ПРОЕКТ "ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА"
проект (младшая группа)

Чеботарева Диана Владимировна

Проект  тема "Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЗАРЯДКА».

В этом упражнении дети выполняют движения по тексту…

   

    Руки подняли и покачали –

    Это деревья в лесу.

    Руки согнули, кисти встряхнули –

    Ветер сбивает росу.

    В сторону руки, плавно помашем –

    Это к нам птицы летят

    Как они сядут, тоже покажем –

    Крылья сложили назад.

«ПТИЧКИ».

Птички полетели, (дети свободно бегают, машут «крыльями»),

Крыльями взмахнули,

На деревья сели, (кружась, приседают на корточки),

Сели – отдохнули. (Отдыхают.)

«МЫШКА».

Мышка в норку забралась,    (дети выставляют ноги на носок),

На замочек заперлась     («виляют хвостиком»),

В дырочку глядит     (наклоняясь вперед, прикладывая руку ко лбу),

Кошка не бежит?      (Прыжком садятся на корточки.)

«СТИРКА».

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

    Мы белье стирали,

    В речке полоскали,

    Выжали, развесили,

    Стало очень весело!

«НА ЛУЖОК».

На лужок пришли зайчата  (дети выполняют 4 прыжка),

Медвежата, барсучата     (приседают на корточки, встают),

Лягушата и енот    (выставляют поочередно ноги на пятку),

Лисы, белочки и крот.

На зелёный на лужок     (выполняют 4 хлопка)

Приходи  и ты, дружок!   (Выносят руки вперед – «приглашают».)

«СТРОИМ  ДОМ».

Молотком  стучу,  стучу    (кулачками стучим перед собой,

        один кулачок сверху, другой снизу),

Сто  гвоздей заколочу!     (Стучат, меняя положение кулачков.) 

Буду строить дом, дом    (правую руку отводят в сторону,  

           сгибают,        затем выполняют то же левой рукой),

Будем жить мы в нем, в нем!     (Поднимают руки над головой

        «крышей», покачивают головой.)

        

         

«КАЧЕЛИ».  (В парах.)

Дети стоят друг к другу лицом держатся за руки. Покачиваются из стороны в сторону. (ритмично). Напоминаем, чтобы они смотрели в глазки друг другу, не расцепляли рук, подпевая.

            Ой – да, ой – да, на качели сели,

            Ой – да, ой – да, песенку запели!

            А потом ещё раз быстро раскачались

  Все у нас, все у нас весело смеялись!

    «СМЕШНЫЕ  ЧЕЛОВЕЧКИ».   Ритмическая игра.

Смешные человечки не могут посидеть:

На бережок, к водичке им хочется успеть!

                   (Дети бегут по кругу мелкими шажками.)

Бултых! Нырнули дружно и вынырнули враз.

        (Имитируют ныряние, чуть приседая. «Выныривают», поднимаясь на носочки.)

Теперь обсохнуть нужно на травке нам сейчас.

        (Стряхивают» с себя воду соответствующими движениями рук.)

Прыг – скок» В ушах водица! Ушами потрясем.

        (Скачут то на одной ноге, то на другой, чуть потряхивая головой.)

Болеть нам не годится – пошли скорее в дом!

        (Маршируют на месте.)

«ЛОШАДКА».

   - Здравствуй, серая (белая, чёрная, рыжая) лошадка!  (педагог…)

   - И –го –го, и –го –го.  (дети…)

   - Хочешь, дам морковки сладкой?

   - И –го –го, и –го –го.

   - Подружись –ка ты со мной.

   - И –го –го, и –го –го.

   - Веселее песню пой.  (дети…) - И –го –го, и -го –го.

«КУКУШКА».

              - Жила – была кукушка.        (педагог…)        

  - КУ – КУ – КУ – КУ – КУ – КУ.        (дети…)

  - Веселая болтушка.

  - КУ – КУ – КУ – КУ – КУ – КУ.

  - Она забот не знала.

  - КУ – КУ – КУ – КУ – КУ – КУ.

  - В лесочке куковала.

  - КУ – КУ – КУ – КУ – КУ – КУ.

