"Народные забавы"
методическая разработка (старшая группа)

Мосина Галина Николаевна

Методическая разработка "Народные забавы". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 «Василек» Республика Коми город «Инта»

Методическая разработка  

 «Народные забавы»

Актуальность темы:

 Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать  хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.

Очень часто педагоги испытывают большие трудности в общении с родителями. Как сложно было достучаться до пап и мам, как нелегко объяснить им, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, ведь семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.
Одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. Прежде всего, необходимо ответить на важные вопросы: «Как заинтересовать родителей?» «Как сделать работу эффективной?» «Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?».

В решении этих вопросов возникло противоречие между педагогическими знаниями родителей, их участием в физическом развитии и воспитании ребенка и обновлением содержания дошкольного образования.

Это и  позволило определить цель работы: разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного физического развития ребенка. Для реализации поставленной цели мы решили повышать  компетентность  родителей в вопросах сохранении и укреплении здоровья детей через инновационные формы сотрудничества с родителями, а именно русские народные подвижные игры.  Ведь русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на физическое укрепление детей, воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства.

Проблема:

1. Как заинтересовать родителей в сотрудничестве по сохранению и укреплению здоровья детей.

   Цель: Совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, через инновационные формы сотрудничества с родителями.

 Образовательные задачи:

1. Привлечь семьи воспитанников к участию в совместных мероприятиях, организуемых в детском саду (городе).

2. Создавать условия для включения родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр.

3. Закреплять и совершенствовать  основные виды движений (ходьба, бег, метание, прыжки).

4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья через русские народные игры.

5. Продолжать знакомить детей с русскими  народными играми.  

         

Развивающие задачи:

1. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей (бег, метание, прыжки, ходьба по узкой дорожке).

2. Развивать умение выполнять правила в подвижных играх.

3. Способствовать появлению спортивных увлечений.  

4. Развивать чувство ритма, внимание и ориентацию в пространстве.

5. Развивать и совершенствовать психофизические качества (силу, ловкость, выносливость, быстроту).

Воспитательные задачи:

1. Прививать интерес к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть.

3. Повышать компетентности родителей в вопросах физического воспитания.

Коррекционные задачи:

1. Совершенствовать функции формирующегося организма, развитие двигательных навыков, и пространственной координации.

2. Развивать умение ориентироваться в реальной действительности в соответствии со зрительными возможностями.

3. Развивать умение определять с помощью зрения расположение предметов относительно себя и пространственные отношения между собой и другими детьми.

Предварительная работа:

1. Выставка изобразительных работ родителей с детьми «В гостях у сказки».

2. Информационный материал для родителей «Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников», «Подвижные игры с художественным словом».

3. ООД «Мы живём в России».

4.  Русские народные подвижные игры «Верёвочка», «Бабка Ёжка костяная ножка». «Перетяни верёвку», «Плетень», «Солнышко-вёдрышко», «Мосток», «Дедушка Мазай», «У медведя во бору», «Ловушка», «Гуси – лебеди»,  «Золотые ворота».

5. Вечера чтение русских народных сказок.

6. Работа с аудиокнигами.

7. Совместные подвижные игры с детьми и родителями.

8. Слушание детских русских народных песен.

9. Спортивный досуг «Народные забавы».

Ход:

1. Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!                                                        

                           Принимаем мы гостей со всех волостей!                            

2. Заходите, проходите,                                                            

    На наше убранство поглядите!  

3. Проходите, поспешайте!                                                      

    Скорее место занимайте!                                                        

    Сам не займешь – соседу достанется!

4. Гости дорогие, милости просим!          

    Позабавим, а денег не спросим!

5. Русская душа гостю рада!

    Гость в дом – хозяину отрада!

Алёнушка: Чтобы дальше поиграть надо ручки, ножки нам размять.

Игра «Как у дяди Трифона».

Как у дяди Трифона (Дети водят хоровод)

Было семеро детей,

Было семеро детей,

Было семь сыновей.

