  3. Работа по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»

В оздоровительный проект  «Малыши – крепыши», включены нетрадиционные методики:                                    

       Методики, направленные на развитие органов дыхания

Методика дыхательной гимнастики Н.В. Нищевой, направлена на развитие физиологического дыхания ребенка ( с 1 года до 7 лет) и подготовку артикуляционного аппарата малыша к формированию сложных звуков русского языка.

Методики, направленные на коррекцию зрения

Метод коррекции зрения В.Ф. Базарного заключается в том, что для периодической активизации зрительной координации используются тренажеры для коррекции зрения.

Методики, направленные на профилактику ОРЗ

Массаж биологически активных зон (по А.А. Уманской) рекомендуется педиатрами при реабилитации ослабленных и часто болеющих детей. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон).

Методики, направленные на развитие речевого аппарата

Логоритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации всех видов внимания и памяти.

Методы, направленные на коррекцию психического состояния

Психогимнастика - невербальный метод групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии.  Психогимнастические этюды М.И. Чистяковой, адаптированные к младшему  дошкольному возрасту, направлены на развитие воображения, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности, гармонизацию отношений с другими детьми.

  В течение проекта с детьми проводились и будут проводится: психогимнастика, гимнастика для глаз с использованием нестандартного оборудования «Бабочки», логоритмические упражнения, пескотерапия.

Работа кружка включает в себя следующие разделы:

  • Самомассаж  нестандартным оборудованием
  • пальчиковая гимнастика
  •  работа с сыпучими материалами («Сухой бассейн», семена фасоли, орехи, желуди,  рисование на песке)
  • работа с бумагой
  • конструирование из пуговиц
  •  работа со шнурками, нитками
  • Рисование пальчиками
  • моделирование (спички, трубочки, природный материал)
  • лепка, изготовление поделок из различных материалов

Кружковая работа ведется с использованием следующих форм работы: 

  • Беседы
  •  дидактические игры
  • Самомассаж
  • Пальчиковые  игры
  • физминутки
  • продуктивная деятельность
  • коллективное творчество
  • индивидуальная корректировка действий.

Для самомассажа рук использую нетрадиционное оборудование:

  • Массажные мячики
  • Разноцветные платочки
  • Массажные коврики
  • Прищепки
  • Зубные щетки
  • Мягкие бигуди
  • Природный материал (орехи, шишки, каштаны, семена фасоли, гороха)
  • Атрибут «Веселый киндер».

Продуктивная деятельность планируется не на каждом занятии. Детям всегда интересно что-то делать  своими руками, поэтому они с удовольствием создают свои шедевры. В конце декабря была организована выставка детских работ кружка «Пчелка».

Работа по самообразованию включает  несколько направлений работы:

  • Изучение и внедрение в работу новых оздоровительных методик
  • Работа с детьми
  • Работа с родителями
  • Работа с педагогами

Прежде всего-  это приобретение методических пособий.

Н.В.Нищева «Веселая дыхательная гимнастика»

О.А.Зажигина «Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

Н.Деева «Игровые здоровьесберегающие технологии».

Вместе с детьми мы изучаем различные пальчиковые игры, выполняем самомассаж активных зон при помощи нестандартного оборудования; Конечно большой популярностью у детей пользуется продуктивная деятельность.

Для родителей я регулярно обновляю стенд «Малыши крепыши», где родители знакомятся с работой детского сада по оздоровлению детей, получают консультации по рациональному питанию, сами родители пропагандируют положительный опыт семейного воспитания.

В ноябре в рамках родительского собрания прошел мастер класс для родителей «Развитие моторики у детей раннего возраста». Где родители познакомились с работой воспитателя, а также с различными дидактическими играми на развитие моторики. Сами изготовили не сложный атрибут для развития координации рук.

  Прошел спортивный праздник посвященный Дню Матери на тему: «Вместе с Петрушкой».

Родители приняли участие в акции «Сделай дидактическую игру своими руками». В акции приняли участие 4 семьи, которые сделали 3 больших бизиборда на развитие моторики и одну настольную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нестандартного оборудования в развитии двигательных навыков детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст – период пристального наблюдения за развитием ребёнка, что находит отражение в медицинских картах развития детей. Все дети по состоянию здоровья распределены по медици...

Пособие для воспитателей по изготовлению и использованию нестандартного оборудования для огранизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста

Пособие для воспитателей по изготовлению и использованию нестандартного оборудования для огранизации двигательной деятельности детей дошкольного возраста...

Доклад по теме: «Использование нестандартного оборудования для развития физических возможностей детей в условиях детского сада».

Доклад по теме:  «Использование нестандартного оборудования для развития физических возможностей детей в условиях детского сада»....

Консультация для родителей «Использование нестандартного оборудования для развития физических качеств детей 2-3 лет»

Успех физкультурно-оздоровительной работы в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов индивидуального подхода к детям.Новое  оборудование – это всегда дополни...

Нескучный досуг с использованием нестандартного оборудования для развития двигательной активности детей

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ.ЭТО ИНТЕРЕСНО.НЕСКУЧНЫЙ ДОСУГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ  ДЕТЕЙ....

Проект «Чудные предметы» (Использование нестандартного оборудования, как метод укрепления здоровья детей дошкольного возраста)

Цель проекта: обогащение оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного физкультурного  оборудования, способствующей повышению  двигательной активности детей и эфф...