Основы оздоровительной и воспитательной работы в дошкольном учреждении.
статья по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ветрова Марина Дмитриевна

Основы оздоровительной и воспитательной работы в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovlenie_-_kopiya.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Основы оздоровительной и воспитательной работы в дошкольном учреждении.

«Здоровые дети – здоровое будущее»

Ветрова Марина Дмитриевна

Инструктор по физической культуре

Закаливание

 Оздоровительная работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление  ухудшенного за учебный год функционального состояния организма ребенка. Центральное место в этом  комплексе занимает режим  дня, который в летний период строится с учетом возрастного состава детей, состояния их здоровья  и климатических особенностей местности. Бюджет времени в летний период имеет некоторые отличительные черты : длительность активного отдыха в связи с отсутствием  учебных занятий увеличивается и в организованных формах должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности.

Таким образом, для достижения оздоровительного эффекта в режима дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая  возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. В наиболее жаркие дни не следует допускать, чтобы длительное время дети находились под воздействием прямых солнечных лучей. Деятельность. Связанная с физическими нагрузками ( подвижные игры, экскурсии, труд, занятия физической культурой), должна проводиться в часы наименьшей инсоляции ( до наступления жары или после её спада).

Система закаливания разрабатывается и  периодически корректируется медицинскими работниками дошкольных учреждений в соответствии с имеющимися условиями. Предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию. Физкультурные занятия, гимнастика после сна проводятся только в трусиках, спят дети без маечек. Чтобы, встав с постели, получить контрастную воздушную ванну, так как температура под одеялом приблизительно + 3 8 С°, температура воздуха в спальне старшей группы от +21 С°, а младшей от 23 С°.

Водные процедуры вводятся постепенно:

  1. младшая группа. Солнечные и воздушные ванны, купание в бассейне по схеме, предложенной врачом  ДОУ.
  2. Младшая группа . Игры на мокрых дорожках до 2 2.5 минут, обширное умывание после дневной гимнастики. Солнечные и воздушные ванны, купание в бассейне.

Средняя группа. Сухое растирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия: игры на мокрых дорожках во время гимнастики после дневного сна до 4 минут, обширное умывание.

Старшая группа Погружение ног в воду и ходьба по прохладной  + !8 С° воде. Солнечные  и воздушные ванны, купание в бассейне по схеме.

Подготовительная к школе группа.

Обширное умывание после утренней гимнастики, физкультурного занятия: погружение ног в воду по окончании дневной гимнастики.

В жаркие дни дети купаются в летнем бассейне или обливаются водой не менее 2 раз в день. Для ослабленных и пришедших после болезни детей схеме закаливания может быть, изменено по рекомендации врача.  

Во время прогулки рекомендуется принимать воздушные ванны при температуре воздуха не ниже 20 гр.. Солнечные ванны действуют сильнее, чем воздушные, поэтому использовать их надо с большой осторожностью,  Принимать ванны нужно один раз в день, через 1- 1,5 часа после еды, лежа или в движении,  Лучшим временем для  приёма солнечных ванн считается 11 – 11.30 часов. Солнечные ванны хорошо сочетать с воздушными.

Босохождение  является средством закаливания, а также средством формирования свода стопы. В летнее время ходьба босиком проводится по хорошо очищенному грунту, траве, гравию, песку. Эту процедуру нужно начинать проводить  в жаркие дни. Первые процедуры.2-3 минуты, постепенно время увеличивается до 10 – 12 минут. Для детей 5 – 7 лет хорошо проводить босиком утреннюю гимнастику.

Температура воды для водных процедур должна составлять +32, +30 С° и через каждые 3-4 дня должна снижаться на 1 градус.

Купание начинается при t° воды  -22 С°, воздуха – 26, -24 С° и не должно превышать 10 минут.

Воспитание культурно – гигиенических навыков

В младшем возрасте необходимо использовать дидактические игры, соответствующего содержания, песенки, потешки, стихотворения, рассказы, сказки, картинки Кроме этого необходимо иметь игровые гигиенические наборы ( расческу, полотенце, мыло, салфетку, зубную щетку, пасту, носовой платок, стаканчик) В старшем возрасте необходимо давать разнообразную информацию о личной и общественной гигиене. Как надо беречь своё здоровье и тело летом ? Как предупредить простуду? Как оказать помощь себе и другим ( при ушибе, ссадине, укусе осы, пчелы) ? Зачем надо каждый день много гулять и заниматься физической культурой Можно организовать и провести развлечение на тему: «Праздник воды и песка», « Прекрасное и удивительное вокруг нас», « Добрые дела»

Утренняя гимнастика

       В детском саду утренняя гимнастика  рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия  эмоционального тонуса детей.

