Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Смирнова Екатерина Юрьевна

Материал подготовлен на основе методической литературы и опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:  РАЗВИТИЕ  ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила музыкальный руководитель Смирнова Е.Ю.

Пение — это основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

 Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение; постигая мир музыкальных звуков, учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему.

«Запоют дети – запоет народ», писал К. Д.Ушинский. Системная работа над вокальной техникой позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребенка. «Без активного восприятия музыки не может быть качественного пения» заметила Н.А.Ветлугина. Для развития музыкальности у ребенка использую ее цикл песен– упражнений, для ладового и ритмического чувства, звуковысотного и динамического слуха.        («Музыкальны букварь»)

Широко используются в работе  вокальные упражнения педагога - музыканта и детского композитора  Е.Н.Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении непринужденность и легкость звучания, правильного дыхания.

       Общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по- прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5−7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дыхание у детей 6-7 лет становится более глубоким( увеличивается объём лёгких)

Певческие навыки у детей

Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку.

Певческая установка- это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Стулья должны соответствовать росту детей. Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленями. Голову держать надо прямо, не вытягивать шею, не напрягать. Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Разучивать песни с детьми надо сидя. А уже разученные песни можно петь и стоя, так как в таком положении дыхательные мышцы, даже у трехлетних детей, работают активнее и звучность пения заметно улучшается.

При пении стоя голова держится прямо, руки опущены.

Организация детей на занятиях - одно из существенных условий для лучшего усвоения ими материала и для развития музыкальных способностей.

В первый ряд надо сажать детей с менее развитым слухом, с небольшим объемом диапазона голоса, недостаточно дисциплинированные, а также вновь поступившие дети.

Чтобы дети лучше слышали мелодию, инструмент надо ставить так, чтобы высокие регистры находились ближе к ним.

В детском саду по Пению ставятся следующие задачи в старшей группе:

♦ петь выразительно, без напряжения, плавно, лёгким звуком,

♦ правильно брать дыхание,

♦ произносить отчётливо слова в песне,

♦ учиться правильно передавать мелодию, чисто интонировать,

 ♦ своевременно начинать и заканчивать пение. Петь согласованно, ансамблем.

Методические приемы и содержание работы по Пению

Обучение пению - одна из важнейших задач музыкального руководителя. Эта задача требует от педагога большого профессионализма.

Голос дошкольника очень робок и податлив, поэтому, чем раньше ребёнку прививаются навыки  звукообразования, тем лучше.

Для детей старшего дошкольного возраста программа предлагает разнообразный репертуар песен и упражнений разнообразных как по содержанию, так и по форме. Систематическое использование маленьких песенок, упражнений помогает выравнивать звучание голоса, добиваться естественного легкого пения, развивает звуковысотный слух, расширяет диапазон. Очень важно, чтобы каждое такое упражнение имело интересное содержание или игровой момент, могло заинтересовать.

 Такими упражнениями являются маленькие песенки педагогов- композиторов Н. Метлова, Е. Тиличеевой, В. Карасёвой, народные песни- попевки. Например, упражнение « Солнышко- вёдрышко» В. Карасёвой учит чисто интонировать звуки, различные по высоте. Упражнение « Бубенчики» учит слышать и различать  звуки  по высоте, направление мелодии, развивает слух, интонацию. Развитию дыхания, умению петь протяжно, помогут такие песенки, как «Кукушка» Е. Тиличеевой, «Дудочка» В. Карасёвой, « У кота Воркота», р.н. п.

Достижению чистоты интонирования, развитию музыкального слуха помогает пение по музыкальным фразам (цепочкой). Пение цепочкой закрепляет навык правильного дыхания, хорошо активизирует детей.

Одна из сложных задач- «петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него». Первоначальные навыки пения а капелла маленьких несложных песенок должны быть сформированы в старшем дошкольном возрасте. Удобны для этой цели народные песни, такие, как «Пошла млада за водой», «Ходила младешенька», «В сыром бору тропина», «Во кузнице». Исполнение их а капелла способствует формированию у детей более устойчивого ладотонального слуха.

Нечисто поющим детям необходимо уделять особое внимание. Считается, что размещать их на музыкальном занятии лучше так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных — дикция. Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Правильному произношению слов способствуют:

- выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания; применяется во всех группах;

- коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на высоком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно,

- упражнения на дикцию( логопедические распевки, скороговорки)

В старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется прием коллективного произнесения текста шепотом на высоком звучании в ритме песни. Этот прием особенно полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе.

Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией при излечении звуков(нижняя челюсть подвижная, широко раскрывается рот), внятное произношение согласных (р, з, с, т, н…). Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, они улучшают звукопроизношение отдельных букв, выправляют речь. Например:

«Сенька-везенька, вези меня на палке, сам пешком, перевертышком»,

«Наш Полкан попал в капкан»,

«Бубнит барабан, что побит барабан, труба трубит: Хорошо, что побит».

Список используемой литературы

  1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М. 1967
  2. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду». М. 1981
  3. Метлов Н.А. «Музыка – детям: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада» М. 1985
  4. Михайлова  М.А. «Поем, играем, танцуем в доме и в саду». М. 1997
  5. «Музыкальный руководитель» №1, 2006г, ст. «Учите петь хором».
  6. Орлова Т.М., Бекина С.М. «Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет», М., «Просвещение», 1987
  7.  Орлова Т.М., Бекина С.М. «Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет» М., « Просвещение»,1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

Музыкальное занятие по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"В гостях у гномов"

Музыкальное доминантное занятие по  развитию певческих навыков у детей старшего дошколного возраста...

Методическая разработка «Использование фонопедического метода для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста»

      Фонопедический метод развития голоса - это подготовленный, вспомогательный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигател...

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...