Как научить ребенка играть с мячом
видеоурок

Добровольская Светлана Борисовна

Предварительный просмотр:

«Использование мяча в работе с детьми дошкольного возраста»

  1. Значение упражнений с мячом

Игры с мячом занимают особое место среди подвижных игр. Мяч – это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов XIX века Фридрих Фребель отнёс шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного (тактильного) анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает эффект занятий. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребёнка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а, следовательно, в активизации работы головного мозга. Особо важное значение имеют игры, в которых действия ребёнка с мячом сопровождаются соответствующими моменту и настроению словами и песнями.

В системе физического воспитания, разработанной П. Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают важное место. Ребёнок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. п., что способствует развитию глазомера, двигательных координационных функций. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, это свобода телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения.

Мяч – удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного – пока ещё люди не придумали. Мяч воспринимается ребёнком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть, ещё не научившись ходить, и можно наблюдать, как люди весьма почтенного возраста с упоением гоняют мячик.

В психокоррекции детей с ОВЗ занятия с мячами могут осуществляться в разных формах – от традиционных занятий и игр с мячами, до фитбол-гимнастики и игр в мячах, то есть в сухом бассейне, заполненном мячами.

Мячи бывают разного размера, изготовленные из разных материалов: воздушные, надувные, теннисные, резиновые, тряпичные, ватные, клубки из ниток. Старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг.

В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров — от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных. Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.

Психокоррекционое оздоровление всё активнее происходит с помощью фитбол-гимнастики (англ. Fit-Bаll, fit – оздоровление, ball – мяч) охватывает все возможные аспекты использования мячей в соответствии с принятой во всём мире системой оздоровительных тренировок (fitness). Для лечебных целей фитболы стали использоваться с середины 1950-х годов. Такой мяч имеет определённые свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей: и цвет, и запах, и его особая упругость.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Тёплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повышают активность, усиливают возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодные цвета (синий, фиолетовый) оказывают трофотропный эффект, то есть успокаивают, его обычно выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Жёлтый и зелёный цвета способствуют проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Приоритет в разработке системы «цветов безопасности» принадлежит Ф. Биррену. Так, чёрная и коричневая окраска снарядов создаёт впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и жёлтый цвета. Тёплые цвета усиливают восприятие высокой температуры окружающего воздуха, холодные цвета ослабляют её восприятие.

Кроме цветового влияния на организм, фитболы обладают ещё вибрационным воздействием.

Это свойство используется при реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Вибрация вместе с движением усиливает импульсацию из проприорецепторов, возбуждая двигательную зону коры головного мозга. Упражнения верхом на мяче способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астеноневротический синдром и т. д. Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами. Занятия фитболом уклепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.

В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом включены в занятия начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счёт введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе кроме подбрасываний мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ведения (отбивания мяча), ловли, передачи (перебрасывания мяча друг другу), а также забрасывания мяча в корзину.

Упражнения в бросании и катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, ориентировку в пространстве. Упражнения с мячами различного веса и объёма развивают не только крупные, но мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребёнка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Ради интересов команды ребёнку часто приходится передавать мяч партнёру, когда тот имеет более благоприятные условия для ведения успешной игры. В игре ребёнок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности своих действий.

Для современных детей, у которых нет «дворового игрового детства», владение мячом часто бывает крайне затруднительно, и поэтому необходима специальная методика обучения навыкам владения мячом и элементами спортивных игр в условиях ДОУ. Для детей же «группы риска» освоение мяча имеет огромное психокоррекционное значение, поскольку все дети «группы риска» в той или иной степени отстают в ловкости, скорости, выносливости от своих здоровых сверстников. Зрительно-моторная координация, внимание, контроль и регуляция своих действий требуют дополнительных коррекционных технологий развития.

  1. Овладение мячом - подготовка детей к спортивным играм

Подвижные игры с элементами спортивных игр требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения. Для этого в детском саду необходимо применять только те игры, которые дадут детям возможность быстрее овладеть элементами спортивных игр. Наблюдения и проведенные исследования позволили сделать вывод, что игры с мячом являются прекрасным средством физического и нервно-психического развития. Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно, переходя от простого к сложному. Обучение нужно начинать с изучения общих, сходных для ряда игр, приемов. При разучивании элементарной техники спортивных игр наибольшей любовью (особенно у мальчиков) пользуется игра в городки, а также игры с мячом типа баскетбол, бадминтон, малый теннис.

