Логопедические физминутки
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)

Партина Александра Владимировна

Физминутка, переключая детей на иной вид деятельности, позволяет активизировать  их умственную работоспособность. В процессе проведения физминутки, во время которой разнообразные движения сочетаются с речью, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарь. В умело подобранном несложном стихотворении (песне, считалке, диалоге) отрабатываются поставленные звуки, развиваются фонематические процессы, закрепляется лексический материал, создаются предпосылки для овладения диалогической речью.

Проведение физминутки

Физминутку необходимо проводить тогда, когда чувствовали у детей первые признаки утомления (двигательное беспокойство, отвлекаемость, снижение интереса к занятию).

Специального место для проведения физминутки не требуется. Дети встают рядом со столами, за которыми сидели.

Взрослый проговаривает новое стихотворение и показывает соответствующие движения. При этом дети молча, выполняют только движения, вслушиваясь или запоминая текст. Во втором проговаривании уже участвуют дети, одновременно выполняя действия. Добиваться заучивания стихотворений не надо.

В конце  каждой физминутки можно задать детям вопросы по ее содержанию (например: «Назовите ласковые слова из этого стихотворения», или: «Назовите слова со звуком К из этого стихотворения»).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonetiko-fonematicheskie_fizminutki.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ (ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ) ФИЗМИНУТКИ

 

Гласные звуки

 

«А, У, И, О, Э, Ы»

 

А – ротик шире детвора ААА                        руки вверх

У – губки хоботком тяну УУУ                       руки вперед

И – губки к ушкам растяни ИИИ                   руки в стороны

О – губки колесо ООО                                    руки кольцом перед собой

Э – повторяем дружно ЭЭЭ                           руки овалом сзади

Ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ                  руки овалом спереди

 

Активно работают губы. Произносим на выдохе  сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями  2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.

 

                                                                «А, У»

 

Мы в лес пойдем,                      шагаем на месте

Детей позовем:                           руки рупором

Ау, ау, ау! (тихо)                    

Никто не отзывается,                корпус вправо – влево, рука «козырек»

Ау, ау, ау (громко)                     руки рупором.

Работаем над силой голоса

 

«О»

 

Не под окном,                                руки в стороны, вперед;

А около                                           руки вверх, в стороны (кругом);

Катилось О и охало                      дважды плавные круговые движения перед собой;

О охало, О охало,                          руки в стороны, вперед, вниз.

Не под окном, а около.

 

«И, А»

 

Тик-так, тик-так…                          по два наклона головы влево и вправо;

Я умею делать так :                        в полуприседе 2 наклона влево и вправо;

Влево – тик , вправо – так … 

Тик-так , тик-так.                            по 2 наклона головы влево и вправо. 

 

«А, О, У, И»

 

Мы в лес пошли,                    дети маршируют на месте.

Топор нашли,                         остановиться, руки в «замок».

Дрова рубили :                       ноги на ширине плеч, руки в «замок».

- Ах! Ох! Ух! Их!                   энергичные наклоны с произношением

                                                                                слогов на выдохе. 

«А, О, У, И»

 

Тик-так , тик-так .                          наклоны головы вправо-влево

Так ходики стучат .

Туки-так, туки-так.                        поочередно правой и левой рукой

 Так колеса стучат                          дети «рисуют» круги перед собой.

Ток-ток, ток-ток.                            стучать кулачками друг о друга.

Так стучит молоток.

Туки-ток, туки-ток                          поочередно стучать правой и левой ножкой.

Так стучит каблучок.                       по два раза каждой ножкой

                                                               

Звонкие согласные

 

«Д, Б»

 

Поглядите: боком, боком          руки на поясе, шагая повернуться притопывая;

ходит галка мимо окон                    

скок-поскок                                 в полуприседе прыжки в стороны;

 да скок-поскок                          в полуприседе прыжки вперед-назад;

дайте булочки кусок!                 развести руками и сложить просящее.

