Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников с организмом человека.
картотека (подготовительная группа)

Сидалинова Гульнара Рафаиловна

Дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_i_uprazhneniya.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ОРГАНИЗМОМ

Дидактическая игра «Чем люди отличаются друг от друга»

  Задачи:

-  закреплять представление о том, что люди отлича­ются ростом, цветом и формой глаз, цветом кожи, волос, овалом лица, формой губ, полом, возрастом;

- уметь находить и называть отличия;

- развивать внимание, зрительное восприятие, уме­ние сравнивать;

- формировать интерес к отличительным особен­ностям сверстников.

       Оборудование: фотографии, вырезки из журналов с изображением лиц людей с внешним различиями, одной или разных национальностей (в полный рост, разного пола, возраста), фишки.

       Воспитатель предлагает детям устроить соревнование на самого внимательного. Дети должны найти как можно больше отличий при сравнении двух сверстников или фотографий людей одной или разных национальностей. Выиграет тот, кто получит больше фишек. При сравнении сверстников воспитатель предлагает назвать отличия сна­чала с визуальной, а потом без визуальной опоры.

 

Дидактическая игра «Найди сходство»

Задачи:

- уточнять знания об отличительных особенностях внешнего вида сверстников в группе ДОО;

- учить отгадывать по описанию или картинке-ша­блону, о ком из сверстников идет речь;

- развивать внимание, память;

- формировать интерес к сверстникам.

       Оборудование: картинки-шаблоны с изображением губ, глаз, но­сов, овалов лица, причесок разных форм и цвета.

       Воспитатель предлагает поиграть в игру-загадку. Он будет опи­сывать какого-нибудь ребенка, а дети должны отгадать, о ком идет речь. Затем воспитатель показывает один из шаблонов, а дети должны найти, кому из них он больше подходит.

       Загадку может загадать и ребенок, а остальные дети отгадать. После отгадки проверяют, правильно ли описание, подходит ли оно конкретному ребенку, о каких особенностях внешнего вида не было сказано в загадке. Ребенок, описавший сверстника наи­более подробно, получает звание и отличительный знак главного художника.

Дидактическая игра «От младенца до старика»

        Задачи:

— закреплять общие представления обо всех возрастных периодах человека: детстве, юности, зрелости и старости; — учить находить внешние различия у людей разного возраста, называть некоторые отличия в поведении, деятельности и образе жизни;

— развивать наблюдательность, внимание, зрительное восприятие, умение сравнивать, речь; формировать самосознание.

       Оборудование: фотографии люде! от младенческого возраста до старости, семейные фотоальбомы детей.

       Воспитатель предлагает детям прокатиться в машине времени. Сначала назвать, в каком возрасте дети находятся сейчас, сколько им лет. Затем отправиться в прошлое, найти свои фотографии в младен­ческом и раннем возрасте, разложить их в последовательности от самой ранней. Потом из предложенных фотографий людей разного возраста выложить «поезд жизни» от младенца до старика. Расска­зать об отличиях людей разного возраста. Дети могут получить одну из фотографий, построиться в порядке возрастания лет и рассказать каждый об особенностях своего возраста.

 

Дидактическая игра «Узнай по голосу»

   Задачи:

- закреплять знания о том, что тембр голоса у всех людей раз­ный, по нему можно узнать человека;

- учить без визуальной опоры по голосу узнавать, кто их позвал;

- развивать слуховое внимание;

- формировать интерес к индивидуальным особенностям свер­стников.

       Дети стоят стайкой или в кругу, один ребенок поворачивается к ним спиной. Воспитатель на ушко договаривается с тем ребенком, который будет звать водящего. Если водящий правильно называет имя ребенка, тот встает на место водящего. Если неправильно, то играет еще один кон. При повторном отгадывании зовущий ребенок может менять фразы, силу и высоту голоса.

 

Дидактическая игра «Человек и животное»

     Задачи:

— закреплять понимание гомологичности органов людей и жи­вотных: руки и ноги равноценны лапам животных, волосы —-

     шерсти и т.п.;

— учить видеть сходство в строении человека и животных, уметь называть, в чем оно выражается;

— развивать наблюдательность, память, речь, умение сравнивать, обобщать;

           — формировать экологическую культуру.

      Оборудование: картинки с изображением млекопитающих.

