Формы организации двигательной деятельности дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Формы организации двигательной деятельности в доу

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формы организации двигательной деятельности дошкольников 

                    по физическому воспитанию».

 Современные дети испытывают «двигательный дефицит»,- так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Возникает потребность организовать двигательный режим ребенка таким образом, чтобы максимально утолить «двигательный голод». Это особенно актуально в связи с введением ФГОС.

 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.

Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

 Если рассматривать ФГОС ДО через призму физического воспитания,то можно отметить следующие задачи:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия).

2. Формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира.

3. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

4. Приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазании, и др., а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

 Двигательная деятельность - это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.

Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому нам, как педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

 Чтобы эта работа была эффективной,  использую следующие формы работы по физическому воспитанию:

• ОД по физическому развитию;

• утренняя гимнастика;

• подвижные игры;

• Физкультминутки;

• оздоровительно-профилактическая гимнастика;

• гимнастика после сна;

• закаливающие процедуры;

• физкультурные упражнения на прогулке;

• спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования;

• ритмика, аэробика, кружки, секции;

• самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей.

 

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, считаем необходимостью определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:

•утренняя гимнастика;

•подвижные игры и физические упражнения на занятиях и во время прогулок;

•физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т. д.

Второе место в двигательном режиме детей занимает совместная деятельность по физической культуре , как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.

В двигательный режим также входит совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи (домашние задания, участие родителей в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада).

Все вышеописанные формы двигательной активности дополняют и обогащают друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.

Физкультурные занятия — основная форма организованного систематического обучения двигательным умениям и навыкам посредством физических упражнений.

Цель и задачи:

формировать двигательные умения и навыки;

- развивать физические качества;

- удовлетворять естественную потребность в движении;

- обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма, через специально организованные оптимальные нагрузки;

- дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;

- создать условия для разностороннего развития детей.

.Различают следующие типы занятий:

• Занятия комбинированного (по дидактическим задачам или учебно-тренировочное);

• Игровой ;

• Сюжетный;

• Занятие на закрепление и совершенствование движений;

• Контрольное;

• Интегрированное;

• На воздухе;

• Занятия современными народными танцами, ритмической гимнастикой, с элементами фольклора.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима.

Цель утренней гимнастики – создание у детей хорошего настроения, поднятие эмоционального и мышечного тонуса, активизация дальнейшей деятельности.

Задачи утренней гимнастики – закрепить двигательные навыки и умения.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого, способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.

Используются  различные варианты проведения утренней гимнастики. Это утренняя гимнастика игрового характера (две-три подвижные игры разной интенсивности), с использованием полосы препятствий (с постепенным увеличением нагрузки), усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия, в форме аэробики.

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности.

Выделяют в подвижных играх сюжетные, бессюжетные, игры – забавы, соревнования.

 Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий ,облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

В любой комплекс гимнастики после сна включаем разные виды ходьбы, бега, прыжков, корректирующих упражнений на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Например: ходьба на носках, руки за головой, ходьба на пятках, руки на поясе; ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе; ходьба в приседе, руки на поясе.

Стараемся использовать разные виды гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, ходьба или пробежки по массажным дорожкам. Особой осторожности требует организация закаливания. Оно не может быть одинаковым для всех детей группы, так как здоровье у всех разное.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата.

Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

Оздоровительно-профилактическая гимнастика - направлена на коррекцию осанки и координацию всего опорно-двигательного аппарата, на укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, на повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.

Цель оздоровительно-профилактической гимнастики — закаливание и оздоровление организма,для этого необходимо систематически работать над решением следующих задач:

• Помочь каждому ребенку постепенно осознать и прочувствовать значение физических упражнений в закаливании и оздоровлении своего организма.

• Воспитывать у детей потребность в систематических занятиях физическими упражнениями или каким-либо видом спорта.

 Физкультурные минутки – проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка часто сопровождается текстовкой, связанной или не связанной с содержанием деятельности.

 Праздники, развлечения, досуги.

Детский праздник – важная часть жизни ребенка.

Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

 Самостоятельная двигательная активность способствует укреплению здоровья, улучшению физического развитиядеятельности сердечно- сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности детей.

Для большей эффективности самостоятельной двигательной деятельности у детей в нашем саду организована:

культурно-игровая среду: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий.

• закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке: во время утреннего приёма, до занятий и между ними, на прогулке, после сна в вечернее время.

 Образовательный процесс в условиях введения ФГОС ДО носит открытый характер на основе сотрудничества с семьями воспитанников, то есть непосредственное вовлечение их в образовательный процесс.

На примере родителей мы приобщаем детей к физической культуре.