 

«М, Б, Д»

 

Взяли, детки, белый ком                  сделать руками небольшой круг в воздухе

                                                                                                    (в наклоне вперёд) ;

Мы польём его водой,                      присесть, «поднимая ведро и выливая  воду»

Домик будет ледяной                        наклоны вправо – влево, руки на поясе 

Ком за комом мы кладём,                 наклоны влево-вправо, берем ком за комом и

                                                                                                складывая их один на один;

Вот и вылепили дом.                        потянуться на носочках,  руки вверх

 «Д, Б»

 

Долго дятел дуб долбил             повороты туловища влево и вправо

                                                                           (руки  опущены, слегка отведены назад)

Клювом дятел дуб долби            2 наклона вперёд, руки на поясе

Тук, тук, тук (2 раза)                                  

Пауков найдёт он тут                                                           

Тук, тук, тук (2 раза)                 2 наклона вперёд, руки на поясе

 

«Й»

 

Ай-ай-ай, ай-ай-ай    муравей домой бежал       бег на месте;

Ой-ой-ой, ой-ой-ой ножку тонкую сломал         остановиться; качать головой

Травкой быстро обмотал                                       сгибать и разгибать ноги

В муравейник побежал                                         бег на месте

 

Свистящие звуки.

 

«С»

                                                                      

У нас славная осанка-                                          вытянуться, руки вдоль туловища;

Мы свели лопатки.                                               свести лопатки (руки  на поясе);

Мы шагаем на носках                                          шагаем на носках;

И пойдём на пятках.                                            шагаем на пятках

Пойдём мягко, как лисята                                   пройти плавно;

Ну а если надоест,то пойдём                         

Мы  косолапо, как медведи ходят в лес.            пройти «по медвежьи» руки на поясе

 

                                                                          «С - С`»

 

Катились колёса, колёса, колеса                   вращательные движения локтями вперед

Катились колеса все влево, все косо             вращательные движения локтями назад

Скатились колёса на луг под откос               наклоны туловища влево – вправо

И вот, что осталось от этих                            выпрямиться, развести руки в стороны.

 « З »

 

Зайки белые сидят                              присесть на корточки;

И ушами шевелят.                              кисти рук приставить к макушке, локти

                                                              развести в стороны, лопатки свести;

Вот так вот так

Ушами шевелят                                    движения кистями рук;

Зайкам холодно сидеть                        встать, ручки встряхнуть, расслабить;

Надо лапки им погреть                        поглаживающие движения обеих рук

Вот так, вот так,                                                                      

Надо лапки им погреть                         

Зайкам холодно стоять                        руки на пояс;

Надо зайкам поплясать                        потопать на месте

Вот так, вот так,                                   поочередно выставлять вперед

Надо зайкам поплясать                       правую и левую ножки.

 

«Ц»

 

Цапля серая носатая                             руки к носу;

Целый день стоит, как статуя              руки на пояс, лопатки свести;

На одной ноге постой-ка ,                   руки на поясе поднимаем левую ножку;

Если ты солдатик стойкий.

А теперь постой на правой,         руки на поясе, поднимаем правую ножку;

Если ты солдатик бравый.

Цапля серая носатая,                            на двух ножках, руки к носу

Целый день стоит, как статуя.       руки  на пояс.

 

 

Шипящие звуки

 

«Ш»

 

Носом – вдох, а выдох – ртом ,              шумный вдох, тихий выдох;

Дышим глубже, а потом –                      шумный вдох, задержать дыхание, тихий

                                                                   выдох;

Шаг на месте не спеша:                           вдох;

«Мама моет малыша.»                             на выдохе.

 

 «Ж»

 

Жили-были три пингвина                     руки на поясе, наклоны туловища

                                                                                           вправо-влево

Пик, Пак, Пок                                         хлопать в ладоши;

Хорошо и дружно жили                        ладошка  поглаживает ладошку;

Пик, Пак, Пок                                         хлопать в ладоши;

Чтобы  жить все время дружно             руки на поясе, наклоны туловища

                                                                                           вправо-влево.