       Воспитатель предлагает детям выбрать картинку с изображением животного, хорошо его рассмотреть. Затем «волшебной палочкой» «превращает» детей в животное, которое они выбрали. Предлагает отправиться в удивительный мир животных. Говорит о том, что между человеком и животными очень много общего. Но знают ли это сами животные? Называет часть тела или орган человека, а дети в образе животного должны ответить, есть ли это у них. Дает образец ответа.

Воспитатель. У меня есть голова, а у вас?

Ребенок. Я — лев. У меня тоже есть голова.

     Воспитатель. У меня есть две руки и две ноги, с помощью которых я могу все делать: ходить, бегать, прыгать, лазать.

     Ребенок. Я — кошка. У меня есть передние и задние лапы. Я могу ловить передними лапами мышей, катать клубочек, что-то подвинуть к себе, а на четырех лапах бегать, прыгать, лазать.

     За каждое правильное сравнение ребенок получает фишку. Вы­игрывает тот, кто найдет больше сравнений.

 

       Дидактическая игра «Сравни человека с животным»

  Задачи:

- учить видеть параллели в развитии человека и животных, рассказывать об этом;

- развивать умение сравнивать и обобщать, речь;

- формировать экологическую культуру.

       Оборудование: картинки с изображением животных и человека (от новорожденного до взрослого).

       Воспитатель дает детям выбрать картинки с изображением жи­вотных и людей на разных возрастных этапах, рассказать, как раз­виваются животные и человек от рождения, в чем их сходство и различие. Изобразить поведение животного и человека: когда они только родились, чуть подросли, научились ходить и т.д. Показать животных и детенышей, взрослых и детей в конкретных ситуациях, старых животных и пожилых людей. Можно для начала выбрать картинки с изображением беременных женщины и самки животного.

 

Дидактическая игра «Мальчики и девочки»

Задачи:

-  закреплять понимание того, что пол необратим, что мальчики будут папами, а девочки мамами, что люди разного пола от­личаются друг от друга;

           - учить находить сходство и различие между детьми и взрослыми разного пола во внешнем виде, поведении и деятельности;

           - развивать умение сравнивать, обобщать, речь, внимание;

           - формировать любознательность.

       Оборудование: картинки с изображением детей и взрослых раз­ного пола с выделением особенностей внешнего вида, одежды, де­ятельности; картинки с изображением женской и мужской одежды, предметов деятельности.

       Воспитатель предлагает двум группам детей посоревноваться в на­блюдательности. Дети должны из серии предложенных картинок вы­брать те, на которых изображены лица определенного пола, деятель­ность, которой они занимаются преимущественно, предметы быта, одежды, игрушки, рассказать, почему выбраны именно эти картинки. Выигрывает группа, выполнившая задание быстрее и правильнее.

       Далее воспитатель группирует картинки, специально делая ошибки: дети должны их увидеть и назвать (например, к картинке с изображени­ем мужчины подбирается женская одежда, к мальчику — кукла и т.п.).

Дидактическая игра «Узнай и назови»

Задачи:

- учить различать эмоции по внешним проявлениям, называть основные эмоции и их оттенки;

- связывать эмоциональное состояние с самочувствием героя;'

- развивать внимание, зрительное восприятие, воображение, вы­разительность пантомимики, словарь, монологическую речь;

-- формировать доброжелательное отношение к окружающим людям.

       Оборудование: пиктограммы (схематическое отображение эмоций) основных эмоций, фотографии людей, иллюстрации к художествен­ным произведениям, отображающие основные эмоции и их оттенки.

Воспитатель предлагает двум группам детей посоревноваться в на­блюдательности. Дети должны из серии предложенных картинок вы­брать те, на которых изображены лица определенного пола, деятель­ность, которой они занимаются преимущественно, предметы быта, одежды, игрушки, рассказать, почему выбраны именно эти картинки. Выигрывает группа, выполнившая задание быстрее и правильнее.

Далее воспитатель группирует картинки, специально делая ошибки: дети должны их увидеть и назвать (например, к картинке с изображени­ем мужчины подбирается женская одежда, к мальчику — кукла и т.п.).

 

Дидактическая игра «Узнай и назови»

    Задачи:

- учить различать эмоции по внешним проявлениям, называть основные эмоции и их оттенки;

- связывать эмоциональное состояние с самочувствием героя;'

- развивать внимание, зрительное восприятие, воображение, вы­разительность пантомимики, словарь, монологическую речь;

- формировать доброжелательное отношение к окружающим людям.