Исследование Н. Шашковой показало, что если ребенок владеет навыками различных манипуляций с мячом («Школой мяча»), то это облегчает освоение игры в баскетбол. Баскетбол — это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью.

Прежде чем приступить к игре в баскетбол, необходимо соблюсти следующую последовательность упражнений, подводящих к освоению этой игры:

1) обучение технике перемещения и удержания мяча; передача мяча; ведение мяча;

2) бросание мяча в корзину.

Техника перемещения

Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки.

Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена вперед на полшага. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.

Техника удержания мяча

От уровня владения мячом зависит темп выполнения упражнений и протекание игры. Следовательно, основное внимание должно обращаться на технику удержания и выполнения действий с мячом.

Формирование чувства мяча

При формировании действий с мячом необходимо, чтобы ребенок почувствовал мяч как часть своего тела, научился легко и точно управлять им.

Задача первого этапа обучения — выработка у детей определенных умений обращаться с мячом, поэтому на начальном этапе обучения целесообразно давать свободные игры с мячом на занятиях физкультуры и в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий.

Детей необходимо познакомить с некоторыми свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит от прилагаемой к мячу силы, дальность броска — от веса мяча, а также от прилагаемой к нему силы. Затем воспитатель предлагает поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебросить с одной руки в другую и т.д. В упражнениях дети привыкают к мячу, учатся управлять им. При обучении дошкольников игре в баскетбол применяются обычные большие резиновые мячи.

Удержание мяча

Большое значение имеет правильное удержание мяча. Исходное положение: держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук сзади сбоку мяча, пальцы широко расставлены; большие пальцы направлены друг к другу, остальные — вверх-вперед.

Ловля мяча

Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча, и как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, он должен захватить его и притянуть к себе амортизирующим движением. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы принять положение исходной стойки.

Передача мяча

Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей передаче его двумя руками с места, в дальнейшем — в движении. Детей следует научить передавать мяч из правильной стойки, держа мяч двумя руками на уровне груди. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу вниз — на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги.

Ведение мяча

На начальном этапе обучения детям шестилетнего возраста более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И, наконец, он легко усваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений.

При ведении меча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняясь несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч вверху и от себя. Толчки мяча игрок выполняет несколько сбоку от себя, равномерно.

При обучении ведению мяча целесообразно вначале использовать подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение на месте попеременно правой и левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверенно, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом.

Бросание мяча в корзину

Движение при передаче мяча и бросках его в корзину являются сходными по своей структуре. Поэтому обучение броскам мяча в корзину можно также ограничить привитием навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать им небольшую дугу вниз на себя и, выпрямляя руки вверх, бросить его с одновременным разгибанием ног.

Бросок мяча двумя руками от груди применяется главным образом при бросании мяча в корзину с места. Бросок мяча в корзину после ведения или после ловли его, когда ребенок получает мяч, выбегая к центру, чаще всего производится одной рукой от плеча.

При броске одной рукой от плеча с места одна нога выставляется на полшага вперед. Мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе руки и придерживается другой рукой. Разгибая ноги с одновременным выпрямлением руки с мячом вверх—вперед, ребенок мягким толчком кисти направляет мяч в корзину.

Сначала воспитатель показывает и объясняет детям правила прицеливания, потом предлагает им добросить мяч до щита, затем дает задание перебросить мяч через высоко подвешенную сетку, веревочку и т.д. (150—170 см). Когда они научатся просто добрасывать мяч до корзины, надо предложить попасть в нее любым способом. Целесообразно постепенно увеличивать высоту. Удобна стойка с изменяющейся высотой кольца.

Теннис — спортивная игра. Она ведется ударами ракетки по небольшому резиновому мячу. Грунт для площадки выбирают глино-песчаный или асфальтовое, деревянное, травяное покрытия. Сущность игры заключается в том, что игроки, занимая противоположные стороны площадки, перебрасывают мяч через сетку, стараясь направить его так, чтобы противник не смог отразить мяч.

Предваряет обучение игре в теннис система подводящих упражнений. Исследование Л. Коровкиной показало целесообразность проведения обучению технике основных ударов.

Техника основных ударов

Способ держания ракетки — хватка. Хватка во многом определяет стиль игры теннисистов, но еще в большей степени — качество выполнения ударов. Теннисисты используют главным образом три хватки — универсальную, хватку для ударов справа и хватку для ударов слева.

Все описанные способы держания ракетки имеют определенные различия, но у них есть и общее: пальцы на руке располагаются не в кулаке, а указательный палец несколько отставлен, что увеличивает плоскость соприкосновения играющей руки с ракеткой при выполнении ударов.

