Перспективное планирование по валеологии в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Иванчикова Екатерина Сергеевна

Вопросы сохранения и укрепления здоровья дошкольников всегда актуальны. Для того, чтобы дети с малых лет осознавали ценность здоровья, было разработано перспективное планирование по валеологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по валеологии в средней группе

СЕНТЯБРЬ

Тема: «Я-человек»

Задачи: продолжать знакомить детей с возможностями организма человека. Формировать начальные гендерные представления, представления о болезни и о здоровом образе жизни, побуждать детей заботиться о своем теле.

Беседы

«Кто я такой?»

«Почему мы можем заболеть?»

«Как сохранить свое здоровье?»

«Мальчики и девочки»

Дидактические игры: 

 «Полезное и вредное для нашего здоровья»

«Подбери картинки для мальчиков и девочек»

«Узнай по описанию»

Сюжетно-ролевые игры:

«Больница» сюжеты: «Кукла Оля заболела», «Миша промочил ноги», «Маша съела много мороженого»

Эксперементы:

«Измеряем наш рост»

«Чистые руки»

Литература: К.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», Р. Сеф Зеркало», 

В.Приходько «Вот когда я взрослым стану», А.Барто «Я - расту», «Помощница»

Октябрь

Тема: «Что умеют наши руки»

Задачи: Формировать у детей представление о том, что руки — важная часть человеческого тела, прививать потребность в культурно — гигиенических навыках, получать эмоциональное удовлетворение от чистоты и внешнего вида рук, развивать тактильное восприятие, воспитывать аккуратность, бережное, заботливое отношение к частям своего организма.

Беседы:

«Для чего нам нужны руки»

«Нужно ли беречь руки»

«Почему у нас две руки»

Дидактические игры:

«Узнай на ощупь»

«Чудесный мешочек»

«Сложи узор»

«Разложи картинки»

Сюжетно-ролевые игры: «Больница» сюжет: «Миша поранил руку»,  «Семья» : сюжет «Поможем маме постирать белье», «Поможем папе починить мебель»

Эксперементы:

«Съешь яблоко без помощи рук»

«Легкий-тяжелый»

«Как микробы боятся мыла»

Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Дружба», «Игрушки», «Человечек», «Дорожных правил очень много», «Девочки и мальчики»

Литература: К. Чуковский «Мойдодыр», Р. Сеф – Зеркало», Р.Куликова, «Мыло»

Ноябрь

Тема «Язык и зубы»

Задачи: развивать умение детей делать выводы о необходимости языка для определения вкуса и пережевывания пищи, формировать представления детей о зубах, их строении и разновидностях, их предназначении. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание полости рта после еды, посещение стоматолога в целях профилактики зубных болезней).

Беседы: «Для чего нужен язык?»

«Почему болят зубы»

«Есть ли зубы у рыб?»

 «Кто такой стоматолог?»

Просмотр мультфильма «Маленькая птичка тари»

 

Дидактические игры:

«Полезное и вредное для зубов»

 «Как беречь зубы»

 «Да или нет»,

«Здоровье из корзинки»

«Как правильно чистить зубы».

Сюжетно-ролевые игры: «Больница» сюжет «У куклы Оли заболели зубы», «Прием у стоматолога», «Семья» сюжет: «Собираемся в детский сад» (гигиенические процедуры утром)

Эксперементы:

«Маленькие стоматологи»

«Почистим правильно зубки»

«Что происходит с зубами, если употреблять в пищу вредные продукты» ( на примере яйца и колы)

Краткосрочный проект: «Здоровые зубы-здоровью любы»

Литература:А.Анпилова«Зубки заболели», Г.Зайцева «Крепкие-крепкие

зубы», Н.Коростылев «Королева Зубная щетка», Б.Заходер «Все о зубах»

Декабрь

Тема: «Для чего нам нужен нос»

Задачи: формировать представление детей о носе человека, о его функциях и значении в нашей жизни; тренировать навыки правильного носового дыхания.

