Программа "Детский Фитнес" для детей 4-7л
рабочая программа по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мокшина Ирина Владимировна

Детский фитнес - один из самых молодых видов физкультурно-оздоровительной работы в ДОО. В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Здоровье как биологический фактор, определяющий структуру личности, имеет многомерный и индивидуализированный характер и определяет состояние приспособительных возможностей организма к меняющимся условиям окружающей среды. В физическую активность дошкольников можно внести много нового и интересного благодаря использованию современных фитнес - технологий. Они включают в себя адаптированные для детского организма системы тренировок с применением новейшего инвентаря и оборудования. Фитнес (от англ. Fitnes – «соответствие») – появился в нашей стране в 90-е годы 20-го века. Это деятельность, направленная на повышение уровня здоровья и предполагающая множество видов физической активности и здоровый образ жизни. Детский фитнес – хорошо продуманная детская физкультура. Это занятия под специально подобранную музыку, которые могут быть организованы в ДОО как дополнение к основным программам. Отличительными особенностями детского фитнеса являются: рациональное сочетание в фитнес - тренировке разных видов двигательной деятельности, интересная для детей форма проведения тренировок (без принуждения, с пониманием индивидуальных талантов и способностей детей). Важным аспектом тренировок является то, что психика ребенка не травмируется, и он не чувствует себя неудачником, если он не лучший, нет погони за результатом, ведь Фитнес носит адаптирующий характер, поскольку учит жить в социуме, а значит, ребенок занимается с удовольствием. Фитнес – не дань моде, он способствует гармоничному развитию души и тела.  Работа по программе «Детский фитнес» проводится на основе методических разработок по детскому фитнесу, которые составлены на весь учебный год по принципу «от простого к сложному» с применением технологий В.Г. Алямовской, Л.И. Пензулаевой, Ж.Е. Фирилевой, а также технологий, разработанных Академией детского фитнеса (Москва, 2006г). Программа «Детский фитнес» представляет собой систему комплексных спортивных занятий для детей 4 -7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа "Детский Фитнес"224.98 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «ЦРР – Детский сад №3», с. Новая Усмань,

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЛЯ  ДЕТЕЙ 4-7ЛЕТ

«ДЕТСКИЙ ФИТНЕС»

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2020/04/22/img_2484.jpg?itok=TNbtT0VV

Методическая разработка

Инструктора по физкультуре ВКК

Мокшиной И.В.

2018гг

Пояснительная записка

       Детский фитнес - один из самых молодых видов физкультурно-оздоровительной работы в ДОО. В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Здоровье как биологический фактор, определяющий структуру личности, имеет многомерный и индивидуализированный характер и определяет состояние приспособительных возможностей организма к меняющимся условиям окружающей среды. В физическую активность дошкольников можно внести много нового и интересного благодаря использованию современных фитнес - технологий. Они включают в себя адаптированные для детского организма системы тренировок с применением новейшего инвентаря и оборудования. Фитнес (от англ. Fitnes – «соответствие») – появился в нашей стране в 90-е годы 20-го века. Это деятельность, направленная на повышение уровня здоровья и предполагающая множество видов физической активности и здоровый образ жизни. Детский фитнес – хорошо продуманная детская физкультура. Это занятия под специально подобранную музыку, которые могут быть организованы в ДОО как дополнение к основным программам. Отличительными особенностями детского фитнеса являются: рациональное сочетание в фитнес - тренировке разных видов двигательной деятельности, интересная для детей форма проведения тренировок (без принуждения, с пониманием индивидуальных талантов и способностей детей). Важным аспектом тренировок является то, что психика ребенка не травмируется, и он не чувствует себя неудачником, если он не лучший, нет погони за результатом, ведь Фитнес носит адаптирующий характер, поскольку учит жить в социуме, а значит, ребенок занимается с удовольствием. Фитнес – не дань моде, он способствует гармоничному развитию души и тела.  

        Работа по программе «Детский фитнес» проводится на основе методических разработок по детскому фитнесу, которые составлены на весь учебный год по принципу «от простого к сложному» с применением технологий В.Г. Алямовской, Л.И. Пензулаевой, Ж.Е. Фирилевой, а также технологий, разработанных Академией детского фитнеса (Москва, 2006г).

        Программа «Детский фитнес» представляет собой систему комплексных спортивных занятий для детей 4 -7 лет, которые включают в себя элементы современных оздоровительных технологий:

• Степ-аэробика (ходьба, прыжки, упражнения на гибкость);

• Танцевальная аэробика (упражнений, которые выполняются под музыкальное сопровождение);

• Игровой стретчинг (статичная нетравматичная растяжка мышц тела и суставно-связочного аппарата, позволяющая предотвратить нарушения осанки);

• Элементы силового тренинга и суставной гимнастики.

