Картотека музыкально-ритмических игр
учебно-методический материал (старшая группа)

Грицай Ольга Борисовна

Картотека 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_ritmich._gimn._dlya_detey_5-7let.docx42.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Картотека музыкально – ритмических  игр для старших  дошкольников

Музыкально-ритмическая деятельность является одной из центральных составляющих эстетического воспитания, играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка, которая определяется спецификой танцевального искусства и спецификой детского возраста.

Музыка и хореография являются важным фактором эстетического воздействия на детей. Связь между музыкой и жестом, музыкой и движением свойственна и органична для природы ребенка. Музыкально-ритмическая деятельность – это не только приятное времяпрепровождение для ребенка, но и огромный процесс, в котором ребенок эмоционально развивается.

Хореография – это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека пережить целую гамму чувств и эмоций. Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак – Далькроз, который и создал систему музыкально-ритмического воспитания, утверждал, что посредством общения с музыкой и танцем дети познают мир и себя, а занятие танцами помогают раскрывать себя эмоционально в музыкальной игре, в творчестве, в самостоятельной деятельности, воспитывать внимание, волю, коммуникабельность. Движения под музыку создают позитивное настроение, что способствует улучшению осанки, координации движений рук и ног, вырабатывается легкость бега и прыжков.

Дети, занимающиеся танцами, выделяются не только осанкой, но и аккуратностью и опрятностью, элегантностью и хорошими манерами.

Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести, опоздать, не выучить, не выполнить, не доработать потому, что от тебя находятся в зависимости другие.

Таким образом, если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух, если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, любит музыку, самое главное – имеет желание, то занятия хореографией ему просто необходимы.

  1. «ПЕРЕДАЙ РИТМ»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры:

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего.

Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.   

  1. «НАЧИНАЕМ ПЕРЕПЛЯС» муз. М.Соснина

Цель: развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.

 Ход игры:

Музыканты, веселей!             На проигрыш ритмичные хлопки

Барабанов не жалей!

Раз, два, три!                         Большой пальчик здоровается с

Три, два, раз!                    указательным, средним, безымянным и  в

   обратном порядке.                            

Начинаем перепляс!            «Пружинка»

Начинаем перепляс!            Топают в ритм музыки

Собирайтесь, плясуны,

Бегемоты и слоны,

Зебры, ежики, еноты –         «Пружинка»

Все, кому плясать охота,     

Все, кому плясать охота!      Топают в ритм музыки, в конце 2 коротких хлопка.

  1.  «МЫ ТАНЦУЕМ БУГИ-ВУГИ»

Цель: развитие координации движений, умения двигаться в такт музыке.

Ход игры:

И.п. стоя в кругу, руки вдоль туловища, ноги вместе, выполняют движения в соответствии с текстом

Руку правую вперед, а потом ее назад,

А потом опять вперед, и  немножко потрясем.

Мы танцуем Буги-Вуги                   (твист на месте)

Поворачиваясь в круге                   (поворот вокруг себя)

И в ладоши хлопаем вот так          (хлоп-хлоп)

Буги-Вуги, О’кей!                           (дети идут в центр круга)

Буги-Вуги, О’кей!                            (дети идут из центра круга)

Повторить 2 раза. Далее ведущий предлагает взять другую руку, ногу, ухо, пятку и т.д.

  1.  «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ»

Цель: развитие воображения, импровизации, умения двигаться в такт музыке.

Ход игры:

Дети делятся на три группы. Им дают прослушать три произведения: вальс, полька, марш. Участники игры должны придумать танцевальные движения к своей  мелодии и продемонстрировать танец.

Ребята должны учитывать ритм и темп танца.

5.      «ЛОВИШКА»  муз. Й. Гайдна

Цель: Слышать окончание музыкальной фразы. Передавать  словами и хлопками ритмический рисунок мелодии. Вырабатывать у детей выдержку, продолжать учить легкому бегу.

Ход игры: Выбирается «ловишка».  Он  становится лицом к стене, остальные дети у противоположной стены лицом к нему.

Такт 1-4 - Дети тихо подбегают к ловишке

Такт 5-8-  Хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, раз, два, три! Ну, скорее нас лови!»

Дети убегают, ловишка догоняет.

Методические указания: Следить, чтобы дети подбегали к «ловишке»  легко, ритмично, как можно ближе, не боясь быть пойманными.

6.      «ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ»  муз. Ю. Рожавской

 Цель: Выразительно передавать движениями характер музыки: легко,   ритмично   бегать, звенеть колокольчиком. Точно реагировать на окончание музыки. Проявлять выдержку, волю.

Ход игры: Дети стоят в кругу, в правой руке колокольчик. В центре круга воспитатель.

Такт 1-8 -  дети бегут вправо по кругу, воспитатель влево. В конце музыки поворачиваются лицом в круг.

Такт 9-12 - звенят колокольчиками.

Такт 13-16 - кружатся, с окончанием музыки кладут колокольчик на пол.

Такт 17- 24 повторяют движения 1-8 тактов. С последним аккордом быстро берут колокольчик. Кто остался  без колокольчика становится ведущим.

Методические указания: Игру можно использовать на новогоднем утреннике, как игру  с Дедом Морозом.

7.     «ЗАЙЦЫ И ЛИСА» муз.  М. Красева

Цель:  развивать умение воспроизводить ритмические рисунки, внимание, ловкость.        

Ход  игры: дети – «зайцы» стоят полукругом. На расстоянии «спит» лиса.

Такт 1-2 – зайцы прохлопывают лапками ритмический рисунок справа, слева.

Такт 3-4 -  три раза подпрыгивают на двух ногах.

Такт 5-8 – повтор движений.

Такт 11-12 – поднимаются и смотрят на лису.

Такт 13-16 – повтор движений 1-4 такта.

Такт 17 – два раза гладят правое ухо.

Такт 18 – два раза гладят левое ухо.

Такт 19-20 – вертят «хвостиками».

Такт 21-22 – прыгают.

Такт 23-24 – кружатся.

Такт 25-31 – зайцы ритмичными прыжками приближаются к лисе (в ритм музыки).

Такт 32 – лиса вскакивает и догоняет зайцев.

8.     «КАРУСЕЛИ» любая народная мелодия с ускорением

Цель:  развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.

Ход игры: Дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу. Сопровождают движения чтением стихотворения:

Еле-еле, еле-еле                                    (медленная ходьба)

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом,                        (ходьба с ускорением)

Все бегом, бегом, бегом

 Побежали, побежали                          (бег на носках под ритм слов)

Побежали, побежали…

Тише, тише, не спешите,                     (движения замедляются и

Карусель остановите,                          дети останавливаются,

Раз-два,                                                поворачиваются лицом к центру,

Раз-два,                                                отпускают ленту)

Вот и кончилась игра.

9.    «КОЗЕЛ» муз. «Полька» И.Сац

Цель: учить распределению внимания  со сменой заданий играющих,  учить всех детей ритмично выполнять притопы и покачивания головой.

Ход игры: Дети делятся на две подгруппы. На 1-ю часть одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом»; другая подгруппа покачивает головой сверху вниз, изображая  козла, который  трясет бородой. Перед игрой дети повторяют слова:

 Козел сердит, козел молчит,

Он копытами стучит.

Бородой своей трясет,

Никак капусту не найдет.

10.    «МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУБИКИ» муз. М.Гоголевой

Цель: развитие у детей чувства ритма и зрительного внимания, умения распределять движение руки на всю музыкальную фразу.

Ход игры: для каждого ребенка на столе лежит по 4 кубика. 

Такт 1-4 – Ребенок кладет кубик на  кубик под музыку справа налево  правой рукой и произносит слова:

Кубик на кубик, кубик на кубик,

Ставим мы без лишних слов!

Ребенок старается построить башню.   На «раз» взял, на «два» положил.

Такт 5-8 – перекладывает кубики слева направо левой рукой и произносит слова:

Кубик на кубик, кубик на кубик,

Скоро будет дом готов!

11.    «ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ» р.н.п. «Пойду ль да выйду ль я».

Ход игры: Дети сидят на стульчиках и выполняют движения с ложками под русскую народную песню:

Музыка А:

1-я фраза – стучат ложками справа  четвертными нотами.

2-я фраза -  стучат ложками слева  четвертными нотами.