Стойка теннисиста — это положение, из которого можно наиболее эффективно подготавливаться к удару и перемещаться по площадке к мячу. В стойке — слегка согнутые в коленях ноги на ширине плеч, масса тела на ногах, ракетка в правой/левой руке, левая/правая рука поддерживает за шейку ракетку, головка обращена в сторону сетки.

Обучение игре в теннис

Различные упражнения с ударом по мячу ракеткой.

  1. Упражнения с мячом в разных возрастных группах

Примерные упражнения в катании, бросании, ловле и метании (по возрастным группам)

Содержание упражнений для детей первой младшей группы (2-3 лет)

  1. Катание мяча с горки или ската и бег за ним.
  2. Катание мяча воспитателю двумя руками в положении сидя и стоя.
  3. Катание мяча друг другу с расстояния 1-1,5 м.
  4. Бросание мяча двумя руками снизу вперед и вверх.
  5. Бросание мяча от груди двумя руками вперед.
  6. Бросание мяча воспитателю.
  7. Ловля мяча от воспитателя с расстояния до 1 м.
  8. Бросание большого мяча двумя руками через веревку.
  9. Бросание маленького мяча одной рукой (правой и левой) через веревочку, натянутую на уровне поднятой руки ребенка с расстояния 1-1,5 м.
  10. Метание большого мяча двумя руками снизу в горизонтальную цель.
  11. Метание маленького мяча правой и левой рукой в горизонтальную цель (корзину, ящик) с расстояния 100-125 см.
  12. Метание мяча вдаль правой и левой рукой.
  13. Метание маленького мяча с расстояния до 1 м в вертикальную цель, находящуюся на уровне глаз ребенка.

Содержание упражнений для детей второй младшей группы (3-4 лет)

  1. Катание мяча друг другу с расстояния 1,5 – 2 м. в положении сидя, ноги врозь, скрестив ноги или стоя.
  2. Катание мяча через ворота (ширина 60-50 см) с расстояния 1-1,5 м.
  3. Бросание мяча двумя руками от груди.
  4. Бросание мяча двумя руками из-за головы.
  5. Бросание и ловля мяча от воспитателя с расстояния 1-1,5 м.
  6. Бросание мяча вверх и попытки ловить.
  7. Бросание мяча о землю и попытки ловить.
  8. Бросание большого мяча двумя руками через веревку, сетку.
  9. Бросание маленького мяча одной рукой через веревку, сетку.
  10. Метание в горизонтальную цель двумя руками снизу и от груди с расстояния 1,5-2 м.
  11. Метание в горизонтальную цель одной рукой.
  12. Метание в вертикальную цель сверху правой и левой рукой с расстояния 1-1,5 м.

Содержание упражнений для детей средней группы (4-5 лет)

  1. Катание мяча друг другу с расстояния 1,5-2 м.
  2. Катание мяча в ворота (ширина 50-40 см) с расстояния 1,5-2 м.
  3. Катание мяча с попаданием в предметы (расстояние 1,5-2 м).
  4. Катание мяча между палками, линиями, шнурами (длина дорожки 2-3 м).
  5. Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3-4 раз подряд).
  6. Бросание мяча о землю и ловля.
  7. Бросание мяча друг другу и ловля его с расстояния 1-1,5 м.
  8. Бросание мяча двумя руками от груди через сетку или веревку, натянутую на высоте поднятой руки ребенка (стоя на расстоянии 2 м).
  9. Бросание мяча двумя руками из-за головы в положении стоя и сидя.
  10. Отбивать мяч о землю двумя руками, стоя на месте.
  11. Отбивать мяч о землю одной рукой.
  12. Метание вдаль правой и левой рукой (к концу года на расстояние не менее 3,5-6,5 м).
  13. Метание в горизонтальную цель с расстояния 2-2,5 м правой и левой рукой.
  14. Метание в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5-2 м правой и левой рукой.
  15. Бросание мяча о стену и ловля (в индивидуальных играх).