«ТУЧКА – СЕРДЮЧКА».

  - Жила на свете тучка.                    (педагог…)

     - КАП – КАП…                (дети…)

     - По имени сердючка.

     - КАП – КАП…

     - Она ни с кем не зналась.

     - КАП – КАП…

     - Совсем не улыбалась.

     - КАП – КАП…

«СОРОКОНОЖКА».

Дети выстраиваются в колонну, кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку. Учатся четко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполняя движения.

   1.   Шла сороконожка (дети идут ритмичным шагом, пружиня…)

          Топ – топ – топ.

          По сухой дорожке.

          Топ – топ – топ.

2.       Вдруг закапал дождик: кап!

Кап, кап, кап.   (дети останавливаются, ритмично пружиня)

- Ой, промокнут сорок лап!

Кап, кап, кап.

3.       Насморк мне не нужен (идут высоко подним. колени...)

Нет, нет, нет.  (шепотом.)

Обойду я лужи!

Да, да, да…   (шепотом.)

4.       Грязи в дом не принесу   (останавлив-ся, трясут ногой…)

          Раз, два, три.   (шепотом.) 

Каждой лапкой потрясу!

Раз, два, три.   (шепотом.)

5.       И потопаю потом  (дети топают ногами.)

          Топ, топ, топ…

          Ой, какой от лапок гром!

          Топ, топ, топ…

«ВОЛШЕБНЫЕ БАРАБАНЫ».

Дети  ритмично проговаривают и прохлопывают ритм.

Бьёт волшебный барабан:

Бам! Бам! Бам!

А волшебный Барабум:

Бум-бум-бум!

Бьет волшебный Барабах:

Бах-бах-бах!

А волшебный Барабух:

Бух, Бух, Бух!

«МУРАВЬИНАЯ  ЗАРЯДКА».

Дети выполняют движения под громкое неторопливое чтение педагога и по его показу. (средняя группа.)

1.   Муравьи проснулись рано (дети «протирают глаза», присев на корточках),

       Потянулись, встали прямо (встают, руки поднимают вверх, затем опускают.)

2.   Прыг да скок, прыг да скок! (Прыгают на двух ногах, руки свободно)

       Новый начался денек!

3.    Вместе весело живём (ритмично маршируют на месте)

Хорошо быть муравьем!

4.    Улыбнулись всем друзьям (остановились, с легким поклоном улыбаемся друг другу),

        Побежали по делам (легко бегут по кругу).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема проекта «Пальчиковая гимнастика» (Пальчиковые игры)

Слайд 2

Цель : повысить уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через проведение пальчиковых игр; создать положительный эмоциональный настрой; повысить речевую активность; Задачи: Учить слушать и понимать речь взрослого; Развивать умение подражать взрослому; Развивать внимание, зрительную и слуховую память; Воспитывать интерес к пальчиковым играм. Ожидаемый результат: дети научатся выполнять движения в соответствии с текстом, пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными и гибкими. У детей повыситься интерес к пальчиковым играм. Участники проекта: воспитатели, дети 2 младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный (с января по март месяц)

Слайд 3

I Подготовительный этап 1)Подобрать и изучить литературу: Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.) Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет . – М.: Росмэн , 1999. – 160 с., ил. Коноваленко , В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил. Цвынтарный , В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный . – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с. 2) Составить картотеку пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 4

II Основной этап Реализация проекта осуществляется через обучение пальчиковым играм:

Слайд 5

«Я хочу построить дом»

Слайд 6

«Комарик»

Слайд 7

III Итоговый этап Работа с родителями: Папка-передвижка « Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста» Проведение мастер-класса для родителей по пальчиковым играм

Слайд 8

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи и, как следствие, развитие мышления. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают «речевую активность ребёнка». Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять . Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, и усилится контроль за выполняемыми движениями . Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений . У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, они могут «рассказывать руками» целые истории . «НУЖНО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ, ЕСЛИ УМНЫМ ХОЧЕШЬ БЫТЬ »

Слайд 9

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком рисования и письма.



Предварительный просмотр:

Актуальность проблемы

По статистике более 25% детей дошкольного возраста по всему миру страдает серьезными нарушениями в речевом развитии. Тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом( онр, дизартрия..)

Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточной сформированностью речи у детей, а у некоторых и вообще отсутствие ее, недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь. Я поняла, что окружение ребенка (семья, родственники), в своем большинстве мало общаются с ребенком. 

Также я заметила,  что у значительного большинства детей пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью: дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку, зашнуровать ботинки. Недостаточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится все более обычным явлением и почти во всех случаях влияет на развитие речи не только устной, но и письменной.

Именно эти наблюдения сподвигнули меня на выбор темы «Пальчиковые игры, как средство развития речи в младшем дошкольном возрасте».

Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры, о которых я хотела бы вам более подробно рассказать и показать, а именно как мы с детьми знакомились в течении года с пальчиковыми играми и к каким результатам пришли.

В своей работе я руководствовалась двумя принципами:

Принципы от простого к сложному

Проводятся в игровой форме ( ведущий вид деятельности)

Этапы работы:

I этап. Ознакомительный этап

Пальчиковые игры с показом взрослого и с повторениями, используемые непосредственно в образовательной деятельности.

  1. В прятки пальчики играли и головки убирали, вот так вот так и головки убирали.

Усложнение: одна рука, затем две руки и поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

Например,

  1. Мы сегодня рисовали, наши пальчики устали,  (рисовали – поиграли)

Наши пальчики встряхнем, рисовать опять начнем

  1. Тук, тук, тук – да-да-да

Можно к вам – рад всегда

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. 

НАПРИМЕР, Что за чудо чудеса, раз рука и два рука (вначале все «дружили» только со взрослым, а затем со сверстниками)

II ЭТАП Активизация позиции ребенка с помощью взрослого (добавляются новые усложнения)

Усложнение пальчиковой игры в три этапа, например,

Вот собачка Жучка, хвостик закорючка

  • взрослый показывает дети выполняют
  • ведущий ребенок с куклой бибабо
  • подвижная игра с куклой бибабо, дети в активной роли учавствуют.

Ускорение (скороговорки) 

Соотносить действия со словами, учиться четко и быстро произносить текст, развитие артикулляционного аппарата. Соревновательный момент и интерес для детей.

Например, Едет едет паровоз, две трубы  и сто колес, две трубы  и сто колес машинистом рыжий пес! - Мы капусту рубим, рубим

Сравнение двух и более пальчиковых игр и найти сходство (развитие мыслительных процессов, анализ, синтез и т.д.)

Например, мы капусту рубим, рубим/ варим, варим мы компот

На придумывание своих действий.

Например, существительные: стол, стул, чашка, чайник, вилка,доска,нож

Глаголы: положила, села размешала, выпила, варила и т.д.

Фразы: положила и размешала сахар, чайник вскипел, мясо разрезал и сьел, налила чай.

Составление мини рассказов из 2-3 предложений на основе знакомых слов и фраз.

Звукоподражание, ЗКР.

Например, Летят осы вокруг носа…

озвучивание знакомых ситуаций, развитие звуковой культуры речи

Например,  чайник вскипел (ууууу), налить чай в чашку,

IV ЭТАП Творческий этап.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения

Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить пальчиковые игры наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Некоторым детям намного проще пропеть текст ,нежели его проговорить. Мои дети очень любят петь, но чтоб интерес не пропал у них к пению одних и тех же песен, при этом ,чтоб они хотели петь не только вновь выученные песни, но и ранее , пришла мысль вместе с детьми придумать на одну из наших любимых песен действия.

На детскую песню «Прошла зима» мы совместно с детьми придумали движения пальчиками и руками, и такой опят для них становится намного ценнее, потому что в них вложена частичка их души, детских каких-то впечатлений, эмоций и т.д.

С декабря месяца мы пробовали придумывать элементарные движения на новогодние песни.

Вывод:

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Тем самым, я считаю, что адаптация прошла менее стрессово, так как пальчиковые игры мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения и успокаивают, что тоже актуально было для наших детей.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных движений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

И для педагогов и взрослых огромный плюс я выделила, что пальчиковые не требуют какой-либо усиленной специальной подготовки, пособий, и могут проводиться в любом месте, хоть в машине, на улице, в автобусе и т.д.

Мы провели огромную работу и конечно на этом бы не хотелось останавливаться.



Предварительный просмотр:

Одни известные педагоги сказали: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев (В. А. Сухомлинский), "Рука – это инструмент всех инструментов", Аристотель, "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

И все эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка.

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук.

Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме.

Пальчиковые игры  влияют на развитие речи, они также мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).  А также, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:

«Здравствуй, пальчик, выходи. На Юлю (называете имя своего ребенка) погляди.

Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.)

Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка». (Выпрямляете пальчик.)

Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

1) «Ты, утенок, не пищи, лучше маму поищи» (Сжимание и разжимание пальцев рук)

2) «Водичка, водичка, умой мое личико… .» (Выполнение движений в соответствии с текстом) .

3) Массаж пальцев.

«Мышка мыла мышам лапку, каждый пальчик по порядку. 

Вот намылила большой, сполоснув потом водой.

Не забыла и указку, смыв с нее и грязь, и краску.

Средний мылила усердно, самый грязный был, наверно».

Примеры пальчиковых игр и упражнений, используемые в работе с детьми 3 – 4 лет:

Котёнок

«Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! » (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности).

«Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)

Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)

Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).

«Замочек»

На двери висит замок (соединяем руки в замочек, переплетая пальцы)

Кто его открыть бы мог? Покрутили, (поворачиваем замочек, не расцепляя пальцев) Потянули, (раздвигаем ладошки в разные стороны, пальчики по-прежнему сцеплены) Постучали, (ладошки хлопают друг о друга, пальцы при этом остаются в замке)

И открыли! (расцепляем пальцы).

Курочка

«Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками),

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце» (показываем как черпаем воду и пьём).

Апельсин

«Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура! »(встряхиваем обе кисти)

Гости

«К Кате гости прибежали,(бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора,(соединяем большой и указательные пальчики)

Здравствуй Жанна, (большой и средний)

Рад Серёжа (большой и безымянный)

Рад Снежана (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок( 2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки! »

Домик

«Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)

Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)

Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)

И в окошко постучусь.

Тук, тук, тук, тук! » (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Ёжик

(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

«Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? (малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку (малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не плачьте, не просите (катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня волки! » (ёжик убегает в домик, на место в коробку или на полку)

Замок

«На двери висит замок (руки в замке)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)

Потянули, (потянули)

Покрутили, (вращаем руки)

Постучали (стучим основанием ладоней)

И – открыли! (руки разжимаются) »

Котик

 (выполнять действия по смыслу)

«Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо».

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

Таким образом, степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого.

Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта  «Пальчиковая гимнастика»

Цель: повысить уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через проведение пальчиковых игр; создать положительный эмоциональный настрой; повысить речевую активность;

Задачи:

  1. Учить слушать и понимать речь взрослого;
  2. Развивать умение подражать взрослому;
  3. Развивать внимание, зрительную и слуховую память;
  4. Воспитывать интерес к пальчиковым играм.

Ожидаемый результат: дети научатся выполнять движения в соответствии с текстом, пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными и гибкими. У детей повыситься интерес к пальчиковым играм.

Участники проекта: воспитатели, дети 2 младшей группы, родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (с января по март месяц)

I Подготовительный этап

1)Подобрать и изучить литературу:

Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.)

  1. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
  2. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
  3. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

2) Составить картотеку пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста.

II Основной этап

Реализация проекта осуществляется через обучение пальчиковым играм:

месяц

мероприятие

ответственный

Январь

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(пальцы рук соединяются ритмично в    «замок»). 

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание одноименных пальцев  обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).

Начинай считать опять. 

Раз ,два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

                 «В гости»

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).

Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний,

(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).

Безымянный и последний —

Сам мизинчик-малышок (пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы).

Постучался на порог (кулаки стучат друг о друга).

Вместе пальчики — друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки). 

Друг без друга им нельзя.

«Домик»

Раз, два,  три, четыре, пять

(разжимание пальцев, по   одному, начиная с большого).

Вышли пальчики гулять.

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).