Уступать друг другу нужно                  ладошка  поглаживает ладошку.

 

«Ч»

Захотела рыба-меч                               руки в стороны , перед собой, вверх ,

Воду на двое рассечь                           руки соединить над головой;

Раз – сечет, два – сечет ,                      ритмично опускать и  поднимать руки

                                                                                                    вниз-вверх;

А вода себе течет                                 плавно опустить руки вниз через стороны

                                                               покачать из стороны в сторону.

 

«Щ»

Этой щеткой чищу зубы,                  одна рука на поясе, другой «чистим зубки»;

Этой щеткой – башмаки                   наклон туловища вниз  «чистим башмаки»;

Этой щеткой чищу брюки                наклоны туловища в стороны ;

Все три щетки мне нужны                руки  в стороны, вверх, перед собой, прижать

                                                                                прижать к груди, перед собой.

 

Cонорные звуки

 

«Р-Рь»

 

Ручеек в лесу бежал                            руки на поясе, повороты туловища;

И зайчонка повстречал:

Тра-та-та, тра-та-та -                           постукиваем ладонями по ногам ;

Зайка лапками стучал.

Ручеёчек вторит зайке:

- дзынь-дзынь-дзынь,                           ритмично «выбрасываем» пальчики из

Дзынь-дзынь-дзынь.                             сжатого кулака, поднимая руки вверх;

Колокольчик их услышал:

Динь-динь-динь,                                     плавно покачивать головой  вперед-назад,

Динь-динь-динь.                                          вправо-влево;

Белочка спустилась с ветки                    ручки на поясе, прыжки на месте

И орешками – хрум-хрум.                       ритмично щелкаем пальцами (хлопаем в

                                                                                                            ладоши);

Ах, какой поднялся шум!                       руки на поясе, топаем ногами.

 

«Л-Ль»

 

Кач-кач-кач,кач-кач-кач .                              ритмично покачиваем «куклу» на руках;

Лены слышен  плач.                            

Кукла неваляшка не ложиться, не сидит,           наклоны туловища в вправо-влево Сильно качается, весело звенит:                                    приседание;

Дили-дили-дили-дон –                                   ритмичное покачивание из стороны в

Слышен всюду звон.                                                             сторону;

Плакать Леночка устала,                                хлопаем в ладоши ;

И сама качаться стала:                                   руки на поясе, наклоны туловища с

Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач.                      опорой то на правую, то на левую ногу.

 

«Р-Л, Рь-Ль»

 

Станем мы деревьями  сильными, большими.                      руки на поясе;

Ноги – это корни  их расставим шире.                                имитация движений;

Тело наше – ствол могучий. он чуть – чуть качается           имитация движений

И своей верхушкой острой в небо упирается.                      руки в стороны, вверх

Пальцы веточками будут,                    руки опустить, пальцы  растопырить;

листья закрывают их.                                                                 

Как придет за летом осень                   правая рука вверх, левая рука вверх;

разлетятся в миг.                                плавно опускаем руки, трясем кистями  рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физминутки (физкультминутки) в детском саду

Физминутки" (физкультминутки) находятся различные упражнения основанные на зрительно-поисковых стимулах, применяемые на конкретных занятиях для переключения внимания детей, развития общей координации ...

Здоровьесберегающие технологии.Физминутки.

В середине каждого мероприятия важно проведения физминутки для здоровья  ребёнка....

Физминутки для дошкольников логопедических групп

Физминутка это кратковременное мероприятие, которое способствует укреплению организма ребенка, повышает его работоспособность....

Физминутки на логопедическом занятии.

Совершенствование общей моторики и тонкой ручной моторики при проведении физминуток. Закрепление представлений о временах года и их признаках....

Физминутки для дошкольников логопедических групп

Физминутки для дошкольников логопедических групп...