Содержание упражнений для детей старшей группы (5-6 лет)

  1. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (кегли, бабки и др.), катание «змейкой» между предметами.
  2. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд).
  3. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4-6 раз подряд).
  4. Бросание мяча друг другу с хлопком.
  5. Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя.
  6. Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом.
  7. Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли.
  8. Бросание мяча друг другу и ловля в движении.
  9. Отбивая мяч о землю двумя руками стоя на месте ( не менее 10 раз подряд).
  10. Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстояние 5-6 м.
  11. Отбивать мяч о землю одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед.
  12. Отбивать мяч о стенку с хлопком, поворотом, отскоком от земли.
  13. Метание в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстояния 3-4 м.
  14. Метание в вертикальную цель (цель которой на высоте 2 м от земли) правой и левой руки.
  15. Метание вдаль предметов разного веса правой и левой рукой.
  16. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину.
  17. Бросание двумя руками набивного мяча (вес до 1 кг) от груди и из-за головы.

Гораздо непринужденнее дети 5 лет бросают мяч вверх, о землю и ловят. В старшей группе дети учатся бросать мяч под углом, чтобы его мог поймать играющий, стоящий напротив, или чтобы мяч попал в стенку и отскочил от нее в более удобном для ловящего положении.

Содержание упражнений для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

  1. Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (не менее 20 раз подряд).
  2. Бросание мяча вверх и ловля одной рукой (не 10 раз подряд).
  3. Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, с отскоком от земли, в косом направлении.
  4. Бросание мяча друг другу в разных положениях: стоя лицом и спиной, стоя на коленях, сидя по-турецки, лежа.
  5. Катание друг другу набивного мяча.
  6. Бросание набивного мяча вперед снизу, от груди, через голову назад.
  7. Отбивание мяча о землю поочередно одной и другой рукой несколько раз подряд.
  8. Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь бегом на расстояние 6-8 м.
  9. Отбивать мяч о землю одной рукой, продвигаясь вперед в прямом направлении.
  10. Отбивать мяч о землю, продвигаясь по кругу.
  11. Отбивать мяч о землю, двигаясь «змейкой».
  12. Метание в горизонтальную цель правой и левой рукой с расстояния 4-5 м.
  13. Метание вдаль на расстояние 6-12 м правой и левой рукой.
  14. Метание в вертикальную цель правой и левой рукой.
  15. Метание в цель из исходных положений стоя на коленях, сидя, лежа.
  16. Метание в движущую цель правой и левой рукой.
  17. Метание вдаль с нескольких шагов.
  18. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину с места и с2-3 шагов.
  19. Отбивание мяча через сетку несколькими игроками с передачей друг другу (элементы волейбола).
  20. Бросание и ловля мяча от стены с разными заданиями: с отскоком от земли, с поворотом кругом, по косому направлению, с перепрыгиванием через отскочивший мяч.
  21. Метание вдаль и вверх предметов разного веса и формы.

Мяч у детей от 2 до 7 лет имеет различные размеры, назначения и задачи в процессе игры. Если двухлетки только учатся перекатывать, бросать мяч, то у старших есть целый цикл довольно сложных упражнений с мячом, например игра «Школа мяча».

Практические занятия:

  1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками;
  2. Подбросить мяч вверх, дать ему упасть и снова поймать его;
  3. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его;
  4. Подбросить мяч, как можно выше.
  5. Ударить мяч о землю так, чтобы он подскочил повыше;
  6. Поднять руки с мячом над головой, выпустить его и поймать на лету стоя на месте.
  7. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.
  8. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.
  9. Ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, стоя на расстоянии 1,5 – 2 м.
  10. Бросить мяч вдаль на максимальное расстояние.
  11. Бросить мяч в цель на расстояние.
  12. Бросить мяч в центральный круг от периметра большого круга по различным мишеням.
  13. Одним мячом на разных расстояниях (от1 до 3 м) попасть в другой мяч с нескольких попыток.
  14. Поставить кеглю на пол на расстоянии от1 до 3 м. ударом ноги по мячу (левой или правой поочередно) сбить кеглю.
  15. Поставить стул на расстоянии от 1 до 5 м от линии старта и сбивать поставленные предметы мячом.
  16. Поставить стул на расстоянии от 1 до 5м от линии и прокатить мяч между ножками стула, как в ворота, руками или ногами.
  17. Стоя по кругу на расстоянии 1,5 – 2 м бросать мяч друг другу так, чтобы он не упал на пол.
  18. Поставить корзину на расстоянии от 1 до 3м и бросать мяч одной рукой или двумя руками так, чтобы попасть в корзину.
  19. С небольшой горки сначала катить мяч, с потом бежать за ним.
  20. Закатывать мяч в лунку на расстоянии от 1 до 3м.
  21. Встать по кругу на расстоянии вытянутых рук и передавать друг другу сразу несколько мячей в одном направлении.