Беседы:

«Для чего нужен нос?»

 «У кого самый длинный нос»

«Чтобы нос был здоров»

«Чей нос лучше?»

«Для чего нам нужен носовой платок»

«Кто такой

Дидактические игры:

 «Чей нос»

«Подбери картинку»

«Опасные предметы для носа»

Сюжетно-ролевые игры: «Больница» сюжет: «Оля простудилась», «На приеме у лора»

Эксперементы:

 «Угадай по запаху»

«Можно ли почувствовать запахи, если нос заложен»

Дыхательная гимнастика: «Паровоз», «Ежик», «Подуй на листочек», «Дует ветер», «Дровосек», «Надуй шарик», «Гуси летят», «Часики»

Литература: Э. Машковская, «Мой замечательный нос». Ю. Прокопович, «Зачем носик малышам?». В. Бианки, «Чей нос лучше?». Н. Сладков, «Ящуркин нос», Шукшина С. «Долго я по лужам бегал»

Январь

Тема: «Чтобы ушки слышали»

Задачи: формировать представление детей об ушах-как одном из органов чувств, их функциях и значении в жизни человека, формировать у детей навык бережного отношения и ухода за ушами.

Беседы:

«Правила хорошего слуха»
«Уши всякие важны»
«Почему у человека два уха»
«Как правильно чистить ушки»

Дидактические игры:

«Определи по звуку»
«Поговорим без слов»
«Где чье ухо»

«Угадай по голосу»»

«Испорченный телефон»

Сюжетно-ролевые игры: «Больница» сюжет: «У Маши заболело ухо», «На приеме у лора», «Миша гулял без шапки»

Эксперементы:

«Приятные и неприятные звуки»
«Можно ли услышать звук, если заложены уши»

«Узнай, что звучит?»

Литература: Кнушевицкая Н. «Уши», Шукшина С. «Ушки звуки ловят чутко», «Не кричите слишком громко», «Я вчера гулял без шапки»
В.Осеева «Чего нельзя – того нельзя»
Э.Мошковская «Про уши»

Февраль

Тема: «Здоровые глаза»

Задачи: формировать элементарные представление детей об органах чувств – глазах, их функциях; показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека; формировать у детей навык бережного отношения и ухода за глазами.

Беседы:

«Зачем нам глаза»

«У кого самое лучшее зрение»

«Как ухаживать за глазами»

«Чего боятся глаза?»

«Кто такой окулист»

Дидактические игры:

 «Узнай настроение по глазам»
«Полезно – неполезно»
«Полезно-вредно»

«Подбери по цвету»

«Сложи узор»

Сюжетно-ролевые игры: «Больница» сюжет: «На приеме у окулиста», «Кукла Оля долго смотрела телевизор, и у нее заболели глаза»

Эксперементы:

«Попади в цель с завязанными глазами»

«Глаза и острые предметы»

Зрительная гимнастика: «Елка», «Веселый мяч», «Машины», «Мост», «Темно на улице», «Заяц»

Литература: Н.С.Орлова «Ребятишкам про глаза», А. Барто – «Очки»;

И. Семёнова «Неболейка»

Март

Тема: «Наши помощники-руки», «Сохраним зубки здоровыми»

Задачи: закреплять представление детей о функциональной важности рук для человека, продолжать прививать детям потребность в культурно-гигиенических навыках. Закреплять знания детей о предназначении языка и зубов для человека, продолжать прививать потребность в соблюдении правил личной гигиены, способами ухода за зубами.

Беседы: «Легко ли обходиться без рук»

«Что умеют наши руки»

«Если есть много сладостей…»

«Если разболелся зуб».»