Ничего они не пили, не ели, (Дети идут в другую сторону)

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так… (Дети повторяют движения, которые показывает ведущий)

Движения: притопы с махом руки над головой (два круга в одну и в другую сторону); руки на пояс, ножка вперёд; повороты, руки на поясе; похлопывание по стопе; прыжки; бег на месте.

Звучит песня «Песня грустной Бабы Яги», появляется грустная Баба Яга.

Баба Яга: Ой, где это я? Ой, незадача! Того гляди совсем заплачу.  

Алёнушка: Не  надо плакать бабушка, не надо плакать милая. Собрались мы здесь со всем честным народом поиграть в русские народные игры, может быть ты с нами.

Баба Яга: А что вы меня не боитесь? (НЕТ) А что такое «Поиграем» и с чем это «Поиграем» едят. Со сметаной?

Алёнушка: Поиграем – это значит, дружно повеселимся, побегаем, попрыгаем, свою удаль покажем.

Баба Яга:  Очень хочу с вами поиграть.  

Баба Яга: Запуталась я в какой то паутине, это мой друг паучишка, по всему дому её наплёл. Может вы, и с ней игру знаете?

Алёнушка:  Конечно бабушка, да ещё, какую интересную. (Баба Яга даёт верёвку играющему) Возьми, красна девица, будь добра.

Алёнушка:

Эй, дружок, не робей.

Подходи поскорей,

Здесь не будем мы скучать,

Будем весело играть.

Игра «Мосток»

Дети образуют круг, в середине стоит паучок с веревкой и руке. Это — «паучок». Все поют:

Паучок паутинку

Зацепил за травинку,

А потом за листок:

Получился мосток.

С начала пения «паучок» один конец веревки отдает кому-либо из стоящих в круге, а другой — стоящему на против. По окончании пения дети, у которых в руках веревка, присаживаются на корточки, натягивая веревку.

Остальные дети со словами «По мосточку пойдем, в гости к солнышку придем» переходят по «мосту». Отмечаются те игроки, кто ни разу не оступился и не упал в «речку».

Алёнушка:  Какие молодцы, никто ножки не оступился, никто ножки не промочил.  Предлагаю поиграть в игру «Верёвочка»

 Баба Яга: Можно я, можно я!!! Вот эту игру я знаю. Давайте дружно скажем слова:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

(Баба Яга берет веревку и ведёт ее под ногами играющих, остальные прыгают через веревку.)

Баба Яга: Какие ловкие, ох какие прыгучие!

Алёнушка:  Хочешь Бабулечка Ягулечка, мы тебя самой весёлой русской народной забаве обучим.

Баба Яга: Хочу, хочу, хочу.

Метание снежков. (Метают дети, потом родителям предложить)

Алёнушка: Правой, левой ручкой конем, а кто в ёлку попадёт, сразу силу обретёт.

Баба Яга. Мамочки и папочки, отдохните, посидите  на ваших деток поглядите (обращается к детям).  Русские народные игры знаете, а русские народные сказки знаете? Вот я вам сейчас загадки загадаю.

(Загадки и зрительная гимнастика, надо найти глазами картины отгадки).

1. Удивительный народ! Вместе вышли в огород, Вот друг друга держат крепко, Потянули…Вот и… («Репка»)

2. По тропинке он катился, Своей удалью хвалился, Да попался на носок. Ам, и съеден… («Колобок»)

3. Разбойники белые! Вот беды наделали: В деревню прилетали и мальчика украли. Только смелая сестра всё равно его нашла. Помогли ей печка, Яблонька и речка. («Гуси-лебеди»)

4. Жизнь её не весела: На болоте век жила. Прилетела к ней стрела, Но Иванушка пришел, со стрелой её нашел. («Царевна-лягушка»).

5. Она его кормила кашей. Он ни капельки не съел, На болото улетел. Угощал её окрошкой, Не отведала ни крошки и ушла к себе в леса. Это сказка… («Журавель и лиса»)

6. Ах, ты Петя – простота,

Сплоховал немножко;

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.  (Петушок – золотой гребешок)

Баба Яга:  Какие умненькие, какие начитанные ребятишки, девчонки и мальчишки.

