Мастер-класс «Использование массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой
консультация (старшая группа)

КОРНИЕНКО ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

 Мастер-класс  «Использование массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Мастер-класс  «Использование массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой

Цель: Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию массажного мяча в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами и приемами использования массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой.

2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Оборудование:

  • массажные мячи с колючками по количеству участников;
  • комплекс пальчиковой гимнастики.

Ход мастер- класса:

Уважаемые друзья, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему «Использование массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой».

1 часть. Теоретическое обоснование темы.

Ребенок постоянно изучает, познает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать этот интерес и способствуют постоянному развитию ребенка, то необходимо предлагать детям различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.). Работа по развитию мелкой моторики начинается с самого раннего возраста. Грудному младенцу можно массировать стопы и пальчики рук, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте выполняя простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, расширяется работы в данном направлении.

Игра — является ведущим видом деятельности в обучении и воспитании детей. Игровые формы работы дают поле для использования разнообразного оборудования, в том числе и нестандартного (массажные мячи).

Высказывание В. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» раскрывает следующее, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности ребенка совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук

В настоящее время темпы развития речи у детей катастрофически снижаются.

Несмотря на то, что в магазинах можно приобрести различные развивающие игрушки и посредством интернета включить ребенка в компьютерные игры, развитие мелкой моторики остается не на высоком уровне.

Именно поэтому для развития мелкой моторики рук необходимо включать комплексы пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика–это нетрадиционная форма закаливания, которая развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Разучивание текстов с применением пальчиковой гимнастики способствует более активному развитию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.

Особый интерес у детей вызывает  массаж ладоней и пальчиков рук посредством массажного мяча.

Играя с массажным мячом, который помещается в ладошке, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Совместно с ребенком можно выполнять различные упражнения: подбрасывать и ловить мяч, растягивать и шуточно нажимать на него, раскатывать в ладонях и т.д.

2 часть. Работа с предложенным материалом.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных стихов, сказок при помощи пальцев. Одной из форм работы с детьми по развитию мелкой моторики рук являются пальчиковые игры с предметами.

Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с  массажным мячом.

А) Упражнение «Ёжик»

Представьте, что к вам в гости пришел ежик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.

Ёжик выбился из сил —

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока,

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж по тропке убежал,

Нам «Спасибо!» пропищал.

На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.

Б) А теперь давай  немного потанцуем под музыку и выполним комплекс упражнений с музыкальным сопровождением.

Комплекс упражнений:

Мяч находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Делать массажные движения, катая мяч вперед-назад (вверх-вниз), круговые движения. Далее продолжить катать мяч по ногам, в парах по спине и завершить стопами.

В) Выполнять можно движения с мячом в сопровождение сказочных героев. Сказку можно придумать самостоятельно. Элементы сказкотерапии настраивают ребенка на положительные эмоции, развивают фантазию, воображение, а в комплексе с мячом и мелкую моторику рук.

Предлагаю Вашему вниманию послушать авторскую сказку «Ёжик» и выполнить, согласно тексту, движения с массажным мячом.

Жил да был Ёжик в волшебной стране (положить мяч на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать мяч от ладошки к  каждому пальчику): Медведь (большой палец), Лиса (указательный палец), Волк (средний палец), Белка (безымянный палец), Заяц  (мизинец), затем (зажать мяч в ладошке).

И решил он однажды навестить своих друзей.

Выбежал Ёжик на тропинку (катать мяч по кругу ладони)  и побежал к Медведю, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (пальцами рук нажать на мяч).

Но не оказалось Медведя дома: «Наверное, он спит» — подумал Ёжик  и покатился дальше (катать мяч по кругу ладони).

Катится Ёжик, а навстречу ему  Лиса идет не  спеша.

Обрадовался Ёжик, спрашивает у Лисы:

«Куда ты идёшь?».

«В деревню за курочками» — отвечает Лиса – «Пойдем со мной».

«Нет, я не пойду! Иди сама!» (катать мяч влево-вправо).

Покатился Ёжик дальше (катать мяч по кругу ладони).

Вдруг из-за куста выбежал Волк и говорит:

«Привет, Ёжик! Ты не видел, Заяц не пробегал?» (катать мяч вперед-назад)

-«Нет, не видел!» — отвечает Ёжик (катать мяч влево — вправо).

«Я чувствую его запах, он где-то рядом…»- сказал Волк и побежал дальше по тропинке в лес.

Ёжик задумался, поднял голову вверх и увидел на ветке дерева сидит Белка и грызет орешки (подбрасывать вверх мяч и ловить).

«Будешь орешек?»- спросила Белка.

«Да!» — ответил Ёжик.

-«Ну, тогда лови!» (подбрасывать вверх мяч и ловить).

Раз – орешек (зажать мяч в ладошке), два – орешек, (зажать мяч в другой ладошке) — много насобирали.

Поблагодарил Ёжик Белку за орешки и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Вдруг ему навстречу выскакивает Заяц, спрашивает  его Ёжик:

-«Ты куда скачешь?»

-«Скачу, сам не знаю куда!» — отвечает Заяц. – «Поскакали вместе».

Стал Ёжик с Зайцем скакать (прикасаться колючками мяча к кончикам пальцев).

Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатать мяч по ладошке), лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать мяч в ладошке) и уснул.

3 часть. Рефлексия.

На заключительном этапе мастер-класса хотелось бы, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали собственное мнение — что Вам больше всего понравилось или возможно было неинтересно?

Участники, если Вы узнали что-то новое для себя и были увлечены процессом игры с мячом — подбрасывайте вверх мяч, а если было скучно и неинтересно — зажмите мяч в ладонях.

Литература:

1. Бардышева Т. Ю., Щербакова Т. Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.

2. Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.

3.  Нефедова Е. А., Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование спортивного инвентаря на физкультурных занятиях» (фрагмент НОД с большим массажным мячом для детей 5-7 лет)

Мастер – класс «Использование спортивного инвентаря на физкультурных занятиях» (фрагмент НОД с большим массажным мячом для детей 5-7 лет) является практической частью семинара и...

Мастер - класс «Использование игрового комплекса «Фиолетовый лес» при организации различных видов детской деятельности».

Цель: развитие у дошкольников логического мышления, познавательной активности через развивающую сенсомоторную зону «Фиолетовый лес».    ...

Мастер - класс «Использование игрового комплекса «Фиолетовый лес» при организации различных видов детской деятельности».

Цель: развитие у дошкольников логического мышления, познавательной активности через развивающую сенсомоторную зону «Фиолетовый лес».    ...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

Мастер-класс "Использование массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"24949245","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1600","style":"width: 299px; height: 399px;","width":"1200"}}]]  [[{"ty...

Мастер-класс "Использование гимнастических мячей при нарушении осанки"

Эффективным средством оздоровительной работы с детьми с неправильной осанкой являются упражнения на гимнастических (надувных) мячах, которые позволяют создать оптимальные условия для правильного полож...