       Оборудование: пиктограммы (схематическое отображение эмоций) основных эмоций, фотографии людей, иллюстрации к художествен­ным произведениям, отображающие основные эмоции и их оттенки.

       Дети выбирают из предложенного материала, перевернутого изо­бражением вниз, карточку. Они должны узнать эмоцию, назвать ее, рассказать, почему они так решили, показать ее.

    Дети могут выбирать материал по названной эмоции, разделять его по положительным и отрицательным эмоциям, объяснять эмоци­ональное состояние героев какого-то произведения по иллюстрации.

       Вариантом игры может быть разыгрывание знакомых сценок из сказок или рассказов одними детьми и угадывание эмоционального состояния героев другими.

      Еще одним вариантом игры может быть рисование выражения лица героев в предложенных воспитателем картинках с изображением сцен определенной эмоциональной окраски. Ребенок должен дога­даться, что происходит на картинке, в каком эмоциональном стоянии герои, изобразить его схематично, рассказать об этом.

       Дети выбирают из предложенного материала, перевернутого изо­бражением вниз, карточку. Они должны узнать эмоцию, назвать ее, рассказать, почему они так решили, показать ее.

     Дети могут выбирать материал по названной эмоции, разделять его по положительным и отрицательным эмоциям, объяснять эмоци­ональное состояние героев какого-то произведения по иллюстрации.

       Вариантом игры может быть разыгрывание знакомых сценок из сказок или рассказов одними детьми и угадывание эмоционального состояния героев другими.

       Еще одним вариантом игры может быть рисование выражения лица героев в предложенных воспитателем картинках с изображением сцен определенной эмоциональной окраски. Ребенок должен дога­даться, что происходит на картинке, в каком эмоциональном стоянии герои, изобразить его схематично, рассказать об этом.

       Можно дать задание последовательно выложить пиктограммы с изображением основных эмоций и их оттенков по ходу чтения худо­жественного произведения. Затем рассказать об изменении эмоцио­нального состояния героя или героев.

 

Дидактическое упражнение «Назови часть тела»

Задачи:

- закреплять знания о назначении частей тела;

- учить по действию определять часть тела, называть ее в конце строчки рифмованного текста;

- развивать внимание, речь, быстроту реакции;

- формировать интерес к играм, в которых можно проверить свои знания.

       Воспитатель читает рифмованный текст, а дети договаривают окончание строчки и показывают на соответствующую часть тела. Выбывает тот, кто ошибается.

1-й вариант

Чем мы топаем? ... (Ногами.)                                              

Чем рисуем мы? ... (Руками.)                                            

Чем же смотрим мы? ...(Глазами.)

А чем слушаем? ... (Ушами.)

Нюхаем и дышим? ... (Носом.)

Я задам еще вопросы.                              

А едим и пьем мы? ... (Ртом.)

И язык во рту зачем? ... (Говорить.)

Чем мы думаем, друзья? ... (Головой.)        .

Это точно голова.

   Что на голове растет

   Непрерывно круглый год?

   (Волосы.)                                              

   Чем мы узелок завяжем

И куда идти покажем?

(Пальцами.)                                                

Чем мы можем наклониться,                      

    А потом и распрямиться.                                                

    Вправо, влево повернуться

    И опять к земле нагнуться?              

       (Телом.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по теме "Знакомство дошкольников с организмом человека"

Подборка дидактических игр по теме "Ознакомление дошкольников с организмом человека"...

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова

Файл содержит дидактические игры и упражнения по развитию речи дошкольников старшего возраста. Цель данных  игр и упражнений — показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из зв...

Дидактические игы и упражнения по ознакомлению дошкольников с искусством во второй младшей группе.

Ознакомление дошкольников с искусством через дидактические игры и упражнения....

Игры по ознакомлению детей с организмом человека

laquo;Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с организмом человека»...

Дидактические игры и упражнения для старших дошкольников по теме «Цветы»

Предлагаю вашему вниманию картотеку игр (подвижных, дидактических, пальчиковых, речевых) по теме "Цветы". Игры взяла на заметку в различных источниках, оформила на карточки. В нужную минуту ...

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с сенсорными эталонами цвета.

В младшей группе детского сада (3 - 4 года) при ознакомлении с сенсорнми эталонами цвета используются дидактические игр на группировку и сравнение цветовых объектов, при этом дидактические задачи усло...