Алёнушка: (подзывает родителей)

Тай, тай, налетай,

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы приглашаем,

Никого не обижаем

А того кто не придёт,

Мигом кошка заберёт.

Алёнушка:  У нас ещё одна игра для тебя есть «Солнышко-ведрышко».  

Мы считалку знаем:

Раз, два, три, четыре -

Кошку грамоте учили,

Не писать, не читать,

А за мышками скакать.

Выбирают водящего — «солнце». Остальные встают в хоровод и поют:

Гори, солнце, ярче —

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна — милее.

На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две подходят ближе к «солнцу» и делают поклон. Затем «солнце» говорит: «Горячо» и  догоняет детей. (Пойманные игроки идут к Алёнушке).

(оканчивается игра, со словами  «Стоп игра»). Играют 2 раза.

Баба Яга: Уффф, забегали бабушку – старушку, отдышаться не могу.

Алёнушка:  Давайте поможем Бабушке Яге отдышаться, правильно можно сказать «восстановить дыхание». (Дыхательная гимнастика). «Гуси летят».

Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднимать в стороны. На выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука «гу-у-у». Повторить несколько раз.

Баба Яга (ходит бурчит под нос песенку и звучит  запись песенки «Тень, тень потетень»)

Баба Яга: Чего это за плетень какая-то? Вы не знаете?

Алёнушка: (София) Плетень, это ограда, которая вокруг твой избушки стоит. Но мы ещё и игру такую знаем.

 Игра «Плетень» (звучит тихая русская народная песня «Тень, тень, потетень)

 Играющие стоят шеренгами, у четырех стен,  взявшись за руки.  Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив  и кланяются. Отходят спиной на своё место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. После поклонов играющие расходятся по всему залу (ходьба не натыкаясь друг на друга по залу). Как музыка заканчивается все бегут на свои места и строятся шеренгами. Соответственно взявшись за руки. Выигрывает та шеренга, которая первая построится. (игра повторяется 2 раза).

Алёнушка: Какие вы все дружные. Быстрее и сообразительнее вас никого не видела.

Баба Яга: Как весело. Вот это добры молодцы, вот это красны девицы. Спасибо, что старушку уважили, повеселили.  За то, что вы такие быстрые, ловкие, я вас тоже повеселю.

Музыкальная игра «Я лечу».

 Баба Яга: Не хочется мне уходить, но надо спешить. Приду с Бабой Ёмой коми играм научите?  Со своим котом играть побегу, а вам подарочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Грибы и ягоды: народная забава, еда или лекарство?"

Вряд ли вы над этим задумывались когда-либо, но грибы и ягоды, столь привычные в летний период, можно назвать самыми непонятными из продуктов питания. Вы все еще считаете, что ягоды – это сплошные вит...

сценарий развлечения "Народные забавы"

сценарий развлечения "Народные забавы"...

Конспект по физической культуре сюжетного типа "Русские народные забавы" для подготовительной группы.

Цель: формирование у детей представления о русских забавах; приобщение детей к традициям русских народных игр.Задачи:1.      формировать у детей представление о русских забава...

Сценарий праздника – соревнования «Русские народные забавы» (Финальные соревнования для родителей двух групп)

Цель: пропаганда здорового образа жизни. Определение сильнейшей команды.Задачи: - использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников;-способствовать психологиче...

Консультация для родителей "Грибы и ягоды: народная забава, еда или лекарство?"

Грибы и ягоды: народная забава, еда или лекарство? Вряд ли вы над этим задумывались когда-либо, но грибы и ягоды, столь привычные в летний период, можно назвать самыми непонятными из продуктов питания...

Сценарий русского народного праздника "Народные забавы" для детей дошкольного возраста

Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Народные забавы» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры. Предлагаемый сцена...