Раз, два,три,четыре,пять,

(сжимание по очереди широко расставленных пальцев, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять.

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).

«Прогулка»

(При выполнении этого упражнения дети сидят на

своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).

Пошли пальчики гулять,

(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).

А вторые — догонять,

(ритмичные движения по столу указательных пальцев).

Третьи пальчики — бегом,

(движение средних пальцев в быстром темпе).

А четвертые—пешком.

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).

Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).

И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола).

Чеботарева  Д. В.

февраль

«Человечки»

Побежали вдоль реки

(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю).

Дети наперегонки.

(Повторить несколько раз.)

 «Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх).

Мы морковку трем, (пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя)    

Мы капусту солим,            

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

«Замок»

На двери висит замок,

(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок).      

Кто открыть его бы смог?

(повторение движений).

Потянули, (пальцы сцеплены в «замок", руки потянуть в одну,  потом другую сторону).

Покрутили, (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе).

Постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).

И — открыли! (пальцы расцепить, ладони в стороны).

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»).

Ну, а к дому путь закрыт. («ворота»).

Мы ворота открываем,

(ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем. («дом»).

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке, («стол»).

Рядом стульчик у окошка, ("стул").

Два бочонка под столом.

(«бочонки» обеими руками).

Вот такой я видел дом. («дом»).

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

("цветок с закрытыми лепестками»).

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питание

(ритмичные движения пальцам и - вместе и врозь).

Дружно дают под землей корешки.

("корни").

Чеботарева  Д. В.

март

«Зайцы»

Скачет зайка косой

("зайчик» правой рукой).

Под высокой сосной.

("дерево» правой рукой).

Под другою сосной

("дерево" левой рукой).

Скачет зайка второй.

(«зайчик» левой рукой).

                    «Козы»

Идет коза рогатая,

("коза» правой рукой).

Идет коза бодатая.

К ней другая спешит,

(«коза» левой рукой).

Колокольчиком звенит.

(«колокольчик").

 «Птички»

Птички полетели,

(«птички»).

Крыльями махали.

(махи ладонями с широко

расставленными пальцами).

На деревья сели,

(«деревья»).

Вместе отдыхали

(«птички»).

«Кошка и собаки»

Вышла кошечка вперед,

(«кошка» правой рукой).

К нам идет, хвостом играет,

(левой ладонью машем у основания правой кисти).

Ей навстречу из ворот

(«ворота»).

Две собаки выбегают.

(«собаки» обеими руками).

«Мышиная семья»

Это папа -  мышь.

( дети показывают большой палец)

Он красивый, как все мышки:

У него мягкая шкурка,

(дети гладят одной рукой кисть другой руки)

у него большие уши,

(рисуют в воздухе пальцем уши)

у него острый носик,

(дети складывают кончики пальцев вместе и  приставляют их к носу)

А хвост во-о-о-о-т такой!

(дети показывают отрезок примерно 30 см).

Повтор: для мамы мыши  - указательный палец, для брата мыши – средний палец, для сестры мыши – безымянный.

А это мышка-малышка.

(дети показывают мизинец)

Она совсем не похожа на других мышей!

(дети качают головой)

Шёрстка у неё гладкая, ушки маленькие, носик остренький,

а хвостик во-о-о-т такой!

(показывают руками всё, как и прежде, только меньших размеров, хвост примерно 5-7 см).

«Весёлый гном»

Жил да был весёлый гном

(дети показывают руки над головой, изображая колпачок)

с круглыми ушами.

(описывают

 руками большие круги вокруг ушей)

он на сахарной горе

(локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, что образуется треугольник)

спал под воротами.

(пальцы изображают ворота)

Вдруг откуда ни возьмись великан явился,

(руки высоко подняты над головой)

съесть он гору  захотел,

(подносят руки ко рту)

только подавился!

(дети смеются)

Ну а что ж весёлый гном?

Так и спит глубоким сном!

(дети изображают спящего гнома)

Чеботарева  Д. В.


III Итоговый этап

  1. Работа с родителями: Папка-передвижка «Пальчиковая гимнастика»
  2. Проведение мастер-класса для родителей по пальчиковым играм




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...