Применяются разные формы проведения гимнастики:

- использование  общеразвивающих  упражнений;

- обыгрывание, какого – нибудь сюжета: « На прогулке», « Мы на луг ходили»,  Воробышки», «Медвежата» и пр.

- игрового характера – на 3-4 подвижных игр « Карусели», «Затейники», «Мы тоже можем так»:

- использование элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений2, хороводов:

-оздоровительный бег ( 3-5 мин)

Могут быть внесены отдельные яркие эпизоды с прогулки, занятия по развитию речи и др., которые восстанавливаются в представлении детей на основе использования   имитации

Подвижные игры особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием        ,

Например если идет знакомство детей с другими государствами, можно использовать народные игры: «Дятел»: «Ночной сторож», « Сторож», « Канатоходец», « Возьми яблоко», «Редька»

На  занятиях  по ознакомлению с животным миром полезными будут игры « Мышеловка», «Заинька», при ознакомлении с трудом взрослых – игра « Ленок» и др.

Когда знакомят детей с природой уместны игры «Огородник», « Берёзка», « В зоопарке», «К названному дереву беги», « Найди дерево по цветам», «Вершки и корешки»,» Где мы были – не скажем, а что видели покажем», «Стоп! Палочка, остановись», «Живое домино»,

Танцевальные движения дети свободно могут изображать танец падающих капель дождя, танец птиц, животных ( танцуют лягушки, комарики и т.д)

Двигательные  упражнения хорошо выполнять под стихотворный текст под стихотворный текст содержание.

Спортивные игры

      Спортивные игры отличаются сложной и точной техникой, в которой проявляются высокие физические возможности спортсменов, чего еще нет у детей дошкольного возраста.

В старших и подготовительных группах детских садов наблюдается большое тяготение детей к подобным играм, что может быть разумно удовлетворено.

Участки детского сада  желательно использовать максимально.

 Через весь участок детского сада может проходить велосипедная дорожка 100 3

На бетонированной площадке рисуются квадраты и линии кона и полукона для игры в городки.

Волейбольная площадка 9 18м. Предполагает  натянутую сетку на уровне вытянутой руки ребенка  и постоянно стоящую корзину с облегченными мячами для игры типа волейбол.

Для игры типа баскетбол тоже хорошо иметь площадку 10  7, с врытыми в землю столбами с прикрепленными к ним металлическими кольцами на высоте 1м 80 см.

Место для игры в бадминтон должно быть выбрано ровное, защищенное от ветра зданиями и деревьями. Для игры натянута мелкоячеистая сетка, верхний край которой находится на высоте 120 см от земли.

Для игр в настольный теннис  теннисные столы для средней группы высотой 65 см, длиной 230 см и шириной 100см ; для старшего возраста столы соответственно 68, 250, 130 см.

В постоянном распоряжении детей должны находиться кегли, городки, крокет, серсо, бадминтон.

Большое  внимание следует уделять играм с мячами. Мячи хранятся на участке детского сада в особых подставках. Дети сами берут мячи и играют с ними

Основными задачами в работе с детьми по применению игр является общее развитие ребенка, оздоровление его организма, развитие движений, двигательных способностей и физических качеств, создание эмоциональной обстановки, воспитание любви и интереса к различным видам физических упражнений.

 Езда на велосипеде, плавание, элементы игры в баскетбол, являются прекрасным оздоровительным средством, что  подтверждено специальными исследованиями. Они дают хорошую физическую нагрузку во время  пребывания  ребенка на свежем воздухе, что ведет к обогащению крови кислородом, хорошей  тренировке функций сердечно – сосудистой  и дыхательной систем,  активизации процессов обмена. Вместе с тем они  в большей мере содействуют закаливанию организма. Велосипед, самокат, скейтборд, роликовые коньки обогащают содержание прогулки, делают ее более интересной, желанной при различных погодных условиях.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.

Организация здоровьесберегающего педагогического процесса в детском саду.  Предлагаемый опыт работы представляет собой планирование содержания  тематических дней здоровья. Государственн...

«Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении»

Физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место в общей системе дошкольного образования и осуществляется в соответствии с научно разработанной и апробированной практикой систе...

Физкультурно-оздоровительнная работа в дошкольном учреждении

Консультация для начинающих специалистов...

Доклад "Содержание лечебно-оздоровительной и профилактической работы в дошкольном учреждении"

Лечебно-оздоровительная и профилактическая работа с детьми дошкольного возраста....

Статья.Игровые технологии как основа учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.

Игровые технологии как основа учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении....