Картотека игр по коммуникативным навыкам
картотека

Вяткина Оксана Николаевна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_uprazhneniy_srednyaya_i_starshaya_gruppa.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития- детский сад» №27 «Родничок»

Картотека игр по коммуникативным навыкам 

Составитель:

воспитатель

 О.Н. Вяткина

Картотека игр по коммуникативным навыкам в средней группе.

1.« Назови себя»

Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.  Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

2.«Назови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.  Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.

3.«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.     Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

4.«Волшебная палочка»

Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми.   Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

5.«Замри»

Цель: развивать умение слушать, развивать организованность.  Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.  

6. «Ручеёк»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.    Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия. Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.

7.«Волшебная палочка»

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.   Один называет сказку, другой ее персонажей и т.д.

8.«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.   Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.). Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова. Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.  Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко?

9.«Кузовок»

Цель: продолжать закреплять вежливые слова.  Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина.  Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».

10.«Вот какая бабушка»

Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.     Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.  

11.«Чудесный мешочек»

Цель: расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.   Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.                                               

12.«Добрые слова»

Цель: развивать умение употреблять в речи добрые слова.    Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся.  Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)  

13.«Коврик примирения»

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.       Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.

 14.«Как быть, что делать?»

 Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.      Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.  

15.«Посылка»

Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи.   Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его.   Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.

16.«Вот какой Дед Мороз»  

Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова.  Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз, как  он его благодарил, как можно его ласково назвать.   

17.«День ночь»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.  После слов «День наступает- все оживает» Участники игры хаотично двигаются, прыгают. Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает- все замирает», дети замирают в причудливых позах.
18.«Зеркала»

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Задачи:

1) развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

2) улучшение коллективных взаимоотношений.

Ход игры:

Воспитатель: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Зеркала»».

Воспитатель или один ребенок с помощью считалочки выбирает ведущего.

Воспитатель: «Таня, ты ведущий, вставай в центре комнаты, а все остальные обступайте ее полукругом. Теперь ведущий может показывать любые движения, а все остальные должны повторять за ним. Тот, кто ошибается – выбывает. Тот из вас, кто победит – станет следующим ведущим».

Необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

19.«Газета»

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Задачи:

1) Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

2) Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

3) Практическое овладение воспитанниками нормами речи;

4) Умение работать в команде;

5) Преодоление робости перед телесным контактом.

Материал: газета;

Ход игры:

Воспитатель: «Ребята, давайте разобьемся с вами на команды по 4 человека»

Воспитатель: «Молодцы! Сейчас я перед каждой командой положу развернутую газету, ваша задача вчетвером встать на нее по моему сигналу. Когда вы встанете, я должна зафиксировать ваше положение. Давайте попробуем.»

Дети встают.

Воспитатель: «Очень хорошо, а теперь я сложу пополам газету, а ваша задача также вчетвером поместиться на нее»

Дети выполняют. Газета складывается до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. Можно подсказать детям, что для победы им нужно обняться, тогда расстояние между ними сократится.

20.«Подари улыбку другу»

Цель:

Развитие мимики и коммуникативных навыков. Активизация эмоциональной памяти.

Задачи:

1 ) Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

2) Развитие положительного отношения друг к другу;

3) Развитие эмоций в игровой деятельности;

4) Умение слушать.

Ход игры:

Воспитатель: «Ребята, встанем в круг. Теперь каждый найдите себе пару, покружитесь с ней, улыбнитесь, погладьте друг друга по голове, обнимитесь. И потом опять разбегитесь и встаньте в круг. Выбираете себе новую пару и все повторяете»

Дети выполняют движения под слова: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг на друга , улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».

21.«Приветствие»

Цель: Преодоление тактильных барьеров.

Задачи:

1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

2. Умение работать в паре;

3. Преодоление робости перед телесным контактом.

Ход игры:

Воспитатель: «Ребята, давайте разобьемся на пары. Ваша задача по моей команде быстро поздороваться друг с другом разными частями тела (правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, спина со спиной, ухо с ухом и т.д).

Воспитатель показывает пример. Дети могут поменять несколько партнеров.

Развиваем умение сотрудничать: учим слышать, понимать и подчиняться правилам.

Картотека игр по коммуникативным навыкам в старшей группе.

«Клеевой ручеёк»

Цель: Развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Ход: Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.    

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть «широкое озеро».  

4. Пробраться через «дремучий лес».

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

«Нос к носу»

Цель: Создания положительного настроя и внимательного отношение друг  к другу.

Ход: Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде воспитателя, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя. «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Ход: Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания. Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

«Слепец и поводырь»

Цель: Развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Ход: Дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу доверия». По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

«Волшебные водоросли»

Цель: Снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Ход: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

«Вежливые слова»

Цель: Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

«Подарок на всех»

Цель: Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Ход: Детям даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или «Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

«Волшебный букет цветов»

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Материал: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Ход: Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку? (Грустное, печальное, скучное)

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов)

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель: таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

«Игра-ситуация»

Цель: Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Ход: Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

«Изобрази пословицу»

Цель: Развить умение использовать невербальные средства общения.

Ход: Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

«Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»

«Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты»

«Нет друга – ищи, а найдёшь – береги»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Разговор через стекло»

Цель: Развить умение мимику и жесты.

Ход: Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло». Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить…»), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

«Закорючка»

Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Ход: Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры

«Пойми меня»

Цель: Развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ход: Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, «И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт!» (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

«Сбрось усталость»

Цель: Снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость.

Ход: Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперёд, назад. По сигналу воспитателя надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Воспитатель говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори ещё».

«Бабушка Маланья»

Цель: Формирование уверенного поведения, повышения самооценки.

Ход: В этой игре водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. На ребёнка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая её выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы). Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки). На неё глядели и делали вот так...(повторяют за  «Маланьей» любое смешное движение). Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос и т. д. Движение должно повторятся несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

«Замри»

Цель:  Развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам.

Ход: Дети прыгают в такт музыки (ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому-то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник.

«Зайчик и лиса»

Цель: Учить слышать, понимать и соблюдать правила игры.

Материал: маска лисы.

Ход: С помощью считалки выбирается водящий – «лиса». «Лиса» садится за куст. Остальные дети «зайчики» собираются около одной из стен комнаты. Воспитатель произносит:

Раз, два, три, четыре, пять! Вышли зайчики гулять.

«Зайчики» выбегают на середину комнаты и прыгают. Воспитатель, выдержав паузу говорит:

Вдруг лисица выбегает, зайку серого хватает.

На последнем слове «лиса» выбегает и пытается поймать «зайца» который не успел вернуться к стене. Пойманный ребенок становиться водящим, а игра возобновляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность...

Картотека подвижных игр по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников

Основными в технологии О.А. Бизиковой "Развитие диалогической речи в игре" являются игровые методы. Подвижные игры, представленные в картотеке,  используются в непосредственно образовательно...

Картотека дидактических игр на развитие эмоций и коммуникативных навыков.

В картотеке использованы дидактические игры на развитие эмоций и коммуникативных навыков....

Картотека по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Развитие коммуникатных навыков у детей дошкольного возраста....

Картотека "Игры и коммуникативные навыки"

Картотека "Игры и коммуникативные навыки"...