Музыка Б:

1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

2-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

Музыка А:

1-я фраза – стучат восьмыми по правой ноге снизу вверх.

2-я фраза - стучат восьмыми по левой ноге снизу вверх.

Музыка Б:

1-я фраза – движение «тарелочки» четвертями.

2-я фраза – хлопки (две восьмые – справа, две восьмые – слева, 2 хлопка четвертями перед собой).

Музыка А:

1-я фраза - стучат ложками слева направо восьмыми нотами.

2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.

Музыка Б:

1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

2-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

  1.  «ВЕСЕЛЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

Цель: формировать ощущение речевого и музыкального предложения.

Ход игры: Музыкальный руководитель поет нечетные фразы со словами, а дети – четные со звукоподражаниями, подыгрывая на колокольчиках.

1.Веселый колокольчик –

Динь – динь -  динь.

Смеется и хохочет –

Динь – динь -  динь.

 2.Он пел зимой чуть слышно –

Динь – динь -  динь.

Но снова солнце вышло –

Динь – динь -  динь.

3. И звонкие капели –

Динь – динь -  динь.

В ответ ему запели –

Динь – динь -  динь.

  1.  «ШЛА ВЕСЕЛАЯ СОБАКА»

Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя его ритмический рисунок.

Ход игры:

Шла веселая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав.

А за ними – поросенок, чики, Брики, хрю!

Чики, Брики, повтори-ка, что я говорю!

  1.  «ВЕСЕЛЫЕ СТРОИТЕЛИ» муз. Г. Вихаревой

Цель:  развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов.

Ход игры: дети стоят по кругу или врассыпную лицом к воспитателю.

Внимательно слушают и выполняют движения по тексту.

1.  Заработала пила  -    «пилят», держа в руках воображаемую ручку от пилы

И пошли у нас дела

Пилим, пилим и поем

И ничуть не устаем.

На проигрыши       -        кружатся «топотушкой» 

2. Колем, колем топором    -  «колют дрова», держа воображаемый топор       

Мелкие дровишки

Будут строить птичкам дом

Наши ребятишки.

3. Молоточки, тук, да тук     - стучат кулачком по кулачку

Гвозди забиваем

Мы для птичек строим дом

Птичкам помогаем.

4. Птички, вам уже пора     - машут руками наверху, зовут птичек

Справить новоселье

Прилетайте к нам сюда

Будет вам веселье         

Проигрыш бегут по кругу, машут крыльями, изображая птичек        

  1.  «ТАНЕЦ ПРИРОДЫ»

Цель: координация движений, воображения, чувство танцевального пространства.

 Ход игры: Все дети разбиваются на пары и тройки (при желании - группы побольше), а затем под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему ( примеру – танец восхода Солнца, морской прибой, облака, звезды, огонь, фонтан).

Дети  сидят, как в зрительном зале, а затем каждая команда по очереди показывает свой танец.

16.    ТАНЕЦ БЕЗ МУЗЫКИ

Цель: побуждение к раскрепощению, выявлению эмоций, развитие танцевальной пластики.

Ход игры: Все становятся по кругу, один ребенок  выходит в центр. Дети должны без музыки придумать и создать для стоящего в центре круга   атмосферу танца. Например – дождь, пожар или порыв ветра. (Круг может в определенном ритме хлопать, щелкать, топать, дуть, напевать, выть, кружиться, подпрыгивать, и т.д.)

Задача того, кто остался в кругу – почувствовать и передать в танце то состояние пространства, которое ему задают.

  1.  «ЛОВУШКА» р. н. м. «Я на горку шла»

 Цель: учить детей синхронно выполнять движения под музыку или пение, действовать вместе, одновременно отмечая конец запева или 1-й части музыки общим движением, развивать быстроту реакций, ловкость; воспитывать смелость и активность каждого ребенка, а также умение достойно проигрывать, не обижаться, а упражняться дальше.

Ход игры: 4-5 человек становятся в круг, держась обеими руками за веревку, концы которой соединены, остальные дети за кругом.

На затакт дети должны одновременно поднять веревку вверх. А затем на каждый такт то опускают веревку вниз, то поднимают ее вверх. Так продолжается до конца 1-й части музыки или запева. В конце веревка должна оказаться наверху.

