Статья "Игра- как средство воспитания"
статья

Бабаева Ирина Валентиновна
Игра – как средство воспитания В педагогической теории игры, особое внимание уделяется изучению игры, как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло – космическая ракета). Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Задача педагога – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у дошкольников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность, порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно с неожиданной стороны. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Задачи игры: 1. Главная задача обучение – подготовка детей к жизни. 2. Способствовать адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем. 3. Организация учебно-познавательной деятельности. 4. Создание и укрепление детского коллектива. В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр: 1 группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки, предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. Ребята младших групп любят игры с куклами и игрушками. 2 группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. 3 группа – дидактические игры. Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель. 4 группа – спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры. 5 группа - игры интеллектуальные – игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например, шашки, шахматы и т.д. Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую. В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н.К.Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н. К. Крупская писала: «...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - для дошкольников - способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Крупской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре. Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка игрой высказывал А.С.Макаренко. Сам он блестяще реализовал эту идею, работая с трудными подростками. Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По мнению А. П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. В играх ребёнок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Через себя в игре ребёнок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и педагог получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка. Игры пятиминутки: 1. Игра «Хлопни в ладоши», когда услышишь заданное слово или «Четвёртый лишний» - игры на развитие внимания, памяти, логического мышления. 2. Придумать слова с заданной буквой: - начинающиеся на букву «А» - игра “Я знаю 5 названий имен девочек/мальчиков/цветов” показывает знания детей, полученные ими на занятиях и в обыденной жизни. Физкультминутки: Игры на внимание «Чего не стало?», «Какой цифры не стало?», «Найди своё место» - игра с цифрами, «Запомни порядок». Ребята всех возрастов, любят играть с мячом. В старших группах учимся ловить мяч, бросать от себя, в игре «Сколько в слове слогов?». Педагог бросая мяч ребенку, называет слово. Ребёнок получивший мяч, называет количество слогов в этом слове и возвращает мяч педагогу. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть всё то, чем занимается ребёнок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать. Игры должны приносить радость и внушать детям уверенность в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – как средство воспитания

В педагогической теории игры, особое внимание уделяется изучению игры, как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребёнка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло – космическая ракета).

Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Задача педагога – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у дошкольников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность, порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно с неожиданной стороны. Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.

Задачи игры:

1. Главная задача обучение – подготовка детей к жизни.

2. Способствовать адаптации ребенка к условиям социальной жизни в

дальнейшем.

3. Организация учебно-познавательной деятельности.

4. Создание и укрепление детского коллектива.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр:

1 группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки, предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п. Ребята младших групп любят игры с куклами и игрушками.

2 группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

3 группа – дидактические игры. Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель.

4 группа – спортивные (подвижные) игры. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.

5 группа - игры интеллектуальные – игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например, шашки, шахматы и т.д.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста.

Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н.К.Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н. К. Крупская писала: «...игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - для дошкольников - способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Крупской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка игрой высказывал А.С.Макаренко. Сам он блестяще реализовал эту идею, работая с трудными подростками.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По мнению А. П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.

В играх ребёнок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых.

Через себя в игре ребёнок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и педагог получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Игра выступает как подготовительный этап развития ребенка.

Игры пятиминутки:

1. Игра «Хлопни в ладоши», когда услышишь заданное слово или «Четвёртый

лишний» - игры на развитие внимания, памяти, логического мышления.

2. Придумать слова с заданной буквой:

- начинающиеся на букву «А»

- игра “Я знаю 5 названий имен девочек/мальчиков/цветов” показывает знания детей, полученные ими на занятиях и в обыденной жизни.

Физкультминутки:

Игры на внимание «Чего не стало?», «Какой цифры не стало?», «Найди своё место» - игра с цифрами, «Запомни порядок».

Ребята всех возрастов, любят играть с мячом. В старших группах учимся ловить мяч, бросать от себя, в игре «Сколько в слове слогов?». Педагог бросая мяч ребенку, называет слово. Ребёнок получивший мяч, называет количество слогов в этом слове и возвращает мяч педагогу.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть всё то, чем занимается ребёнок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.

Игры должны приносить радость и внушать детям уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека".

В консультации изложена проблема "куда отдать ребёнка", в какой кружок его записать....

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

Нравственное воспитание по средствам воспитания дошкольников любви к родному городу.

Конспект занятия в старшей группе «Наша Родина – Россия»...

Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».

Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».       Формирование основ толерантной культуры – одна...

Выступление в межрегиональном семинаре "Поликультурное воспитание в дошкольных образовательных организациях". Тема: "Мордовский национальный костюм как средство воспитания у детей любви к Малой Родине"

В данной статье говорится о мордовском народном костюме, как о  бесценном неотъемлемом достоянии культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, ...

Статья для родителей "«Подвижная игра - как средство физического развития личности и одно из самых важных средств воспитания ребёнка»

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается статья в которой говорится о пользе подвижных игр с детьми. роль подвижных игр в воспитании высока, так как они развивают физическую акт...

Консультация для родителей "Народное творчество как средство воспитания и условия осуществления национального воспитания"

То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая народное творчество в свои занятия, ...