  1. Методика обучения упражнениям с мячом

Запас двигательной энергии ребенка настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем во время игры. “Маленькие дети, опираясь на инстинкт, сами регулируют и интенсивность, и время своей двигательной деятельности в игре. Не надо мешать ребенку играть, резвиться. Он гораздо правильнее мамы и бабушки определит, сколько ему прыгать на одной ноге, сколько крутить скакалку - это заложено природой. Завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь” - подчеркивает И.А.Аршавский. 

При первоначальном овладении действиями с мячом большое место занимают индивидуальные упражнения, самостоятельные попытки детей играть с мячом: бросать его в любом направлении, использовать усвоенный способ броска — снизу, сбоку, от плеча.

Вначале дети усваивают бросок мяча вперед-вверх. Бросание в произвольном направлении сопровождается бегом за мячом. Постепенно воспитатель учит детей ловить мяч, отскочивший от пола, стены. В индивидуальных упражнениях ребенок бросает мяч воспитателю, который сможет поймать и неточно брошенный мяч, тогда как в игре двух маленьких детей часты неточные броски, бег за упавшим мячом отвлекает детей от основного упражнения.

Бросок о землю должен выполняться вертикально вниз с соблюдением точности направления и определенной силы толчка. Успех в данном упражнении во многом зависит от состояния поверхности, поэтому бросание мяча вниз воспитатель организует на асфальтовой дорожке, плотной ровной площадке, веранде.

Мяч, брошенный вверх или отскочивший от земли, ловят двумя руками одновременным хватом с двух сторон или снизу, подставляя ладони под взлетевший мяч. Пальцы слегка согнуты, образуя как бы чашу. Мяч, брошенный воспитателем или сверстником, надо ловить, не прижимая к груди, стараться встречать при ловле пальцами, руки выпрямлять по направлению к летящему мячу, а поймав, согнуть их и подтянуть мяч к груди. Старшие дети ловко и непринужденно бросают и ловят мяч. Поэтому они могут находиться в разных положениях — сидя, стоя, парами, по кругу, передвигаясь. Удается старшим и сочетание разных движений с игрой в мяч, например, подбрасывать и ловить мяч приседая, подпрыгивая, чередовать бросание и ловлю с бегом.

Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или теннисными, мешочками с песком, шишками, снежками. Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, вертикальной — щит с нарисованным кругом, обруч, большой мяч, дерево и т. п. В зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания. Большой мяч в корзину или лежащий на земле обруч бросают двумя руками снизу, маленький мяч или шишку — одной рукой.

В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой и левой рукой — это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушений осанки. Воспитателю надо внимательно контролировать количество бросков правой и левой рукой. Если в группе большинство детей плохо освоили метание левой рукой, то именно с метания левой рукой надо начинать обучение.

Метание вдаль не требует такой точности глазомера как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Малыши, так же как и при метании в цель, чаще метают предмет движением руки от плеча, предварительно согнув руку и не выпрямляя ее при броске. Без зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это выполнить. Поэтому воспитатель предлагает перебросить мяч через куст, ветку дерева или подвешивает веревку несколько выше поднятой руки ребенка. Младшие дети располагаются на расстоянии 1 м от веревки, старшие отходят дальше, примерно на 2—3 м. Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу, сверху, сбоку.

Старших дошкольников воспитатель должен научить ведению мяча. К разучиванию этого движения надо приступать после того, как дети овладеют навыком отталкивать мяч, стоя на месте мягкими, плавными движениями кисти. При ведении мяча ребенок продвигается вперед шагом, а затем и бегом, немного наклонившись по ходу движения. Мяч отбивают так, чтобы он отскакивал на уровне или несколько выше пояса.

  1. Игры с мячом

Игры с мячом — спортивные или иные игры, в которых используется мяч. В большинстве игр с мячом, основной целью игры является ударить, кинуть, отбить мяч определенным образом, например, забить его в ворота, или отбить так, чтобы противник не смог его поймать.

Игры с мячом обычно можно отнести к одной или нескольким категориям, в зависимости от цели игры. Примерами таких категорий могут служить:

  • Игры, где забивают 
  • Игры, где мяч нужно перекидывать через
  • Игры, где по мячу бьют битой — мяч должен быть отбит так, чтобы отбивающий мог добежать до цели.
  • Игры, где каждый игрок должен поразить мячом
  • Игры, где нет победителей и проигравших.

Значение игр с мячом в развитии детей. 

  1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
  2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
  3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
  4. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  5. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
  6. Регулируют точность и силу движения.
  7. Самодвижение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть сброшен любому из детей, формирует произвольное внимание.
  8. Игры с мячом развивают и нормализируют эмоционально - волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
  9. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
  11. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Игра с мячом «Подбрось - поймай» для детей младшей группы.