 На 2-й части музыки или на припев остальные дети поворачиваются за ведущим и бегут за ним «змейкой» через все «воротики». По окончании музыки «ловушка захлопывается»- дети опускают веревку вниз. Кто попался, тот становится в круг и берется обеими руками за веревочку. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают почти всех детей.

  1.  «КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛЬЧИКИ»

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Ход игры: Дети стоят по линиям, руки внизу. Изображаем большой колокол – хлопок над головой  на «раз», на «два» – пауза. Маленькие колокольчики-руки вперед, хлопки на «раз-два», пауза.

Варианты   «колокольчиков»,  звучащих  около  правого  ушка  или  левого уха.

 19.         «РАЗ, ДВА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ»

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Ход игры: Дети стоят парами друг против друга.

Такты 1 – 2. Хлопают в свои ладоши два раза и в ладоши партнера три раза и поют «Раз, два, добрый день».

Такты 3 – 4. Дети стоящие лицом к центру круга боковым галопом перебегают к другому партнеру.

Движения повторяются до конца 1-й части (с повторением).

  1.  «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Цель: Развитие творческих способностей, фантазии, умение быстро и нестандартно мыслить.

Ход игры: 

Дети выполняют любые движения под музыку. Музыкальный руководитель  говорит слова: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется  три - и называет  любое  прилагательное – смешная, большая и т.д.  фигура на месте замри!

  1.  «ХОДИМ КРУГОМ»

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма.

Ход игры:

Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом, друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,

Будем дружно повторять!

Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.

Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.

  1. «АИСТ И ЛЯГУШАТА» б. н. п «Янка»

Цель: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.

Ход игры:

Скачут, скачут лягушата         -  лягушата прыгают на двух ногах в произвольном направлении

Скок-поскок, скок-поскок. 

Скачут бойкие ребята-

Прыг на кочку, под листок.

Аист вышел на болото             - лягушата выполняют «пружинки», аист ходит вокруг

Погулять, погулять. 

Прячьтесь живо, лягушата,     -  лягушата приседают и не шевелятся

Чтоб не смог вас отыскать!,     - аист ходит между ними, задевая рукой пошевелившихся.

  1.  «ПЕРЕДАЙ ШЛЯПУ»

Цель: Развитие способности концентрировать внимание, чувства ритма.

Ход игры: Дети садятся в круг, на одном ребенке – шляпа. Когда начинает звучать музыка,  ребенок снимает шляпу с впереди сидящего и надевает на себя, сзади сидящий снимает с него шляпу и надевает на себя, т. е. передают шляпу по кругу, по очереди  снимая с головы соседа н надевая ее на себя.

24.  «НАЙДИ СВОЕ  МЕСТО» муз. Т. Ломовой «Учимся танцевать»

Цель: закрепить построение врассыпную, формировать двигательные навыки различных танцевальных шагов, развивать чувство ритма.

Ход игры: дети стоят в рассыпную, свободно друг от друга. Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением: подскоки, галоп, ходьба с высоким сгибанием колена, ходьба на пятках, хороводный шаг и др. По окончании музыки дети должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходное положение: ноги вместе, руки на пояс. Игра продолжается 4-5 раз.

25.         «ПРИГЛАШЕНИЕ»  муз. Ф. Шуберта «Экосез»

Цель: закрепить подскоки, боковой галоп, развивать чувство ритма, воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Ход игры: Дети стоят по кругу, лицом в центр. Исходное положение: 6 поз. ног, руки на поясе. Выбирается ведущий. Под музыку польки (2/4 размер) ведущий подскоками или боковым галопом движется по внешнему кругу и выбирает следующего ведущего, подходит к нему во внутренний круг «приглашает» (кивок головой) и встаёт на его место, а новый ведущий продолжает игру.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкально -ритмических игр

Сборник музыкально-ритмических игр ( с просторов интернета)...

Картотека музыкально-ритмических игр

Предлагаемый дидактический материал объединяет музыкально- дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества.Я искренне желаю, чтобы эти игры помогли в работе с детьми, разн...

Картотека музыкально - ритмических игр для старших дошкольников

Развитие музыкальных способностей детей, творчества и инициативы....