        Программа «Детский фитнес» предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на совершенствование физического развития детей и повышение их функциональных возможностей средствами оздоровительного фитнеса. С целью профилактики различных заболеваний у детей и повышение двигательной активности разработаны комплексы упражнений. Все комплексы упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме, преимущественно поточным способом.

Цель, задачи программы

        Цель программы: укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников через занятия детским фитнесом.

       Задачи:

  • Укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, укрепление силы мышц стопы с целью предупреждения плоскостопия;
  • Развитие и укрепление всех основных мышечных групп;
  • Укрепление сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов в организме;
  • Улучшение физических способностей: координация движений, сила, выносливость, скорость;
  • Повышение устойчивого интереса к занятиям физической культуры;
  • Знакомить детей с различными видами спорта через занятия фитнесом.

Планируемые результаты:

Целенаправленная работа с использованием фитнес - тренировок позволит достичь следующих результатов:

  • У детей сформирована правильная осанка.
  • Развито чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой.  
  • Сформирован интерес к собственным достижениям.
  • Сформирована мотивация здорового образа жизни.
  • Выполнять связки ОРУ под музыку без предметов и с предметами (гимнастические палки, ленты, обручи, мячи, скакалки, гантели).
  • Знать, что такое степ-аэробика, правильно наступать, держать осанку, выполнять комплексы упражнений на степ - платформах, соответствующие возрасту и подготовке (предложенные педагогом).
  • Выполнять элементарные упражнения игрового стретчинга, суставной гимнастики, приемов самомассажа (поглаживание и разминание).

Содержание программы

      Содержание образовательной программы основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте, и обеспечивать в целом:

  • Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
  • Развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека.
  • Развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

     Содержание программы включает следующие модули: 

  1. Игровой стретчинг
  2. Фитбол-гимнастика
  3. Степ-аэробика
  4. Оздоровительная гимнастика

     Содержание программы реализуется в следующих направлениях: 

  • Ритмические упражнения (развитие мышечной силы ног).
  • Степ-аэробика (обучение простым шагам; при овладении в совершенстве движениями ног, обучать работе рук; после освоения медленного темпа, переходить на быстрый темп).
  • Гимнастика, аэробика (упражнения на развитие мышц брюшного  пресса,  спины,  ног, растяжку и др.).
  • Фитбол - гимнастика (совершенствование основных движений рук и туловища, сидя на мяче).
  • Элементы акробатики, ЛФК (развитие подвижности (гибкости) различных суставов).
  • Подвижные игры (развитие координации движений).
  • Дыхательные упражнения, самомассаж, стретчинг.

Направленность упражнений фитбол - гимнастики:

  • укрепление мышц рук и плечевого пояса;
  • укрепление мышц брюшного пресса;
  • укрепление мышц спины и таза;
  • укрепление мышц ног и свода стопы;
  • увеличение гибкости и подвижности суставов;
  • развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата;
  • формирование осанки;
  • развитие ловкости и координации движений;
  • развитие подвижности и музыкальности;
  • расслабление и релаксация;
  • профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов.

Направленность упражнений степ - аэробики:

  • формирование осанки, костно-мышечного корсета;
  • развитие координации движений;
  • укрепление и развитие сердечно - сосудистой и дыхательной систем;
  • формирование умения ритмически согласованно выполнять простые движения.

Календарно-тематический план занятий выстраивается с учетом возрастных, психа - физических особенностей детей, а также с учетом индивидуальных физических возможностей детей и может изменяться инструктором, ведущим занятия, в зависимости от вышеперечисленных факторов.

Годовые занятия разделены на три периода для эффективного разучивания упражнений, а также танцевальных комплексов, релаксационных комплексов, стретчинг-комплексов и для выработки у детей четких и слаженных действий на занятиях, развития двигательной памяти.

Первый период: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Второй период: декабрь, январь, февраль.

Третий период: март, апрель, май.

Основные формы организации работы по программе

       Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различная работа с воспитанниками:

 Тематическая

 Индивидуальная  

 Круговая тренировка

 Подвижные игры

 Интегрированная деятельность

 Сюрпризные моменты 

 Показательные выступления

Структура и особенности проведения занятий

Структура занятий:

1. Подготовительная (разминочная) часть – 5-7 минут, разминку (комплекс) под музыку, которая подготавливает организм к выполнению основной части занятия и более сложным упражнениям. Продолжительность 5 минут. Элементы степ - аэробики, упражнения на силу мышц, ловкость и выносливость обычно включены в данную часть.