 От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам. Подтверждено огромное положительное воздействие физических упражнений и подвижных игр на развитие таких психических процессов каквосприятие, мышление, память, внимание, воображение. Занятия спортом дисциплинирует, развивает, даёт уверенность в себе,занятия физкультурой идут на пользу детям разного склада характера: пассивным – даст возможность открыться новым энергиям, у них появится жизненный тонус; гиперактивным – урегулирует процессы ярких эмоциональных всплесков, научит гармоничному распределению энергетических затрат; капризным - поможет почувствовать силу собственного тела, стать выносливее и по другому заявлять о себе в этом мире. Решить все эти задачи в определенной мере может детский фитнес.

 Детский фитбол – это система мероприятий (услуг, направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление, нормальное физическое и психическое здоровье ребенка (соответствующее возрасту, его социальную адаптацию и интеграцию.

Детский фитбол– это уникальные физкультурно-оздоровительные занятия, соединяющие в себе элементы гимнастики, хореографии и аэробики.

Использование элементов детского фитбола в нашем саду (на занятиях по физкультуре, на утренней гимнастике, на праздниках,) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физической культурой и, как следствие, укрепляет здоровье детей.

Фитнес -технологии.

- музыкальное сопровождение занятий;

Хорошо известно, что музыка неразрывно связана с физической культурой на протяжении тысячелетий и тесно связана с её средством – физическими упражнениями.

- аэробика:

К аэробике относятся все физические упражнения, при выполнении которых организм потребляет большое количество кислорода. Происходит это за счет стимуляции сердечной и дыхательной деятельности, с помощью циклических движений – бега, прыжков, танцев.

• ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы, большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей;

• лого-аэробика - это физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший. Развивает координацию движений и речь ребенка.

 Планируя свою деятельность, в детском саду ,был организован кружок “Задорные мячи”, который в ненавязчивой форме способствует формированию у детей желания и потребности жить в мире движений и наслаждаться красотой движений. В процессе занятий на фитболах, дети учатся получать удовольствие от занятий; учатся прикладывать волевые усилия и получать удовлетворение от достигнутых результатов.

 

Итогом реализации данной технологии явилась положительная динамика состояния здоровья детей. Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования данной технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский.

 Давайте растить детей здоровыми!

Список  используемой литературы:

1.Сайкина Е.К., Кузнецова М.Ю. «Программное обеспечение ДОУ по физическому воспитанию», СанПин 2.4.1 2660-10

2.Вавилова Е.Н. Развиваем у дошкольников ловкость, силу, выносливость . М.Просвещение 1981.

3.Глазырина Л.Д. Физкультура- дошкольникам .М.Владос,1999

4.Антонов Е.И., Иванова Е.Ю. Основные положения программы «Здоровый  дошкольник»// Обруч-1996№1-с5-6

Сайт Социальная сеть работников образования nsportal.ru.

 

 

 

+30 Голосов

Поделиться

Добавить комментарий

.

Шаблоны
Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Конкурсы на сайте
Для педагогов и воспитателей
Для детей

Заказать документ
Дипломы и свидетельства для педагогов, воспитателей, детей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме " Формы организации двигательной активности дошкольников на воздухе"

     Сообщение по теме " Формы организации двигательной активности  дошкольников на воздухе"                  ...

статья мастер-класс "Современные формы организации двигательной активности дошкольников"

Территориальный мастер-класс «Современные формы организации двигательной активности дошкольников» в виде игры-соревнования «Киндербол» 4.12.2019г.  на базе МАДОУ Детс...

Флешмоб как инновационная форма организации двигательной активности дошкольников

Как припомощи флешмоба обучать детей  простым танцевальным движениям, развивать координацию , умение свободно двигаться....

Консультация для родителей "Основные формы организации двигательной активности дошкольников в условиях семьи"

Не только педагоги дошкольного учреждения влияют на воспитание физической культуры дошкольников. Семья – первоисточник воспитания. Двигательная активность детей в не стен детского сада снижается...

Сообщение на тему : "Флешмоб, как инновационная форма организации двигательной активности дошкольников.

Флешмоб, как инновационная форма организации двигательной активности дошкольников.Одной из проблем 21 века является гиподинамия. Мы и наши дети ведём действительно малоподвижный образ жизни. Компьютер...

Флешмоб "Скакалочка" как форма организации двигательной активности дошкольников

Флешмоб самый простой и доступный способ поддержать и сохранить своё здоровье. Это не тренировка. Если об этом не забывать, то здоровый дух, здоровое тело и позитивный настрой на целый день гарантиров...

Проект: Флешмоб - как инновационная форма организации двигательной активности дошкольников. «Танцуем вместе!»

Пояснительная  записка Социальное развитие дошкольников – одна из ключевых и актуальных проблем, стоящих перед современной дошкольной педагогикой. Л.С. Выготский отмечал, что высшие че...