«Формирование предпосылок здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»
консультация (старшая группа)

Шуклина Ирина Тимофеевна

Консультация «Формирование предпосылок здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Формирование предпосылок здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии»


«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

                                                                                              В. Сухомлинский

   Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья - это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности. 

    Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии.

      Что такое валеология? Термин «валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым»и «логос» - «наука». Таким образом, валеология - наука о здоровье. Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

      Основная цель валеологического воспитания - создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника; профилактика заболеваний.

Задачи:

- охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную работоспособность детей;

- способствовать формированию у детей осознанное отношение к своему здоровью;

- воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни;

- приобщать детей к спорту;

- способствовать развитию основных физических возможностей;

- способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта;

- проводить профилактику вредных привычек, закаливание;

- создавать оптимальный режим дня;

- отслеживать состояние здоровья.

      Важным условием воспитания и развития ребенка является создание валеологически развивающей среды.

В группе должны быть физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Оформлены уголки здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.

       Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети. Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение может осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам, совместные занятия для детей и родителей и т. д.

     Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий: компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников; валеологическая культура родителей; интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс; создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней; учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.

     Для результативной работы рекомендуется построить образовательный процесс с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей, а также с упором на основные принципы психологии и педагогики. Формирование культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. А совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.

   Работу по формированию здорового образа жизни детей можно разбить на следующие блоки:

1. «Ребенок и здоровье»: особое внимание уделяется формированию у детей первоначальных навыков охраны жизни и здоровья.

Формированию умений детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности на основе ситуационных моментов.

2. «Полезные продукты»

3. «Личная гигиена»: особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

4. «Тело человека»: на занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

5. «Витамины и здоровый организм»

6. «Ребенок на улицах города»: знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения.

7. «Будем спортом заниматься»: совместно с детьми выявляется значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

8. «Врачи - наши помощники»

9. «Опасные предметы»: закрепление правил безопасности.

       Для реализации данной работы используют следующие формы и методы:

-Занятия.

- Чтение художественной литературы и познавательных книг.

- Изодеятельность и творчество.

- Экскурсии и целевые прогулки.

- Дидактические и сюжетно-ролевые игры.

- Экспериментальная и опытническая деятельность.

- Взаимодействие со специалистами.

- Тематические беседы.

- Работа с родителями.

- Кружковая работа.

- Взаимодействие со спортивными учреждениями.

- Анкетирование и мониторинг.

        Задача этой работы - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания «сделать себя лучше, сильнее, умнее; создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». И нам с вами следует быть очагами, методическими центрами по внедрению здорового образа жизни в каждую семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии

В настоящее время одной из приорететных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....

Методическая разработка "Формирование предпосылок здорового образа жизни в дошкольном детстве".

ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................       3ГЛАВА ПЕРВАЯ. «Сущность и система здорового о...

Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО

в данной статье рассматриваются вопросы формирования здорового образа жизни посредством подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО в условиях дошкольной организации.Ключевые слова: Всероссийский физкульту...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни дошкольников посредством валеологии» Подготовила воспитатель Смирнова Н.Е.

Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,...

Выступление из опыта работы: "Формирование предпосылок здорового образа жизни у детей 2-3 лет посредством развития культурно-гигиенических навыков"

Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный пусть противодействия этому влиянию- правильная орг...