«Нужен ли нам стоматолог»

Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»

«Угадай на ощупь»

«Собери бусы»

«Полезное и вредное для зубов»

«Предметы гигиены для наших зубов»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья» сюжет «Мамины помощники», «Идем в магазин за полезными проуктами»; «Больница» сюжет: «Миша поранил руку», «У Оли разболелся зуб», «На приеме у стоматолога»

Эксперементы:

«Собери куклу на прогулку одной рукой»

«Как правильно чистить зубы»

«Что произойдет, если не чистить зубы»

Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика

Литература: К. Чуковский «Мойдодыр», Р. Сеф – Зеркало», Р.Куликова, «Мыло», А.Анпилова«Зубки заболели», Г.Зайцева «Крепкие-крепкие

зубы»

Апрель

Тема: «Нос, уши, глаза-важные органы чувств»

Задачи: закреплять знания детей об органах чувств, их функциях, необходимости для жизни человека. Продолжать развивать у детей навык бережного отношения и ухода за носом, ушами и глазами.

Беседы:

«Нужен ли нам нос?»

«Как мы дышим»

«Легко ли людям говорить, если у них плохой слух»

«Какие трудности испытывает человек, если у него плохое зрение?»

«Как сохранить зрение»

Дидактические игры:

 

«Чей нос»

«Подбери картинку»

«Определи по звуку»
«Полезно-вредно»

«Подбери по цвету»

«Угадай эмоции по глазам»

Сюжетно-ролевые игры: «Больница» сюжет: «Оля простудилась», «На приеме у лора», «Маша гуляла без шапки», «На приеме у окулиста».

Эксперементы:

«Узнай по запаху»
«Громко-тихо»

«Есть ли помощники у глаз»

«Метка на окне» (на определения расстояния)

Литература: Э. Машковская, «Мой замечательный нос», В. Бианки, «Чей нос лучше?», Шукшина С. «Ушки звуки ловят чутко», «Не кричите слишком громко», «Я вчера гулял без шапки», Н.С.Орлова «Ребятишкам про глаза», А. Барто – «Очки»

Май

Тема: «В здоровом теле-здоровый дух»

Задачи: продолжать развивать у детей осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, желание заботиться о своем здоровье, избегать привычек, приносящих вред здоровью; прививать навыки осознанного отношения к своему организму, к гигиене своего тела, закреплять элементарные культурно-гигиенические навыки.

Беседы:

«Для чего нужны прогулки на свежем воздухе?»

«Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

«Можно ли долгое время находиться на солнце?»

«Что нам необходимо, чтобы расти здоровыми?»

Дидактические игры:

«Хорошо-плохо»

«Полезное-вредное»

«Предметы гигиены»

«Подбери картинку»

«Угадай, что изменилось»

«Сложи картинку» (виды спорта)

Сюжетно-ролевые игры: «Аптека», «Поликлиника», «Семья» сюжет: «Прогулка в парк», «Собираемся в поход»

Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика.

Литература: загадки о частях тела, на тему ЗОЖ; Барто А. «Девочка чумазая», «Зарядка», «На прогулку», Михалков С. «Прививка», «Тридцать шесть и пять»; Берестов В. «Как я плавать научился»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Примерное перспективное планирование логопедической работы в средней группы для детей с ЗПР по всем направлениям коррекционной работы....

Перспективное планирование (образовательная область "Здоровье") средняя группа

Перспективный планОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ» Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка(средняя группа)Задачи формирования начальных представлений ...

Перспективное планирование физического развития в средней группе.

Перспективное планирование физического  развития в средней группе....

Методическая разработка перспективного планирования по валеологии в старшей группе.

Мною разработанно  перспективное планирование по валеологии для старшего возраста, которое дает возможность вести работу системно и комплексно. Мероприятия валеологической направленности органичн...

Перспективный план по валеологии в средней группе

Перспективный план по валеологии в средней группе...

Перспективное планирование по плаванию в средней группе. Таблица для планирования занятий в средней группе.

Перспективное планирование по плаванию в средней группе. Таблица для планирования занятий в средней группе....