2. Основная часть (15-20 минут) предполагает обучение упражнениям на развитие ритма, мышечной организованности, силовой аэробики, танцевальной аэробики (элементов  сальсы и других танцевальных направлений), отдельно и в связке, а также обучение целому танцевальному комплексу под музыку. Структура данной части зависит от направленности и цели занятия, от возможностей детей.

3. Заключительная часть (5-7 минут). Постепенное снижение нагрузки, упражнения на расслабление. Может включать упражнения игрового стретчинга, суставной гимнастики совместно с дыхательными и релаксационными, в т.ч. упражнениями на растяжку.

Особенности проведения занятий по игровому стретчингу.

Упражнения стретчинга носят имитационных характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание. Эффективность подражательных движений заключается еще в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание динамических и статических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости

Особенности проведения занятий фитбол – гимнастикой.

Учебно-практический материал включает в себя формирование умений, навыков и развитие двигательных способностей средствами фитбол - гимнастики, которые представлены: «Фитбол - ритмикой», «Фитбол - атлетикой», «Фитбол - коррекцией», «Фитбол - игрой».      Упражнения раздела «Фитбол - ритмика» являются основой для развития чувства ритма, способствуют свободному, красивому и координированному выполнению занимающимися движений под музыку, соответственно её структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят: специальные упражнения для согласования движений с музыкой (ритмика), базовые шаги фитбол - аэробики, ритмические и сценические танцы. Обретая свободу движений, ребенок может само реализовываться через образ, пластику, показательные выступления, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу. Раздел «Фитбол - атлетика» (фитбол – упражнения) имеет общеукрепляющую направленность и включает в себя упражнения, направленные на формирование и укрепление различных мышечных групп (рук, ног, туловища), развитие подвижности суставов, а также силовой и общей (аэробной) выносливости. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения, свободного выражения своих эмоций и мышечной нагрузки, дает возможность ребенку повысить уровень физической подготовленности, проявить упорство, терпение и выдержку. Раздел «Фитбол - коррекция» состоит из упражнений коррекционно - профилактической направленности, которые являются основой оздоровления и развития детского организма, формирования у ребенка сознательного стремления к здоровому образу жизни, а также способствуют профилактике различных заболеваний и быстрому восстановлению после физической нагрузки. В этот раздел входят упражнения для формирования, закрепления и совершенствования правильной осанки, профилактики плоскостопия, развития и укрепления сердечно - сосудистой и дыхательной систем, упражнения пальчиковой гимнастики, игрового самомассажа и расслабления. Раздел «Фитбол - игра» предусматривает целенаправленную работу по применению специальных упражнений и творческих заданий, включение подвижных, музыкальных игр и эстафет в учебную деятельность, проведение сюжетных занятий. Это служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, развивает выдумку и творческую инициативу. Благодаря использованию этих упражнений происходит развитие созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, внимания, раскрепощенности и свободного самовыражения. Все упражнения выполняются под музыкальное сопровождение и, в зависимости от поставленных задач и выбора средств имеют разную целевую направленность.

       Раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма, двигательных способностей занимающихся, умения правильно выполнять движения под музыку, согласно ее характеру, темпу, ритму. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания, игры.

        Раздел «Строевые упражнения» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе. В раздел входят построения, перестроения, повороты, передвижения, бег.

        Раздел «Базовые шаги» направлен на формирование у занимающихся базовых движений. В раздел входят базовые шаги на степ - платформе, ритмические движения, музыкально – ритмические композиции.

        Раздел «Акробатические упражнения» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости. Здесь используются упражнения, элементы гимнастических упражнений, стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных

        Раздел «Дыхательная гимнастика» в программе упражнений дают ребенку возможность вволю покричать, погримасничать, свободно выразить свои эмоции. Служит для расслабления мышц, на восстановление организма, дыхания после нагрузки. В раздел входят упражнения дыхательной гимнастики

        Раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Литература:

  1. Литвинова О.М. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений и игр по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей. – Волгоград, Учитель, 2016.
  2. Подольская Е.И. Физическое развитие детей 2-7 лет. Сюжетно-ролевые занятия. – Волгоград, Учитель, 2013 г. 6. Сулим Е.В. Детский Фитнес. Физическое развитие детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2017
  3. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2016 2.
  4. Сулим Е.В. Занятия физкультурой игровой стретчинг для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2017
  5. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет. М., «ТЦ Сфера», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...