Ребёнок берёт мяч. Взрослый предлагает подбросить мяч вверх и поймать.

Игра с мячом «Подбрось - поймай» для детей средней группы.

Описание: Дети свободно располагаются в помещении или на площадке, каждый в руках держит мяч. По сигналу воспитателя: «Начинай!» дети подбрасывают мяч вверх и ловят его. Каждый считает, сколько раз сумеет поймать мяч и не уронить его.

Правила: Дети подбрасывают и ловят мячи, а другие считают или все становятся в круг, а один или двое из играющих выходят в середину круга и подбрасывают мяч. Все наблюдают за правильностью выполнения задания. 

Варианты: Можно включить и такие упражнения: подбросив мяч вверх, подождать, пока он ударится о землю, а затем уже поймать; ударить мячом о землю и поймать его; подбросить мяч повыше, хлопнуть в ладоши, поймать мяч; подбросить мяч, быстро повернуться кругом и после отскока мяча от земли поймать его.

Игра с мячом «Подбрось - поймай» для детей старшей группы.

Дети становятся парами и перебрасывают мячи друг другу с хлопком.

Игра с мячом «Подбрось - поймай» для детей подготовительной группы.

Подбросить мячик правой рукой, хлопнуть в ладоши и той же рукой поймать мяч. То же левой рукой.

  1. Использование мяча в повседневной жизни детей конкретной
    группы

Руководство занятиями по обучению детей действиям с мячом имеет некоторые отличия от руководства подвижными играми на занятиях по физической культуре. Наиболее эмоционально проходят игры с мячом, когда педагог сам становится активным участником их, поэтому педагог может временно принимать на себя роль водящего, с целью пояснения на личном примере обязанностей водящего правил приёмов игры. Возможность для активного участия педагога в упражнениях с мячом создаётся тогда, когда дети усвоят основной рисунок движения. Но и на этом этапе необходимо показывать отдельным детям те или иные действия, совместно выполнять упражнение. Оказывая помощь ребёнку в усвоении действий с мячом, педагог повышает его интерес к движениям данного типа. Выполняя упражнение в паре с технически слабым или сильным ребёнком, он имеет возможность облегчить или усложнить задание. Он может временно включиться в игру или упражнение, в удобный момент выйти из неё, перейти на упражнение с другим ребёнком и т.д. При этом педагог не должен терять из поля зрения всех детей и каждого ребёнка в отдельности.

Когда все дети одновременно играют в зале, создаётся сильный шум от ударов мячей об пол, и в таких условиях педагог вынужден останавливать игру, чтобы дать очередные указания. Поэтому для облегчения руководства игрой детей необходимо научить реагировать на звуковые и зрительные сигналы точно и быстро. Прежде всего, педагог должен научить детей реагировать на свисток, а затем и на такие сигналы, как показ рукой на место, с которого надо ввести в игру мяч, обозначение жестом ошибок, которые сделал ребёнок.

Можно применять и другие зрительные сигналы: например, поднятая вверх рука означает – остановиться, взмах руки в определенную сторону – изменить направление передвижения; скрещение рук со свистком – игра окончена и др.

Список используемой литературы

  1. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 23-25
  2. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М., 1983.
  3. Движение. / Сост. Жданова С.И. – М.: Просвещение, 2004. – 176с.
  4. Дворкина Н.И. Инновационные направления совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Современные проблемы физического воспитания, валеологии и здорового образа жизни. - Кропоткин, 2000
  5. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный конгресс. – М., 2003. - Т-1. - С. 230-232
  6. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. – М., 2003
  7. Хухлаев Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М., 2005.
  8. Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду» - М.: Просвещение, 1992г.
  9. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 239-240.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Самостоятельный ребенок. Как научить ребенка играть самостоятельно?

Прежде всего вспомним о том, что ребенок не слушает и исполняет, а смотрит и впитывает. Организуйте для детей такое безопасное пространство, которое сможет двигать его к самостоятельности.  Пройд...

Консультация - практикум для родителей: «Как научить ребенка играть в дидактическую игру».

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой.С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с др...

Консультация для родителей "Как научить ребенка играть в дидактические игры"

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой.С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с др...

Как научить ребенка играть в дидактическую игру и ее роль в развитии

Дидактические игры способствуют: - развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явления...

«Как научить ребенка играть в дидактическую игру».

Консультация предназначена для родителей детей раннего возраста....