Артикуляцинные упражнения
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Сычева Галина Александровна

Этот материал я создала, опираясь на книгу Ткаченко Т.А. "Логопедическая энциклопедия", для родителей детей ,которые еще не посещают логопункт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.doc58 КБ
Microsoft Office document icon l.doc67 КБ
Microsoft Office document icon r.doc67 КБ
Microsoft Office document icon s.doc47 КБ
Microsoft Office document icon s.doc47 КБ
Microsoft Office document icon sh.doc67.5 КБ
Файл zauchi_kak_zvuchit.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Качели»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счет взрослого.

«Лопаточка»

 широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.

«Иголочка»

Рот приоткрыть. Узкий напряженный язык высунуть вперед как можно дальше.

«Щетка-сметка»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать язы ком вправо-влево, не убирая его в глубь рта, не торопясь, под счет взрослого.

«Змейка»

Сделать упражнение «Иголочка». Узкий, похожий на жало, язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта.

«Качели»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счет взрослого.

«Маляр»

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по поверхности неба вперед-назад не торопясь, под счет взрослого.



Предварительный просмотр:

«Маляр»

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по поверхности неба вперед-назад не торопясь, под счет взрослого.

«Лопаточка»

 широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.

«Грибок»

Широкий язык присосать к небу.

«Чашечка»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.

«Щетка-сметка»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать язы ком вправо-влево, не убирая его в глубь рта, не торопясь, под счет взрослого.

«Вкусное варенье»

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь рта. Делать не торопясь, под счет взрослого.

«Качели»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счет взрослого.

«Парус»

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков за верхними зубами. Удерживать в таком положении 10 секунд.



Предварительный просмотр:

«Маляр»

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по поверхности неба вперед-назад не торопясь, под счет взрослого.

«Лопаточка»

 широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.

«Грибок»

Широкий язык присосать к небу.

«Чашечка»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.

«Качели»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счет взрослого.

«Вкусное варенье»

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь рта. Делать не торопясь, под счет взрослого.

«Громкий барабан»

Рот широко открыть. Кончик  широкого языка поднять вверх. Произносить громко, отрывисто, многократно, не опуская кончика языка: ддддддддддд.

«Парус»

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков за верхними зубами. Удерживать в таком положении 10 секунд.



Предварительный просмотр:

«Лопаточка»

 широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.

«Горка»

Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы.

«Колесо»

Сделать упражнение «Горка». Среднюю часть языка максимально выдвигать вперед, а затем убирать в глубь рта. Язык перемещать вперед-назад в форме валика.

«Дудочка»

Высунуть широкий язык. Боковые края максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочка».



Предварительный просмотр:

«Лопаточка»

 широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.

«Горка»

Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы.

«Колесо»

Сделать упражнение «Горка». Среднюю часть языка максимально выдвигать вперед, а затем убирать в глубь рта. Язык перемещать вперед-назад в форме валика.

«Дудочка»

Высунуть широкий язык. Боковые края максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочка».



Предварительный просмотр:

«Лопаточка»

 широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтобы язык не дрожал.

«Грибок»

Широкий язык присосать к небу.

«Щетка-сметка»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать язы ком вправо-влево, не убирая его в глубь рта, не торопясь, под счет взрослого.

«Качели»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Выполнять не торопясь, под счет взрослого.

«Чашечка»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.

«Дудочка»

Высунуть широкий язык. Боковые края максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся «дудочка».

«Вкусное варенье»

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать в глубь рта. Делать не торопясь, под счет взрослого.

«Маляр»

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по поверхности неба вперед-назад не торопясь, под счет взрослого.



Предварительный просмотр:

Заучи, как правильно нужно произносить звук ЛЬ.

Губы улыбаются.

Зубы на меленьком расстоянии.

Язык широкий, сильно упирается в бугорки за верхними зубами.

Горлышко гудит.

Мы гудим в кончик языка.

ЛЬ ___________

Заучи, как правильно нужно произносить звук Л.

Губы улыбаются.

Зубы не сжимаем, между ними расстояние – «дорожка».

