Артикуляцинная гимнастика.
картотека

Суслова Анна Михайловна

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Артикуляционная гимнастика.459.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –    ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33 А т. (241) 2-25-56 ИНН 5445116506 КПП 544501001

detsadrodnichok

1

Выполнила: учитель-логопед,

Суслова А.М.

г.Бердск

Детям трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки. После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики.

Техника выполнения упражнений:

  1. Начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно.
  2. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
  3. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  4. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
  5. Артикуляционную гимнастику следует выполнять до тех пор, пока ребенок не станет произносить звуки правильно.
  6. Рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.
  7. Помните о том, что дети очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.

Артикуляционная гимнастика

«Улыбка»

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

артикуляционная гимнастика (улыбка)

«Хоботок»

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность.

Губки сильно мы смыкаем и вытягиваем сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

артикуляционная гимнастика трубочка

«Улыбка», «Хоботок»

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Чередование «Улыбка» - «Хоботок», «Улыбка» - «Хоботок» и т.д. Повторять 8-10 раз

артикуляционная гимнастика (улыбка)артикуляционная гимнастика трубочка

«Лопатка»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Рот открыт как при звуке [а]. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет от 3 до 10. Следить, чтобы верхняя губа не задевала язык, бока языка задевали уголки рта.

«Качели»

Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Рот открыт, как при звуке [а]. Движения языка – вверх, кончиком языка задеть бугорки за верхними зубами, вниз – кончиком языка задеть бугорки за нижними зубами. И снова вверх – вниз - ..  Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

http://marinalog.ucoz.com/risunok8.jpghttp://marinalog.ucoz.com/risunok8.jpg

«Дятел»

Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Давай изобразим, как дятел стучит клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д… Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А теперь постучи вот так: Д-дд, Д-ДД … (выделенный звук произноси как можно энергичнее).

http://pptsearch.ru/upload/pptake.slide/35/82/66/file/convert/358266-004.jpg

«Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет раз-два из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Повторить 5 – 10 раз.

0007-003-Artikuljatsionnoe-uprazhnenie-CHasiki

«Чистим зубки»

Цель: научиться удерживать кончик языка. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также "чистим зубы внутри". Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз

13_chistim_zubki

«Вкусное варенье»

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.

«Маляр»

Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Покажи, как маляр красит в доме потолок. Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми.

«Горка»

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Давай покажем "горку". Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт от 3 до 8-10. Молодец!

Покажи, как с горки зубки съезжают и поднимаются, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

fhnbrekzwbjyyfz ubvyfcnbrf (ujhrf)

«Лошадка»

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

hqdefault

«Чашечка»

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до 5-10. Повтори 3-4 раза. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.
Следить, чтобы бока и кончик языка задевали зубы.

http://cs4632.userapi.com/u85737893/video/l_687fcbf9.jpg

«Грибок»

Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку

(уздечку).

Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт от 3 до 5-10 (рот всё время широко открыт). Если «грибок» не получается, щёлкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок «присасывается» к нёбу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляцинные упражнения

Этот материал я создала, опираясь на книгу Ткаченко Т.А. "Логопедическая энциклопедия", для родителей детей ,которые еще не посещают логопункт....

Картотека "Упражнения артикуляцинной гимнастики"

Упражнения артикуляцинной гимнастики 1 часть и 2 часть...

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....