Язык узкий, напряженный, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Когда смотрим в зеркало, по бокам видны пустые места.

Горлышко гудит.

Гудим в кончик языка.

Л ___________

Заучи, как правильно нужно произносить звук С.

Губы улыбаются.

Зубы на меленьком расстоянии.

Язык широкий, он упирается в нижние зубы, посередине языка – канавка.

Горлышко не гудит.

Дуем в кончик языка. С ___________

Заучи, как правильно нужно произносить звук СЬ.

Губы улыбаются.

Зубы на меленьком расстоянии.

Язык широкий, он упирается в нижние зубы, посередине языка – канавка.

Горлышко не гудит.

Дуем на кончик языка.

СЬ ___________

Заучи, как правильно нужно произносить звук З.

Губы улыбаются.

Зубы на меленьком расстоянии.

Язык широкий, он упирается в нижние зубы, посередине языка – канавка.

Горлышко гудит.

Гудим в кончик языка.

З___________

Заучи, как правильно нужно произносить звук ЗЬ.

Губы улыбаются.

Зубы на меленьком расстоянии.

Язык широкий, близко придвигается к нижним зубам,  посередине языка – канавка.

Горлышко гудит.

Гудим в кончик языка.

ЗЬ___________

Заучи, как правильно нужно произносить звук Ц.

Губы улыбаются.

Зубы на меленьком расстоянии.

Язык широкий, он упирается в нижние зубы, посередине языка – канавка.

Горлышко не гудит.

Сначала стучим по нижним зубам кончиком языка (т), а затем дуем на него (с) и делаем это быстро-быстро.

ТС___________

Заучи, как правильно нужно произносить звук Ш.

Губы круглые, вытянуты вперед..

Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «большая дорожка»

Язык широкий. Его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка».

Горлышко не гудит.

Дуем на поднятый вверх кончик языка.

Ш ___________

Заучи, как правильно нужно произносить звук Ж.

Губы круглые, вытянуты вперед..

Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «большая дорожка»

Язык широкий. Его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка».

Горлышкогудит.

Гудим  в поднятый вверх кончик языка.

Ш ___________

Заучи, как правильно нужно произносить звук Щ.

Губы круглые, вытянуты вперед..

Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «большая дорожка»

Язык широкий, высоко поднимается кверху. Передняя часть языка придвигается близко к «потолочку», но не касается его

Горлышко не гудит.

Дуем на поднятый вверх язык.

Щ ___________

Заучи, как правильно нужно произносить звук Ч.

Губы круглые, вытянуты вперед..

Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «большая дорожка»

Язык широкий, его передняя часть высоко поднимается кверху.

Горлышко не гудит.

Сначала стучим по верхним зубам кончиком языка (ть), а затем дуем на него (щ) и делаем это быстро-быстро!

ТЬЩ___________

Заучи, как правильно нужно произносить звук Р.

Рот широко

Зубы на большом расстоянии.

Язык широкий, сильно упирается в бугорки за верхними зубами.

Горлышко гудит.

Мы дуем гудим в кончик языка, он дрожит.

Р ___________

Заучи, как правильно нужно произносить звук РЬ.

Рот широко

Зубы на большом расстоянии.

Язык широкий, сильно упирается в бугорки за верхними зубами.

Горлышко гудит.

Мы дуем гудим в кончик языка, он дрожит.

РЬ ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры и упражнения»УПРАЖНЕНИЯ—РАЗМИНКИ

«Зоопарк» (5 мин.)Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.«Бабушка из Бразилии» (5 мин.)Вс...

Система рекомендаций по проведению мимических упражнений, комплекс упражнений

Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С разви­тием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь спе­цифическим компонентом коммун...

Картотека "Упражнения артикуляцинной гимнастики"

Упражнения артикуляцинной гимнастики 1 часть и 2 часть...

Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.

Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....

Страничка для родителей «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения для непосед

Страничка для родителей   «Опять расклеился» Игры и игровые упражнения - с родителями  Дыхательная гимнастика - тренировка носового дыхания Релаксационные упражнения - упражнения...

Артикуляцинная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижнос...

Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения

Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические  песенки для запуска речи,  пальчиковую гимн...